Деловая игра: «Организация коррекционно-речевой работы с ребенком старшего дошкольного возраста в домашних условиях».
методическая разработка (старшая группа) на тему
Для эффективной работы логопеду необходимо наладить тесный контакт с родителями детей. Поэтому, после первичного обследования ребенка приглашаю родителей для сбора анамнеза и уточнения раннего развития ребенка. Каждый родитель заполняет анкету. Анализ анкет и бесед с родителями позволяет логопеду более грамотно составить перспективный план по работе с родителями, в котором фиксируются письменные консультации через родительский уголок, папки-передвижки, темы родительских собраний, темы микро-групповых консультаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
delovaya_igra.docx | 84.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Деловая игра: «Организация коррекционно-речевой работы с ребенком старшего дошкольного возраста в домашних условиях».
Цель: совершенствовать традиционные формы работы с родителями в организации коррекционной работы с ребенком в домашних условиях.
Ход родительского собрания.
- Игра «Давайте поздороваемся»
Учитель-логопед: Сейчас я попрошу Вас встать и походить по залу, здороваясь со всеми, кто встречается Вам на пути. Здороваться надо определенным образом:
- на хлопок – здороваетесь за руку и произносите любое приветствие;
- на свиток – здороваетесь плечиками и произносите «добрый вечер».
- Доклад об актуальности организации коррекционной работы с ребенком в ДОУ и дома.
- Организационно - деятельностные игры:
- «Раз, два, три, четыре, пять вышли пальчики гулять!»
Цель: углубить и систематизировать знания родителей по развитию мелкой моторики рук.
Рабочий материал: счетные палочки, миски с горохом, фасолью, шаблоны и трафареты для штриховки, простые карандаши, пластмассовые крышки от бутылок.
Учитель-логопед: Ученые пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движение пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при своевременном речевом развитии, и – особенно - в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка. На сегодняшний день издается большое количество книг с описанием пальчиковых игр. Многие из них мы с детьми на занятиях, а Вы дома, будем выполнять. Но есть еще и другие формы и виды работ по развитию мелкой моторики, которые с удовольствием будут выполнять Ваши дети. О них я Вам и напомню.
Родители объединяются в пары – семейки и каждой из «семеек» дается практическое задание:
- Вы превращаетесь в «Золушек» и Вам необходимо перебрать горох и фасоль;
- Вы превращаетесь в «строителей», постройте из счетных палочек, по образцу, архитектурное строение – дом по образцу;
- Вам предлагается игра «Волшебный карандаш». Обведите по трафарету овощи и заштрихуйте их в разных направлениях. А по шаблону обведите фрукты и то же заштрихуйте их в разных направлениях;
- А Вы, возьмите пластмассовые крышки от бутылок и наденьте их, как обувь, на указательные и средние пальцы. И «идём» пальцами, как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, «шаркая» проговаривая стишок.
Крышки пальчики обули,
Смело в них вперёд шагнули. (Смена рук)
И пошли по переулку
На весёлую прогулку. (Смена рук)
Пальцы – словно балеринки,
Но одетые в ботинки. (Смена рук)
Каждый пальчик – будто ножка,
Только шаркает немножко.
- «Школа весёлого Язычка»
Цель: познакомить родителей с особенностями выполнения артикуляционной гимнастики.
Рабочий материал: зеркала, карточки с образцами упражнений артикуляционной гимнастики.
Учитель-логопед: Артикуляционную гимнастику необходимо выполнять ежедневно, сидя перед зеркалом, так чтобы ребенок видел свои губы, язык. Я покажу Вам некоторые игровые упражнения, с помощью которых можно весело и непринужденно выполнить с ребенком. Ваша задача – ненавязчиво контролировать правильность и точность их выполнения, но для этого Вам надо самим знать, как расслаблять или напрягать мышцы языка, удерживать его в нужном положении, правильно работать губами и вырабатывать нужную воздушную струю.
Родителям показываются карточки с изображением артикуляционных укладов, и предлагается выполнить их, глядя в зеркало. Упражнения сопровождаются стишками и комментариями об их назначении.
Учитель-логопед: Таким образом, применяя в индивидуальной работе с ребенком игры и упражнения на развитие моторных навыков, вы поможете учителю-логопеду ускорить процесс постановки звуков.
- «Говори спокойно, внятно, чтобы было всем понятно»
Цель: познакомить родителей с особенностями коррекционной работы на этапе автоматизации звука.
Рабочий материал: средние мячики с шипами, счетные палочки, кубики
Учитель-логопед: Закрепление звука в речи или по-другому автоматизация звука в речи, возможна лишь после того, как ребенок с помощью учителя-логопеда научится правильно произносить его изолированно. В этой трудоёмкой работе очень важна последовательность от простого к сложному. Речевой материал должен нарастать постепенно и на этапе автоматизации полностью исключать все похожие звуки. Например, если идет автоматизация звука «С», то в слогах, словах, фразах не должно быть ни одного слога или слова с другими свистящими (з,ц), а также с шипящими (ш, ж, ч, щ). При несоблюдении этого условия ребенок начинает смешивать сходные звуки, что недопустимо. Автоматизация звука начинается с произнесения в слогах.
- Упражнение «Лесенка»: выложите из счетных палочек или из кубиков лесенку. Теперь прошагайте пальчиками по ступенькам вверх и вниз, правильно произнося слог СА. А теперь поднимайтесь и спускайтесь, проговаривая слоговой ряд: СА – СЫ – СО – СУ.
Учитель-логопед: для автоматизации звука в слогах можно использовать и другие упражнения, например: «Пальчики шагают», «Скажи для Миши», «Собери пирамидку», «Прищепи прищепку», «Пальчики здороваются» и т.д.
- Упражнение «Закончи слово»: я начну, а Вы договаривайте слова:
В лесу живет рыжая ли… (СА).
В магазине продается колба… (СА).
У Сони длинная ко… (СА).
- Упражнение «Весёлый мячик»: теперь перейдем к проговариванию звука в чистоговорках. Возьмите мяч и на каждое слог или слово по тексту перебрасывайте его из одной руки в другую:
СА – СА – СА – вот оса;
СЫ – СЫ – СЫ – у осы усы;
СА – СА – СА – в саду оса,
СА – СА – СА – СА – ко мне летит оса,
СЫ – СЫ – СЫ – не боимся мы осы.
- Игровое упражнение «Волшебная ладошка»: я называю слово, а Вы заменяете первый звук в моем слове на звук «С» и, задевая мою ладошку, произносите полученное слово: ток - … (сок), дом - … (сом), майка - … (сайка), Тоня - … (Соня), кто - … (сто).
Учитель-логопед: Введение поставленных, автоматизированных звуков в самостоятельную речь ребенка проходит по нарастающей сложности: от составления предложений до самостоятельного творческого высказывания. В процессе данной работы главное – это формирование речевого контроля и самоконтроля, очень важного для развития связного высказывания. Составление предложений по картинкам, игрушкам, опорным словам, вопросам не только упражняют ребенка в правильном произношении отрабатываемых звуков, но и одновременно формируют грамматически правильную речь.
- Игра «Закончи предложение»
(По предложенной схеме родители заканчивают предложения.)
- Соне подарили подарок. И т.д.
- Игра «Составь предложение к картинке»
(Родители получают по предметной картинке и составляют предложение.)
Учитель-логопед: Такие упражнения трудны для детей, так как они думают о смысле, содержании ответа и забывают о правильном звукопроизношении.
- «Научитесь слышать звуки»
Цель: объяснить родителям важность своевременного развития фонематического слуха, кратко познакомить с основными этапами коррекционной работы.
Учитель-логопед: Недостатки звукопроизношения сказываются на развитии фонематического слуха, что затрудняет усвоение навыков звукового анализа слов, овладение которыми необходимо для подготовки детей к обучению грамоте. Подобные причины могут привести в дальнейшем к школьной неуспеваемости – дисграфии и дислексии.
Коррекционная работа по формированию фонематического слуха с детьми, страдающими нарушениями речи, строится в два этапа:
1) развитие слухового внимания;
2) формирование функций фонематического слуха и навыков звукового анализа и синтеза.
Развитие слухового внимания на неречевых звуках: различение неречевых звуков: громкие – тихие, долгие (длинные) – короткие, высокие – низкие, приятные (добрые, ласковые}– неприятные (злые, грубые).
Упражнения и игры на развитие слухового внимания:
- «Какие звуки нарушают тишину?»,
- «Кто услышит больше звуков?»,
- «Назови звуки улицы»,
- «Голоса животных и птиц» и т.д.
Учитель-логопед: предлагаю сыграть в игру «Угадай, чей голосок». Я попробую звуками изобразить какой-то предмет: паровоз, машину, самолет, свистящий чайник, собаку и т.п. А Вы угадайте, кто угадает – тот и водит.
Формирование функций фонематического слуха и навыков звукового анализа и синтеза:
Основные образовательные задачи по данному направлению коррекционной работы:
- сформировать у детей системы чётко различаемых, противопоставляемых друг другу фонем;
- научить произносить слова различной слоговой сложности;
- научить свободно пользоваться приобретенными навыками в самостоятельной речи.
Работа по развитию фонематического восприятия проводится в следующей последовательности:
1. Знакомство с изолированным звуком, связанным с конкретным образом (в рассказах).
2. Различение изолированных звуков, связанных с конкретным образом.
3. Различение звука в слове.
4. Определение места звука в слове (в начале, в середине, в конце слова).
5. Различение на слух в словах звуков, близких по звучанию или артикуляции (свистящие – шипящие, звонкие – глухие, Р – Л и т.д.).
6. Придумывание слов на определённый звук.
Учитель-логопед: игровое упражнение «Стой или шагай»: а теперь я попрошу Вас встать. Если в слове слышится звук «С», надо стоять, если нет звука «С» - шагать. (Игра проводится с ускорением темпа.)
Учитель-логопед: Проводя такие игры, обязательно меняйтесь с ребенком местами, т.е. принимайте на себя роль ученика, и Вы увидите в глазах ребенка благодарность и повышенный интерес.
4. Подведение итога.
- Подводя итог, можно сказать, что взрослые – это посредники между ребенком и внешним миром. И потому так важно говорить с малышом, рассказывать сказки, играть в дидактические игры, объяснять значение новых слов.
- Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе.
- Уважаемые родители! Без Вашей помощи, работа учителя-логопеда будет не полноценной, мало эффективной, поэтому помогите мне и ребенку, для эффективной коррекции речевых нарушений. Чтобы Ваши усилия были эффективными, воспользуйтесь советами, написанными в буклете. А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения. Помните, что у Вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком. И так, успехов вам и – больше веры в себя и возможности своего ребенка!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
деловая игра для воспитателей "Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр"
логическое мышление зависит от его быстроты, способности рассуждать, решать задачи в разных областях....
Консультация для родителей в старшей группе «Организация физкультурно-оздоровительной работы для детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи»
повышение компетентности родителей в организации физкультурно-оздоровительной работы в условиях семьи...
Мастер-класс для родителей "Проведение опытов и экспериментов с детьми старшего дошкольного возраста в домашних условиях"
Мастер-класс для родителей "Проведение опытов и экспериментов с детьми старшего дошкольного возраста в домашних условиях"...
Игры по РЭМП для детей старшего дошкольного возраста в домашних условиях
Игры по математике...
Деловая игра для воспитателей "Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр"
Деловая игра...
Деловая игра для воспитателей «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр »
Я поделилась с коллегами опытом работы по развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр....
Видеоконсультация для родителей "Правила организации закаливающих мероприятий с детьми раннего и дошкольного возраста в домашних условиях"
Основная цель закаливания – повышение сопротивляемости организма ребенка к неблагоприятным факторам окружающей среды. Это значительно снижает частоту заболеваний, ведь закаленным детям не страшн...