Консультация для воспитателей "Труд и формирование ребенка о труде"
консультация (средняя группа)

Крымова Ирина Юрьевна

Материал необходим для воспитателей детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsii.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

        Труд и  формирование личности  ребенка.

        Трудовому воспитанию, то есть привлечению детей к самостоятельному посильному труду и наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей принадлежит важная роль во всестороннем развитие личности ребенка, в ближайшем будущем ученика школы. Главная цель трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста – это формирование у них  нравственных ориентиров, трудолюбия, осознанности труда.

        Трудовая деятельность дошкольников, умело руководимая взрослыми, оказывает существенное влияние на развитие волевых черт ребенка, его мышления, речи, памяти, внимания, воображения. Нравственное развитие ребенка старшего дошкольного возраста – процесс приобщения его к труду возможны только при условии правильной организации трудовой деятельности  в соответствии с возрастными особенностями. Организация трудовой деятельности включает в себя постановку цели, мотивацию труда,  планирование деятельности, овладение трудовыми навыками и способами работы, сам процесс труда, получение результата и его оценку.

       При этом важнейшими являются мотивы (побуждения)  той или иной работе и эмоционально – ценные условия ее протекания. Значение материальных результатов детского труда и его общественная значимость весьма относительны, но задачи и содержания некоторых видов трудовой деятельности ребенка (помощь взрослым по хозяйству, уходу за животными и т.д.) аналогичны задачам и содержанию труда взрослых. Результаты некоторых трудовых  процессов, выполняемых детьми, оказывается полезными  не только для ребенка, но и для более широкого круга людей, значит,  труд  дошкольников может быть общественно ценен (естественно с учетом их возможностей). Своеобразие труда детей дошкольного возраста в том, что он тесно связан с игрой: игровые ситуации помогают им выполнить работу с большим интересом, добиваться лучших результатов. Так, мальчик, мастерящий бинокль из бумаги, представляет себя капитаном корабля, участником увлекательной игры “ в моряков ”. Однако нельзя превращать труд в игру.  Да и сами пяти – шестилетние дети, как правило, отделяют игру от труда, начинают к нему относиться серьезно, чувством ответственности за его результаты. Недаром считается, что труд для ребенка старшего дошкольного возраста становится самостоятельной практической деятельностью, в процессе которой модно успешно решать важнейшие воспитательно – образовательные задачи.

        Понимание специфики детского труда позволит взрослому помочь ребенку поставить цель конкретной трудовой задачи и в ходе совместной работы, также самостоятельных действий ребенка достичь его выполнения.

         Ребенок старшего дошкольного возраста интересуется не только процессом и непосредственно результатами работы, но и тем значением, которое она имеет для других. Эту тенденцию надо всячески развивать, ибо она свидетельствует о том, что у ребенка начинают складываться представления об общественной полезности трудовой деятельности человека. Они еще достаточно устойчивы, но постепенно приобретают большую глубину, устойчивость и активность, особенно если деятельность ребенка сопровождается положительными эмоциями. Таким образом, можно утверждать, что мотивы поведения ребенка,  его трудовой деятельности и эмоции, его социальные чувства, неразрывно связаны между собой, взаимовлияют.  Всякая работа, в том числе и выполняемая маленьким  человеком, должна быть организована. Этому ребенка старшего дошкольного возраста надо учить. Ребенку необходимо научиться обдумывать план предстоящей работы, заранее подготовить все необходимое, правильно организовывать свое рабочее место. Он должен уметь вычленять основные этапы задуманного дела и иметь представление  о наиболее рациональном способе достижения цели, результатов труда. Понимание взрослыми возможности всех этих проблем будет способствовать правильному трудовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста игравшему важную роль в формировании личности ребенка.

       Духовно – нравственное воспитание в процессе развития трудовой деятельности дошкольника.

       Трудовое воспитание составляет одну из важнейших сторон духовно – нравственного воспитания. При условии целенаправленного педагогического руководства  трудовая деятельность детей становится средством воспитания многих жизненно важных личностных качеств. Задачи нравственного воспитания в труде имеют свою специфику. Их решение связанно с формированием у ребенка таких качеств, которые характеризуют его отношение к труду и всему что с ним связано: аккуратность, бережное отношение к вещам, взаимопомощь, дружелюбие и др. Эти качества не могут быть сформированы без специального педагогического руководства. Формирование их связано с воздействием на эмоциональную сферу ребенка, на включение в методику руководства таких средств и приемов, которые вызывали бы желание охотно принимать поставленную цель и достичь ее, заставляли бы испытывать радость от самого процесса труда. Результатом нравственного воспитании в труде должно стать не только  умение, но и желание трудиться, в этом и проявляется качественная характеристика начал трудолюбия.

       Какие же компоненты оказывают непосредственное влияние на формирование личности ребенка, на воспитание у него нравственных  и нравственно – волевых качеств. Прежде всего. Это цель и мотив трудовой деятельности. Именно они определяют ее личностный смысл. Другие компоненты труда могут остаться нейтральными при воспитательном воздействии на личность, если педагог не использует их для этой цели специально. Стержнем формирования личности в процессе становления всех указанных выше компонентов трудовой деятельности является отношение. Отношение к поставленной цели,  к процессу ее реализации, к достигнутому результату определяет отношение к трудовому процессу ее реализации, к достигнутому  результату определяет ее отношение к трудовому процессу в целом.  Поэтому надо иметь в виду, что в процессе формирования трудовой деятельности не все ее структурные  компоненты прямо влияют на формирование эмоционально- положительного отношения к труду. Их воспитательное воздействие на личность ребенка может быть лишь при определенных условиях, позволяющих наполнять их нравственным содержанием.  Тем самым будет создаваться и поддерживаться эмоционально – положительная основа на всех этапах трудового процесса, а не только на тех, когда воспитательное воздействие на личность того или иного компонента труда  очевидно. Итак, трудовая деятельность детей сложна по своему структурному содержанию. В период, когда она только вероятно, не все ее структурные компоненты обнаруживают себя.

      Роль семьи в формировании трудовой деятельности дошкольников.

      Основы трудолюбия закладываются в семье. Основная проблема общественного воспитания – его цель. Родитель должны хорошо знать, что они хотят воспитывать в своем ребенке, обязаны думать о своей ответственности перед обществом за его воспитание. Они также должны предусмотреть и будущее ребенка, взгляды  которого на жизнь соответствовали бы нравственным идеалам, господствующим в обществе и реализующимися в жизненных установках лучших представителей этого общества. И в это смысле трудно переоценивать роль наиболее близких ребенку людей как образцов для подражания, склонность к которому одна из типичных  черт ребенка дошкольного возраста. Пагубно влияют на ребенка изо дня в день повторяющиеся ситуации, свидетельствующего о негативном отношение к труду взрослых членов семьи. (“Это хозяйство мне по горло осточертело! ” – твердит мать. “ Зачем выкладываться на работе  при такой зарплате?”  –  повторяет отец.) Еще страшнее, когда дети становятся свидетелями нечестности взрослых, их стяжательства, заботы лишь о своем, личном, подчас за счет государственного. Тогда с раннего детства у ребенка начинается раздвоение личности: в детском саду, в школе он получает одни установки, в том числе и связанные с отношением к труду, в семье – иные, иногда прямо противоположные. В результате  чаще всего в отношении ребенку к  трудовой деятельности начинает доминировать потребительское отношение. Воспитание, в том числе и трудовое, должно строиться всего на положительных примерах и фактах, ярких и убеждающих. Они необходимы всем людям, независимо от возраста и  в первую очередь, дошкольникам, чей жизненный опыт невелик, а впечатлительность, эмоциональность, внушаемость высоки. Поэтому столь важно, чтобы каждый взрослый член семьи воспитывал у себя лучшие человеческие качества, был предан семье, честен во всем, справедлив, стремился быть терпеливым к мнению другого, чтобы в семье укрепились взаимопонимание и взаимоуважение. В семье ребенок познает себя и окружающий мир, здесь вырабатывается его отношение к людям, здесь  он формируется как личность.

        Воспитание уважительного отношения к человеку – труженику.

       Одним из средств трудового воспитания дошкольников является ознакомление их с трудом взрослых. Детей знакомят с различными профессиями, с процессом труда, его содержанием, формируют  у них представления о его общественной значимости. Наиболее эффективно в воспитательном плане сочетание приобретенных детьми знаний с их собственным трудом. Однако, знакомя детей с трудом взрослых, мы всегда говорим о труженике. Практика же показывает, что если ребенку – дошкольнику специально не рассказывают о человеке – труженике, он самостоятельно извлекает необходимую информацию, наблюдая за его трудом. Трудящийся человек, конечно, предполагает, то есть ребенок понимает, что, например, хлеб выращивают люди, но собственного отношения к этим людям у него не возникает. В таких случаях происходит ознакомление с профессией человека. А желание подражать взрослым, стремление включать в трудовой процесс возникает у ребенка всегда. Воспитание положительного отношения к трудящемуся человеку формирует моральные представления дошкольника, его идеалы.  “Любовь ребенка к людям труда – источник человеческой нравственности ”, - писал В. А. Сухомлинский.

       Известно, что дети дошкольного возраста склонны к подражанию. Эта характерная способность при правильном ее использовании может оказать существенное влияние на их нравственное развитие. Важно в самом начале дать ребенку пример для подражания. Таким примером должен стать трудящийся человек. Педагог обращает внимание воспитанников на такие нравственные черты конкретного человека, как ответственность, готовность помочь, доброта, отзывчивость, жизнерадостность. Вызвав и поддержав у ребенка интерес к человеку – труженику, мы создаем хорошую эмоциональную основу для формирования интереса к содержанию его деятельности, его труду. Формы ознакомления детей с трудом взрослых, способы воспитания эмоционально – положительного отношения к нему могут быть различными. Они зависят от возраста детей, уровня их всестороннего развития. Это и наблюдения, и встречи с рабочими, людьми разных профессий, и специальные беседы, которые приводит воспитатель. Важную роль в этом деле играет искусство, в частности художественная литература, которая активно воздействует  на разум и чувства ребенка, помогает понять сложные явлении я окружающей действительности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Тема: «Приучайте ребенка к труду!»

Только в труде, систематическом и упорном, формируется личность, выковываются ее лучшие качества....

Консультация для родителей «Как приучить ребенка к труду и порядку.»

Дело в том, что в каждой семье есть свои устои и правила. Есть свой глава семьи. И от того, какие законы в семье будут действовать, зависит отношение детей к труду. Только надо помнить, что законы исп...

Консультация для родителей "Как приобщить ребенка к труду"

Консультация для родителей « Как приобщить ребёнка к труду» будет полезна родителям детей старшего дошкольного возраста....

Консультация для родителей "Как приучить ребенка к труду".

Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду;оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни.                    ...

Консультация для родителей "Как приучить ребенка к труду"

ЧТО ЗНАЧИТ подготовить ребенка к жизни? В чем главный залог того, что жизнь будет прожита ярко, небесполезно? Вероятно, главное — научить любить труд и находить в нем источник радости. Без этого...

Консультация для родителей "Как приучить ребенка к труду"

Только в труде, систематическом и упорном, формируется личность, выковываются её лучшие качества....

Консультация для родителей "Как приучить ребенка к труду"

Замечательно, если ваш ребенок – хороший помощник, который без напоминания наводит порядок в комнате, выносит мусор, убирает игрушки, гуляет с собакой. Однако не всем мамам и папам так повезло. ...