"Мнемотехника в работе с детьми"
методическая разработка (средняя группа) на тему
Педагогам и родителям необходимо формировать у детей способность связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях, пересказывать художественные произведения.
И ещё одной из проблем для современного дошкольника является огромный поток информации и невозможность справиться с её обработкой самостоятельно. Это реальность, в которой оказываются наши дети. В связи с этим, актуальным становится необходимость совершенствования современных методов и приёмов, использование более эффективных научно-обоснованных путей развития речи у детей дошкольного возраста. Одним из таких методов является метод мнемотехники.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_na_rod._sobranii.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Знакомство родителей с новой методикой.
Использование мнемотехники в работе с детьми.
К.Д.Ушинский писал:
“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему
пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он их усвоит на лету”.
Наблюдая за своими детьми, за их речью, мы отмечаем, что в настоящее время всё чаще наблюдаются такие проблемы , как: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимании; ребята затрудняются называть обобщающие слова, вести диалог с педагогом, неправильно употребляют в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, не согласовывают прилагательные с существительными в роде, падеже. Часто, приходя в детский сад, дети сообщают, что им подарили игрушку. Когда воспитатель просит рассказать о ней, ребёнок очень сбивчиво, косноязычно её описывает. Не получается описания, потому что дети затрудняются выстроить цепочку рассказа. Затрудняются в инсценировке сказок, используют преимущественно простые предложения из 2-3 слов.
Педагогам и родителям необходимо формировать у детей способность связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях, пересказывать художественные произведения.
И ещё одной из проблем для современного дошкольника является огромный поток информации и невозможность справиться с её обработкой самостоятельно. Это реальность, в которой оказываются наши дети. В связи с этим, актуальным становится необходимость совершенствования современных методов и приёмов, использование более эффективных научно-обоснованных путей развития речи у детей дошкольного возраста. Одним из таких методов является метод мнемотехники. Чтобы подготовить детей к учебной деятельности, выработать навык грамотной обработки информации, усвоить сложный материал, развить свою речь без умственного и нервного напряжения, применяется эта технология.
Мнемотехника – система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, развитие связной речи.
Задачи мнемотехники:
1. Способствовать развитию связной речи.
2. Расширять и обогащать словарный запас детей.
3. Формировать умение преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодировка информации) .
4. Совершенствовать способность детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.
5. Способствовать формированию развития у детей восприятия, воспроизведения, умения использования средств технологии.
Новизна методической разработки заключается в создании системы непосредственно образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста и соблюдения принципа интеграции, который обеспечивается взаимодействием всех образовательных областей.
Преимущество мнемотехники - использование её в совместной и в самостоятельной деятельности (пересказ, инсценировка, игры – драматизации).
Для детей младшего дошкольного возраста лучше всего подходят цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: ёлочка- зелёная, колобок –жёлтый и др. Позже изображения усложняются или заменяются графическим изображением: лиса – оранжевые геометрические фигуры (круг, квадрат) и др. Для детей старшего возраста схемы даются в одном цвете.
Суть работы с мнемотаблицами заключается в следующих этапах:
1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено
2. Перекодировка информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3. После перекодировки осуществляется пересказ, составление рассказа по заданной теме и др., то есть происходит отработка метода запоминания.
4. Зарисовка мнемотаблиц детьми (в старших группах)
5. Рассказывание по мнемотаблицам, созданными детьми.
Пирог
Падал снег на порог,
Кот слепил себе пирог,
А пока лепил и пёк
Ручейком пирог утёк.
Пироги себе пеки
Не из снега – из муки.
Н.Нищева “Ёлочка”
Перед нами ёлочка:
Шишечки, иголочки.
Шарики, фонарики,
Зайчики и свечки,
Звёзды, человечки.
Дед Мороз
Дед Мороз, Дед Мороз,
Деткам ёлочку принёс,
А на ней фонарики,
Золотые шарики,
Дед Мороз, Дед Мороз,
Деткам сладости принёс,
Вафли ароматные
И конфеты мятные.
При использовании таких таблиц впервые, у ребят возник большой интерес к разгадыванию загадок, разучиванию стихотворений. Детки самостоятельно повторяли стихотворения по знакомым таблицам, а затем рассказывали уже без «подсказок» по памяти. Такой не поддельный интерес к этой методике подвел к тому, чтобы изучить её подробнее и ввести в свою работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Использование системы приёмов "Мнемотехника" в работе с детьми дошкольного возраста.
Использование системы приёмов "Мнемотехника" в работе с детьми дошкольного возраста....
«Использование мнемотехники в работе с детьми 4-7 лет как одного из способов развития памяти, мышления, воображения, внимания, а именно, запоминание песен на музыкальных занятиях в ДОУ »
У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увели...
Использование мнемотехники в работе с детьми младшего возраста
Мнемотехника – это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания какой-либо информации и развития речи детей. В детском саду мы часто используем разные алгоритмы каких –либо про...
Консультация для воспитателей "Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми младших групп"
Консультация содержит материал из опыта работы с детьми. Мнемотаблицы помогут вопитателям повысить интерес детей к заучиванию стихов. пересказу сказок, а так же к познанию природного мира....
"Использование мнемотехники в работе с детьми" (Из опыта работы)
Речевое развитие...
Консультация для воспитателей на тему: «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста». Что такое мнемотехника?
Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини пам...
Система работы Использование приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание и воспроизведение информации.Цель: использование технологии мнемотехники в образовательном процессе для...