Родительское собрание на тему: Я-СЕМЬЯ-РОД-НАРОД!
материал ( группа) на тему
Форма проведения: посиделки.
Цель: привлечь внимание родителей к вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Задачи: осмыслить основные нравственные ценности; расширить представления и обогатить педагогические умения родителей по вопросам нравственного воспитания дошкольников; вовлечь родителей в обмен мнениями об успехах и трудностях нравственного воспитания ребёнка; способствовать получению опыта содержательного и конструктивного мышления; увлечь родителей разнообразными способами работы во время коллективных встреч.
План проведения:
Вступительное слово ведущего (сообщение темы, цели и задач родительского собрания).
«Посиделки».
Принятия решения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya-semya-rod.docx | 43.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Я-СЕМЬЯ-РОД-НАРОД!
Время проведения: третья-четвёртая неделя марта.
Форма проведения: посиделки.
Цель: привлечь внимание родителей к вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Задачи: осмыслить основные нравственные ценности; расширить представления и обогатить педагогические умения родителей по вопросам нравственного воспитания дошкольников; вовлечь родителей в обмен мнениями об успехах и трудностях нравственного воспитания ребёнка; способствовать получению опыта содержательного и конструктивного мышления; увлечь родителей разнообразными способами работы во время коллективных встреч.
План проведения:
- Вступительное слово ведущего (сообщение темы, цели и задач родительского собрания).
- «Посиделки».
- Принятия решения.
Ход мероприятия:
- Подготовительный этап
- Оформление материалов к выставке по теме собрания.
- Разработка сценария.
- Проведение опроса детей и родителей на тему «Нравственные ценности».
- Оформление текстовых и наглядных материалов к собранию.
- Изготовление плаката «Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети. Старость неотвратима. Смерть неумолима. Перед этими несчастьями никто не может закрыть двери своего дома. А от плохих детей дом можно уберечь, как и от беды» (Народная мудрость).
- Разработка проекта решения.
- Организационный этап
Родительское собрание проходит в помещении группы или в музыкальном зале. Звучит спокойная народная музыка. Столы расположены для работы в группах (по четыре группы). На каждом столе лежат чистый лист, ручка, подставка, подносы с материалами для ручного труда, программа собрания.
- Вступительное слово ведущего
Ведущий приветствует родителей, сообщает тему собрания: «Я-семья-род-народ!», ее цель (нравственно-патриотическое воспитание дошкольников), обращает внимание присутствующих на программу собрания.
- Этап распределение ролей.
Ведущий. Дети дошкольного возраста очень любят фантазировать. Вместе в педагогами они часто отправляются в воображаемые путешествия. Вот и мы сегодня с вами отправимся в путешествие. Оно будет особенное. Мы отправимся в далекое прошлое, к нашим предкам.
Представьте себе мир, в котором они жили. Не было городов, высоких домов, электричества. (Открывается картина, изображающая семью и быт прошлого). Избы были большими и просторными. Вечерами за большим столом собиралась вся семья. (Фоном звучит народная песня).
Так и нас всех, собравшихся сегодня, можно назвать одной большой семьёй. Для наших детей детский сад становиться вторым домом. Воспитатели в течение дня стараются заменить детям родителей. Так что на пять лет все мы «сродняемся» и живем общими заботами и радостями.
Чтобы конкретнее определить роли в нашей большой и дружной семье, мы распределимся на четыре группы (называется и ставит на стол символ):
- «Малыши»;
- «Дети»;
- «Родители»;
- «Бабушки и дедушки».
Итак, вся семья в сборе! Как говорится, сядем рядком да поговорим ладком.
- «Посиделки»
Воспитатель. Народная гласит: «Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети. Старость неотвратима. Смерть неумолима. Перед этими несчастьями никто не может закрыть двери своего дома. А от плохих детей дом можно уберечь, как и от беды».
Воспитывая ребёнка, все члены семьи надеются вырастить из него достойного человека. Каждый хочет гордиться своим ребёнком, чтобы он вырос созидателем, а не прожигателем жизни.
Но прежде чем начать наш разговор, давайте выясним, знаем ли мы, что такое нравственность, мораль, доброта и другие нравственные понятия.
Задания 1. Разминка.
- Мудрые мысли (Приложение А.)
На каждом столе лежат карточки с пословицами, поговорками, афоризмами, высказываниями великих людей на тему родительского собрания. Под музыку карточки передаются по кругу. Таким образом родители знакомятся с содержанием каждого высказывания.
- История фамилии.
Участники собрания рассказывают о своей фамилии.
Ведущий. Стремительно летит время, изменяется наша жизнь. Многие слова исчезают из употребления. Вспомните, как Пушкин описывал любимую героиню: «А как речь-то говорит, словно реченька журчит…» чем больше будет звучать в нашем доме теплых слов, тем крепче и благополучнее будет наша семья.
Задания 2. Попробуем вспомнить самые заветные, самые душевные слова и выражения.
- «Малыши» - о маме.
- «Дети» - о папе.
- «Родители» - о старшем поколении.
- «Бабушки и дедушки» - о внуках.
(Время на подготовку 1 минута. Записывают все слова, а затем один представитель от команды их зачитывает.)
Ведущий. Сколько добра и света в названных вами словах! Почаще согревайте свой семейный очаг теплом. Не скупитесь на добро.
Слов прекрасных вы знаете много, но всегда ли при детях говорите их? Детский словарный запас надо постоянно пополнять. Не скрывайте от детских глаз и ушей свое искреннее восхищение, благодарность, заботу, любовь к любому члену вашей семьи. Пусть подобные слов будут главными словами ваших детей.
Задание 3. А теперь проанализируем ответы наших детей и родителей на тему «Нравственные ценности».
- Представляются обобщенные результаты опроса детей группы.
Вопросы для детей:
- Каким ты хочешь быть человеком?
- Кем ты хочешь быть?
- Что нужно, чтобы дома у вас было всем хорошо?
- Без него нельзя прожить человеку?
- Если бы ты нашёл клад, то чтобы ты сделал?
- Если бы у тебя была волшебная палочка, то что бы ты сделал?
- Представляются обобщенные результаты опроса родителей.
Вопросы для взрослых:
- Качества, необходимые вашему ребёнку как человека…
- Вы хотели бы, чтобы ваш ребёнок стал…
- В хорошей семье всегда…
- Нельзя прожить без…
- Если бы я нашёл клад, то…
- Если бы я всё мог, то…
Задания 4. Музыкальная пуза - исполнение детских песен с нравственным содержанием (например, «Когда мои друзья со мной», «Ты человек» по 1 куплету (по очереди).
Ведущий. А сейчас мы поговорим о правилах общения в семье.
Установлено, что нравственность подростка зависит от того, как его воспитывали в годы детства, что заложили в его душу от рождения до 10 лет.
Для успешного воспитания важны не только любовь к ребёнку, но и общий микроклимат семьи. Родители для ребёнка - камертон: как они прозвучат, так он и откликнется. Если мы плохо относимся, например, к своим родителям, того же нужно ждать и от своих детей.
Древняя притча рассказывает: «Сын схватил старенького отца и потащил на съедение к крокодилам. Сын сына побежал за ним. «Зачем?» - спросил отец. «Чтобы узнать дорогу, по которой придется тащить тебя…»
В нашей повседневной жизни, мы, пожалуй, больше всего страдаем от недостатка культуры в людях. И дело даже не в вежливости, ибо она - лишь внешнее проявление культуры. Речь идёт о нехватке культуры внутренней, и нагляднее всего её уровень виден на детях.
Глядя на пятилетнего ребенка, можно ясно представить, какие у него родители, как и о чем они разговаривают друг с другом, какой микроклимат в семье. Не зря слово «культурный» имеет синоним «воспитанный».
Мы предлагаем вам краткие правила общения в семье, которые станут для вас своеобразной памяткой.
Давайте зачитаем памятку «Правила общения в семье» (зачитывают) (приложение Б).
Подробнее хочется остановиться на последнем пункте «правил». Совместная деятельность - источник общения. Совместный труд сближает, сплачивает семью. Даже мелкие незначительные поручения в семье помогут ребенку понять, осознать свою значимость.
В старину детей с трехлетнего возраста вводили в ремесло. Мальчика отец сажал на коня, начиналось для будущего мужчины обучение воинскому делу, охоте, ремеслу. Девочку с этого же возраста начинали учить рукоделию, ведению хозяйства.
Труд для детей был посильный, но настоящий. Отец несет мешок, сын - мешочек; у мамы веретено, у дочки - веретенце.
Что ж, и нам нечего без дела сидеть!
Задание 5. «Рукодельница». Творчество всегда занимало важное место в жизни человека. Всю жизнь люди стремились обустроить свой быт удобными, долговечными вещами, но делали их так, чтобы они радовали глаз и веселили душу.
На сегодняшних посиделках всем членам нашей большой семьи – свой урок».
«Малыши» - изготовляют украшение (игрушку) из бумаги.
«Дети» - оформляют пластиковые бутылки природным и бросовым материалом (вазы, карандашницы и т. д.).
«Родители» - изготовляют игрушку-куколку из ткани, ниток, гороха.
«Бабушки и дедушки» -демонстрируют разные способы придания формы булочкам из слоеного теста.
(Готовые поделки собираются, демонстрируются, в дальнейшем из них оформляется выставка в группе.)
Ведущий. В дружной семье любое дело ладится! Потрудились вы на славу! Украсили свои поделки от души!
Большое значение в нравственном воспитании детей имеет художественная литература. И одним из ведущих методов является инсценировка литературных произведений. Мы предлагаем вам принять участие в инсценировке рассказа А. Глебова «Бабушкина сказочка».
Задание 6. Инсценировка (приложение В).
Ведущий. В каждой семье есть проблемы, и это неизбежно, но важно не закрывать на них глаза, а вместе решать их. Не откладывайте ее решение на более поздний период, успокаивая себя тем, что ребенок еще маленький, он не понимает. Откладывая решение, вы просто усугубляете ситуацию.
VI. Подведение итогов собрания
Ну что ж, наши посиделки подошли к концу! Надеемся, что они не прошли для вас даром. Будьте добрее друг к другу. Берегите друзей. Пусть сбудутся все добрые предсказания! Пусть в ваших семьях будет лад и согласие! Пусть каждая ваша семья станет надежным звеном в цепочке Я - семья - род - народ!
Вариант 1. Родителям предлагается ответить на вопрос, что полезного для себя они узнали на собрании; зарисовать свое мнение в виде общего от группы рисунка и подписать одной фразой. Далее все рисунки родителей вывешиваются на стенд и зачитываются.
Вариант 2. Тройная оценка. Доску делят на три части. В первой части будет отмечаться все то, что участникам понравилось на родительском собрании. Во второй части должно быть указано, что не удовлетворило их запросы. В третьей части будут перечислены предложения по дальнейшей эффективности родительских собраний. Полученные ответы, при желании, можно обсудить со всей группой родителей.
VII. Принятие решения собрания
Приложение А. Мудрые мысли. Пословицы, поговорки и афоризмы о нравственности, воспитании, доме, семье
«Воспитание - лучший припас к старости» (Аристотель).
«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по-своему» (Лев Николаевич Толстой).
«Высокие нравственные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания» (Александр Владимирович Запорожец).
«Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости.. .» (Эмиль Золя).
«Лучшее воспитание - это воспитание в детях добра на основе искренних человеческих отношений» (Владимир Михайлович Бехтерев).
«Любовь к родителям - основа всех добродетелей» (Цицерон).
«На первом месте должны быть родина и родители, потом дети и вся семья, а затем остальные родственники» (Цицерон).
«Нет места милее родного дома» (Цицерон).
«Никогда так не любишь близких, как в то время, когда рискуешь потерять их» (Антон Павлович Чехов).
«От наших родителей мы получили величайший и бесценный дар - жизнь. Они вскормили и взрастили нас, не жалея ни сил, ни любви. И теперь, когда они стары и больны, наш долг - вылечить и выходить их!» (Леонардо да Винчи)
«Относись к другим так, как тебе хотелось бы, чтобы они относились к тебе» (Филипп Дормер Честерфилд).
«Очень важно с малых лет учить ребенка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином» (Василий Александрович Сухомлинский).
«Растите детей своих в добродетели, только одна она и может дать счастье» (Людвиг ван Бетховен).
«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители - пример тому» (Себастьян Брант).
«Семья начинается с детей» (Александр Иванович Герцен).
«У домов, как у людей, есть своя душа и свое лицо, на котором отражается их внутренняя сущность» (Александр Дюма-отец).
«Человек достигает совершенства через добрые дела, но сделанные не под принуждением» (Владимир Михайлович Бехтерев).
«Воспитывай дитя, пока поперек лавки лежит, вдоль ляжет - будет поздно».
«Кто людям добра желает, тот сам его добывает».
«Не привыкай к безделью, учись рукоделию».
«Не учила сына, когда кормила, а тебя кормить станет, так не научишь».
«Нет друга - ищи, нашел - береги».
«Своя земля и в кулачке родная».
«Уважай отца и мать - будет в жизни благодать».
«Уважай себя сам, будут уважать и люди тебя».
Приложение Б. Памятки для родителей
Основы нравственных отношений в семье
• Проявите интерес к жизни и проблемам ребенка, будьте искренним - подражая, он очень скоро вернет это вам.
• Ваши показные вежливость и чуткость к окружающим легко распознаются ребенком, и он учится лжи и лицемерию.
• Поступайте с другими людьми тактично, будьте терпеливым к чужим недостаткам - это будет для вашего ребенка уроком доброты и человечности.
• Не говорите о людях неуважительно, плохо - ребенок вырастет и станет отзываться так же о вас.
• Поведение - это нравственное мерило человека. Проявляйте благородство при любых обстоятельствах. Станьте примером для своего ребенка.
Правила общения в семье
• Начинать утро с улыбки.
• Не думать о ребенке с тревогой.
• Уметь «читать» ребенка.
• Не сравнивать детей друг с другом.
• Хвалить часто и от души.
• Отделять поведение ребенка от его сущности.
• Испытывать радость от совместной с ребенком деятельности.
Задачи формирования нравственного поведения у дошкольников
• С первых дней жизни ребенка воспитывать разнообразные положительные привычки, помогающие ему нормально расти и развиваться и организующие его поведение.
• Формировать у детей культуру поведения, воспитывать их дома, в детском саду, на улице, и общественных местах, соблюдая общепринятые нормы.
• Учить уважительно относиться к окружающим, считаться с их делами, интересами, удобствами.
• Воспитывать коллективистские навыки и культуру общения со взрослыми и сверстниками, выражающиеся в общительности, вежливости, предупредительности, сдержанности, деликатности, скромности, чуткости, умении считаться с интересами большинства.
• Воспитывать культуру речи - умение вежливо разговаривать, обращаться к взрослым на «вы», по имени и отчеству, говорить с четкой дикцией, приветливо и без лишней жестикуляции.
• Воспитывать культуру деятельности - умение обращаться с игрушками, книгами, пособиями, личными вещами, имуществом детского сада, готовиться к предстоящей деятельности, четко и последовательно выполнять и заканчивать ее, уметь договариваться с детьми, соблюдать общий замысел, действовать соответственно правилам и т. д.
• Вырабатывать у ребенка элементарные навыки организации своего свободного времени в соответствии с установленным распорядком жизни в детском саду и в семье.
• Формировать у ребенка разумные потребности и воспитывать чувство долга.
Педагогические условия, необходимые для успешного нравственного развития детей
• Правильный стиль взаимоотношений между взрослыми членами коллектива (между сотрудниками детского сада, между педагогами и родителями).
• Личностно ориентированные взаимоотношения между взрослыми и детьми.
• Четкий распорядок дня.
• Оснащенность групп и участка необходимым материалом, оборудованием, педагогически целесообразное их расположение и использование.
• Создание в группе такой обстановки, чтобы у ребенка возникало положительное эмоциональное отношение к окружающим его людям.
• Знание педагогами и родителями особенностей психического развития детей (особенности эмоционального развития, развитие мотивов поведения, развитие общения и др.).
Необходимо:
• организовывать работу по нравственному развитию дошкольников, учитывая, что главным побудителем нравственного поведения являются непосредственные чувства, отражающие внутренний строй личности и отношение к другим;
• учитывать возрастные и индивидуальные особенности и положение каждого ребенка в группе сверстников;
• работу по развитию и реализации нравственных представлений вести одновременно;
• учитывать, что выявленные к середине дошкольного возраста индивидуальные варианты поведения детей нельзя считать завершенными и закрытыми для позитивных изменений;
• избегать во время проведения игр, направленных на формирование доброжелательных отношений к сверстнику, инструкций, нравоучений и замечаний.
Мотивы поведения ребенка-дошкольника и развитие нравственных представлений
Мотивы - побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребности; осознаваемые причины, которые обуславливают выбор действий и поступков; предмет (материальный или идеальный), побуждающий к выбору действий.
Можно выделить несколько видов мотивов, оказывающих наибольшее влияние на поведение детей в разные периоды дошкольного детства.
1. Мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых (с их стремлением действовать как взрослые).
2. Мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми. (Стремление к положительным взаимоотношениям со взрослыми заставляет ребенка считаться с их мнением и оценками, выполнять устанавливаемые ими правила поведения. По мере развития контактов со сверстниками для ребенка становится все более важным их отношение к нему. Особенно стараются завоевать симпатию тех сверстников, которые им нравятся и которые пользуются популярностью в группе.)
3. Мотивы игровые (связаны с интересом к самому процессу игры).
4.Мотив самолюбия, самоутверждения. (Исходный пункт -возникающее на рубеже раннего и дошкольного возраста отделение себя от других людей, отношение к взрослому как к образцу поведения. Ребенок начинает претендовать на то, чтобы его уважали и слушали другие, обращали на него внимание, исполняли его желания.)
5. Познавательные и соревновательные мотивы (старший дошкольный возраст).
6. Нравственные мотивы. (Выражают отношение ребенка к другим людям. Эти мотивы изменяются и развиваются в связи с усвоением и осознанием нравственных норм и правил поведения, пониманием значения своих поступков для других людей.)
7. Общественные мотивы (желание сделать что-то для других, принести им пользу). (Уже многие младшие дошкольники могут выполнить несложное задание ради того, чтобы доставить удовольствие другим людям, - под руководством воспитателя изготовить флажок в подарок малышам или салфеточку в подарок маме.
Дети старше четырех лет в своих действиях все чаще начинают руководствоваться мотивом общественной пользы: поскорее навести порядок в группе или помочь одеться новенькому, чтобы все вместе вовремя вышли на прогулку; выполнить поделки для игры, в подарок маме, малышам.)
Определенную направленность всему поведению ребенка придает соподчинение, иерархия мотивов.
Приложение В. Инсценировка рассказа
Алексея Глебова «Бабушкина сказочка»
Ведущий. Тихим летним вечером сидели на крылечке бабушка Настя и внучка Катя. И вот какую сказку рассказала бабушка...
Бабушка. Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику.
Любовь. Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Бабушка. Подумал волшебник и сказал...
Волшебник. Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса еще не просохнет...
Бабушка. Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в установленное место к трем соснам, что стояли на краю леса... Пришла и видит: стоят у сосен пять прекрасных девушек, одна другой краше.
Волшебник. Вот, выбирай. Одну зовут Радость, другую -Удача, третью - Красота, четвертую - Печаль, пятую - Доброта.
Любовь. Они все прекрасны. Не знаю, кого и выбрать...
Волшебник. Твоя правда. Они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь.
Бабушка. Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой: у одной, как небо, - синие, у другой, как изумруд, - зеленые, у третьей, как яхонт, - серые, у четвертой, как темный бархат, - черные, у пятой, как незабудки, - голубые.
Задумалась Любовь. Потом подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку...
Бабушка. Вот и вся сказка. Ну, а ты, внучка, кого бы выбрала себе в подружки?
Ведущий. И Катя задумалась...
Катя. Да, пожалуй, доброты нам часто не хватает.
Бабушка. Людям нужно стать добрее!
Приложение Г.
Проблемные ситуации
Вариант 1
Предлагаем обсудить несколько педагогических ситуаций, решив предложенные задачи, найти выход из них.
Ситуация 1. Мать шестилетней девочки рассказывает воспитателю.
Стала замечать, что дочь растет черствой, бездушной. Она, например, проявляет полное равнодушие к близким, их невзгодам. Когда бабушка болеет, она не только не догадывается спросить ее о самочувствии или подать ей стакан воды, но даже затевает шумные игры там, где лежит больная. А тут произошел такой случай. Шли мы с Мариной по улице. Я оступилась и сильно ушибла ногу. Вы думаете, она проявила сочувствие по поводу случившегося? Ничуть не бывало! Потянула меня через дорогу к ларьку с мороженым. Я ей: «Сейчас не до мороженого. Ты видишь, каждый шаг доставляет мне боль». А она в ответ: «Подумаешь! Взрослым не бывает больно, они терпеть умеют». Откуда это у девочки? Ведь она окружена лаской и вниманием, да и внутрисемейные отношения, казалось бы, должны для нее явиться примером заботы друг о друге. Всегда внушали ей быть доброй, отзывчивой.
В чем причина?
Ответ. Нельзя рассчитывать на то, что если ребенок является свидетелем добрых отношений людей, то и сам станет поступать так же. Этого мало.
Пассивное восприятие примера не может создать у ребенка стремления к подражанию.
Еще большую ошибку мы допускаем, если ребенок становится лишь потребителем заботы, любви и внимания взрослых, если они не требуют от него ответного внимания к себе.
Ситуация 2. Отец и бабушка в день рождения мамы шестилетней Светланы дарят подарок и ей, чтобы не видеть огорчения на лице девочки; преподносят ей сувениры, как они называют, утешительные. А мама не может устоять против того, чтобы часть подарков, предназначенных ей, не перешла во владение дочери.
- Коробка с конфетами - это Светочке. Сувенир-самовар - тоже пригодится в кукольном хозяйстве... А вот из ткани, предзначенной мне на блузку, сошью Свете платье. Ты довольна, доченька? - обращается она к девочке.
Ответ. Важно, чтобы наши дети не были лишь потребителями радостей. Умению разделять радость другого надо учить ребенка. Маленький ребенок еще не всегда способен проникаться радостью ого, быть счастливым от того, что другому хорошо.
Ситуация 3. Пятилетняя Лида принесла со двора несколько веток тополя, чтобы поставить их в вазу и понаблюдать, как из почек появятся листочки.
- Мама, посмотри, что я принесла! - торопится поделиться дочь своей радостью. - И у Нины, и у Леши тоже есть веточки!
- Откуда взяли? Наверное, наломали сами? Как вас только в милицию не забрали!
Радость исчезает с лица девочки, сколько обиды в глазах! Она пытается разуверить маму:
- Да нет же, нет! Мы не ломали сами. Это нам дали рабочие, которые подрезали деревья!
- Лучше не обманывай, все равно проверю...
Отпуская дочь гулять, мама вновь высказывает подозрение:
- Опять заберешься с Олей домой вместо того, чтобы побегать на воздухе? Смотри, проверю!
Ответ. Маленькие дети по своей природе открыты и простодушны. От взрослых требуется контроль за поступками тех детей, которые склонны к действиям исподтишка. Однако такую проверку нужно делать очень деликатно: ребенок не должен ощущать на себе довлеющего контроля. Если он то и дело слышит: «Смотри, проверю», «Все равно узнаю» и т. п., то вряд ли можно научить его умению поступать открыто, быть правдивым из внутренних побуждений. Он станет поступать правильно тогда, когда знает, что его проверят.
Вариант 2
Ситуация 1. В автобусе одно места у окна занимает мальчик, рядом с ним сидит отец. На остановке входит женщина. Сесть некуда, и она останавливается возле отца с сыном.
1. Как дальше будет развиваться ситуация?
2. Кто должен уступить место?
3. Как вы учите своих детей правилам поведения в транспорте?
Ситуация 2. В семье устанавливают новогоднюю елку. Пятилетнему Игорю очень хотелось вместе со старшими наряжать ее. Но мама, боясь за красивые дорогие шары, не сразу согласилась на это и все время настороженно поглядывала на сына. От чрезвычайного усердия и волнения мальчик уронил и разбил самую большую и красивую игрушку. Мать стала кричать на сына, а он стоял, опустив голову, и плакал. Старшая сестренка постаралась вступиться за брата:
- Мама, разве можно из-за какой-то игрушки так ругать Игоря?
- Не твое дело, своих будешь воспитывать, тогда поймешь! - прервала она дочь и отправила сына в детскую.
1. В чем состоит педагогический просчет матери?
2. Как изменить ситуацию, исправить поведение матери?
3. Как вы поступили в таком случае?
Ситуация 3. В детстве Люда очень любила играть с отцом. Ей всегда было весело с ним. Как только отец приходил с работы, Люда обрадовано кричала:
- Ой, как хорошо! Значит, мы сейчас пойдем играть. Однажды отец пришел с работы очень усталым. Люда, как обычно, встретила его восторженным криком, желая идти играть с: ним во двор. Но отец неожиданно сказал:
- Сегодня не пойдем, я плохо себя чувствую.
- Нет, пойдем, все равно пойдем! - кричала девочка, цепляясь зa отца и увлекая его к двери.
- Доченька, подожди, дай твою руку! - внезапно скомандовал отец.
Люда послушно подала отцу руку, отец приложил ее к своей груди и спросил:
- Слышишь, как сильно стучит сердце? Если мы пойдем играть, оно может не выдержать, и тогда у тебя не будет папы.
Дочь испуганно посмотрела на отца, взяла его за руку и повела к дивану:
- Ложись, папочка, и тихонечко лежи, я поиграю сегодня одна.
1. Каким образом в процессе общения отец воздействовал на дочь?
2. Какие чувства по отношения к отцу возникли у Люды?
3. Как вы учите своих детей проявлять к вам и окружающим чувства сострадания, жалости?
После обсуждения педагогических ситуаций подвести итог, какими должны быть нравственные отношения в семье:
• Любовь и взаимное уважение.
• Взаимопонимание и взаимовыручка.
• Ценность и личная значимость каждого члена семьи.
• Участие каждого члена семьи в ее жизни - труд, отдых, учеба.
• Справедливое распределение материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему «Гармонизация детско-родительских отношений средствами физической культуры»
Родительское собрание на тему «Гармонизация детско-родительских отношений средствами физической культуры»Цель проведения дня открытых дверей: помочь родителям и детям ощутить радость от сов...
Выступление на родительском собрании по теме: "Влияние родительских установок на развитие детей". Практические рекомендации.
Практические рекомендации родителям по воспитанию детей....
Использование методов коучинга при проведении родительского собрания на тему «Детская тревожность в системе детско-родительских отношений».
На примере родительского собрания «Детская тревожность в системе детско-родительских отношений», хочу поделиться опытом использования методов коучинга в работе с родителями....
КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ. Тема: «Я – семья – род – народ».
Разговор и рекомендации о семье, о семейных традициях и их значении в воспитании и развитии ребёнка-дошкольника....
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ: «Я – СЕМЬЯ – РОД – НАРОД!»
Для успешного воспитания важны не только любовь к ребенку, но и общий микроклимат земли. Родители для ребенка – камертон: как они прозвучат, так он и откликнется. Если мы плохо относимся к своим родит...
Родительские посиделки на тему "Я - семья - род -народ".
привлечь внимание родителей к вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников....
Родительское собрание на тему: «Я — Семья — Род — Народ!»
Цель: привлечь внимание родителей к вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников....