Индивидуальные различия детей в возрасте до трех лет
консультация (младшая группа) на тему
Индивидуальные различия в раннем возрасте не являются кажущимися или поверхностными. Данные психологических исследований убеждают, что с момента рождения дети обладают огромными индивидуальными различиями в том, как они перерабатывают жизненный опыт, в степени своей чувствительности к различного рода стимуляторами, в присущем им темпе, в способах естественного принятия новых ситуаций и многом другом. Важно знать и понимать индивидуальные особенности детей, чтобы планировать взаимодействие с ним для поддержки его развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальные различия детей в возрасте до трех лет
Индивидуальные различия в раннем возрасте не являются кажущимися или поверхностными. Данные психологических исследований убеждают, что с момента рождения дети обладают огромными индивидуальными различиями в том, как они перерабатывают жизненный опыт, в степени своей чувствительности к различного рода стимуляторами, в присущем им темпе, в способах естественного принятия новых ситуаций и многом другом. Важно знать и понимать индивидуальные особенности детей, чтобы планировать взаимодействие с ним для поддержки его развития.
Аннелизе Корнер и ее коллеги обследовали 2-4-дневных младенцев еще в родильном доме до того как произошли сколько-нибудь существенные взаимодействия между детьми и их родственниками. Они обнаружили пять существенных различий. Младенцы существенно отличаются друг от друга по тому:
- сколько они плачут. Это не зависит от того, что делает воспитатель.
- как легко и быстро они могут успокоиться, и сколько это состояние продолжается. Они также различаются по тому, что именно их успокаивает.
- насколько они ласковы и любят прижиматься к человеку, который их держит.
- насколько они могут утешить и поддержать себя сами.
- Насколько они чувствительны к внешней стимуляции.
Это означает, что младенцы различаются по количеству стимуляции, которое им необходимо, чтобы заинтересоваться чем-либо и по тому количеству стимуляции, которое они могут выдержать до наступления состояния дискомфорта. Эта разница, в частности, повлияет на то, каким будет для ребенка познание окружающего мира – радостным, комфортным, угрожающим или безучастным.
Существуют младенцы с низким порогом чувствительности. Это означает, что малейшей стимуляции, легчайшего шума или какого-либо зрелища или запаха достаточно, чтобы привлечь их внимание. Такие дети типичное детское учреждение с постоянными разговорами, шумом, перемещениями и т.п. могут воспринимать как угрожающее. Очень чувствительные дети нуждаются в помощи понимающего компетентного взрослого, который защитил бы их от чрезмерной стимуляции до тех пор, пока они не подрастут и не смогут сами моделировать окружающую среду.
Младенцы с высоким порогом чувствительности напротив нуждаются в значительной стимуляции для привлечения их интереса. Иногда в детском учреждении мы увидим ребенка, сидящего тихо или отдельно от других. Он ничем не занимается, ни с кем не общается. Ребенок, о котором иногда легко забыть. Эти дети требуют более осознанной работы со стороны взрослых для того, чтобы включить их в игру, помочь им заинтересоваться окружающим миром. В таком случае стимуляция должна быть весьма сильной, чтобы ребенок вступил в контакт.
Темперамент (от лат. temperamentum – надлежащее соотношение частей) – закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности.
(Психологический словарь)
С. Чесс и А. Томас понимали под темпераментом «характерный темп, затраты энергии, концентрацию, настроение и ритм, которые прослеживаются в поведении отдельного ребенка независимо от контекста его жизни и делают его типичным. Они исследовали, могли ли дети иметь врожденные различия темпераментов до того, как они вступили в какое-либо взаимодействие со своей средой. Наблюдения за экспериментальной группой от 0 до 35 лет. Выяснилось, что некоторые характеристики темперамента можно сгруппировать следующим образом:
- Биологический ритм (после нескольких месяцев жизни ребенок естественным образом вырабатывает свой режим работы пищеварительного тракта, еды и сна).
- Общее настроение.
- Реакция ребенка на новую или меняющуюся ситуацию.
- Адаптируемость – как ребенок адаптируется для достижения комфорта, независимо от первоначальной реакции на новую или изменяющуюся ситуацию.
- Интенсивность настроения – насколько интенсивны реакции ребенка как положительные так и отрицательные.
По исследованиям И.П. Павлова и его последователей, научно доказана непосредственная и прямая зависимость типа темперамента от общего типа нервной системы. Хотя у людей одного и того же темперамента степень выраженности отдельных его свойств может быть различной. Отдельные свойства темперамента изменяются по качеству и степени выраженности в течение всего процесса развития ребенка.
Важно, чтобы взрослые расценивали темперамент как один из факторов, работающих на результат.
Вывод. Маленький ребенок не может регулировать свои реакции, определяемые своим темпераментом. В то время как взрослый может приспособить свое поведение, так же как физическую среду, с тем, чтобы наилучшим образом оказывать поддержку ребенку. Эта ответственность возлагается на взрослых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/10/picture-159296-1452452685.jpg)
Параметры педагогической диагностики индивидуального развития детей в возрасте от трех до семи лет
Параметры педагогической диагностики индивидуального развития детей в возрасте от трех до семи лет по пяти образовательным областям...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/13/picture-1108425-1668317522.jpg)
Выступление на ГМО "Раннего развития детей в возрасте до трех лет"по теме: «Методы и приёмы стимулирования речевой деятельности у детей раннего дошкольного возраста».
Материал может быть полезен воспитателям, работающим с детьми раннего дошкольного возраста, так как повышает компетентность и успешность педагогов в развитии речи детей раннего возраста; знакомит с со...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/04/picture-968566-1509784003.jpg)
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ ДВУХ-ТРЕХ ЛЕТ
У детей 2-3 лет начинается период активного развития социальных навыков. Они общаются со взрослыми, заводят друзей на площадке и в детском саду....
О внедрении мобильных массовых открытых курсов по вопросам раннего развития детей в возрасте до трех лет
По заказу Министерства просвещения Российской Федерации 18 ноября 2019 года в рамках реализации проекта «Создание мобильных массовых открытых курсов по вопросам раннего развития детей в возрасте...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/19/picture-1207010-1579405407.jpg)
Семинар-практикум на тему: «Формирование творческой индивидуальности у детей дошкольного возраста в ДОО в соответствии ФГОС ДО. Доклад вопроса «Развитие творческой индивидуальности у детей дошкольного возраста ДОУ в соответствии с ФГОС» Труфановой Е.И.
Семинар-практикум на тему: «Формирование творческой индивидуальности у детей дошкольного возраста в ДОО в соответствии ФГОС ДО. Доклад вопроса «Развитие творческой индивидуальности у...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/13/picture-1218694-1581592385.jpg)
Методические рекомендации по индивидуальным различиям детей для воспитателей
Методические рекомендации по индивидуальным различиям детей для воспитателей...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/24/picture-1380779-1643047593.jpg)
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ "ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ РИСОВАНИЯ"
Каждый, кто занимается воспитанием детей, знает, что одинаковых детей не бывает. Особенно ярко детская индивидуальность проявляется в творческой деятельности. Эту индивидуальность нужно внимательно из...