"На кончиках пальцев - речь вашего ребенка"
материал (младшая группа) на тему

Чернова Гульнара Александровна

Мастер-класс для родителей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx25.64 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей «На кончиках пальцев -  речь вашего ребенка »

Цель: Повышение профессиональной компетентности родителей по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми, пропаганда и распространение разновидностей форм работы.

Задачи:

1. Познакомить родителей с эффективными методами использования пальчиковой гимнастики в жизни ребёнка.

2. Активизировать самостоятельную работу родителей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.

3. Познакомить родителей с рекомендациями по проведению пальчиковой гимнастики, а так же с этапами разучивания пальчиковых игр.

           Здравствуйте уважаемые родители. Сегодня я хочу провести вместе с вами мастер-класс  по теме «На кончиках пальцев -  речь вашего ребенка» Как сказал великий педагог В. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают ум ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
         Полноценная речь – необходимое условие успешного обучения в школе, поэтому развитием мелкой моторики у детей нужно начать заниматься как можно раньше. Это важно при своевременном речевом развитии, и особенно когда развитие нарушено.  Специалисты, изучающие особенности развития детской психики, говорят о необходимости больше внимания уделять вопросу развития мелкой моторики рук детей. Дело в том, что уровень речевого развития ребенка находится в прямой зависимости от способности малыша совершать пальчиками тонкие движения, брать мелкие предметы, свободно действовать кистями рук. Развивая мелкую моторику через игры и упражнения в детском саду и дома, можно не только подготовить ребенка к овладению навыком письма, но и оказать влияние на его общее интеллектуальное развитие.
       
          В последнее время популярность пальчиковых игр заметно возросла. еще в старину наши предки пели детям песни, потешки, играли в «Ладушки», «Сороку - белобоку», «Козу-дерезу» и т. д., сопровождая текст движениями рук. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
          Японская пословица гласит: « Расскажи мне – я услышу, покажи мне – я запомню, дай мне сделать самому – я пойму! »
          Пальчиковая гимнастика полностью отвечает этим  принципам: «Слышу. Вижу. Делаю». Дети слышат объяснение воспитателя, видят последовательность выполнения различных действий и затем выполняют задание сами.
           Игры совершенствуют ловкость, улучшают память, речь, вырабатывают усидчивость, пробуждают фантазию ребенка. Существуют следующие виды пальчиков игр, с которыми мы сегодня познакомимся: активные игры со стихотворным сопровождением; пальчиковые игры с элементами самомассажа и с предметами.
         Дети любят игры со стихотворным сопровождением – это побуждает их к творчеству, в стихотворной форме игра запоминается быстрее. Дети могут проговаривать и выполнять движения пальчиками как в свободное время, так и на прогулке. Уважаемые родители, я попрошу вас побыть в роли дошкольников и сыграть со своими детьми в пальчиковую игру. Предлагаю посмотреть, а затем поиграть, вместе с нами.
Активизация родителей:
Крикните громко и хором, друзья,
Деток вы любите? Нет или да?
Пришли на собрание, сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)
Я вас понимаю. Как быть, господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)
Дайте мне тогда ответ:

Помочь откажетесь мне? (Нет.)
Последнее спрошу вас я:
Активными все будем? (Да.)
         Вы хотите, чтобы Ваша нервная система была спокойной, чтобы улучшилось настроение, тогда это японская пальчиковая гимнастика для Вас!
1. Найти глазами центральную точку ладони, нажать на нее раз большим пальцем. Поменять руки (20 раз) .
2. Поочередно начиная с указательного пальца, соединяем все пальцы с большим, образуя "круг". Начинаем с левой руки.
- работа рук способствует психическому успокоению;
- предотвращает развитие утомления в мозговых центрах (китайский обычай перебирать в руках грецкие орехи)
- способствует возникновению успокаивающего эффекта (японские купцы потирают руки при обслуживании докучливых клиентов)
Совет взрослым:
            Если дети волнуются при речи и вертят в руках предметы, не следует их выхватывать из рук – так организм ребенка сбрасывает возбуждение. Уважаемые родители, если хотя бы раз в день вы будете выполнять данные упражнения, то ваша нервная система станет спокойной, ведь давно подмечено, что все болезни от нервов, берегите их! Здоровья Вам и Вашим детям!
             Если обратиться к истории, то можно заметить, что многое из опыта наших предков не забыто, более того, продолжает развиваться, что говорит о пользе и важности данных игр в детстве.
            Наши предки наверняка о чем-то таком догадывались. Ведь хорошо знакомые нам «Сорока-ворона», «Ладушки», «Коза - рогатая» не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж.
           
 
Проведение пальчиковой игры.
         Уважаемые родители, я попрошу вас побыть в роли детей младшего дошкольного возраста и поиграть в пальчиковую игру Сорока - белобока». Сначала я предлагаю вам посмотреть, а затем поиграем вместе со мной.

Первый этап. В игре «Сорока - белобока» водить пальцем нужно по часовой стрелке, от центра ладони, постепенно увеличивая круги к внешним контурам ладони. Дело в том, что в центре ладони находится протекция толстого кишечника (текст нужно произносить не торопясь, разделяя слоги). Закончить варить кашу надо на слове КОРМИЛА, проведя линию от развернувшейся спирали между средним и безымянным пальцами: здесь проходит линия прямой кишки.
         Давайте повторим упражнение все вместе. Молодцы, спасибо.
Второй этап. Дольше, внимание, не всё так просто!
   Не забывайте играть поочередно то с правой, то с левой ручкой.
А сейчас повторим все вместе, приготовились.
Молодцы, хорошо постарались.
           Кстати эта игра совершенно не противопоказана взрослым. Только Вы сами решайте, какой пальчик нуждается в максимально эффективном массаже.
           Конечно, пальчиковую гимнастику нетрудно найти в литературе и интернете. Но можно и самим придумывать движения под ритм и содержание известного стихотворения. Основной критерий эффективности – положительный эмоциональный отклик ребенка..
         Хотелось бы напомнить, что играя с ребенком в пальчиковые игры, произнося вслух тот или иной стишок, нельзя забывать об эмоциональной окраске голоса. Меняйте тембр и скорость речи, делайте паузы, подчеркивайте отдельные слова, рассказывайте весело.

    Развитию кисти и пальцев рук помогает не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с самыми различными предметами. Об этом мы не только расскажем вам, но и предлагаем поиграть.

У вас на столах лежат разнообразные предметы, которые помогут вам наглядно увидеть, как и при помощи чего можно и нужно развивать руки детей.

  1. На столах есть мозаика, семена, орешки, косточки, крупа. Попробуйте выложить из них любой рисунок — солнышко, домик, цветок.

Выкладывание узоров, контуров предметов, букв из различных материалов — серьезное занятие. Оно требует от детей усидчивости и терпения, развивает навык выполнять действие по образцу, развивает фантазию. И самое главное — развивает пальцы рук. Взрослым необходимо контролировать все занятия с использованием мелких предметов, обязательно находиться рядом.

Дети очень любят играть с бумагой и ножницами, учатся вырезать по контуру и по линиям сгиба. Работа с бумагой отлично развивает мелкую моторику.

3.Упражнения с шестигранными карандашами, крупой, бусинками, орешками оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие:

• можно сортировать крупу, угадывать ее с закрытыми глазами;

• катать крупу между большим и указательным пальцами;

• придавливать крупинки поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения;

• покатать между двух ладоней шестигранный карандаш:

Карандаш в руке катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу!

Рисование — занятие любимое всеми детьми и очень полезное. Чем чаще ребенок держит в руках карандаш или кисть, тем легче ему будет в школе выводить первые буквы и слова. Важно следить за тем, чтобы ребенок правильно держал карандаш .Предлагайте детям разнообразные задания: штриховать фигуры прямыми и волнистыми линиями, обводить по контуру, срисовывать по образцу, продолжить задуманный узор, дорисовать вторую половинку изображения и т.д. В настоящее время продается много разнообразных раскрасок с интересными заданиями. Очень хорошо, если родители не просто покупают своим детям раскраски, а выполняют задания вместе с ними, учат правильно подбирать цвет, аккуратно закрашивать.

Конечно, в детском саду мы развиваем  пальчики детей, но этого не достаточно. Нужна ежедневная систематическая работа в данном направлении. Лучше пусть ребенок лишний раз не сядет за компьютерные игры, не будет вечерами смотреть телевизор,  а поиграет вместе с вами в игры на развитие двигательных способностей пальчиков. А в помощь мне бы хотелось подарить, вот такие памятки.

                                                                          Памятка

Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики необходимо предлагать:

 

- Различные виды мозаик.

-Разнообразные конструкторы (железные, деревянные, пластмассовые).

- Пористые губки, резиновые мячи с шершавой поверхностью.

- Цветные клубочки ниток для перематывания.

- Набор веревочек различной толщины для завязывания и развязывания узлов.

- Набор мелких игрушек для развития тактильного восприятия («Узнай на ощупь»).

- Палочки (деревянные, пластмассовые) для выкладывания узоров по образцу.

- Спички с обрезанными головками.

- Материалы для занятия ниткографией (выкладыванием узоров цветными нитками на фланелеграфе или на бумаге).

- Семена, мелкие орешки, крупа.

- Бусы, бисер, пуговицы, разноцветные кнопки.

- Пластилин.

- Бумага для плетения, складывания.

- Разнообразный природный материал.

- Ручки, фломастеры, карандаши.

 

Внимание! С мелкими и острыми предметами дети должны играть только в присутствии взрослых.

    Наша встреча подошла к концу, если у вас возникли вопросы, мы будем рады на них ответить. И очень надеемся, что мы смогли вас убедить в значимости развития руки для ребенка дошкольного возраста. И в том, что только совместными усилиями мы поможем каждому ребенку активно развиваться, тренировать руку, хорошо подготовиться к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение пальчиковых игр для развития речи вашего ребенка. Во что можно поиграть пальчиками...

Центр развития мелкой моторики пальцев рук в головном мозге находится рядом с центром развития речи, поэтому при раздражении первого центра  быстрее развивается второй, соответственно малыш раньш...

Консультация для родителей "Речь вашего ребенка".

Первые годы жизни-период интенсивного развития речи: формирования у ребенка речевого слуха, накопление словаря. Отставание в её развитии в раннем возрасте может иметь неблагоприятные последствия.С поя...

Правильная речь вашего ребенка

Консультация для родителей...

Рекомендация для родителей: "Речь вашего ребенка"

Рекомендация для родителей: "Речь вашего ребенка"...

«РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ РЕЧИ ВАШЕГО РЕБЕНКА»

   Сегодня перед различными образовательными организациями, в частности детским садом, как никогда остро стоит задача приобщения детей к книге, воспитания интереса к чтению, формирова...

Консультация для родителей "Роль художественной литературы в формировании речи вашего ребенка"

Сегодня перед различными образовательными организациями, в частности детским садом, как никогда остро стоит задача приобщения детей к книге, воспитания интереса к чтению, формирования грамотного читат...

"Хотите ли вы, чтобы речь вашего ребенка была красивой и правильной?"

"Хотите ли вы, чтобы речь вашего ребенка была красивой и правильной?"...