"Коррекция нарушений речи посредством использования сказкотерапии".
консультация по логопедии (старшая группа)
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Представляю вашему вниманию материал по развитию речи и коррекции имеющихся недостатков речи, посредством использовании сказкотерапии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_skazkoterapiya.docx | 22.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Сказкотерапия
В последнее время наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.
В связи с тем, что характер речевых патологий у дошкольников стал сложнее, возникла проблема поиска новых форм и методов работы, использование инновационных технологий в области коррекционно-развивающего обучения и воспитания.
Проанализировав данную ситуация, я выделила для себя метод сказкотерапии, который является комплексной системой, направленной на коррекцию речевых нарушений и позволяет в рамках сказки решать обучающие, коррекционные и воспитательные задачи.
Интерес детей дошкольного возраста к сказкам общеизвестен. Сказка для ребенка – это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Слушая сказку, дети осваивают реальность через мир переживаний и образов.
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, развитие речи, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Сказкотерапия способствует закреплению положительного эффекта не только в развитии личности, но и в развитии связной речи ребенка, поэтому многие логопеды используют элементы сказкотерапии в практике.
Основной формой реализации коррекционной работы по формированию правильного произношения звуков, являются индивидуальные занятия, которые проводятся 2 в неделю, по 15-20 минут с каждым ребенком. Элементы сказкотерапии в традиционное занятие, я включаю 3-4 раза в месяц с каждым ребенком, такое занятие занимает не меньше 20 минут.
Структурными компонентами коррекционно – развивающего сказкотерапевтического занятия по автоматизации звуков являются следующие этапы:
- Организационный момент. В основном сопровождаю данный этап следующими словами: «Сегодня мы с тобой научимся произносить один очень красивый, волшебный звук, это произойдет чуть позже, а сейчас нам необходимо сделать наш язычок послушными».
- Артикуляционная гимнастика, провожу в форме логопедической сказки.
- Работа над изолированным звуком. Многократное произнесение звука, характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам, развитие просодических компонентов речи. На данном этапе мы с ребенком уточняем уклад артикуляционного аппарата при произнесении изучаемого звука. Определяем, на что похож по звучанию изучаемый звук.
- Ритуал «входа в основную сказку». Для входа в волшебную страну проводится ритуал. Ритуал входа в сказочную страну сопровождаю вопросами: «Ты любишь сказки? Сегодня я предлагаю тебе отправиться в путешествие в сказочную волшебную страну, где мы возможно встретимся со сказочными ведомыми существами».
- Повторение. На этом этапе мы с ребенком вспоминаем то, что делали на прошлом занятии, какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились. Задаю ребенку вопросы о том, что было на прошлом занятии; что он помнит; как ему помог приобретённый опыт, в самостоятельной речи, стали ли его лучше понимать сверстники, родители, воспитатели.
- Расширение. На данном этапе занятия рассказываю ребенку логопедическую сказку по автоматизации изучаемого звука. Сопровождаю рассказывание сказки показом иллюстраций, игрушек, кукол соответствующих сюжету сказки.
Сама при этом, образно превращаюсь в волшебницу, или в фею, и создаю вокруг себя волшебную страну. Также необходим, хотя бы один волшебный атрибут: палочка, цветок, шапка.
Применяю игровые приемы в зависимости от цели занятия – автоматизация в слогах, словах, предложениях и связной речи.
Если, например цель занятия автоматизация заданного звука в слогах и словах, то после прочтения сказки, прошу ребенка перечислить все слова, которые он услышал с заданным звуком. Вместе с ребенком определяем позицию звука в слове, затем ребенок придумывает другие слова с заданным звуком, который находится в начале, середине или конце слова.
Если цель занятия автоматизация заданного звука в предложениях, то применяю следующие приемы: например: «Прослушай сказку и добавь одно предложение так, чтобы сказка оказалась завершенной по смыслу». Ребенок выбирает вариант предложения: самое веселое, самое грустное, самое фантастическое окончание сказки или предлагаю ребенку свои окончания.
Если цель занятия автоматизация заданного звука в связной речи применяю следующие методы:
- Пересказ сказки;
- Составление новой сказки (придумывание).
Метод пересказа сказки, этот метод способствует внедрению изучаемого звука в связную речь.
Пересказ – это легкий вид монологической речи, так как он придерживается авторской композиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Это в какой-то степени отраженная речь.
Непосредственное обучение пересказу проходит по следующей схеме:
- Первое прочтение сказки без установки на запоминание. Цель этого этапа целостное эмоциональное восприятие;
- Второе прочтение с установкой на запоминание;
- Беседа по содержанию. Цель данного этапа усвоение содержания произведения;
- Третье прочтение сказки с расстановкой смысловых акцентов, выделение смысловых отрывков.
- Непосредственно пересказ сказки ребенком.
Следующий прием, который я применяю на логопедическом занятии с внедрением логопедических сказок – это составление новой сказки (придумывание) – значительно сложнее пересказа, к этому приему можно переходить только тогда, когда пройдет успешное усвоение приема пересказа.
В работе по составлению сказки различают сказки трех видов:
- По восприятию (на основе непосредственного зрительного восприятия опоры). Сказки по серии сюжетных картинок, по сюжетной картинке, по предметным картинкам или предметам, по несложным пейзажным картинам.
- По представлению (в их основе лежит личный опыт ребенка, т. е. прошлые восприятия).
- По воображению (это придуманные сказки, представляющие собой результат детской фантазии). Это может быть: составление сказки по предложенному сюжету, по заданной теме, про знакомого героя, по названию, по опорным схемам.
- Ритуал «выхода из сказки». Закрепляю новые навыки, приобретенные на занятии. Провожу беседу по наводящим вопросам. Подвожу итог сказочного занятия. Провожу этот этап занятия, так чтобы у ребенка появилось желание прийти на следующее занятие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция нарушений речи посредством изобразительной (продуктивной) деятельности
Актуальность педагогического опыта. Работа по исправлению звукопроизношения является долгим и трудоемким процессом. Дети с ОНР испытывают затруднения в овладении основными движениями органов артикуляц...
"Коррекция нарушений речи посредством использования сказкотерапии".
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей...
Коррекция нарушения речи посредством использования сказкатерапии
Хорошая речь- важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей, поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая различные нар...
«Формирование связной монологической речи у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи посредством использования приёмов мнемотехники»
Мнемотехника (в переводе с греческого – «искусство запоминания») - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путем образовани...
ФОРМИРОВАНИЕ ВСЕХ СТОРОН РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕНСОРНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА «LOGO 7»
В статье рассмотрены актуальные проблемы по коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Раскрывается роль использования сенсорного логопедического комплекса LOGO 7 в преодолении нарушени...
Опыт работы по теме: "Коррекция нарушений речи посредством изобразительной деятельности"
Основная идея: использование изобразительной деятельности в коррекции нарушений речи позволит более эффективно и продуктивно влиять на развитие речи дошкольников и формирование мелко...
КОРРЕКЦИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
В статье раскрыт вопрос коррекции лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) посредством использования дидактических игр...