Развитие мелкой моторики рук в психофизическом развитии ребенка
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Намекунг Фометио Мария Анатольевна

Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук?

Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Начинать работу по развитию мелкой моторики надо уже в самом раннем возрасте.

 Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Этот факт применяют и педагоги, и психологи, и воспитатели, как в составлении, так и в реализации различных обучающих и развивающих программ. Знают об этом и родители. А так же производители всевозможных детских игрушек. Очень хорошо, когда дома много разнообразных игрушек, в которые детям и родителям интересно вместе играть. Но очень немногие задумываются, что огромный потенциал развития мелкой моторики тактильной чувствительности дает малышам сама жизнь. Давайте посмотрим, как можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей при помощи обычных предметов домашнего обихода. Самое главное – для того, чтобы играть с ребенком, нам не нужно ничего покупать специально – у нас все под рукой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_melkoy_motoriki_ruk_doklad.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Детский сад № 27

                                        Невского района

Развитие мелкой моторики рук

в психофизическом развитии ребенка

Воспитатель

Намекунг Фометио Мария Анатольевна

Санкт Петербург, 2016


Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук?

Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Начинать работу по развитию мелкой моторики надо уже в самом раннем возрасте.

 Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Этот факт применяют и педагоги, и психологи, и воспитатели, как в составлении, так и в реализации различных обучающих и развивающих программ. Знают об этом и родители. А так же производители всевозможных детских игрушек. Очень хорошо, когда дома много разнообразных игрушек, в которые детям и родителям интересно вместе играть. Но очень немногие задумываются, что огромный потенциал развития мелкой моторики тактильной чувствительности дает малышам сама жизнь. Давайте посмотрим, как можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей при помощи обычных предметов домашнего обихода. Самое главное – для того, чтобы играть с ребенком, нам не нужно ничего покупать специально – у нас все под рукой.

Противопоказания

Массаж и пальчиковую гимнастику с предметами не рекомендуется проводить, если у ребенка имеются на руках гнойные или кровоточащие раны, острые кожные заболевания, в том числе аллергодерматиты в стадии обострения.

Общие рекомендации

  • используйте специальные предметы и игрушки, которые по окончании необходимо сразу же убрать. Таким образом через них будет поддерживаться интерес ребенка к занятиям;
  • не оставляйте мелкие предметы в поле досягаемости ребенка в отсутствии взрослых. Внимательно следите, чтобы предметы и их части не попали ребенку в рот, нос, уши;
  • объяснение выполнения упражнения начните с его показа, постепенно переходя к словесному пояснению действий;
  • говорите медленно и выразительно, соблюдая паузы;
  • на начальных этапах обучения примените развернутую инструкцию, например: Посмотри внимательно, как я кладу палочку, свою положи так же; постепенно ее упрощайте: Положи палочку так, как я. Возвращаться к показу следует только в случае неправильных действий ребенка;
  • если ребенок не может выполнить задание самостоятельно, взрослый берет его руку и действует вместе с ним;
  • следите за тем, чтобы при выполнении упражнений руки ребенка не были сильно напряжены;
  • при отсутствии у ребенка интереса к какому-либо предмету следует отложить его и вернуться чуть позже, например, через месяц: у каждого малыша индивидуальный темп развития, и, возможно, производить манипуляции с этим предметом для него рано;
  • при отборе упражнений учитывайте длительность концентрации внимания ребенка, характерную для его возраста;
  • упражнения рекомендуется выполнять сначала ведущей рукой, затем другой, после чего двумя руками одновременно;
  • задания на манипуляции с одним и тем же   предметом обязательно нужно усложнять;
  • в начале и в середине каждого занятия в течение 2-3 минут желательно проводить разминку пальцев и кистей рук;
  • объясните ребенку, что по завершении упражнения все предметы и игрушки необходимо убрать и что только после этого занятие считается законченным;
  • занятия необходимо проводить в спокойной доброжелательной обстановке, которая способствует получению положительных эмоций;
  • поощряйте любые достижения малыша, ему необходимо радоваться и гордиться своими успехами

        

Классификация упражнений

А. Пассивная гимнастика для пальцев и кистей рук

  1. Массаж кистей и пальцев рук
  2. Самомассаж (игры с предметами)

Б. Активная гимнастика

  1. игры на развитие тактильных ощущений
  1. с открытыми глазами
  2. с закрытыми глазами
  1. упражнения без речевого сопровождения
  1. статичные
  2. теневая игра
  3. пальчиковый театр
  4. упражнения по выработке обобщенного зрительного образа предмета
  5. упражнения по выработке обобщенного двигательного образа предмета
  6. упражнения по выработке мускульной памяти
  7. игры с указательным пальцем (Александр Романов)
  8. воображаемые действия
  1. пальчиковые игры синхронизированные с речью
  2. упражнения для пальчиков под музыку
  3. изобразительная деятельность
  4. ручной труд

Массаж

Массаж не должен вызывать у ребенка неприятных ощущений. Можно предложить ребенку погреть ручки. Девочкам очень нравится сравнивать такой массаж с косметическим массажем («чтобы ручки были красивыми»).

Массаж можно выполнять сидя и лежа, рука при этом лежит свободно, пальцы полусогнуты, человек, выполняющий массаж, сидит напротив ребенка. Массаж выполняется одной или двумя руками.

Используются следующие приемы массажа: поглаживание плоскостное, щипцеобразное по тыльной поверхности кисти, начиная от кончиков пальцев до средней трети предплечья, затем массаж отдельно каждого пальца по направлению к его основанию по тыльной, ладонной и боковой поверхностям. Растирание — по ладонной и боковой поверхностям каждого пальца и кисти круговое, прямолинейное, штрихование, пиление, гребнеобразное; разминание — щипцеобразное, надавливание, сдвигание, растяжение; вибрация — пунктирование, поколачивание, встряхивание, пассивные и активные движения.

Самомассаж

Игры с предметами

  • Игры с орехами, мелкими мячиками, шариками
  • Игры с колечком (су-джок)
  • Игры с массажными щетками
  • Игра «Надеваем перчатки»
  •  «Согреем ручки» (растирание рук)
  • «Гуси щиплют травку» (пощипывание пальцами)
  • разминать пальцами пластилин или глину
  • катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики
  • сжимать и разжимать кулачки (бутон цветка открывает лепестки)
  • делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь
  • Игры с кубиками (выполняются так же как и с шариками, т.е. катаем между ладошками, катаем по столу)
  • Игры с карандашом. Надо поместить его между ладонями и вращать карандаш, перемещая его от основания ладоней к кончикам пальцев. Другое упражнение: удерживать карандаш каждым согнутым пальцем. Удерживать карандаш пальцами, расположенными так: указательный и безымянный сверху, средний и мизинец— снизу.
  • мять руками поролоновые шарики, губку

Игры на развитие тактильных ощущений

  1. Игры с открытыми глазами
  • Игры с крупой (лучше использовать гречу, рис, пшено, горох, фасоль, семечки, косточки)

«Золушка» - сортировка смеси (например, горох и фасоль)

  • Из небольших предметов выкладывать буквы, цифры, фигурки
  • Пересыпать мелкую крупу пальцами сложенными в щепотку
  • Выкапывать различные предметы из крупы
  • Использовать крупу для изготовления картин, панно
  • Обводить пальчиками буквы по различным поверхностям (гладкие, шершавые, пушистые)

  1. Игры с закрытыми глазами
  • Узнать с закрытыми глазами к какому пальцу руки прикоснулся педагог.
  • Игра «Золушка» на ощупь
  • «Чудесный мешочек
  • Определять различные материалы, фактуру (резина, ткань, бумага) и находить в комнате предметы, сделанные из них.
  • С закрытыми глазами узнать буквы, цифры, фигуры «написанные» на руке, спине

Упражнения без речевого сопровождения

Эти упражнения рекомендуется выполнять до пальчиковых игр, синхронизированных с речью. Однако это не значит, что они должны проходить в полном молчании. Все положения пальцев подробно объясняются.

  1. статичные (н-р Флажок.)
  2. теневая игра
  3. пальчиковый театр

Когда ребенок освоит свободное выполнение фигурок, упражнения можно усложнить, разыгрывая небольшие сценки, где ребенок показывает то, о чем рассказывает взрослый.

В рассказах выделены слова, которые дети могут изобразить.

«КОТЕНОК» Котенок маленький, озорной, пушистый. Он точит когти (все пальцы согнуты так, что их подушечки прикасаются к основанию пальцев; ладонь открыта; согнутые пальцы в этом положении «бегут»). Поточил котенок когти и начал царапаться (царапающие движения широко разведенными пальцами). «Ай-ай-ай, котенок, нехорошо царапаться! Ну-ка, спрячь когти!» Котенок сначала прячет когти, но, потом снова начинает их точить.

 динамические упражнения

  • двумя пальцами руки ходить по столу, сначала медленно, как будто кто-то крадется, а затем быстро, как будто бежит
  • показать отдельно только один палец - указательный , затем два (указательный и средний), далее три, четыре, пять
  • показать отдельно только один палец -  большой
  • барабанить всеми пальцами обеих рук по столу
  • махать в воздухе только пальцами
  • кистями рук делать фонарики
  • хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе
  • собирать все пальцы в щепотку
  1. упражнения по выработке обобщенного зрительного образа предмета
  • внутренняя и внешняя обводка плоских фигур, трафаретов.
  • Штрихование
  • Дорисовывание второй половины рисунка, его деталей
  • Рисование по образцу
  1. упражнения по выработке обобщенного двигательного образа предмета
  • плетение, шнуровка, завязывание узлов
  • Запускать  пальцами мелкие волчки
  • нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку
  • наматывать тонкую проволоку или цветные нитки на катушку
  • завязывать узлы на толстой веревке, на шнуре
  • застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками
  • закручивать шурупы, гайки
  • игры с конструктором, мозаикой, кубиками
  • складывание матрешек
  • резать ножницами
  • плести из бумаги, складывать бумажные игрушки (оригами)
  • Старшим детям можно показать, как пользоваться швейными принадлежностями, научить пришивать пуговицы
  1. упражнения по выработке мускульной памяти (непосредственно подготавливают руку к письму)
  • конструирование букв из палочек, шнурка
  • копирование рисунков на прозрачную бумагу
  • рисование узоров, орнаментов
  • работа в тетрадях (знакомство с клеточками) см. картотеку
  1. игры с указательным пальцем (Александр Романов)

Направлены на стимуляцию положительных эмоций у детей . (см. картотеку)

  1. воображаемые действия
  • воображаемые игры с указательным пальцем
  • рисование в воздухе
  • «лепка» из воображаемого пластилина
  • имитация действий с воображаемыми предметами

Дети стихийно подражают действиям, заинтересовавшим их. Наблюдая с детьми за людьми различных профессий, обсудите их действия, позы, способ пользования инструментами, орудиями труда. Хорошо (скорее необходимо), чтобы эти инструменты и орудия труда ребенок рассмотрел, подержал в руках, понял, как ими пользуются. Предложите малышу отгадать загадку— определить по вашим действиям род занятий человека. Пусть малыш вслед за этим загадает загадку вам.

Игры и упражнения на координацию речи с движением

Расскажи стихи руками

Изобразительная  деятельность

  • лепка - из пластилина, глины, а также соленого теста, пластики;
  • рисование - это может быть раскрашивание и обведение рисунка, штриховка, примакивание, которые выполняются пальцами, кисточкой, ватной палочкой, фигурной губкой, мелком, карандашом, фломастером, ручкой, пером и т.д. Однако следует помнить, что детям до 4 лет не рекомендуется работать с карандашом, ручкой или фломастером.
  • аппликация - в двухлетнем возрасте ребенку можно предложить сделать аппликацию по образцу из заготовок или самостоятельно оторванных кусочков цветной бумаги. В более старшем возрасте необходимо научить ребенка правильно держать ножницы и работать с ними.

Ручной  труд

  • изготовление поделок - из бумаги и папье-маше, картона, ниток, природного материала, например плодов каштанов, желудей, соломы, листьев деревьев и кустарников и т.д.;
  • макраме
  • бисероплетение;
  •  вышивание, шитье, вязание, пришивание пуговиц.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников»

Способы развития мелкой моторики, речи, основных психических процессов в различных видах детской деятельности....

Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников

Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников «Рука - это вышедший наружу мозг человека».И. Кант            Ребенок только родился...

Мелкая моторика в психофизическом развития дошкольников. Из опыта работы воспитателей логопедической группы.

Речевое развитие происходит в процесси познания ребенком окружаещего мира, что возможно только в совместной деятельности пдагогического коллектива, родителей и ребенка....

Описание опыта работы по теме: «Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников».

В данной работе представлены этапы работы по развитию мелкой моторики с детьми дошкольного возраста....

Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников

Ребенок только родился - и уже осуществляет хватательные движения, т.е. сжимает и разжимает кулачок. Это движение является первым и остается главным на протяжении всей жизни. В связи с этим в методике...

Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников

Консультативный материал для воспитателей и родителей...