Развитие мелкой моторики рук в психофизическом развитии ребенка
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук?
Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Начинать работу по развитию мелкой моторики надо уже в самом раннем возрасте.
Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Этот факт применяют и педагоги, и психологи, и воспитатели, как в составлении, так и в реализации различных обучающих и развивающих программ. Знают об этом и родители. А так же производители всевозможных детских игрушек. Очень хорошо, когда дома много разнообразных игрушек, в которые детям и родителям интересно вместе играть. Но очень немногие задумываются, что огромный потенциал развития мелкой моторики тактильной чувствительности дает малышам сама жизнь. Давайте посмотрим, как можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей при помощи обычных предметов домашнего обихода. Самое главное – для того, чтобы играть с ребенком, нам не нужно ничего покупать специально – у нас все под рукой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_melkoy_motoriki_ruk_doklad.doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Детский сад № 27
Невского района
Развитие мелкой моторики рук
в психофизическом развитии ребенка
Воспитатель
Намекунг Фометио Мария Анатольевна
Санкт Петербург, 2016
Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук?
Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Начинать работу по развитию мелкой моторики надо уже в самом раннем возрасте.
Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Этот факт применяют и педагоги, и психологи, и воспитатели, как в составлении, так и в реализации различных обучающих и развивающих программ. Знают об этом и родители. А так же производители всевозможных детских игрушек. Очень хорошо, когда дома много разнообразных игрушек, в которые детям и родителям интересно вместе играть. Но очень немногие задумываются, что огромный потенциал развития мелкой моторики тактильной чувствительности дает малышам сама жизнь. Давайте посмотрим, как можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей при помощи обычных предметов домашнего обихода. Самое главное – для того, чтобы играть с ребенком, нам не нужно ничего покупать специально – у нас все под рукой.
Противопоказания
Массаж и пальчиковую гимнастику с предметами не рекомендуется проводить, если у ребенка имеются на руках гнойные или кровоточащие раны, острые кожные заболевания, в том числе аллергодерматиты в стадии обострения.
Общие рекомендации
- используйте специальные предметы и игрушки, которые по окончании необходимо сразу же убрать. Таким образом через них будет поддерживаться интерес ребенка к занятиям;
- не оставляйте мелкие предметы в поле досягаемости ребенка в отсутствии взрослых. Внимательно следите, чтобы предметы и их части не попали ребенку в рот, нос, уши;
- объяснение выполнения упражнения начните с его показа, постепенно переходя к словесному пояснению действий;
- говорите медленно и выразительно, соблюдая паузы;
- на начальных этапах обучения примените развернутую инструкцию, например: Посмотри внимательно, как я кладу палочку, свою положи так же; постепенно ее упрощайте: Положи палочку так, как я. Возвращаться к показу следует только в случае неправильных действий ребенка;
- если ребенок не может выполнить задание самостоятельно, взрослый берет его руку и действует вместе с ним;
- следите за тем, чтобы при выполнении упражнений руки ребенка не были сильно напряжены;
- при отсутствии у ребенка интереса к какому-либо предмету следует отложить его и вернуться чуть позже, например, через месяц: у каждого малыша индивидуальный темп развития, и, возможно, производить манипуляции с этим предметом для него рано;
- при отборе упражнений учитывайте длительность концентрации внимания ребенка, характерную для его возраста;
- упражнения рекомендуется выполнять сначала ведущей рукой, затем другой, после чего двумя руками одновременно;
- задания на манипуляции с одним и тем же предметом обязательно нужно усложнять;
- в начале и в середине каждого занятия в течение 2-3 минут желательно проводить разминку пальцев и кистей рук;
- объясните ребенку, что по завершении упражнения все предметы и игрушки необходимо убрать и что только после этого занятие считается законченным;
- занятия необходимо проводить в спокойной доброжелательной обстановке, которая способствует получению положительных эмоций;
- поощряйте любые достижения малыша, ему необходимо радоваться и гордиться своими успехами
Классификация упражнений
А. Пассивная гимнастика для пальцев и кистей рук
- Массаж кистей и пальцев рук
- Самомассаж (игры с предметами)
Б. Активная гимнастика
- игры на развитие тактильных ощущений
- с открытыми глазами
- с закрытыми глазами
- упражнения без речевого сопровождения
- статичные
- теневая игра
- пальчиковый театр
- упражнения по выработке обобщенного зрительного образа предмета
- упражнения по выработке обобщенного двигательного образа предмета
- упражнения по выработке мускульной памяти
- игры с указательным пальцем (Александр Романов)
- воображаемые действия
- пальчиковые игры синхронизированные с речью
- упражнения для пальчиков под музыку
- изобразительная деятельность
- ручной труд
Массаж
Массаж не должен вызывать у ребенка неприятных ощущений. Можно предложить ребенку погреть ручки. Девочкам очень нравится сравнивать такой массаж с косметическим массажем («чтобы ручки были красивыми»).
Массаж можно выполнять сидя и лежа, рука при этом лежит свободно, пальцы полусогнуты, человек, выполняющий массаж, сидит напротив ребенка. Массаж выполняется одной или двумя руками.
Используются следующие приемы массажа: поглаживание плоскостное, щипцеобразное по тыльной поверхности кисти, начиная от кончиков пальцев до средней трети предплечья, затем массаж отдельно каждого пальца по направлению к его основанию по тыльной, ладонной и боковой поверхностям. Растирание — по ладонной и боковой поверхностям каждого пальца и кисти круговое, прямолинейное, штрихование, пиление, гребнеобразное; разминание — щипцеобразное, надавливание, сдвигание, растяжение; вибрация — пунктирование, поколачивание, встряхивание, пассивные и активные движения.
Самомассаж
Игры с предметами
- Игры с орехами, мелкими мячиками, шариками
- Игры с колечком (су-джок)
- Игры с массажными щетками
- Игра «Надеваем перчатки»
- «Согреем ручки» (растирание рук)
- «Гуси щиплют травку» (пощипывание пальцами)
- разминать пальцами пластилин или глину
- катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики
- сжимать и разжимать кулачки (бутон цветка открывает лепестки)
- делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь
- Игры с кубиками (выполняются так же как и с шариками, т.е. катаем между ладошками, катаем по столу)
- Игры с карандашом. Надо поместить его между ладонями и вращать карандаш, перемещая его от основания ладоней к кончикам пальцев. Другое упражнение: удерживать карандаш каждым согнутым пальцем. Удерживать карандаш пальцами, расположенными так: указательный и безымянный сверху, средний и мизинец— снизу.
- мять руками поролоновые шарики, губку
Игры на развитие тактильных ощущений
- Игры с открытыми глазами
- Игры с крупой (лучше использовать гречу, рис, пшено, горох, фасоль, семечки, косточки)
«Золушка» - сортировка смеси (например, горох и фасоль)
- Из небольших предметов выкладывать буквы, цифры, фигурки
- Пересыпать мелкую крупу пальцами сложенными в щепотку
- Выкапывать различные предметы из крупы
- Использовать крупу для изготовления картин, панно
- Обводить пальчиками буквы по различным поверхностям (гладкие, шершавые, пушистые)
- Игры с закрытыми глазами
- Узнать с закрытыми глазами к какому пальцу руки прикоснулся педагог.
- Игра «Золушка» на ощупь
- «Чудесный мешочек
- Определять различные материалы, фактуру (резина, ткань, бумага) и находить в комнате предметы, сделанные из них.
- С закрытыми глазами узнать буквы, цифры, фигуры «написанные» на руке, спине
Упражнения без речевого сопровождения
Эти упражнения рекомендуется выполнять до пальчиковых игр, синхронизированных с речью. Однако это не значит, что они должны проходить в полном молчании. Все положения пальцев подробно объясняются.
- статичные (н-р Флажок.)
- теневая игра
- пальчиковый театр
Когда ребенок освоит свободное выполнение фигурок, упражнения можно усложнить, разыгрывая небольшие сценки, где ребенок показывает то, о чем рассказывает взрослый.
В рассказах выделены слова, которые дети могут изобразить.
«КОТЕНОК» Котенок маленький, озорной, пушистый. Он точит когти (все пальцы согнуты так, что их подушечки прикасаются к основанию пальцев; ладонь открыта; согнутые пальцы в этом положении «бегут»). Поточил котенок когти и начал царапаться (царапающие движения широко разведенными пальцами). «Ай-ай-ай, котенок, нехорошо царапаться! Ну-ка, спрячь когти!» Котенок сначала прячет когти, но, потом снова начинает их точить.
динамические упражнения
- двумя пальцами руки ходить по столу, сначала медленно, как будто кто-то крадется, а затем быстро, как будто бежит
- показать отдельно только один палец - указательный , затем два (указательный и средний), далее три, четыре, пять
- показать отдельно только один палец - большой
- барабанить всеми пальцами обеих рук по столу
- махать в воздухе только пальцами
- кистями рук делать фонарики
- хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе
- собирать все пальцы в щепотку
- упражнения по выработке обобщенного зрительного образа предмета
- внутренняя и внешняя обводка плоских фигур, трафаретов.
- Штрихование
- Дорисовывание второй половины рисунка, его деталей
- Рисование по образцу
- упражнения по выработке обобщенного двигательного образа предмета
- плетение, шнуровка, завязывание узлов
- Запускать пальцами мелкие волчки
- нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку
- наматывать тонкую проволоку или цветные нитки на катушку
- завязывать узлы на толстой веревке, на шнуре
- застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками
- закручивать шурупы, гайки
- игры с конструктором, мозаикой, кубиками
- складывание матрешек
- резать ножницами
- плести из бумаги, складывать бумажные игрушки (оригами)
- Старшим детям можно показать, как пользоваться швейными принадлежностями, научить пришивать пуговицы
- упражнения по выработке мускульной памяти (непосредственно подготавливают руку к письму)
- конструирование букв из палочек, шнурка
- копирование рисунков на прозрачную бумагу
- рисование узоров, орнаментов
- работа в тетрадях (знакомство с клеточками) см. картотеку
- игры с указательным пальцем (Александр Романов)
Направлены на стимуляцию положительных эмоций у детей . (см. картотеку)
- воображаемые действия
- воображаемые игры с указательным пальцем
- рисование в воздухе
- «лепка» из воображаемого пластилина
- имитация действий с воображаемыми предметами
Дети стихийно подражают действиям, заинтересовавшим их. Наблюдая с детьми за людьми различных профессий, обсудите их действия, позы, способ пользования инструментами, орудиями труда. Хорошо (скорее необходимо), чтобы эти инструменты и орудия труда ребенок рассмотрел, подержал в руках, понял, как ими пользуются. Предложите малышу отгадать загадку— определить по вашим действиям род занятий человека. Пусть малыш вслед за этим загадает загадку вам.
Игры и упражнения на координацию речи с движением
Расскажи стихи руками
Изобразительная деятельность
- лепка - из пластилина, глины, а также соленого теста, пластики;
- рисование - это может быть раскрашивание и обведение рисунка, штриховка, примакивание, которые выполняются пальцами, кисточкой, ватной палочкой, фигурной губкой, мелком, карандашом, фломастером, ручкой, пером и т.д. Однако следует помнить, что детям до 4 лет не рекомендуется работать с карандашом, ручкой или фломастером.
- аппликация - в двухлетнем возрасте ребенку можно предложить сделать аппликацию по образцу из заготовок или самостоятельно оторванных кусочков цветной бумаги. В более старшем возрасте необходимо научить ребенка правильно держать ножницы и работать с ними.
Ручной труд
- изготовление поделок - из бумаги и папье-маше, картона, ниток, природного материала, например плодов каштанов, желудей, соломы, листьев деревьев и кустарников и т.д.;
- макраме
- бисероплетение;
- вышивание, шитье, вязание, пришивание пуговиц.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников»
Способы развития мелкой моторики, речи, основных психических процессов в различных видах детской деятельности....
Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников
Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников «Рука - это вышедший наружу мозг человека».И. Кант Ребенок только родился...
Мелкая моторика в психофизическом развития дошкольников. Из опыта работы воспитателей логопедической группы.
Речевое развитие происходит в процесси познания ребенком окружаещего мира, что возможно только в совместной деятельности пдагогического коллектива, родителей и ребенка....
Описание опыта работы по теме: «Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников».
В данной работе представлены этапы работы по развитию мелкой моторики с детьми дошкольного возраста....
Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников
Ребенок только родился - и уже осуществляет хватательные движения, т.е. сжимает и разжимает кулачок. Это движение является первым и остается главным на протяжении всей жизни. В связи с этим в методике...
Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников
Консультативный материал для воспитателей и родителей...
Развитие мелкой моторики пальцев рук; Развитие мелкой моторики в домашних условиях
Документ содержит две памятки для родителей...