Коррекция нарушения речи посредством использования сказкатерапии
консультация (средняя группа) на тему

Тимофеева Марина Сергеевна

Хорошая речь- важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей, поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая различные нарушения. Но, к сожалению, специалист не всегда может добраться до проблем речи ребенка... и на помощь приходит сказка. Сказкотерапия- это стиль взаимодействия педагога и детей, который не столько облегчает дошкольникам саму работу, сколько позволяет им,заинтересовавшись , добровольно втянуться в нее. Сказка непревзойденное творение, созданное народной мудростью. В ней заключены неиссякаемая фантазияя и мудрость, основы нравственности и духовности, этики, гумманизма, толерантности.
Жизнь человека без них была бы лишена главного источника оптимизма и жизнелюбия- надежды и веры в чудо.
Сегодня ученые изучают педагогические, психические, медитативные свойства и возмиожности сказок.
Сказка- наиболее действенный инструмент, влияющий на познание ребенка. Особенно это важно для коррекционной работы, когда необходимо в сложной, эмоциональной обстановке создать эффективную ситуацию общения. И задача педагогов- так окружить ребенка игрой, чтобы он и не заметил, что на самом деле занят тяжелой работой-исправлением недостатков речи.
В методике развития речи детского дошкольного возраста имеется немало исследований, посвященных использованию сказки в развитии речи детей: Водовозовой В.М., Ушаковой О.С. и многие другие.
Все они свидетельствуют о возможности использования сказки для развития связной речи детей. Н. Погосова отмечает, что тексты сказок расширяют словарный запас, помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связной  монологической речи.
Сказка выполнет исключительно важные речевые и коммуникативные функции:
- лексико-образную, поскольку формирует языковую культуру личности;
-активизирует и развивает внутреннюю слухоречевую память ребенка;
-при пересказе, драматизации-становление речевой культуры;
-развиваются основные языковые функции- экспрессивная и коммуникативная;
-развивающе-терапевтическую, поскольку имеет психотерапевтическийи эффект, который Аристотель обозначил термином катарсис.
Метод работы со сказкой имеет многовековую историю, хотя научное обоснование и целенаправленное использование в работе с детьми, в частности в логопедии, он получил сравнительно недавно, и сегодня является одним из наиболее перспективных.
Работая со сказкой, педагог оказывает на ребенка определенное воздействие.И благодаря тому, что он облаченно в сакзочные одежды, у детей не возникает ощущения давления.
Педагог как будто просто рассказывает сказки, использует "сказочные" занятия, но, как показывает практика и исследования специалистов, они прекрасно запоминаются и оказывают сильное позитивное воздействе, поэтому очень важно создать такие условия для психологической и педагогической работы, в которых эта способность проявляется, усиливается и помогает человеку преодолевать то, что тормозит его развитие.
Сегодня достоинство и роль метода сказкотерапии в работе с детьми с общим недоразвитием речи неоспоримы: это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность.
Во время работы над сказкой, дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятьельну речь.
Сказка- эффективное развивающее, коррекционное и психотерапевтическое средство в работе с детьми с ОНР по развитию связной речи.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_skazkoterapiya.docx22.17 КБ
Файл seminar_skazkoterapiya.docx22.17 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар « Сказкотерапия»

Тимофеева М.С., воспитатель
ГБДОУ детский сад № 46 Пушкинского района
Санкт-Петербурга

Тема: «Коррекция нарушения речи посредством использования сказкотерапии»

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей,  поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая различные нарушения.  Но, к сожалению, специалист не всегда может добраться до проблем речи ребёнка… и на помощь приходит сказка.  

Сказкотерапия – это стиль взаимодействия педагога и детей, который не столько облегчает дошкольникам саму работу, сколько позволяет им, заинтересовавшись, добровольно втянуться в неё.  

Сказка - непревзойденное творение, созданное народной мудростью. В ней заключены неиссякаемая фантазия и мудрость, основы нравственности и духовности, этики, гуманизма, толерантности. Жизнь человека без них была бы лишена главного источника оптимизма и жизнелюбия - надежды и веры в чудо. Сегодня ученые изучают педагогические, психические, медитативные свойства и возможности сказок. Никакие компьютерные забавы не смогут заменить сказку. Она может в увлекательной, одновременно доступной форме показать ребенку окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы. Дает возможность «примерять» на себя чужие судьбы и переживания. Эта уникальная возможность «проиграть» жизненную ситуацию без вреда для собственной жизни ставит сказку в ряд самых эффективных способов образовательной работы с детьми. Пользуясь зашифрованным в сказках опытом прошлых поколений, дошкольники проникают в мир бессознательного и на внутреннем уровне могут разглядеть мир собственных чувств и переживаний. Поэтому не случайно сказки успешно используют в своей практической деятельности и педагоги, и психологи, и логопеды.

Сказка – наиболее действенный инструмент, влияющий на познание ребёнка. Особенно это важно для коррекционной работы, когда необходимо в сложной, эмоциональной обстановке создать эффективную ситуацию общения. И задача педагогов — так окружить ребёнка игрой, чтобы он и не заметил, что на самом деле занят тяжелой работой - исправлением недостатков речи.

В методике развития речи детского дошкольного возраста имеется немало исследований, посвященных использованию сказки в развитии речи детей: Водовозовой В.М., Ушаковой О.С. и многие другие. Все они свидетельствуют о возможности  использования сказки  для развития  связности  речи  детей.  Н. Погосова    отмечает, что тексты сказок расширяют словарный запас, помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связной монологической речи.

Сказка выполняет исключительно важные речевые и коммуникативные функции:

  • лексико-образную, поскольку формирует языковую культуру личности;
  • активизирует и развивает внутреннюю слухоречевую память ребенка;
  • при пересказе, драматизации — становление речевой культуры;
  • развиваются основные языковые функции - экспрессивная (вербально-образный компонент речи) и коммуникативная (способность к общению, пониманию, диалогу);
  • развивающе-терапевтическую, поскольку имеет психотерапевтический эффект, который Аристотель обозначил термином катарсис (очищение души, умиротворение, снятие стресса).

Возможности сказкотерапии уникальны в коррекционной работе, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребенка.

Сказкотерапия в системе логопедических занятий преследует следующие цели:

•        создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребенка;

•        совершенствование лексико-грамматических средств языка;

•        совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности;

•        развитие диалогической и монологической речи;

•        эффективность игровой мотивации детской речи;

•        взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;

•        сотрудничество педагога с детьми и друг с другом;

•        создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребенка;

•        приобщение детей народному фольклору.

Использование сказкотерапии в обучении  дошкольников развивает:

  • активность — от потребности в эмоциональной разрядке к самовыражению в речевом действии;
  • самостоятельность — от ориентации в средствах выразительности, проблемных ситуациях сказки, к поиску адекватных способов самовыражения в речи и движении;
  • творчество — от подражания взрослому в действии, выразительном слове к совместному составлению словесных описаний;
  • эмоциональность — от восприятия образов сказки к адекватному воплощению собственного опыта в действии, ритме и слове;
  • произвольность — от переживания эмоциональных состояний сказочных героев, понимания образных выражений к оценке собственных устных сообщений и эмоциональных поступков;
  • связную речь — от продолжения фраз взрослого к рассуждениям о  сказочных образах.

                   

     метод работы со сказкой имеет многовековую историю, хотя научное обоснование и целенаправленное использование в работе с детьми, в частности в логопедии, он получил сравнительно недавно, и сегодня является одним  из наиболее  перспективных.

  • работая со сказкой, педагог оказывает на ребенка определенное воздействие. И благодаря тому, что оно облачено в сказочные одежды, у детей не возникает ощущения давления. Педагог как будто просто рассказывает сказки, использует “сказочные” занятия, но, как показывает практика и исследования специалистов, они прекрасно запоминаются и оказывают сильное позитивное воздействие, поэтому очень важно создать такие условия для психологической и педагогической работы, в которых эта способность проявляется, усиливается и помогает человеку преодолевать то, что тормозит его развитие.

Сегодня достоинство и роль  метода сказкотерапии   в работе с детьми с общим недоразвитием речи неоспоримы: это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Во время работы над сказкой, дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают   строить диалоги,   влияют на развитие связной монологической речи. Работа со сказкой способствует развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности.

Следовательно, сказка – эффективное развивающее, коррекционное и психотерапевтическое средство в работе с детьми с ОНР по развитию связной  речи  и чтобы это средство дало результат, надо использовать сказки в полной мере.

         

Список литературы

  1. Быстрова Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. Логосказки [Текст]: СПб.: “Каро”, 2005г.
  2. Колодяжная Т.П. Колунова Л.А. «Речевое развитие ребёнка в детском саду: новые подходы» [Текст]: Ростов-н/Д: ТЦ «Учитель»,2005 г.  
  3. Нищева Н.В. Развивающие сказки [Текст]: Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста - учебно-методическое пособие-конспект. - Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2007 г.
  4. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии [Текст]: М.: “Просвещение”, 1989 г.
  5. Шорохова О.А.Играем в сказку [Текст]: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2008 г.


Предварительный просмотр:

Семинар « Сказкотерапия»

Тимофеева М.С., воспитатель
ГБДОУ детский сад № 46 Пушкинского района
Санкт-Петербурга

Тема: «Коррекция нарушения речи посредством использования сказкотерапии»

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей,  поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая различные нарушения.  Но, к сожалению, специалист не всегда может добраться до проблем речи ребёнка… и на помощь приходит сказка.  

Сказкотерапия – это стиль взаимодействия педагога и детей, который не столько облегчает дошкольникам саму работу, сколько позволяет им, заинтересовавшись, добровольно втянуться в неё.  

Сказка - непревзойденное творение, созданное народной мудростью. В ней заключены неиссякаемая фантазия и мудрость, основы нравственности и духовности, этики, гуманизма, толерантности. Жизнь человека без них была бы лишена главного источника оптимизма и жизнелюбия - надежды и веры в чудо. Сегодня ученые изучают педагогические, психические, медитативные свойства и возможности сказок. Никакие компьютерные забавы не смогут заменить сказку. Она может в увлекательной, одновременно доступной форме показать ребенку окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы. Дает возможность «примерять» на себя чужие судьбы и переживания. Эта уникальная возможность «проиграть» жизненную ситуацию без вреда для собственной жизни ставит сказку в ряд самых эффективных способов образовательной работы с детьми. Пользуясь зашифрованным в сказках опытом прошлых поколений, дошкольники проникают в мир бессознательного и на внутреннем уровне могут разглядеть мир собственных чувств и переживаний. Поэтому не случайно сказки успешно используют в своей практической деятельности и педагоги, и психологи, и логопеды.

Сказка – наиболее действенный инструмент, влияющий на познание ребёнка. Особенно это важно для коррекционной работы, когда необходимо в сложной, эмоциональной обстановке создать эффективную ситуацию общения. И задача педагогов — так окружить ребёнка игрой, чтобы он и не заметил, что на самом деле занят тяжелой работой - исправлением недостатков речи.

В методике развития речи детского дошкольного возраста имеется немало исследований, посвященных использованию сказки в развитии речи детей: Водовозовой В.М., Ушаковой О.С. и многие другие. Все они свидетельствуют о возможности  использования сказки  для развития  связности  речи  детей.  Н. Погосова    отмечает, что тексты сказок расширяют словарный запас, помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связной монологической речи.

Сказка выполняет исключительно важные речевые и коммуникативные функции:

  • лексико-образную, поскольку формирует языковую культуру личности;
  • активизирует и развивает внутреннюю слухоречевую память ребенка;
  • при пересказе, драматизации — становление речевой культуры;
  • развиваются основные языковые функции - экспрессивная (вербально-образный компонент речи) и коммуникативная (способность к общению, пониманию, диалогу);
  • развивающе-терапевтическую, поскольку имеет психотерапевтический эффект, который Аристотель обозначил термином катарсис (очищение души, умиротворение, снятие стресса).

Возможности сказкотерапии уникальны в коррекционной работе, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребенка.

Сказкотерапия в системе логопедических занятий преследует следующие цели:

•        создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребенка;

•        совершенствование лексико-грамматических средств языка;

•        совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности;

•        развитие диалогической и монологической речи;

•        эффективность игровой мотивации детской речи;

•        взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;

•        сотрудничество педагога с детьми и друг с другом;

•        создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребенка;

•        приобщение детей народному фольклору.

Использование сказкотерапии в обучении  дошкольников развивает:

  • активность — от потребности в эмоциональной разрядке к самовыражению в речевом действии;
  • самостоятельность — от ориентации в средствах выразительности, проблемных ситуациях сказки, к поиску адекватных способов самовыражения в речи и движении;
  • творчество — от подражания взрослому в действии, выразительном слове к совместному составлению словесных описаний;
  • эмоциональность — от восприятия образов сказки к адекватному воплощению собственного опыта в действии, ритме и слове;
  • произвольность — от переживания эмоциональных состояний сказочных героев, понимания образных выражений к оценке собственных устных сообщений и эмоциональных поступков;
  • связную речь — от продолжения фраз взрослого к рассуждениям о  сказочных образах.

                   

     метод работы со сказкой имеет многовековую историю, хотя научное обоснование и целенаправленное использование в работе с детьми, в частности в логопедии, он получил сравнительно недавно, и сегодня является одним  из наиболее  перспективных.

  • работая со сказкой, педагог оказывает на ребенка определенное воздействие. И благодаря тому, что оно облачено в сказочные одежды, у детей не возникает ощущения давления. Педагог как будто просто рассказывает сказки, использует “сказочные” занятия, но, как показывает практика и исследования специалистов, они прекрасно запоминаются и оказывают сильное позитивное воздействие, поэтому очень важно создать такие условия для психологической и педагогической работы, в которых эта способность проявляется, усиливается и помогает человеку преодолевать то, что тормозит его развитие.

Сегодня достоинство и роль  метода сказкотерапии   в работе с детьми с общим недоразвитием речи неоспоримы: это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Во время работы над сказкой, дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают   строить диалоги,   влияют на развитие связной монологической речи. Работа со сказкой способствует развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности.

Следовательно, сказка – эффективное развивающее, коррекционное и психотерапевтическое средство в работе с детьми с ОНР по развитию связной  речи  и чтобы это средство дало результат, надо использовать сказки в полной мере.

         

Список литературы

  1. Быстрова Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. Логосказки [Текст]: СПб.: “Каро”, 2005г.
  2. Колодяжная Т.П. Колунова Л.А. «Речевое развитие ребёнка в детском саду: новые подходы» [Текст]: Ростов-н/Д: ТЦ «Учитель»,2005 г.  
  3. Нищева Н.В. Развивающие сказки [Текст]: Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста - учебно-методическое пособие-конспект. - Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2007 г.
  4. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии [Текст]: М.: “Просвещение”, 1989 г.
  5. Шорохова О.А.Играем в сказку [Текст]: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2008 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция нарушений речи посредством изобразительной (продуктивной) деятельности

Актуальность педагогического опыта. Работа по исправлению звукопроизношения является долгим и трудоемким процессом. Дети с ОНР испытывают затруднения в овладении основными движениями органов артикуляц...

"Коррекция нарушений речи посредством использования сказкотерапии".

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей...

«Формирование связной монологической речи у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи посредством использования приёмов мнемотехники»

Мнемотехника (в переводе с греческого – «искусство запоминания») - это  система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путем образовани...

ФОРМИРОВАНИЕ ВСЕХ СТОРОН РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕНСОРНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА «LOGO 7»

В статье рассмотрены актуальные проблемы по коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Раскрывается роль использования сенсорного логопедического комплекса LOGO 7 в преодолении нарушени...

"Коррекция нарушений речи посредством использования сказкотерапии".

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окру...

Опыт работы по теме: "Коррекция нарушений речи посредством изобразительной деятельности"

Основная идея: использование изобразительной деятельности  в коррекции нарушений речи  позволит более эффективно и продуктивно  влиять на развитие речи дошкольников и формирование мелко...

КОРРЕКЦИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

В статье раскрыт вопрос коррекции лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) посредством использования дидактических игр...