ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЁЙ
консультация ( группа) на тему
Выявление особенностей взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей. Цель взаимодействия с семьями выражается в формуле: ДЕТИ + РОДИТЕЛИ + ДОУ = РАДОСТЬ, ЗДОРОВЬЕ, КОМФОРТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_po_kursovoy.docx | 24.42 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЁЙ
Т.С. Болоненкова
Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева
Научный руководитель: Штумф В.О., к.псих.н., доцент
Организации продуктивного взаимодействия между семьей ребенка и ДОУ важна. Всесторонняя подготовка ребенка требует от педагогических коллективов дошкольных учебных заведений соответствия современным тенденциям развития, конкурентоспособности в условиях, отвечающих социальным запросам общества и родителей. Базовой ступенью выступают дошкольные образовательные учреждения и создают условия для получения детьми опыта коллективной жизнедеятельности, для развития познавательных процессов и подготовки к дальнейшему обучению ребёнка в школе. Педагогический аспект семейного воспитания и педагогические условия, создаваемые семьёй для успешной социализации ребёнка, исследовались Ю.П. Азаровым, Б.З. Вульфовым, Л.И. Маленковой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинским и другими учёными.
Однако на практике такое взаимодействие зачастую бывает затруднено. Одним из основных препятствий к сотрудничеству является пассивная позиция родителей, игнорирование ими одного из базовых положений действующего федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому ответственность за результаты воспитания ребёнка несут родители, в то время как образовательные учреждения выполняют вспомогательные функции [Об образовании в Российской Федерации 2012: 3]. Целью настоящей работы является выявление особенностей взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй. Объект исследования: дошкольное образовательное учреждение и семья как субъекты образовательного процесса. Предмет исследования: особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй. Гипотеза выявление актуальных проблем взаимодействия ДОУ и семьи, а также анализ опыта отечественных ДОУ поможет эффективному взаимодействию ДОУ с семьей.
Задачи исследования:
1) Изучить научные представления о семье как основном институте воспитания ребёнка;
2) Раскрыть значение образовательной среды ДОУ для развития ребёнка;
3) Выявить актуальные проблемы взаимодействия ДОУ с семьёй;
4) Проанализировать опыт отечественных ДОУ по организации продуктивного взаимодействия с семьёй. Методы исследования: анализ научной литературы по проблеме исследования, сравнение, классификация, обобщение, сравнительно-сопоставительный анализ литературы. Анализ опыта отечественных ДОУ по организации продуктивного взаимодействия с семьёй. Для родителей проводилось анкетирование с количественным и качественным подсчетов результатов. На основе чего были построены рекомендации и выводы о проделанной работе.
Семья как основной институт воспитания ребёнка Семья является первичной средой социализации ребенка, источником его материальной и эмоциональной поддержки, средством сохранения и передачи культурных ценностей от поколения к поколению. Семья – это коллектив, все участники которого взаимосвязаны соответствующими обязанностями. Являясь ячейкой семейного коллектива, ребенок тоже становится членом системы существующих отношений. Если в семье царит доброжелательность, внимание друг к другу, умение выслушать другого, уважение к старшим, то это только на благо в воспитании лучших черт ребенка [Юрданова 2011: 8]. Целью воспитания подрастающего поколения является формирование всесторонне развитой личности. Поэтому семья реализовывает нравственное, умственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Нужно также помнить, что у родителей ничего не получится в воспитании, если они не будут знать особенностей своего ребенка.
Значение образовательной среды ДОУ для развития ребёнка Анализ современных исследований показывает, что дошкольные учебные учреждения (далее - ДОУ) не имеют научно обоснованной концепции организации образовательного пространства между ДОУ и семьей, которая способствует развитию творческих способностей детей и всесторонне развивает их возможности. В решении этой проблемы важна стратегия в организации образовательной среды между ДОУ и семьей. Этому способствует проектирование образовательного пространства, где управление рассматривается как процесс создания среды адекватного взаимодействия семьи, воспитывающего дошкольника и ДОУ, которое он посещает [Безрукова 2009: 1].
Дошкольное образование понимается как система, в которой центральное место занимает не содержание и не форма, а процесс взаимодействия в подсистемах «взрослые – дети», «дети – дети», «взрослые – взрослые». [Детский сад 2003: 2, 114]. Основными положительными факторами выступает педагогический опыт воспитателя, создание материальной и методической базы, сотрудничество с родителями ради единой цели – формирования гармонично развитой индивидуальности малыша.
Актуальные проблемы взаимодействия ДОУ с семьёй В законе «Об образовании в Российской Федерации» в статье №44 говорится: «Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребенка» [Об образовании в Российской Федерации 2012: 3]. Положительное влияние на воспитание ребенка в значительной степени зависит от отношений между педагогом и родителями ребенка. И именно от результатов такого сотрудничества зависит становления и воспитания ребенка как личности. Изучив научную и методическую литературу, учтя современные требования программ развития ребенка дошкольного возраста, мы отмечаем, что не все родители способны овладеть специальными знаниями, навыками, умениями чтобы правильно осуществлять учебно-воспитательный процесс в условиях семьи и последовательно развивать свое педагогическое мышление. Условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой живет ребенок, целиком и полностью зависят от взрослых. Поэтому, организуя взаимодействие с родителями, детский сад способствует укреплению семьи, эмоциональному сближению взрослых и детей, развитию у них общих духовных интересов; помогает родителям понять, какую роль они играют в эмоционально-личностном развитии своего ребенка. [ Социальное партнерство семьи и детского сада 2008: 7]. Модернизация дошкольного образования, эффективное воспитания гармонирующей личности возможно при объединении усилий дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Анализ опыта отечественных ДОУ по организации продуктивного взаимодействия с семьёй Мы проанализировали работу муниципального автономного дошкольного образовательного учреждение «Детский сад комбинированного вида №1». Согласно публичному докладу о деятельности МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №1» одной из задач на 2013/2014 образовательный год было внедрение различных форм сотрудничества с родителями через вовлечение их в совместную деятельность посредством различных форм работы. Стало ясно, что привлечение родителей и других членов семьи в образовательно-воспитательный процесс является необходимым, прежде всего для детей. И не только потому, что дети больше узнают о своих родителях. Важна и любовь и признательность детей своим родным и близким, которые, оказывается, так много знают, умеют, могут [Социальное партнерство семьи и детского сада 2008: 7].
Исходя из анализа, коллектив ставит следующие задачи в работе с семьями: выработка философии заведения и семей на основе принципов позитивной педагогики, партнерского взаимодействия; повышение правовой, психолого-педагогической культуры родителей; создание единого образовательного пространства для дошкольника в семье и дошкольном учреждении. А стратегическая цель взаимодействия с семьями выражена в формуле: ДЕТИ+РОДИТЕЛИ+ДОУ = РАДОСТЬ, ЗДОРОВЬЕ, КОМФОРТ! В условиях гуманистической направленности образования ДОУ работает над созданием личностно ориентированного воспитательного окружения ребенка, комфортного, эмоционального, в развивающей среде, преобразованием образовательного учреждения на дом – теплый, уютный, безопасный, на территорию, дружественную ребенку и семьи, ведь в дошкольном учреждении ребенок прежде всего живет, а уже потом воспитывается, готовится к школе и т.д. Каждая группа в ДОУ имеет свой самобытный образ, который представлен в эмблемах групп. Малышей встречают современные, привлекательные гостиные, игровые комнаты, которые имеют свои изюминки детского дизайна и дидактического обеспечения; в коридорах ДОУ – современные стенды, визитная карта ДОУ.
К услугам детей младшего дошкольного возраста, благодаря партнерским отношениям с родителями, предоставлен яркий спортивный инвентарь для занятий по физическому воспитанию и организации физкультурно-оздоровительной работы, музыкальный зал с разнообразными детскими инструментами, комната кружковой работы. В учреждении созданы комфортные условия для воспитания, обучения и развития детей, ведь комфорт и теплый микроклимат – это то, чем щедро делятся родители.
Много внимания уделено выработке гражданской и профессиональной позиции каждого педагога. В коллективе действует атмосфера перехода к коллективному интересу, важным является вопрос личностной стоимости и вектора отдачи каждого члена коллектива дошкольном делу. Девиз работы с родителями: «Относиться к родителям: Нетерпеливых - терпеливо, стеснительных - заботливо, разгневанных - доброжелательно, обидчивых - тактично, грубых - выдержанно, требовательных - деликатных. И ко всем, ко всем вместе – внимательно!» В сознании родителей формируем понятие отношений, что они не должны выступать в роли экспертов, а родители – это соучастники воспитательного процесса, равноправные союзники и партнеры.
Так используя различные формы, методы и приемы взаимодействия с родителями, учитывая специфику семейного воспитания, педагогический коллектив МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №1» получил положительные результаты. А именно: слаженности, согласованности действий группы и семей. Объединение усилий помогло создать: современное развивающиеся пространство в заведении (в каждой возрастной группе, в заведении вообще); сохранить постоянный интерес и активное участие в учебно-воспитательной работе учреждения, актуализировать педагогический, творческий потенциал семьи, понимать и поддерживать. Планируется в следующем году продолжить работу в данном направлении, с учетом интересов и педагогических потребностей родителей, что позволит сформировать их активную позицию, сделать полноправными участниками образовательного процесса и добиться наибольших результатов в работе с детьми дошкольного возраста. Планируем организацию образовательного клуба для родителей на базе ДОУ с участием специалистов учреждения.
Заключение
Итак, содружество с семьей – одна из первоочередных задач, по-видимому, в каждом дошкольном учреждении. Современная жизнь побуждает к многообразию и обновление форм совместной работы с родителями. Использование различных форм и методов, привлечение родителей к сотрудничеству, творчество педагогов, дипломатичность – залог успешного взаимодействия ДОУ и семьи. Осуществление этой работы, достижения в ней настоящего успеха возможно лишь при индивидуальном подходе к каждой семье. В нашей работе комплексно исследована и обоснована необходимость тесного сотрудничества ДОУ с семьями; проанализировано состояние проблемы в педагогической теории, определены направления транспозиции достижений ученых в технологии современного дошкольного образования. Перспективными направлениями дальнейших научных исследований по поднятой проблематике считаем обоснование педагогических условий эффективного взаимодействия дошкольного учебного заведения и семьи в нравственном, трудовом, физическом, эстетическом воспитании детей дошкольного возраста.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Безрукова B. С. Преемственность социальной ориентации дошкольника в условиях семьи и ДОУ // Интеграция образования. 2009. №1. С.116-119.
2. Детский сад – открытое развивающее пространство / сост. М.С. Аромштам. – М. : Эврика, 2003. – 208 с.
3. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ// Собрание законодательства РФ от 31.12.2012.
4. Петухова Л. В. Развитие художественно творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия СЕМЬИ И ДОУ // Теория и практика общественного развития . 2013. №9. С.186-190.
5. Пьянов А. И. Семья как объект и предмет социологического анализа // Известия РГПУ им. А.И. Герцена . 2011. №132. С.169-179.
6. Соснина Н. В., Старобина Е. М. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей // ЧиО . 2010. №4. С.25-29.
7. Социальное партнерство семьи и детского сада // Научно-практический журнал «Управление ДОУ». – 2008. – №3. – С. 35.
8. Юрданова М.Э. Семья в фокусе современных социальных проблем общества // Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право . 2011. №2 (97). С.344-347.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие логопеда с семьёй
Материал создан, как напоминание родителям о их роли по выполнению домашних заданий с детьми. Можно использовать для информационного стенда или как памятку в папку для домашних заданий....
Приобщение детей 6-7 лет к природе: Взаимодействие ДОУ с семьёй.
Из опыта работы...
"Особенности взаимодействия с современной семьёй"
Взаимодействие семьи и ДОУ играет важную роль в развитии ребенка и обеспечении преемственности дошкольной и школьной ступеней образования. Педагоги ДОУ вполне отдают себе отчет в том, что каждая...
Особенности взаимодействия с современной семьёй.
Сегодня, в работе с детьми встречаютя самые разные семьи. Чтобы грамотно вести с ними работу нужно использовать такие методы и приёмы чтобы родители не усомнились в праве выбра как детского сада...
Консультация для педагогов «Особенности организации проектной деятельности с родителями. Критерии взаимодействия ДОУ с семьёй».
Проектная деятельность с участием родителей на сегодняшний момент является интересной, хорошо себя зарекомендовавшей и часто используемой формой общения с семьёй. В чём состоит её привлек...
«Особенности организации взаимодействия ДОУ с семьёй»
В данной статье рассмотрены две ветви воспитания ребенка: семейная и социальная. Приведены примеры определений понятия - "семья". Представлены различные формы взаимодействия с родителями....
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЁЙ
Вопросы сотрудничества педагогов и родителей не являются чем-то новым в современной системе дошкольного образования. Детский сад всегда взаимодействует с родителями, учитывает их интересы, учитывает о...