«Особенности организации взаимодействия ДОУ с семьёй»
статья по теме

Селезнёва Наталья Владимировна

В данной статье рассмотрены две ветви воспитания ребенка: семейная и социальная. Приведены примеры определений понятия - "семья". Представлены различные формы взаимодействия с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_organizatsii_vzaimodeystviya_dou_s_semyoy.docx21.79 КБ

Предварительный просмотр:

« Особенности организации взаимодействия  ДОУ с семьёй»

«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».  

                                                                                                                В.А. Сухомлинский

Свои первые познания об общественных отношениях, о добре и зле ребенок получает в семье. Личность ребенка формируется под влиянием семьи, товарищей, окружающих взрослых, коллективов образовательных учреждений, но самая главная роль в формировании личности принадлежит семье.

Семья – главный источник развития интеллекта, нравственного и эстетического формирования эмоциональной культуры и физического здоровья детей. Эти задачи должны решаться совместно с образовательными учреждениями: детским садом, школой, учреждениями дополнительного образования детей и т. д. Однако семья остается главным звеном в этом взаимодействии.

Семья - уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности.

Семья – это часть общественной системы. Общество, влияя на семью, формирует определенный ее тип. Семья тоже оказывает влияние на процессы и отношения в обществе. Однако родители нередко проявляют неграмотность в вопросах развития и воспитания ребёнка. Причинами семейных проблем становятся не только социальные трудности, но и неблагоприятный психологический климат, неумение строить внутрисемейные отношения, нанося значительный вред духовному и психологическому развитию становления личности ребенка. Главное предназначение семьи и любого образовательного учреждения – становление личности ребенка.

Об этом же говорят и современные специалисты, и ученые в области семьи (Т.А. Маркова, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова, В.П. Дуброва, И.В. Лапицкая и др.). Они считают, что семейный институт есть институт эмоциональных отношений. Каждый ребенок сегодня, как и во все времена, ожидает от своих родных и близких ему людей (матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата) безоговорочной любви: его любят не за хорошее поведение и оценки, а просто так и таким, какой он есть, и за то, что он просто есть.

Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность. Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения - не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.

Преимущества новой философии взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны.

Во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем (от материальных до хозяйственных). А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие.

Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.

В-третьих, родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в школьном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка.

В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.

По этому поводу ещё Н.К.Крупская в своих «Педагогических сочинениях» писала: «Вопрос о работе с родителями - это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, привлечение их к работе детского сада». Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи, неоднократно подчёркивала Н.К. Крупская, является то, что детский сад служит «организующим центром» и «влияет …на домашнее воспитание», поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. «…В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности - огромная сила». Вместе с тем, она считала, что родителям, не умеющим воспитывать, необходимо помогать. Главным в работе любого ДОУ являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребенка с момента рождения и на всю жизнь.

Формы взаимодействия с родителями:

Традиционные формы:

  • Родительские собрания
  • Консультации
  • Анкетирование
  • Утренники
  • Дни открытых дверей
  • Оформление информационных стендов
  • Посещение семьи ребёнка

Нетрадиционные формы:

  • Информация о группе, детском саде на сайте интернета
  • Вовлечение в спортивные и творческие конкурсы
  • Презентация группы
  • Концерты
  • Тематические досуги
  • Оформление стенгазет и буклетов
  • Групповые встречи - практикумы, мастер-классы, круглые столы, дискуссии, видеопрезентации
  • Почта доверия
  • Театрализованные представления для детей с участием родителей
  • Нетрадиционные собрания.

Формы общения педагога с родителями в ДОУ:

  • Коллективные - общие и групповые родительские собрания, консультации, лекции, педагогические кружки.
  • Наглядные - памятки, математические выставки, папки - передвижки, ширмы, информационные стенды.
  • Индивидуальные - консультации эпизодические и систематические, по запросам родителей, индивидуальные беседы.

Направления по вовлечению родителей в совместную деятельность:

  • Информационно – аналитические - анкетирование, тестирование, опрос, «почтовый ящик».
  • Познавательные - родительские гостиные, нетрадиционные собрания экскурсии.
  • Наглядно – информационное - через родительские уголки, папки- передвижки, мини- библиотека, выпуск газеты.
  • Досуговое - праздники, выставки.

Методы формирующие родительскую позицию, повышающие активность:

  • Анализ педагогических ситуаций.
  • Анализ собственной воспитательной деятельности.
  • Решение педагогических задач.
  • Метод домашних заданий.
  • Игровое моделирование поведения.
  • Конкурсы семейных работ.
  • Совместные художественно - творческие работы, родителей и детей:

Заключение:

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Издавна ведётся спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание? Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям. Между тем, современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребёнка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду или школе. Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи. В ходе работы с семьями главное, чтобы подход не носил формальный характер, а как можно больше применялось новых современных приемов и методов. Не надо останавливаться на достигнутом, необходимо продолжать искать новые пути сотрудничества с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников.

Статья об особенностях взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников...

«Организация взаимодействия ДОУ с семьёй по развитию творческой активности детей дошкольного возраста» Проект

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную задачу – воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к преоб...

Организация взаимодействия ДОУ с семьёй.

«Организация взаимодействия  ДОУ с семьёй»Содержание.1.     Введение.2.      Организация взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в контексте ФГОС.2...

Консультация для родителей "Особенности организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в условиях в ведения стандарта."

Цель, принципы, условия, этапы необходимые для реализации доверительного взаимодействия ДОУ с семьей....

Особенности организации взаимодействия детского сада с семьей

Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, и это отражено в содержании ФГОС ДО. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждения...

Особенности организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников

«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний...