«Природа, как средство комплексного развития ребенка»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Воспитание деятельной любви к природе – процесс длительный. В дошкольном возрасте он только начинается: и может, и должен затрагивать  все области развития дошкольника: коммуникативную, познавательную, трудовую, художественно-эстетическую.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Природа, как средство комплексного развития ребенка.

                                                                                             «Светлые дни детских впечатлений, полученных                                                                                                                                                     от общения с родной природой, провожают                                                                                                                          человека далеко в жизнь и укрепляют в нем      

 желание отдать свои силы служению Родине»

(А.Герцен)

Природа, окружающая человека, оказывает огромное влияние на формирование его личности. На первых этапах развития общества, когда человек находился в непосредственной связи с природой, она определяла  характер труда, быта и культуры людей. Но в процессе преобразования природы человек начинает относиться к ней «как к его мастерской, как к средству труда, объекту труда и жизненным средствам существования».

Возникшее в результате покорения природы чувство красоты и любви к ней, в свою очередь побуждает человека к творческой деятельности: ученого – делать открытия на пользу всего человечества, художника – создавать произведения, которые заставляют стремиться к добру, красоте, человеколюбию. Достаточно вспомнить великих ученых Ч.Дарвина, Т.Эдисона, К. Тимирязева, И. Мичурина, с детства любивших природу, а в зрелые годы открывавших ее тайны всему человечеству.

Любовь к родной природе мы понимаем как сложное, многогранное патриотическое чувство, проявляющееся в определенном эмоциональном состоянии и поведении человека.

Воспитание деятельной любви к природе – процесс длительный. В дошкольном возрасте он только начинается: и может, и должен затрагивать  все области развития дошкольника: коммуникативную, познавательную, трудовую, художественно-эстетическую.

Система экологического воспитания охватывает все возрастные группы – от ясельной до подготовительной к школе группе: проводятся циклы наблюдений за обитателями  уголка природы, растениями и птицами участка, специальные экологические занятия.

Занимаясь экологическим воспитанием детей ясельного и младшего дошкольного возраста можно использовать малые фольклорные жанры: потешки, пестушки, колыбельные песенки. Жизнь малышей – это в первую очередь питание, прогулки, сон, гигиенические процедуры. Поэтому для работы отбираются потешки, пестушки, колыбельные песенки, которые с одной сторон, содержат элементы экологического содержания, а с другой – могут быть использованы в режимных моментах.

*Умывая малышей, воспитатель напевает:

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

 Чтобы щечки алели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок. 

*Причесывая их приговаривает:

Расти, коса, до пояса –

Не вырони ни волоса.

*Во время кормления приговаривает:

Как на нашем на лугу

Стоит чашка творогу,

 Прилетели две тетери,

Поклевали  - улетели.

*На прогулке воспитатель разыгрывает с детьми потешки:

- Ножки. Ножки, куда вы бежите?

-Во лесок, во борок –

Грибы, ягоды сбирать,

Наших деток угощать.

Большинство потешек, пестушек создавалось в процессе труда и быта на природе,  поэтому в их содержании отражены такие природные явления, которые ребенок мог видеть, слышать, трогать. В незатейливой, но в образной форме , положительно воздействуя на эмоции, ребенок расширяет свои знания о животных, об их голосах, особенностях поведения… Именно содержательная основа фольклорного материала ценна для экологического и нравственного воспитания дошкольников.

Собирая детей на прогулку, замечая то или другое природное явление, воспитатель приговаривает потешку:

Солнышко-ведрышко! взойди поскорей,

Освети, обогрей телят да ягнят,

Еще маленьких ребят!

Дождик- дождик, полно лить,

Малых детушек мочить!

Радуга-дуга не давай дождя,

Давай солнышка, колоколнышка!

Еще одна особенность фольклорного материала - ритмичность, насыщенность движением, игрой слов. Это позволяет использовать его на экологических занятиях с младшими дошкольниками при ознакомлении с домашними животными, рассматривании картин с их изображением. Дети охотно подражают крикам и движениям животных, изображают их, играя вместе с воспитателем.

               В среднем и старшем дошкольном возрасте   очень  эффективно проходит экологическое развитие детей через народную и авторскую сказку. Сказка завораживает детей, потому что отвлекает их от повседневности, расширяет временное и жизненное пространство. В системе методов экологического воспитания ведущим является наблюдение за живой природой, практическое взаимодействие с растениями и животными, непосредственно окружающими детей. Но сказка, представленная сочетанием образного слова с иллюстрацией в книге или с театрализацией, оказывает большое влияние на эмоции дошкольников. Именно поэтому подобранная по содержанию сказка станет хорошим дополнением к наблюдениям за живыми объектами в природе.

Сказки повествуют о множестве незримых нитей, которыми связаны населяющие природу живые существа. Страшные несчастья и горькие беды обрушиваются на землю, когда человек нарушает великие законы природы, не задумываясь о последствиях своих неразумных поступков:

Сказка С. Маршака «Двенадцать месяцев» - непреложный закон смены времен года.

Сказка Н. Павловой «Под кустом» - отражает взаимоотношение растений в сообществе.

Сказки Б. Заходера «Серая звездочка», «Про Всех на Свете»  - дают возможность понять: в природе все ценно по-своему.

Сказки Н. Надеждиной «Девочка Брусничка и Лесной дед», «Не уходи, Аук!» - жизнь без леса невозможна.

Сказка Н. Сладкова «Бюро услуг»- уникальная приспособленность животных к месту своего обитания.

Сказки В. Бианки: используя форму сказок автор дает детям знания о непростых явлениях приспособленности животных к среде обитания;  показывает, зачем им тот или иной орган, какие приспособительные особенности поведения для них характерны.

Немалую роль в экологическом  воспитании и развитии играют загадки. Напоминая по форме афоризмы загадки легко запоминаются и сохраняются в памяти поколений. Но именно загадки можно использовать шире, а именно, как материал для логических упражнений на классификацию, группировку, обобщение, сравнение. Загадки природоведческого содержания способствуют закреплению и пополнению представлений о живом и растительном мире, о природных явлениях.

 При правильном воспитании любовь к природе может проявиться не только в любовании ею, но и в доступной детям деятельности по охране природы, выращиванию растений, уходу за животными. Это возможно при  условии воспитания эстетического чувства и ряда моральных качеств  (целеустремленность, трудолюбие, коллективизм), а также обучения определенным трудовым умениям и навыкам. Правильно подобранные методы и приемы должны содействовать воспитанию сознательного и устойчивого поведения, направленного на охрану родной природы, выращивания растений и животных и использование их в коллективных интересах. Так ,привлекая детей к посильному участию  в общеполезном труде, мы создаем условия, побуждающие активно действовать в различных жизненных ситуациях и решать в труде задачи, поставленные жизнью:

-воспитывать бережное и заботливое отношение к живым существам,

-заинтересовать работой по выращиванию растений, уходу за животными

-подвести к доступному пониманию содержания, результатов и значения;

-приучать вместе выполнять нужную работу и охотно делится ее

результатами;

-приучать видеть красивое в природе.                                                                                

Особое внимание следует уделять воспитанию положительных чувств: жалость к слабым и беззащитным живым существам, желание заботиться о них и своим трудом создавать необходимые условия для их жизни.

     Бережное отношение к природе, осуществляемое через труд, возможно и необходимо связывать с воспитанием у детей заботы о людях, наглядно показывая им, что природа является источником удовлетворения разнообразных потребностей человека и источником радости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Природа - как средство эстетического развития детей"

Р.Тагор говорил: «Нельзя растить полноценного человека без воспитания в нем чувства прекрасного...»...

Тема: «Формирование экологических представлений об окружающей природе, как средство познавательного развития детей» консультация для воспитателей

задачи педагогов в работе с детьми раннего возраста по экологическому воспитанию, влияние сказок на экологическое воспитание...

ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

Раскрытие понятия тренинга и его применение в психолого-педагогической практике. Обобщение психологической готовности ребенка к школе. Применение тренинга в развитии ребенка и подготовке к школьному о...

«Мультипликация как средство комплексного развития дошкольников»

Современная детская анимация, или мультипликация – довольно новый метод в обучении и развитии детей в ДОУ. Мультипликация представляет собой сложный процесс, объединяющий в себе области нескольк...

Нейрогимнастика как средство комплексного развития детей дошкольного возраста.

В современных условиях развития общества проблема здоровья детей является как никогда актуальной. Достичь необходимого уровня интеллектуально-познавательного развития может только здоровый ребенок. В ...

Нейрогимнастика как средство комплексного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Нейрогимнастика как средство комплексного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.В современных условиях развития общества проблема здоровья детей является как никогда актуальной. Дос...