Коррекция тревожности и страхов "Какого цвета мой страх"
план-конспект занятия

Надежда Скляр

 

 

Конспект занятия

по коррекции тревожности и страхов

«Какого цвета мой страх»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задачи:

Учить детей преодолевать свой страх.

Дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки.

Дать детям возможность испытать разнообразные мышечные ощущения, научить задерживать внимание на этих ощущениях, различать и сравнивать их. Снизить психоэмоциональное напряжение.

Материал: листы формата А4, восковые мелки, магнитофон, диск с записью релаксационной мелодии.

Дети сидят за столами. Педагог: «Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами научимся играть в игру, которая называется «Шум растёт». В этой игре будут участвовать ваши щёчки и горлышко. Представьте, что на свете жил был маленький шумок. Разговаривал он так «ш – ш – ш». Но шумок постепенно рос и взрослел, и разговаривал уже по - другому «ж – ж – ж». И вот шумок превратился в настоящий Шум «Ж – Ж – Ж». Давайте вместе покажем, как рос шумок». (Дети повторяют вместе с психологом)

«Молодцы!»

«Ребята, когда я была маленькая, я очень много боялась: темноты, одиночества, высоты, зубного врача, больших собак. А с вами такое случалось?» (Да)

«Чего вы боитесь?» (Темноты, Бабы-Яги, оставаться один дома) \

«Я предлагаю вам взять мелки и нарисовать свой страх». (Дети рисуют, педагог уточняет цвет, который дети используют в изображении своего страха)

«Ребята, чтобы вы больше не боялись своих страхов, я предлагаю вам сделать их маленькими. Посмотрите, как я это сделаю» (Педагог сминает лист в руках, сопровождая сминание соответствующими эмоциями – брови сердито сдвинуты, уголки рта опущены. Дети повторяют то же со своими рисунками.)

«Ну вот, посмотрите, какой маленький стал ваш страх. Теперь вам нечего бояться, вы свой страх победили. Молодцы!

Подойдите ко мне, (дети подходят к педагогу и становятся в круг) сейчас мы с вами будем превращаться в разных животных».

«Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает?» (Дрожит, прячется)

«Правильно, дрожит и прячется. Покажите, как он дрожит, поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся» (Показ детьми.)

«Покажите, что делает зайка, если видит человека или волка? (Дети изображают испуганного зайца). «Молодцы!»

«А теперь мы с вами будем слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как ходит слон?» (Дети изображают слона)

«Да, слон ходит спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно. А что делает слон, когда видит человека? Он боится его?» (Не боится)

«Правильно! Слон дружит с человеком и, когда его видит, спокойно продолжает свой путь, покажите, как. (Дети показывают)

«Покажите, что делают слоны, когда видят тигра?»(Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона.)

«Молодцы, ребята! А теперь скажите, что вы чувствовали, когда изображали испуганного зайца?» (Страх)

«А что вы чувствовали, когда изображали слона?» (Силу, храбрость)

«Ребята, давайте сядем за стол, (дети с педагогом садятся за стол) посмотрите на свои страхи, какие они несчастные, никому не нужные лежат на столах. Мне почему-то стало жалко ваши страхи. Мы же теперь их не боимся, правда?» (Да)

«Может пожалеем их?» (Да)

«Давайте развернём их, погладим и сделаем так, чтобы они стали весёлыми. А как мы можем сделать наши страхи весёлыми?» (Разрисовать их) (Дети дополняют свои рисунки)

«Вот молодцы, теперь ваши страхи вовсе не страшные, а очень весёлые! Ребята, а сейчас, давайте представим себя веселыми зайчиками в цирке, играющими на воображаемом барабане». Педагог описывает характер физических действий: силу, темп, резкость, и направляет внимание детей на осознание и сравнение возникающих мышечных и эмоциональных ощущений.

«Как сильно зайчик стучит на барабане! А вы чувствуете, как напряжены у него лапки?» (Да)

«Ощущаете, какие лапки твердые, не гнутся! Как палочки! Чувствуете, как напряглись у вас мышцы в кулачках, ручках, даже в плечиках?!(Да)

«А вот лицо нет! Лицо улыбается, свободное, расслабленное. И животик расслаблен, дышит. А кулачки напряженно стучат! Давайте еще попробуем постучать, но уже медленнее, чтобы уловить все ощущения». (Дети повторяют движения, педагог следит за правильностью выполнения)

«Молодцы ребята! Я приглашаю вас на коврики, усаживайтесь поудобнее».

(Звучит мелодия. Дети сидят на ковриках, расстеленных на полу)

«Ребята, посмотрите в окно, какое яркое солнце! Солнечный зайчик прыгнул вам в глаза - закройте их. А теперь откройте глазки, солнечный зайчик побежал дальше – нежно погладьте его ладонями на лбу, на носу, на ротике, на щеках, на подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть. А теперь погладьте голову, шею, руки, ноги, животик. Он бегает по всему вашему телу. Солнечный зайчик любит и ласкает вас, и вы погладьте его и подружитесь с ним. А теперь этот маленький тёпленький солнечный зайчик попал к вам в ладошки. Вытяните руки вперед ладонями вверх. Теперь согните их и приблизьте к себе. Медленно сгибайте пальчики по одному, спрячьте в ладони солнечного зайчика, подышите на него, согревая его своим ровным, спокойным дыханием. Раскройте ладони – ваш солнечный зайчик радостно выпрыгнул из ваших ладошек. Улыбнитесь ему и не грустите, он еще прибежит к вам».

(Дети выполняют все движения вместе с педагогом)

«Ребята, наше занятие подошло к концу. Мне очень понравилось, как вы выполняли задания. А вам что понравилось больше всего на занятии?»(Изображать слона, раскрашивать свой страх, играть с солнечным зайчиком)

«Молодцы, ребята, я хочу подарить вам ваши рисунки, чтобы вы смотрели на них, какие они весёлые и добрые и никогда больше не боялись. До свидания».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по коррекции тревожности и страхов

«Какого цвета мой страх»

Задачи:

Учить детей преодолевать свой страх.

Дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки.

Дать детям возможность испытать разнообразные мышечные ощущения, научить задерживать внимание на этих ощущениях, различать и сравнивать их. Снизить психоэмоциональное напряжение.

Материал: листы формата А4, восковые мелки, магнитофон, диск с записью релаксационной мелодии.

Дети сидят  за столами. Педагог:  «Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами научимся играть в игру, которая называется «Шум растёт». В этой игре будут участвовать ваши щёчки и горлышко. Представьте, что на свете жил был маленький шумок. Разговаривал он так «ш – ш – ш». Но шумок постепенно рос и взрослел, и разговаривал уже по - другому «ж – ж – ж». И вот шумок превратился в настоящий Шум «Ж – Ж – Ж». Давайте вместе покажем, как рос шумок». (Дети повторяют вместе с психологом)

 «Молодцы!»

 «Ребята, когда я была маленькая, я очень много боялась: темноты, одиночества, высоты, зубного врача, больших собак. А с вами такое случалось?» (Да)

 «Чего вы боитесь?» (Темноты, Бабы-Яги, оставаться один дома) \

«Я предлагаю вам  взять мелки и нарисовать свой страх». (Дети рисуют, педагог уточняет цвет, который дети используют в изображении своего страха)

«Ребята, чтобы вы больше не боялись своих страхов, я предлагаю вам сделать их маленькими. Посмотрите, как я это сделаю» (Педагог сминает лист в руках, сопровождая сминание соответствующими эмоциями – брови сердито сдвинуты, уголки рта опущены. Дети повторяют то же со своими рисунками.)  

«Ну вот, посмотрите, какой маленький стал ваш страх. Теперь вам нечего бояться, вы свой страх победили. Молодцы!

Подойдите ко мне, (дети подходят к педагогу и становятся в круг) сейчас мы с вами будем превращаться в разных животных».

«Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает?» (Дрожит, прячется)

«Правильно, дрожит и прячется. Покажите, как он дрожит, поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся» (Показ детьми.)

«Покажите, что делает зайка, если видит человека или волка? (Дети изображают испуганного зайца). «Молодцы!»

«А теперь мы с вами будем слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как ходит слон?» (Дети изображают слона)

 «Да, слон ходит спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно. А что делает слон, когда видит человека? Он боится его?» (Не боится)

«Правильно! Слон дружит с человеком и, когда его видит, спокойно продолжает свой путь, покажите, как. (Дети показывают)

«Покажите, что делают слоны, когда видят тигра?»(Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона.)

«Молодцы, ребята! А теперь скажите, что вы чувствовали, когда изображали испуганного зайца?» (Страх)

«А что вы чувствовали, когда изображали слона?» (Силу, храбрость)

 «Ребята, давайте сядем за стол, (дети с педагогом садятся за стол) посмотрите на свои страхи, какие они несчастные, никому не нужные лежат на столах. Мне почему-то стало жалко ваши страхи. Мы же теперь их не боимся, правда?» (Да)

«Может пожалеем их?» (Да)

«Давайте развернём их, погладим и сделаем так, чтобы они стали весёлыми. А как мы можем сделать наши страхи весёлыми?» (Разрисовать их) (Дети дополняют свои рисунки)

 «Вот молодцы, теперь ваши страхи вовсе не страшные, а очень весёлые! Ребята, а сейчас, давайте представим себя веселыми зайчиками в цирке, играющими на воображаемом барабане». Педагог описывает характер физических действий: силу, темп, резкость,  и направляет внимание детей на осознание и сравнение возникающих мышечных и эмоциональных ощущений.

«Как сильно зайчик стучит на барабане! А вы чувствуете, как напряжены у него лапки?» (Да)

«Ощущаете, какие лапки твердые, не гнутся! Как палочки! Чувствуете, как напряглись у вас мышцы в кулачках, ручках, даже в плечиках?!(Да)

 «А вот лицо нет! Лицо улыбается, свободное, расслабленное. И животик расслаблен, дышит. А кулачки напряженно стучат! Давайте еще попробуем постучать, но уже медленнее, чтобы уловить все ощущения». (Дети повторяют движения, педагог следит за правильностью выполнения)

«Молодцы ребята! Я приглашаю вас на коврики, усаживайтесь поудобнее».

(Звучит мелодия. Дети сидят на ковриках, расстеленных на полу)

  «Ребята, посмотрите в окно, какое яркое солнце! Солнечный зайчик прыгнул вам в глаза - закройте их. А теперь откройте глазки, солнечный зайчик побежал дальше – нежно погладьте его ладонями на лбу, на носу, на ротике, на щеках, на подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть. А теперь погладьте голову, шею, руки, ноги, животик. Он бегает по всему вашему телу. Солнечный зайчик любит и ласкает вас, и вы погладьте его и подружитесь с ним. А теперь этот маленький тёпленький солнечный зайчик попал к вам в ладошки. Вытяните руки вперед ладонями вверх. Теперь согните их и приблизьте к себе. Медленно сгибайте пальчики по одному, спрячьте в ладони солнечного зайчика, подышите на него, согревая его своим ровным, спокойным дыханием. Раскройте ладони – ваш солнечный зайчик радостно выпрыгнул из ваших ладошек. Улыбнитесь ему и не грустите, он еще прибежит к вам».

(Дети выполняют все движения вместе с педагогом)

«Ребята, наше занятие подошло к концу. Мне очень понравилось, как вы выполняли задания. А вам что понравилось больше всего на занятии?»(Изображать слона, раскрашивать свой страх, играть с солнечным зайчиком)

«Молодцы, ребята, я хочу подарить вам ваши рисунки, чтобы вы смотрели на них, какие они весёлые и добрые и никогда больше не боялись. До свидания».

Список  использованной литературы:

1. Т.Шишова «Страхи – это серьезно» «Искатель», 1997

2. «Азбука общения» под ред. Л. М. Щипициной. Детство-пресс, 2010

3. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция тревожности у детей старшего дошкольного возраста

В данном материале представлен план-конспект занятия по коррекции тревожности с детьми старшего дошкольного возраста....

Авторская программа "Коррекция тревожности у детей дошкольного возраста"

Программа "Коррекция тревожности у детей дошкольного возраста"- победитель  Областного конкурса авторских программ по психологии 2007-2008 учебного года в номинации "Детский мир". Основная ...

Детские тревоги. Коррекция тревожности у детей дошкольного возраста

Среди дошкольников, поступающих в школу, много тревожных детей. При поступлении в школу у них могут возникнуть проблемы: неуверенность, страхи, так называемые школьные неврозы. Детский сад посещают де...

Коррекция тревожности методом интегративной игровой арт-терапии.

Тревожность диагностируется уже в трехлетнем возрасте, что и предполагает необходимость создания эффективного метода ее коррекции. В дошкольном возрасте одним из наиболее эффективных методов я...

Планирование работы по коррекции тревожности.

Опыт работы автора включает описание необходимых диагностических продцедур и непосредственно коррекционную работу по преодолению тревожности у дошкольников....

Конспект занятия по коррекции тревожности и страхов детей старшего дошкольного возраста

Цель:1. Научить способам преодоления страхов.2. Способствовать снятию психоэмоционального напряжения, повышению уверенности в себе.3. Гармонизировать личность ребенка....

«Коррекция тревожности и страхов у дошкольников»

Страх - это эмоция, которая может возникнуть в любом возрастном периоде. Исследования, которые были проведены, подтверждают, что в старшем дошкольном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются псих...