Тревожность и страхи дошкольника
консультация ( группа) на тему

Гужова Наталия Николаевна

Дошкольный возраст является особым, уникальным периодом в жизни человека. Это время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе предметного и социального мира, развития познавательных способностей.

Этот период характеризуется множеством постоянных изменений в психике человека. Случается так, что ребенок, постепенно взрослея, начинает испытывать безотчетный страх, такое состояние называют тревожностью. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx37.67 КБ

Предварительный просмотр:

Тревожность и страхи дошкольника

Дошкольный возраст является особым, уникальным периодом в жизни человека. Это время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе предметного и социального мира, развития познавательных способностей.

Этот период характеризуется множеством постоянных изменений в психике человека. Случается так, что ребенок, постепенно взрослея, начинает испытывать безотчетный страх, такое состояние называют тревожностью. Психологический словарь трактует тревожность как индивидуальную психологическую особенность, заключающуюся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают. Тревожный ребенок постоянно подавлен, находится настороже, ему трудно устанавливать контакты с окружающими. Мир воспринимается как пугающий и враждебный. Постепенно закрепляется заниженная самооценка и мрачный взгляд на свое будущее. В этом случае речь идет о повышенной тревожности.

Некоторые авторы, в том числе и Б. И. Кочубей и Е. В. Новикова считают, что тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван:

  • Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и школой (детским садом). Например, родители не пускают ребенка в школу из-за плохого самочувствия, а учитель ставит "двойку" в журнал и отчитывает его за пропуск урока в присутствии других детей.
  • Неадекватными требованиями (чаще всего завышенными). Например, родители неоднократно повторяют ребенку, что он непременно должен быть отличником, не могут и не хотят смириться с тем, что сын или дочь получает в школе не только "пятерки" и не является лучшим учеником класса.
  • Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение. Например, воспитатель говорит ребенку: "Если ты расскажешь, кто плохо себя вел в мое отсутствие, я не сообщу маме, что ты подрался".

Задача взрослого человека помочь ребенку справляться с таким состоянием. Считается, что работа всех специалистов и родителей должна идти в трех направлениях:

  1. Повышение самооценки
  2. Обучение ребенка приемам поведения в конкретных, наиболее волнующих ребенка ситуациях
  3. Снятие мышечного напряжения

Повысить самооценку ребенка за короткое время невозможно. Необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу. Родители, в свою очередь, могут чаще обращаться к ребенку по имени, хвалить его даже за незначительные успехи, отмечать их в присутствии других детей. Однако похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на искренность слов взрослых. Причем ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили. В любой ситуации можно найти повод для того, чтобы похвалить ребенка.

Важно выяснить, какие ситуации вызывают у ребенка тревогу, и попытаться дать ему практические рекомендации по выходу из таких ситуаций. В любом случае необходимо наладить общение на тему переживаний каждого конкретного маленького человека, как в дошкольном учреждении, так и дома.

Для снятия мышечного напряжения можно использовать игры и упражнения на релаксацию, техники глубокого дыхания, самомассажа.

Рекомендации для родителей:

C:\Users\Бантик\Desktop\t_3.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая помощь родителей детям в преодолении тревожности и страхов.

Практика показывает, что только в том случае, когда все – и психолог, и воспитатели, и родители совместными усилиями помогают ребенку справиться со страхами, наша помощь будет по-настоящему эффективна...

"Мой страх" (психологический тренинг по преодолению тревожности и страхов у детей дошкольного возраста)

Данное занятие - одно из занятий цикла по преодолению тревожности у детей дошкольного возраста. Предлагаю мой опыт работы с использованием песочной терапии....

Диагностика и коррекция по выявлению детской тревожности и страхов

Диагностика и коррекция по выявлению детской тревожности и страхов...

Статья на тему:"Причины появления тревожности и страхов"

В целом тревожность является проявлением неблагополучия личности.В ряде случаев она буквально взращивается в тревожно-мнительной психологической атмосфере семьи,в которой родители сами склонны к посто...

«Коррекция тревожности и страхов у дошкольников»

Страх - это эмоция, которая может возникнуть в любом возрастном периоде. Исследования, которые были проведены, подтверждают, что в старшем дошкольном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются псих...

Конспекты к программе на коррекцию страхов и тревожности "У страха глаза велики"

Представлены конспекты занятий к программе "У страха глаза велики" с подробным описанием игр и упражнений....

Коррекция тревожности и страхов "Какого цвета мой страх"

Конспект занятияпо коррекции тревожности и страхов«Какого цвета мой страх»...