«Природа, как средство комплексного развития ребенка»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Воспитание деятельной любви к природе – процесс длительный. В дошкольном возрасте он только начинается: и может, и должен затрагивать все области развития дошкольника: коммуникативную, познавательную, трудовую, художественно-эстетическую.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priroda_kak_sredstvo_kompleksnogo_razvitiya_rebenka_-_kopiya.docx | 21.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Природа, как средство комплексного развития ребенка.
«Светлые дни детских впечатлений, полученных от общения с родной природой, провожают человека далеко в жизнь и укрепляют в нем
желание отдать свои силы служению Родине»
(А.Герцен)
Природа, окружающая человека, оказывает огромное влияние на формирование его личности. На первых этапах развития общества, когда человек находился в непосредственной связи с природой, она определяла характер труда, быта и культуры людей. Но в процессе преобразования природы человек начинает относиться к ней «как к его мастерской, как к средству труда, объекту труда и жизненным средствам существования».
Возникшее в результате покорения природы чувство красоты и любви к ней, в свою очередь побуждает человека к творческой деятельности: ученого – делать открытия на пользу всего человечества, художника – создавать произведения, которые заставляют стремиться к добру, красоте, человеколюбию. Достаточно вспомнить великих ученых Ч.Дарвина, Т.Эдисона, К. Тимирязева, И. Мичурина, с детства любивших природу, а в зрелые годы открывавших ее тайны всему человечеству.
Любовь к родной природе мы понимаем как сложное, многогранное патриотическое чувство, проявляющееся в определенном эмоциональном состоянии и поведении человека.
Воспитание деятельной любви к природе – процесс длительный. В дошкольном возрасте он только начинается: и может, и должен затрагивать все области развития дошкольника: коммуникативную, познавательную, трудовую, художественно-эстетическую.
Система экологического воспитания охватывает все возрастные группы – от ясельной до подготовительной к школе группе: проводятся циклы наблюдений за обитателями уголка природы, растениями и птицами участка, специальные экологические занятия.
Занимаясь экологическим воспитанием детей ясельного и младшего дошкольного возраста можно использовать малые фольклорные жанры: потешки, пестушки, колыбельные песенки. Жизнь малышей – это в первую очередь питание, прогулки, сон, гигиенические процедуры. Поэтому для работы отбираются потешки, пестушки, колыбельные песенки, которые с одной сторон, содержат элементы экологического содержания, а с другой – могут быть использованы в режимных моментах.
*Умывая малышей, воспитатель напевает:
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки алели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
*Причесывая их приговаривает:
Расти, коса, до пояса –
Не вырони ни волоса.
*Во время кормления приговаривает:
Как на нашем на лугу
Стоит чашка творогу,
Прилетели две тетери,
Поклевали - улетели.
*На прогулке воспитатель разыгрывает с детьми потешки:
- Ножки. Ножки, куда вы бежите?
-Во лесок, во борок –
Грибы, ягоды сбирать,
Наших деток угощать.
Большинство потешек, пестушек создавалось в процессе труда и быта на природе, поэтому в их содержании отражены такие природные явления, которые ребенок мог видеть, слышать, трогать. В незатейливой, но в образной форме , положительно воздействуя на эмоции, ребенок расширяет свои знания о животных, об их голосах, особенностях поведения… Именно содержательная основа фольклорного материала ценна для экологического и нравственного воспитания дошкольников.
Собирая детей на прогулку, замечая то или другое природное явление, воспитатель приговаривает потешку:
Солнышко-ведрышко! взойди поскорей,
Освети, обогрей телят да ягнят,
Еще маленьких ребят!
Дождик- дождик, полно лить,
Малых детушек мочить!
Радуга-дуга не давай дождя,
Давай солнышка, колоколнышка!
Еще одна особенность фольклорного материала - ритмичность, насыщенность движением, игрой слов. Это позволяет использовать его на экологических занятиях с младшими дошкольниками при ознакомлении с домашними животными, рассматривании картин с их изображением. Дети охотно подражают крикам и движениям животных, изображают их, играя вместе с воспитателем.
В среднем и старшем дошкольном возрасте очень эффективно проходит экологическое развитие детей через народную и авторскую сказку. Сказка завораживает детей, потому что отвлекает их от повседневности, расширяет временное и жизненное пространство. В системе методов экологического воспитания ведущим является наблюдение за живой природой, практическое взаимодействие с растениями и животными, непосредственно окружающими детей. Но сказка, представленная сочетанием образного слова с иллюстрацией в книге или с театрализацией, оказывает большое влияние на эмоции дошкольников. Именно поэтому подобранная по содержанию сказка станет хорошим дополнением к наблюдениям за живыми объектами в природе.
Сказки повествуют о множестве незримых нитей, которыми связаны населяющие природу живые существа. Страшные несчастья и горькие беды обрушиваются на землю, когда человек нарушает великие законы природы, не задумываясь о последствиях своих неразумных поступков:
Сказка С. Маршака «Двенадцать месяцев» - непреложный закон смены времен года.
Сказка Н. Павловой «Под кустом» - отражает взаимоотношение растений в сообществе.
Сказки Б. Заходера «Серая звездочка», «Про Всех на Свете» - дают возможность понять: в природе все ценно по-своему.
Сказки Н. Надеждиной «Девочка Брусничка и Лесной дед», «Не уходи, Аук!» - жизнь без леса невозможна.
Сказка Н. Сладкова «Бюро услуг»- уникальная приспособленность животных к месту своего обитания.
Сказки В. Бианки: используя форму сказок автор дает детям знания о непростых явлениях приспособленности животных к среде обитания; показывает, зачем им тот или иной орган, какие приспособительные особенности поведения для них характерны.
Немалую роль в экологическом воспитании и развитии играют загадки. Напоминая по форме афоризмы загадки легко запоминаются и сохраняются в памяти поколений. Но именно загадки можно использовать шире, а именно, как материал для логических упражнений на классификацию, группировку, обобщение, сравнение. Загадки природоведческого содержания способствуют закреплению и пополнению представлений о живом и растительном мире, о природных явлениях.
При правильном воспитании любовь к природе может проявиться не только в любовании ею, но и в доступной детям деятельности по охране природы, выращиванию растений, уходу за животными. Это возможно при условии воспитания эстетического чувства и ряда моральных качеств (целеустремленность, трудолюбие, коллективизм), а также обучения определенным трудовым умениям и навыкам. Правильно подобранные методы и приемы должны содействовать воспитанию сознательного и устойчивого поведения, направленного на охрану родной природы, выращивания растений и животных и использование их в коллективных интересах. Так ,привлекая детей к посильному участию в общеполезном труде, мы создаем условия, побуждающие активно действовать в различных жизненных ситуациях и решать в труде задачи, поставленные жизнью:
-воспитывать бережное и заботливое отношение к живым существам,
-заинтересовать работой по выращиванию растений, уходу за животными
-подвести к доступному пониманию содержания, результатов и значения;
-приучать вместе выполнять нужную работу и охотно делится ее
результатами;
-приучать видеть красивое в природе.
Особое внимание следует уделять воспитанию положительных чувств: жалость к слабым и беззащитным живым существам, желание заботиться о них и своим трудом создавать необходимые условия для их жизни.
Бережное отношение к природе, осуществляемое через труд, возможно и необходимо связывать с воспитанием у детей заботы о людях, наглядно показывая им, что природа является источником удовлетворения разнообразных потребностей человека и источником радости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Природа - как средство эстетического развития детей"
Р.Тагор говорил: «Нельзя растить полноценного человека без воспитания в нем чувства прекрасного...»...
Тема: «Формирование экологических представлений об окружающей природе, как средство познавательного развития детей» консультация для воспитателей
задачи педагогов в работе с детьми раннего возраста по экологическому воспитанию, влияние сказок на экологическое воспитание...
ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
Раскрытие понятия тренинга и его применение в психолого-педагогической практике. Обобщение психологической готовности ребенка к школе. Применение тренинга в развитии ребенка и подготовке к школьному о...
«Мультипликация как средство комплексного развития дошкольников»
Современная детская анимация, или мультипликация – довольно новый метод в обучении и развитии детей в ДОУ. Мультипликация представляет собой сложный процесс, объединяющий в себе области нескольк...
Нейрогимнастика как средство комплексного развития детей дошкольного возраста.
В современных условиях развития общества проблема здоровья детей является как никогда актуальной. Достичь необходимого уровня интеллектуально-познавательного развития может только здоровый ребенок. В ...
Нейрогимнастика как средство комплексного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Нейрогимнастика как средство комплексного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.В современных условиях развития общества проблема здоровья детей является как никогда актуальной. Дос...
Нейрогимнастика как средство комплексного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Методические рекомендации...