Правильная речь вашего ребенка
консультация на тему
Предварительный просмотр:
«Правильная речь вашего ребёнка»
Главное направление развития речи на пятом году жизни это освоение связной монологической речи. Происходят заметные изменения и в освоении способов словообразования. Начинается взрыв словотворчества, дети получают начальное представление о слове как звуковом процессе, (оно звучит состоит из звуков звуки произносятся друг за другом последовательно). У детей этого возраста очень велико тяготение к рифме. Они подбирают слова, порой лишенные всякого смысла. Но само это занятие далеко не бессмысленное. Оно способствует развитию речевого слуха, формирует умение находить слова, близкие по звучанию
Ребенок учится правильно понимать и употреблять термины слово звучит звук, вслушиваться в звучащее слово, самостоятельно находить слова, разные и сходные по звучанию, определять последовательность звучания звуков в слове, выделять определенные звуки. Это период ознакомления детей со словом - его смысловой стороной (оно имеет смысл обозначает какой то предмет, явление действие качество). Активный словарь ребенка обогащать словами, обозначающими качества предметов производимые с ними действия дети могут определить назначение предметов функциональные признаки (Мяч это-игрушка: в него играют. Они начинают подбирать слова с противоположным значением сравнивают предметы и явления употребляют обобщающие слова (имена существительные с собиратель значением)
Это период практического усвоения правил употребления грамматически средств. Речь детей изобилует грамматически ошибками, неологизм («детскими» словами типа машцнский, откнопил, ползук) дети овладевают средства языка (согласование слов в роде, числе, падеже; чередование со гласных в основах глаголов и имён существительных. Ребенок подводится к пониманию многозначности отдельных грамматически форм. Они усваивает способы образования существительных с суффиксами обозначающими детенышей животных, а также некоторые способы образования глаголов с приставками, степеней сравнения прилагательных.
Дети осваивают умение строить разные типы высказывания -описание и повествование. При составлении рассказов совершенствуются понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложений, звуковая сторона речи, т. е. все те умения, которые необходимы ребенку пятого года жизни для развития связной речи. Речевая активность возрастает и в связи с тем, что это возраст «почемучек».
Вместе с тем в речи детей пятого года жизни встречаются нарушения. Не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки, у некоторых недостаточно развита интонационная выразительность. Имеются недостатки и в освоении грамматических правил речи (согласование имен существительных и имен прилагательных в роде и числе, употребление родительного падежа множественно го числа) .
Речь детей от четырех до пяти лет отличается подвижностью и неустойчивостью. Они могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако точное употребление слова вызывает у многих детей затруднение.
Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование: нарушают структуру, последовательность, не научились связывать между собой предложения и части высказывания.
Эта характеристика приблизительна. Уровни речевого развития детей одного возраста бывают очень различными. Особенно эти различия выступают именно в среднем дошкольном возрасте. Во-первых, к этому времени большинство детей усваивает слово и звукопроизношение. Во-вторых, ребенок овладевает связной речью и начинает строить самостоятельное высказывание, состоящих на первых порах лишь из нескольких предложений.
Воспитание звуковой культуры речи дошкольного возраста важно сформировать и закрепить правильное произношение всех звуков родного языка, в том числе свистящих и сонорных звуков, твердых и мягких (с, сб, з, зь, ц, и, ж, ч, щ, л, ль, р, рь) .
С помощью игр и упражнений «Как слово звучит» первый звук дети учатся находить слова, близкие и разные по звучанию, могут подобрать слова на за данный звук, установить наличие или отсутствие звука в слове, начинают понимать, что звуки в слове разные. дети подбирают игрушки или предметы, в названиях которых есть определенный звук.
Детей пятого года жизни нужно научить понимать, что слова и звуки произносятся в определенной последовательности, т. е. показывать им «звуковую линейку», которая демонстрирует последовательность произнесения звуков (а. у. ау) .
Развитый речевой слух дает возможность детям различать повышение и понижение громкости голоса, замедление и ускорение темпа речи взрослых и сверстников.
Особое внимание уделяется интонационной выразительности речи. В инсценировках дети учатся говорить разными голосами и с разными интонациями (повествовательной вопросительной восклицательной) для выработки хорошей дикции, четкого и правильного произнесения как отдельных слов, так и предложений широко используется специальные материал - чистоговорки, потешки считалки небольшие стихотворения, которые дети произносят с разной силой голоса и в разном темпе. При отгадывании загадок дети могут определить, есть ли заданный Звук в отгадке
дети среднего дошкольного возраста могут уже осознавать особенности своего произношения поэтому уместны вопросы, выясняющие правильно ли говорит ребенок. Отвечая на вопросы, дети задумываются над оформлением своих высказываний.
Играйте с детьми:
- подмечайте сходство и различие в звучании слов (кит — кот — крот) ;
подбирать рифмы и составлять двустишия (маленькие ножки ходят по дорожке; колобок, колобок, у тебя румяный бок) ;
- подбирайте антонимы (вредный -полезный, пушистый - колючий) ;
подбирать синонимы (жаркий, солнечный, знойный) ;
- используйте многозначные слова (труба как музыкальный инструмент, труба на крыше) ;
- подбирайте обобщающие наименования для целой группы предметов (фигуры, цветы, посуда) ;
-образовывайте новые слова (лес рубит - лесоруб, для соуса нужен соусник;
- использование грамматических форм слова (число, падеж, род, время) ;
Игры со словами способствуют развитию фонетической, грамматической и лексической сторон речи.
В то же время старший дошкольник учится контролировать свою речь, высказываться лишь тогда, когда это уместно, не отвлекаться во время занятий самому и не отвлекать других детей.
Постепенно речь ребенка обогащается такими неречевыми средствами, как мимика, жесты, движения, звукоподражания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение пальчиковых игр для развития речи вашего ребенка. Во что можно поиграть пальчиками...
Центр развития мелкой моторики пальцев рук в головном мозге находится рядом с центром развития речи, поэтому при раздражении первого центра быстрее развивается второй, соответственно малыш раньш...
Консультация для родителей "Речь вашего ребенка".
Первые годы жизни-период интенсивного развития речи: формирования у ребенка речевого слуха, накопление словаря. Отставание в её развитии в раннем возрасте может иметь неблагоприятные последствия.С поя...
Рекомендация для родителей: "Речь вашего ребенка"
Рекомендация для родителей: "Речь вашего ребенка"...
«РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ РЕЧИ ВАШЕГО РЕБЕНКА»
Сегодня перед различными образовательными организациями, в частности детским садом, как никогда остро стоит задача приобщения детей к книге, воспитания интереса к чтению, формирова...
"На кончиках пальцев - речь вашего ребенка"
Мастер-класс для родителей...
Консультация для родителей "Роль художественной литературы в формировании речи вашего ребенка"
Сегодня перед различными образовательными организациями, в частности детским садом, как никогда остро стоит задача приобщения детей к книге, воспитания интереса к чтению, формирования грамотного читат...
"Хотите ли вы, чтобы речь вашего ребенка была красивой и правильной?"
"Хотите ли вы, чтобы речь вашего ребенка была красивой и правильной?"...