"Природа - как средство эстетического развития детей"
статья (старшая группа) по теме
Р.Тагор говорил: «Нельзя растить полноценного человека без воспитания в нем чувства прекрасного...»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priroda.docx | 17.17 КБ |
Предварительный просмотр:
«Природа - как средство эстетического воспитания»
Р.Тагор говорил:
«Нельзя растить полноценного человека без воспитания
в нем чувства прекрасного...»
В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики
эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к
действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как
средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
О влиянии красоты (эстетика, как известно, наука о прекрасном, а
эстетическое воспитание есть приобщение к прекрасному во всех его
проявлениях) написано и сказано немало. Еще древние греки полагали, что
красота, мера, гармония - это не только эталоны явлений природы или
произведений искусства, но и принципы общественной жизни.
В последнее время слова о необходимости эстетического воспитания все
чаще можно прочитать на страницах газет и журналов и услышать с экрана
телевизора. Уже примелькавшейся и от этого потерявшей свой первозданный
смысл стала известная фраза Ф.М. Достоевского о красоте, которая спасет
мир. А ведь действительно мир надо спасать. Цивилизация, давшая
человечеству много житейских благ, породила и проблемы глобального
масштаба; экологические кризисы, кровавые братоубийственные конфликты и
т.д.
Мы считаем, что одной из причин всего этого являются прагматизм и
техницизм современного человека, его удаление от своей колыбели - природы,
которая поистине прекрасна, так как красота, мера и гармония - три кита
эстетики присущи ей изначально.
Нам представляется, что эстетическое воспитание легче и проще
осуществлять тогда, когда все вокруг человека прекрасно: улицы, по которым
он спешит по делам, дома, в которых живет и т.д.
Д.С. Лихачев сказал однажды, что «человека сначала надо посадить за
стол с белоснежной скатертью, а потом говорить ему о прекрасном таинстве
искусства».
Нескоро серая безликая архитектура уступит место уютным и теплым
жилищам, улицы будут сиять чистотой, возродившиеся дворы утопать в цветах.
А ведь наши дети уже пришли в этот мир, вот почему особые надежды мы
возлагаем на эстетическое воспитание как целенаправленную систему мер,
призванных пробудить в душе каждого человека тягу к красоте, восхищение
перед прекрасным во всех его проявлениях, которое не позволит ему творить
зло, так как зло безобразно. Мы считаем, что начинать приобщать человека к
искусству надо как можно раньше - с дошкольного возраста, причем
воспитывать его не только как созерцателя и слушателя, но и как активного
творца красоты.
Современный уклад жизни, трудовые, общественные отношения людей,
окружающая природа создают предпосылки для эстетического развития ребенка.
Ребенок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир, он
тянется к красивому, яркому испытывает радость общения с природой. Он
открывает для себя мир в разнообразных красках и звуках. В.А. Сухомлинский
писал «Мир, окружающий ребенка, - это прежде всего мир природы с
безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.»
Проблема эстетического воспитания вызывает интерес у специалистов
различных отраслей: воспитателей, педагогов, психологов. Ведь глубокие
эстетические чувства, способность воспринимать прекрасное в окружающей
действительности и в искусстве - важное условие духовной жизни человека.
Особенностями эстетического восприятия детьми прекрасного, в
частности природы, занимались специалисты по дошкольному воспитанию (Л.
Шлегер, В.Шмидт, Д. Лазуткина, Е. Тихеева, Р. Орлова, А. Суровцева) и
деятели общей психологии, педагогики, физиологии (С. Шацкий, П. Блонский,
Е. Архин, К. Корнилов и др.). Доклады по этим вопросам делались
специалистами, деятельность которых не ограничивалась узко-методическими
исканиями, они прекрасно знали теорию и имели опыт работы с детьми (Г.
Рошаль, В. Шацкая, М. Рушель, Н. Долманова и др.).
В настоящее время высокая социальная значимость темы заставляет по-
иному взглянуть на вопросы воспитания и обучения в детском саду, на
актуальность и необходимость составления развивающих занятий по
эстетическому воспитанию.
Поскольку данная проблема актуальна, темой данного исследования
является «Эстетическое воспитание дошкольников средствами природы».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Природа как средство эстетического воспитания в детском саду. Экологические игры для детей старшего дошкольного возраста.
Для эффективного осуществления работы по эстетическому воспитанию дошкольников средствами природы необходимо разработать комплекс занятий, направленный на воспитание, «уточнение» чувств маленького чел...
РЕФЕРАТ "ПРИРОДА КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ"
ПРИРОДА КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ....
Природа, как средство эстетического воспитания
Рекомендация для родителей в форме буклета...
«Природа, как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения.Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся о...
"Природа, как средство эстетического и нравственного воспитания детей".
Природа, окружающая человека, оказывает огромное влияние на формирование его личности. На первых этапах развития общества, когда человек находился в непосредственной связи с природой, она определяла х...
Консультация по теме: «Природа как средство эстетического развития детей старшего дошкольного возраста».
Консультация: «Природа как средство эстетического развития детей старшего дошкольного возраста»....
Статья "Природа как средство эстетического воспитания дошкольников"
Роль природы в эстетическом воспитании дошкольников...