Деловая игра для воспитателей «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр »
материал по математике
Я поделилась с коллегами опытом работы по развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
delovaya_igra.docx | 482.03 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 22»
ЛЕВОКУМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Деловая игра для воспитателей
«Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр »
Составлена
воспитателем
Корниенко Е.П.
с. Левокумское
2017 учебный год
Деловая игра «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
Цель: повышение педагогической компетенции педагогов по развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Задачи:
1. Систематизировать и закреплять профессиональные знания, умения и навыки педагогов в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
2. Способствовать развитию педагогического мышления, создать благоприятную атмосферу для творческой работы всех участников игры.
Ход деловой игры:
1 слайд
Сегодня мы собрались поделиться опытом работы по развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
2слайд
«Игра – ведущий вид деятельности детей. Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» В.А. Сухомлинский, но и нам взрослым она интересна. Поэтому предлагаю построить работу в форме деловой игры:
Приглашаю поиграть
И проблемы порешать.
Что-то вспомнить, повторить,
Что не знаем, подучить.
Уважаемое жюри беспристрастно оценит соревнование команд. И пусть победит сильнейший!
Для того чтобы вы начали игру с энтузиазмом начнем с разминки.
3-4 слайд
Разминка «Поиграй-ка». Командам предлагается игровое упражнение, они должны его выполнить и определить цель задания.
1. Дорисуй в каждом ряду изображение в четвёртый квадрат (на установление закономерности)
2. Каким признаком объединены предметы каждой группы?
3. Найди в каждой рамке два предмета, которые подходят друг к другу.
Какая общая цель у этих игровых упражнений? (они на развитие логического мышления).
Вывод: Мышление – психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека. Мышление является самым важным процессом познания. С помощью мышления мы получаем знания, которые органы чувств не могут нам дать. Так, посмотрев на термометр, расположенный на внешней стороне окна, увидев кутающихся в теплую одежду прохожих, мы делаем заключение о том, что на улице холодно. Результатом мышления является мысль, выраженная в словах.
Задание №1. Перечислить какие виды мышления вы знаете, и расположить их в порядке формирования, по годам.
5 слайд
--Предметно - действенное (Наглядно - действенное) мышление – 2,5-3 года, является ведущим до 4-5 лет.
--Наглядно-образное мышление – с 3,5- 4 лет, ведущее до 6-6,5 лет.
--Словесно-логическое мышление – начинает формироваться в 5,5 – 6 лет, становится ведущим с 7-8 лет и остается основной формой мышления у большинства взрослых людей.
Наглядно-действенное мышление - это мышление, при котором решение задачи включает внешние двигательные пробы. К наглядно-действенному мышлению старшие дошкольники обращаются в случаях решения задач, которые не возможно решить без действенных проб, причем эти пробы часто приобретают планомерный характер. В старшем дошкольном возрасте ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление. Наглядно-образное мышление тоже включает пробы, направленные на поиски решения задачи, но это пробы выполняются в уме, при помощи образов.
6 слайд
Логическое мышление - это мышление при помощи рассуждений. Рассуждать - значит связывать между собой разные знания для того, чтобы в итоге получить ответ на стоящий перед нами вопрос решить мыслительную или внутренней речи - словесное обозначение выполняемых движений и их результатов, словесную характеристику используемых образов.
И я предлагаю решить вам задачи.
7 слайд
Задание №3. Решение логических задач.
1. В снег упал Серёжка,
А за ним Алёшка,
А за ним Иришка,
А за ним Маришка,
А потом упал Игнат.
Сколько на снегу ребят? (Пять.)
2. На большом диване в ряд
Куклы Танины стоят:
2 матрёшки, Буратино,
И весёлый Чиполлино,
Помогите Танюшке,
Сосчитать игрушки (Четыре.)
Детям старшего возраста можно предложить такую игру.
8 слайд
Задание №4. КТО КЕМ БУДЕТ?
Ведущий показывает или называет предметы и явления, а педагог должен ответить на вопрос, как они изменятся, кем будут. Кем (чем) будет: яйцо, цыпленок, желудь, семечко, гусеница, икринка, мука, деревянная доска, железо, кирпичи, ткань, кожа, день, ученик, больной, слабый, лето и т. д.
Вывод:
А сейчас я вам предлагаю небылицы.
9 слайд
Задание №5. ОТГАДЫВАНИЕ НЕБЫЛИЦ
Командам предлагаются небылицы. Вам нужно заметить и объяснить, почему так не бывает.
Пример: Я вот что хочу вам рассказать. Вот вчера - иду я по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: "Ку-ка-ре-ку!" - и рога уже наставила. Я испугался и убежал. А ты бы испугался?
Пришел я на речку. Смотрю - сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску жует. Я подошел, а она прыг в воду - и уплыла.
Вывод: Небылицы учат детей размышлять и делать выводы.
Перед вами находятся блоки Дьенеша и палочки Кюизенера, вам необходимо рассказать их назначение и способы использования.
10 слайд
Задание №6. Предложить одной команде блоки Дьенеша, а другой палочки Кюизенера.
Вывод: Значительное место по развитию у детей логического мышления в математическом развитии отводится знакомству детей с блоками Дьенеша, логическими фигурами и палочками Кюизнера.
Что развивают блоки Дьенеша?
Блоки развивают у детей логическое и аналитическое мышление (анализ, сравнение, классификация, обобщение, творческие способности, а также — восприятие, память, внимание и воображение. Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (группирует по признаку, выкладывает ряды по заданному алгоритму).
Основная цель этого дидактического материала – научить дошкольника решать логические задачи на разбиение по свойствам.
Палочки Кюизенера позволяют моделировать числа, свойства, отношения, зависимости между ними с помощью цвета и длины. Они вызывают живой интерес детей, развивают активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мыслительных задач.
Физкультминутка. Подвижная игра для развития мышления у дошкольников. Игра «Больше - меньше». Цель: развивать умение сравнивать, внимание, слухо–моторную координацию движений.
Ход игры: Играющие строятся в шеренгу. Педагог называет им предметы и объекты: слон, мышка, дерево, цветок. Если названный предмет больше предыдущего, то играющие должны встать на носки, руки вверх. Если названный предмет меньше предыдущего, они выполняют приседание. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся. Таким же образом закрепляют знания о понятиях выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче, толще – тоньше и т. п.
Слайд 11
Задание № 6. Игры со счетными палочками
Цель: Формирование геометрических представлений, развивать пространственное воображение детей.
Для игры нам понадобится набор ученических счетных палочек. Я читаю стихотворение, а вы в соответствии с текстом выкладываете палочки. Чья команда быстрее выполнит, та и победит.
- Мы 6 палочек возьмем, и построим новый дом.
Если 2 переложить, в доме том не смогут жить.
Он уже не дом, а флаг. Кто сумеет сделать так?
Захотелось покопать – надо палочку убрать и переложить другую.
Так лопатку получу я. А у вас она готова?
Передвинем палку снова, а внизу две возьмем и в коробку уберем.
Вышел стульчик. Отдыхайте! Сколько палочек? Считайте!
Их четыре!
Ножки вы раздвиньте шире, спинку надо положить – будет стул столом служить!
Если вам не надоело, продолжаем наше дело.
Сделаем дорожный знак или треугольный флаг.
Снова 2 переложили и стрелу мы получили!
Только вот стрела сломалась – палочка одна осталась
Мы ее на стол положим – треугольник сделать сможем!
Вывод: Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием отгадывают загадки, решают различные головоломки, любят игры на смекалку. Одним из наиболее доступных видов задач на смекалку являются игры со счетными палочками. Игры – головоломки со счетными палочками формируют такие качества, как усидчивость, упорство в достижении цели, находчивость, развивают конструктивные умения, умственную и творческую активность.
12 слайд
Задание №7. Вставь пропущенные слова в предложения.
Мышление – высший … (познавательный) процесс отражения действительности. Мышление существует в трех основных формах: … (понятие, суждение и умозаключение). В старшем дошкольном возрасте ведущее значение приобретает … (наглядно-образное) мышление и начинает формироваться … (словесно – логическое) мышление. Логическое мышление - это мышление при помощи … (рассуждений). Дидактическая игра одна из форм развития … (логического) мышления. Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию … (памяти, мышления, внимания, воображения) у детей, оказывая огромное влияние на … (умственное) развитие ребенка.
Заключение: слайд 13
Слово жюри.
Подведение итогов.
«Победила дружба»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр"
Предлагаемые игры развивают способность сравнивать предметы (логический прием, направленный на установление признак...
«Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
Презентация из опыта работы " «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»...
Деловая игра «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
Деловая игра «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»...
«Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр».
В настоящее время доказано, что логическое мышление есть наиболее поздний продукт в истории развития мышления и что это переходная ступенька от наглядного мышления к мышлению абстрактному....
деловая игра для воспитателей "Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр"
логическое мышление зависит от его быстроты, способности рассуждать, решать задачи в разных областях....
Отчет по самообразованию «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредствам математических- дидактических игр»( 2020)
Развивать логическое мышление старшего дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников- особая область познания, в ...