"Природа - как средство эстетического развития детей"
статья (старшая группа) по теме
Р.Тагор говорил: «Нельзя растить полноценного человека без воспитания в нем чувства прекрасного...»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.17 КБ |
Предварительный просмотр:
«Природа - как средство эстетического воспитания»
Р.Тагор говорил:
«Нельзя растить полноценного человека без воспитания
в нем чувства прекрасного...»
В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики
эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к
действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как
средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
О влиянии красоты (эстетика, как известно, наука о прекрасном, а
эстетическое воспитание есть приобщение к прекрасному во всех его
проявлениях) написано и сказано немало. Еще древние греки полагали, что
красота, мера, гармония - это не только эталоны явлений природы или
произведений искусства, но и принципы общественной жизни.
В последнее время слова о необходимости эстетического воспитания все
чаще можно прочитать на страницах газет и журналов и услышать с экрана
телевизора. Уже примелькавшейся и от этого потерявшей свой первозданный
смысл стала известная фраза Ф.М. Достоевского о красоте, которая спасет
мир. А ведь действительно мир надо спасать. Цивилизация, давшая
человечеству много житейских благ, породила и проблемы глобального
масштаба; экологические кризисы, кровавые братоубийственные конфликты и
т.д.
Мы считаем, что одной из причин всего этого являются прагматизм и
техницизм современного человека, его удаление от своей колыбели - природы,
которая поистине прекрасна, так как красота, мера и гармония - три кита
эстетики присущи ей изначально.
Нам представляется, что эстетическое воспитание легче и проще
осуществлять тогда, когда все вокруг человека прекрасно: улицы, по которым
он спешит по делам, дома, в которых живет и т.д.
Д.С. Лихачев сказал однажды, что «человека сначала надо посадить за
стол с белоснежной скатертью, а потом говорить ему о прекрасном таинстве
искусства».
Нескоро серая безликая архитектура уступит место уютным и теплым
жилищам, улицы будут сиять чистотой, возродившиеся дворы утопать в цветах.
А ведь наши дети уже пришли в этот мир, вот почему особые надежды мы
возлагаем на эстетическое воспитание как целенаправленную систему мер,
призванных пробудить в душе каждого человека тягу к красоте, восхищение
перед прекрасным во всех его проявлениях, которое не позволит ему творить
зло, так как зло безобразно. Мы считаем, что начинать приобщать человека к
искусству надо как можно раньше - с дошкольного возраста, причем
воспитывать его не только как созерцателя и слушателя, но и как активного
творца красоты.
Современный уклад жизни, трудовые, общественные отношения людей,
окружающая природа создают предпосылки для эстетического развития ребенка.
Ребенок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир, он
тянется к красивому, яркому испытывает радость общения с природой. Он
открывает для себя мир в разнообразных красках и звуках. В.А. Сухомлинский
писал «Мир, окружающий ребенка, - это прежде всего мир природы с
безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.»
Проблема эстетического воспитания вызывает интерес у специалистов
различных отраслей: воспитателей, педагогов, психологов. Ведь глубокие
эстетические чувства, способность воспринимать прекрасное в окружающей
действительности и в искусстве - важное условие духовной жизни человека.
Особенностями эстетического восприятия детьми прекрасного, в
частности природы, занимались специалисты по дошкольному воспитанию (Л.
Шлегер, В.Шмидт, Д. Лазуткина, Е. Тихеева, Р. Орлова, А. Суровцева) и
деятели общей психологии, педагогики, физиологии (С. Шацкий, П. Блонский,
Е. Архин, К. Корнилов и др.). Доклады по этим вопросам делались
специалистами, деятельность которых не ограничивалась узко-методическими
исканиями, они прекрасно знали теорию и имели опыт работы с детьми (Г.
Рошаль, В. Шацкая, М. Рушель, Н. Долманова и др.).
В настоящее время высокая социальная значимость темы заставляет по-
иному взглянуть на вопросы воспитания и обучения в детском саду, на
актуальность и необходимость составления развивающих занятий по
эстетическому воспитанию.
Поскольку данная проблема актуальна, темой данного исследования
является «Эстетическое воспитание дошкольников средствами природы».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/08/picture-531910-1428510251.jpg)
Природа как средство эстетического воспитания в детском саду. Экологические игры для детей старшего дошкольного возраста.
Для эффективного осуществления работы по эстетическому воспитанию дошкольников средствами природы необходимо разработать комплекс занятий, направленный на воспитание, «уточнение» чувств маленького чел...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/14/picture-102991-1497450701.jpg)
РЕФЕРАТ "ПРИРОДА КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ"
ПРИРОДА КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ....
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/04/picture-804107-1470333371.jpg)
«Природа, как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения.Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся о...
"Природа, как средство эстетического и нравственного воспитания детей".
Природа, окружающая человека, оказывает огромное влияние на формирование его личности. На первых этапах развития общества, когда человек находился в непосредственной связи с природой, она определяла х...
Консультация по теме: «Природа как средство эстетического развития детей старшего дошкольного возраста».
Консультация: «Природа как средство эстетического развития детей старшего дошкольного возраста»....
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/15/picture-956914-1508063062.jpg)
Статья "Природа как средство эстетического воспитания дошкольников"
Роль природы в эстетическом воспитании дошкольников...