Труд в мире ребенка
консультация (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Воспитание трудом
Успешность во многом зависит от трудолюбия. Труд определяет характер человека, формирует его взгляды на жизнь, влияет на отношения с окружающими. Сложно переоценить значение труда. И потому родители маленьких детей уделяют этому вопросу огромное внимание. Ведь важно и нужно подготовить благодатную почву в детстве, чтобы затем, заложить в нее нужные семена - трудолюбие, упорство, целеустремленность. И, как результат, во взрослой жизни ребенок соберет желаемые плоды – здравый смысл, достоинство, счастье, успех, и состоятельность.
Отношение к труду формируется у человека в раннем детстве. Родители должны тактично, осторожно, ненавязчиво привить ребенку любовь к труду, подогреть интерес к результатам трудовой деятельности, доказать ее необходимость и важность.
Тяга к труду у малыша появляется очень рано. Сначала она продиктована интересом к окружающему миру, стремлением подражать родителям, любознательностью. Главное – дать ребенку возможность приобретать первые трудовые навыки в том возрасте, когда он этого хочет.
Первым признаком проявления интереса ребенка к труду являются его еще неосознанные действия с подтекстом «Я сам!». Желание самостоятельно одеться или раздеться, стремление самому катить коляску или нести игрушки во время прогулки, порыв переворачивать страницы книги или перекладывать вещи с места на место не должны встречать у родителей сопротивления и недовольства. Эти, кажущиеся пустяковыми, занятия зарождают в душе у ребенка склонность к труду.
Трудовое развитие подразумевает под собой несколько видов трудовой деятельности. Первый вид - самообслуживание. Оно включает в себя снятие и надевание одежды, умывание, чистку зубов, уход за собственными вещами, убирание игрушек, застилание постели и т.д.
Этот период потребует от родителей бесконечной выдержки и внимания. Первые трудовые шаги малыша сопряжены с определенными трудностями. Ведь одного желания мало. У ребенка нет соответствующих умений и навыков. Главная задача родителей – легко, ненавязчиво обучить ребенка всему необходимому. Для этого нужно систематически, изо дня в день, детально объяснять каждое движение и наглядно показывать на собственном примере. Мамы и папы должны набраться терпения и спокойствия. Так как их неверное поведение может иметь нежелательные последствия. Часто при неудачах ребенка у родителей возникает желание сделать все самим. Это неправильно. Если не позволять малышу самостоятельно выполнять то, что он желает, у ребенка появляется некая злость. За ней, как правило, следует отчаяние и потеря интереса. Однако, нельзя оставаться безучастным к трудностям, появляющимся у ребенка во время обучения. Неудачи порождают разочарование. И потому необходимо тактично, ненавязчиво оказывать помощь ребенку. Когда ребенок почувствует, что вы вместе с ним, а не против, он будет готов для сотрудничества, у него выработается склонность и тяга к выполняемым занятиям.
Например, к трем годам малыш может уже самостоятельно одеваться-раздеваться. Однако, зачастую он делает это неумело и медленно. Родителям в этом случае необходимо деликатно оказывать содействие малышу – например, аккуратно раскладывать одежду, которую ребенок собирается надеть или слегка стянуть с него носки, чтобы облегчить их снимание. Если ребенок оказался в затруднительной ситуации – не стоит оставаться в стороне. Например, если малыш запутался в одежде – нужно расправить ее. Однако, нельзя лишать ребенка возможности самостоятельно продолжить начатое дело и закончить его. Со временем, благодаря постоянным упражнениям и тренировкам, действия ребенка усовершенствуются и преобразуются в прочно закрепленные навыки. После этого ребенку можно давать более сложные задания. Делать это нужно постепенно, в соответствии с возрастом ребенка, его способностями, темпами развития. Например, на четвертом году можно учить ребенка застегивать пуговицы, завязывать-развязывать шнурки и тесемки и т.д. С ростом ребенка нужно все больше внимания уделять таким понятиям, как аккуратность, опрятность, чистоплотность.
Кроме того, следует помнить о том, что призывы к выполнению тех или иных действий в форме приказа для трехлетнего ребенка неприемлемы. Необходимо проявить фантазию и включить воображение для того, чтобы ненавязчиво побудить ребенка к трудовой деятельности. Например, фраза «Пусть машинки едут в гараж отдыхать» будет намного эффективнее требования «Убери машинки на место». К четырем-пяти годам навыки, полученные ранее, постепенно превращаются в прочную и осознанную привычку.
День, когда ребенок проявил интерес к выполнению домашней работы, например, изъявил жгучее желание помыть посуду, знаменует о том, что к первому виду труда добавляется второй – хозяйственно-бытовой. Он отличается от самообслуживания тем, что ребенок начинает трудиться не только для себя, но и для окружающих людей. Этот вид труда помогает понять, что жизнь – это не только самообслуживание, она намного сложнее и многограннее и включает в себя помимо всего прочего заботу о близких, родных. Хозяйственно-бытовой труд дает первое представление об ответственном отношении к делу. Кроме того, выполнение домашней работы учит доводить все дела до конца, независимо от желания (или нежелания). Интерес к хозяйственно-бытовым занятиям у каждого ребенка проявляется в разное время. У одних раньше, у других позже. Однако, замечено, что в основном это происходит в возрасте 5-6 лет. В этот период родителям необходимо тактично, ненавязчиво приобщать ребенка к общему делу, давать посильные домашние задания, следить за их выполнением и поощрять действия дошкольника одобрением, похвалой, заострять внимание на полученном результате. Обучение необходимо проводить по принципу: наглядный пример, подробное разъяснение, совместное выполнение. Со стороны родителей должен присутствовать постоянный контроль над выполнением обязанностей и указывание на полученный результат. Поблажки и исключения нежелательны, ребенок должен нести ответственность за выполняемую работу.
Малыш может принимать участие в следующих занятиях: мытье, протирание или стирка игрушек, участие в сервировке стола, уборка посуды после еды, посильная помощь в приготовлении пищи, различных хозяйственных делах, забота о младшей сестренке или братишке. Причем не стоит разделять труд на «женский» и «мужской».
Лучшим средством обучения является личный пример родителей, их позитивное отношение к выполняемой работе, совместный труд. Хозяйственно-бытовые обязанности воспитывают в ребенке ответственность, целеустремленность, пунктуальность и т.д. У ребенка появляется чувство собственной значимости, нужности.
К шести – семи годам ребенок «созревает» для третьего вида деятельности – обещественно-полезный труд. К нему относят работу на приусадебном участке или даче, уход за комнатными растениями и домашними животными, уборку территории, поход за покупками и т.д.
Данный вид деятельности считается по-настоящему полезным и во многом определяет готовность и способность ребенка быть полноценным членом семьи, а позднее – всего общества.
Особого внимания заслуживает забота о живых существах. Так как небрежность, забывчивость и халатность в этом отношении недопустимы. Они могут привести к болезни или гибели животного, увяданию растения. Важно воспитать в ребенке чувство ответственности за своих подопечных.
Забота о братьях наших меньших развивают в ребенке эмоциональные стороны: нежность, доброту, сострадание, сочувствие и т.д.
Приобретенные навыки общественно-полезного труда имеют не только практический смысл, но и психологический, душевный, нравственный, эстетический. Это один из способов приучить ребенка вносить посильный вклад в общее дело. В дальнейшем данное качество сослужит добрую службу в жизни детей.
Ручной или художественный труд направлен на развитие интеллектуальных способностей ребенка. Прививание творческих навыков должно носить легкий, игровой характер. Лепка, рисование, выжигание по дереву, изготовление аппликаций – увлекательное занятие. Совместное их выполнение вызывает у ребенка интерес. Кроме того, оно способствует сближению между родителями и детьми, придает их общению между собой новые оттенки. Сувенир, поделка, игрушка, сделанная своими руками, станет его любимой вещью, а похвала, одобрение мамы или папы – лучшей наградой.
Трудовое воспитание будет наиболее эффективным при соблюдении следующих правил:
• Положительное отношение самих родителей к труду станет образцом поведения для ребенка. Так как лучшим обучающим средством является личный пример.
• В основе трудового воспитания должен лежать позитивный настрой.
• Обучение должно проводиться в легкой, ненавязчивой форме.
• Нельзя подавлять порывы ребенка к самостоятельности. При его неудачах и затруднениях необходимо оказывать тактичную, незаметную помощь. Следует терпеливо и понимающе относиться к промахам и неудачам ребенка. Дружелюбный тон и доброе слово – лучшее средство от разочарования и плохого настроения.
• Доступное и подробное объяснение нужности и важности какой-либо работы позволит дать ребенку понимание значимости труда в целом.
• Привычка вырабатывается в результате систематических занятий и упражнений.
• Каждое самостоятельное действие ребенка должно поощряться одобрением. Об успехах маленького труженика должны знать все члены семьи. Тогда он ощутит свою значимость и важность своих действий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/11/picture-158342-1355241945.jpg)
Влияние ручного труда на готовность ребенка к школе
Данная статья раскрывает особенности коррекционно-педогагической работы с детьми с НОДА ( нарушениями опрно-двигательного аппарата) посредством ручного труда при подготовке детей к школьно...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/20/picture-141040-1356000174.jpg)
Роль труда в воспитании ребенка
В данной главе родители смогут узнать о значении труда в нравственном воспитании ребенка....
Конспект по художественному труду "В мире театра" (в рамках проекта "Час творчества"как реализация интереса ребенка в выборе деятельности)
В мире театраЦель: Формирование умения самостоятельно создавать театральных кукол.Задачи:• продолжить совершенствовать умение работать с клеем; изготавливать театральную куклу подбирая подходящие по ц...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/24/picture-490878-1422105689.jpg)
Проект по труду "В мире профессий"
Цель: привить детям старшего дошкольного возраста ценностное отношение к труду, а также навыки необходимые для трудовой деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2011/09/07/picture-17957.jpg)
Прогулка в жизни ребенка занимает важное место. Во время прогулки происходит познание окружающего мира, ребенок учится общаться со сверстниками, также прогулка имеет оздоровительное значение. Родители понимают, что ребенку нужно гулять как можно больше. О
Прогулка в жизни ребенка занимает важное место....
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/12/picture-465641-1565608937.jpg)
Консультация для воспитателей "Труд и формирование ребенка о труде"
Материал необходим для воспитателей детского сада....
![](/sites/default/files/pictures/2019/07/21/picture-1036564-1563657035.jpg)
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ ПО РУЧНОМУ ТРУДУ «ГОЛУБЬ МИРА»
АДМИНИСТРАЦИЯ СЕРГИЕВО-ПОСАДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Гимназия № 5имени Героя Советского Союза А.И.Алексеева»141...