Занятие на тему: "Страна Пальчиковых игр"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Ерёмзина Олеся Петровна

Дети играют в дидактические игры. В кабинет входит логопед.

Логопед: Здравствуйте ребята. А что это вы здесь делаете. (ответы детей).

 - Дети, ответьте на вопрос, сколько игр на свете? (Ответы детей).

- Правильно, очень много. Они бывают (проводится игра «Скажи наоборот»)

- домашние и …(уличные),

- детские и … (взрослые),

- сложные и …(простые),

- мальчишечьи и …(девчоночьи),

- с правилами и …(без правил),

- сидячие и …(подвижные),

- для учения и для …(развлечения).

- Целое море игр! Вот по этому морю и поплывём мы сейчас (фонограмма звука проплывающего корабля).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 5

Провела учитель – логопед: Ерёмзина О.П.

Цель:  -  развитие рукомоторных навыков у детей;

- формировать у детей навыки овладения письменной речью;

- развивать мелкую моторику рук и графические навыки;

- закреплять знания графического изображения печатных букв;

- продолжать знакомить детей с русскими народными играми для пальчиков;

- активизировать словарь;

- воспитывать интерес к обучению в школе.

Материал: костюм для воспитателя «Сороки – вороны»; карта Страны Пальчиковых Игр; пластилиновые шарики, спички; влажные салфетки; пальчиковые бассейны с крупой, со спрятанными буквами из подвижного алфавита А, У, К, Ш, Л, М; простые карандаши; заготовки на каждого ребёнка для выполнения графических заданий; ручки; столы, стулья; кустарник с запрятанной в нём бутылкой с чистой питьевой водой, стаканы одноразовые;  шнурки;  рис, с недописанными буквами слова «Сорока – Ворона», картинка из салфеток с изображением Корабля, презентация слайдов с изображением Островов.

Ход:

Дети играют в дидактические игры. В кабинет входит логопед.

Логопед: Здравствуйте ребята. А что это вы здесь делаете. (ответы детей).

 - Дети, ответьте на вопрос, сколько игр на свете? (Ответы детей).

- Правильно, очень много. Они бывают (проводится игра «Скажи наоборот»)

- домашние и …(уличные),

- детские и … (взрослые),

- сложные и …(простые),

- мальчишечьи и …(девчоночьи),

- с правилами и …(без правил),

- сидячие и …(подвижные),

- для учения и для …(развлечения).

- Целое море игр! Вот по этому морю и поплывём мы сейчас (фонограмма звука проплывающего корабля).

«Мы хотим по морю плыть

 Что же нам изобразить?

На пару бежит, плывёт.

Это белый пароход».

- Мы приблизились к стране, в которой живут игры, не дающие скучать и бездельничать нашим рукам: Стране Пальчиковых Игр.

Только мы спустились на берег…Прислушайтесь…Всё ближе какой - то непонятной звук, похожий на хлопанье крыльев. (звучит фонограмма хлопающих крыльев)

- Смотрите, какая – то странная птица.

Над нами кружится, на берег садится.

И смотрим мы все удивлённо:

Как будто Сорока, а может Ворона?

(Появляется воспитатель в костюме Сороки – Вороны).

С – В: - Я рада приветствовать путешественников, прибывающих в С.П.И. и всегда первой в нашей стране встречаю их я – главная птица страны – Сорока – Ворона. Почему я? Да потому что самых маленьких детей приводит в страну пальчиков именно моя игра «Сорока - Ворона». Только я вас пущу в страну, если вы порадуете меня моей любимой игрой. Вы знаете её? Покажите. Это будет вашим пропуском в С.П.И.

(Дети выполняют).

С – В: - И всё? А вы знаете, что это неполная игра? Она без окончания. А полную игру я вам покажу, когда вы пройдёте по моей стране. Для этого нужны ловкие и сильные пальчики. Они у вас такие? Я вас проведу по моей стране. Поможет нам вот эта карта.

(Дети рассматривают карту).

- Мы на Спортивном Берегу. Здесь живут игры – упражнения пианистов, машинисток, актёров – кукольников.

- Давайте с ними поздороваемся на языке пальчиков.

Игра «Петушок».

Петушок стоит весь яркий

Гребешок он чистит лапкой.

(Ладонь вверх, указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх).

«Пароход».

Пароход плывёт по речке,

И пыхтит он, словно печка.

(Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты, как ковшик, а большие пальцы подняты вверх).

«Замок»

Пальцы сплетём и замок мы получим

Повторим ещё и получится лучше.

(Ладошки прижаты друг к другу. Пальцы переплетены. Перебираем ими).

Логопед: -  Когда – то на этом берегу проводили соревнование пианисты, машинистки, актёры – кукольники. Для каждого человека этих профессий нужны ловкие и гибкие пальчики. Правда, Сорока?

Попадёт на Спортивный Берег тот, кто гласный (согласный твёрдый, согласный мягкий) звук произнесёт. Вот и попали мы на С.Б.

- Смотрите, стройка. А на этой стройке необычный строительный материал: не кирпичи и кубики, а пластилиновые шарики и спички. Что можно из такого материала построить?

Ответы детей: (геометрические фигуры, ель, дерево, стол, шкаф, одежду, мельницу…).

С – В: Да, множество построек. Например, вот такое солнышко. Дети выполняют. А что можно построить из этих треугольников и квадратов?

Ответы детей: (ель, цветок, геометрические фигуры, горы, одежду…). Дети выполняют.

Логопед: - Хорошо поработав на Спортивном Берегу, предлагаю отправиться в глубь страны: на Гору Внимания.

С-В: - А пойдём мы туда по Тропе Будущего Школьника. Трудна она, к вершинам знаний ведёт она. А попадёт на Тропу Будущего Школьника тот, кто слова на части разберёт (продукты питания).

Логопед: - Смотрите, встали на нашем пути палочки, крючочки, закорючки и требуют: «Нарисуй меня чётко и правильно. Постарайся!».

- Давайте вспомним, как правильно держать ручку.

Мы ручку правильно берём.

Кладём на средний палец,

Теперь большим её прижмём,

А указательным ведём,

Чтоб буквы получались.

(Дети выполняют).

- Только пройдёт эти ряды будущий школьник, а навстречу ему: « Мы – буквы из Азбуки. Найди нас и покажи руками». Поиск букв в бассейне. Показ букв руками. А, У, К, Ш, Л, М.

(Дети выполняют).

Руки сложены в шалаш

Между ними карандаш.

Мы закончили едва, получилась буква «А».

Распрямлённую ладошку

Наклони теперь немножко.

Карандаш потом возьми,

Между пальцами зажми.

Станет ясно самому –

Получилась буква «У».

Две ладони стали в ряд.

Распрямились и стоят.

Карандаш наверх залез –

Получается навес.

Я секрет скажу тебе –

Получилась буква «П».

Мы опять зажали наш

Между пальцев карандаш

Он стоит наискосок,

А внизу его, дружок,

Держит правая рука –

Появилась буква «К». 

Вот стоит одна ладошка

На неё поставим плошку.

Что здесь вырос за грибок?

Это буква «Т», дружок!

Пальцы дружно вверх глядят,

Превратиться в «И» хотят.

Помоги ты им, дружок:

Карандаш наискосок.

Между пальцами зажми

 - Вот и будет буква «И».

- И с этой задачей справится будущий школьник. Но нужно следить, чтобы пальчики от писания не начали болеть. Если пальцы начали подрагивать, то нужно положить ручку и растереть ладошки друг о друга, каждому пальчику, который держал ручку сделать массаж.

Чтоб здоров был пальчик наш,

Сделаем ему массаж.

Посильнее разотрём.

И к другому перейдём.

Ещё нужно дать ручкам отдохнуть. (Игры в тазу с тёплой водой).

- Теперь Тропа Школьника не так страшна и опасна.  А вот рядом  с Тропой Школьника есть Гора Внимания. Взобраться на эту гору смогут те, кто найдёт звонкий ручеёк. Проводятся игры с водой.

- Чтобы продолжить наш путь нам надо попить воды. Пьём. – Вкусная вода?

Ответы детей.

По вкусу вода похожа на целебную. А теперь давайте скажем, какой это ручеёк? (Проводится игра «Подбери признак»).

Ручеёк какой:

- прозрачный;

- холодный;

- полезный;

- лечебный;

- сверкающий;

- освежающий;

- чистый.

Проводится игра «Буря в стакане» на развитие дыхания.

Логопед: - Теперь нам нужно пройти по Речке – Верёвочке. Но сначала нужно справиться с её младшими братишками  - Шнурками, выложив ими букву, которую надо писать в начале слов: Ананас, Икра, Плов, Салат, Укроп.

(Дети выполняют задание).

- Речка пропускает нас. Давайте пройдём по ней. Идём по верёвке. (Идём по верёвке).

- Недалеко от С.П.И., в море есть Обезьяний Остров. Давайте поплывём туда. (фонограмма звуков моря)

Все теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс,

Одной, другой – это кроль.

Все мы плыли, как дельфины,

Вышли на берег крутой.

(Дети имитируют движения).

- А вот и остров. На нём проживает семейство весёлых мартышек. Посмотрите, мартышки оставили нам послание. (Конверт, в нём незаконченная картинка из столовых салфеток). Мартышки просят доделать картину.

(Дети выполняют задание).

Картину дарим Сороке – Вороне на память.

Логопед: - Давайте тоже что-нибудь сделаем пальцами ног. Я даже знаю что. Смотрите, здесь когда-то было написано имя хозяйки С.П.И., но волны Моря Игр смыли нижние половинки букв. Давайте восстановим надпись. (Дети пальцами ног дописывают буквы на рассыпанном рисе).

Получилась надпись «СОРОКА  -  ВОРОНА».

С-В: - Спасибо вам. Вы сумели пройти всю мою страну. У вас ловкие и умелые пальчики не только на руках, но и на ногах. Теперь наступило время показать вам окончание моей игры.

Знай наперёд:

Здесь водичка холоденька (поглаживать ребёнка у запястья).

Здесь тёпленька (поглаживать у локтя).

Здесь горяченька (поглаживать у плеча).

А здесь кипяток – кипяток (щекотать подмышкой).

- Понравилось? (Ответы детей). Вот, оказывается, какая это весёлая игра. Спасибо тебе, Сорока – Ворона. Нам очень понравилось в твоей стране. Счастливо тебе. До встречи. (Сорока – Ворона улетает под фонограмму хлопающих крыльев).

Логопед: -  Но прежде чем нам расстаться, давайте оставим пальчикам пожелания. Например:

«Я  желаю пальчикам, чтобы они никогда не уставали». Теперь вы говорите свои пожелания ( не болели, были ловкими, были сильными, были умелыми, были подвижными).

- Теперь возьмём наши пожелания, смешаем их со счастьем, здоровьем, улыбками, хорошим настроением и пошлём по всему свету, чтобы это чудо попало ко многим людям.

Тема занятия: «Путешествие в Страну Пальчиковых игр».

Цель:  -  развитие рукомоторных навыков у детей;

- формировать у детей навыки овладения письменной речью;

- развивать мелкую моторику рук и графические навыки;

- закреплять знания графического изображения печатных букв;

- продолжать знакомить детей с русскими народными играми для пальчиков;

- активизировать словарь;

- воспитывать интерес к обучению в школе.

Материал: костюм для воспитателя «Сороки – вороны»; карта Страны Пальчиковых Игр; пластилиновые шарики, спички; влажные салфетки; пальчиковые бассейны с крупой, со спрятанными буквами из подвижного алфавита А, У, К, Ш, Л, М; простые карандаши; заготовки на каждого ребёнка для выполнения графических заданий; ручки; столы, стулья; кустарник с запрятанной в нём бутылкой с чистой питьевой водой, стаканы одноразовые;  шнурки;  рис, с недописанными буквами слова «Сорока – Ворона», картинка из салфеток с изображением Корабля, презентация слайдов с изображением Островов.

Ход:

Дети играют в дидактические игры. В кабинет входит логопед.

Логопед: Здравствуйте ребята. А что это вы здесь делаете. (ответы детей).

 - Дети, ответьте на вопрос, сколько игр на свете? (Ответы детей).

- Правильно, очень много. Они бывают (проводится игра «Скажи наоборот»)

- домашние и …(уличные),

- детские и … (взрослые),

- сложные и …(простые),

- мальчишечьи и …(девчоночьи),

- с правилами и …(без правил),

- сидячие и …(подвижные),

- для учения и для …(развлечения).

- Целое море игр! Вот по этому морю и поплывём мы сейчас (фонограмма звука проплывающего корабля).

«Мы хотим по морю плыть

 Что же нам изобразить?

На пару бежит, плывёт.

Это белый пароход».

- Мы приблизились к стране, в которой живут игры, не дающие скучать и бездельничать нашим рукам: Стране Пальчиковых Игр.

Только мы спустились на берег…Прислушайтесь…Всё ближе какой - то непонятной звук, похожий на хлопанье крыльев. (звучит фонограмма хлопающих крыльев)

- Смотрите, какая – то странная птица.

Над нами кружится, на берег садится.

И смотрим мы все удивлённо:

Как будто Сорока, а может Ворона?

(Появляется воспитатель в костюме Сороки – Вороны).

С – В: - Я рада приветствовать путешественников, прибывающих в С.П.И. и всегда первой в нашей стране встречаю их я – главная птица страны – Сорока – Ворона. Почему я? Да потому что самых маленьких детей приводит в страну пальчиков именно моя игра «Сорока - Ворона». Только я вас пущу в страну, если вы порадуете меня моей любимой игрой. Вы знаете её? Покажите. Это будет вашим пропуском в С.П.И.

(Дети выполняют).

Игра: «Сорока – Ворона».

С – В: - И всё? А вы знаете, что это неполная игра? Она без окончания. А полную игру я вам покажу, когда вы пройдёте по моей стране. Для этого нужны ловкие и сильные пальчики. Они у вас такие? Я вас проведу по моей стране. Поможет нам вот эта карта.

(Дети рассматривают карту).

- Мы на Спортивном Берегу. Здесь живут игры – упражнения пианистов, машинисток, актёров – кукольников.

- Давайте с ними поздороваемся на языке пальчиков.

Игра «Петушок».

Петушок стоит весь яркий

Гребешок он чистит лапкой.

(Ладонь вверх, указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх).

«Пароход».

Пароход плывёт по речке,

И пыхтит он, словно печка.

(Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты, как ковшик, а большие пальцы подняты вверх).

«Замок»

Пальцы сплетём и замок мы получим

Повторим ещё и получится лучше.

(Ладошки прижаты друг к другу. Пальцы переплетены. Перебираем ими).

Логопед: -  Когда – то на этом берегу проводили соревнование пианисты, машинистки, актёры – кукольники. Для каждого человека этих профессий нужны ловкие и гибкие пальчики. Правда, Сорока?

- Смотрите, стройка. А на этой стройке необычный строительный материал: не кирпичи и кубики, а пластилиновые шарики и спички. Что можно из такого материала построить?

Ответы детей: (геометрические фигуры, ель, дерево, стол, шкаф, одежду, мельницу…).

С – В: Да, множество построек. Например, вот такое солнышко. Дети выполняют.

Логопед: - Хорошо поработав на Спортивном Берегу, предлагаю отправиться в глубь страны: на Гору Внимания.

- Только пройдёт на эту гору будущий школьник, а навстречу ему: « Мы – буквы из Азбуки. Найди нас и покажи». Поиск букв в бассейне.

 Показ букв руками. А, У, К, Ш, Л, М.

(Дети выполняют).

Руки сложены в шалаш

Между ними карандаш.

Мы закончили едва, получилась буква «А».

Распрямлённую ладошку

Наклони теперь немножко.

Карандаш потом возьми,

Между пальцами зажми.

Станет ясно самому –

Получилась буква «У».

Две ладони стали в ряд.

Распрямились и стоят.

Карандаш наверх залез –

Получается навес.

Я секрет скажу тебе –

Получилась буква «П».

Мы опять зажали наш

Между пальцев карандаш

Он стоит наискосок,

А внизу его, дружок,

Держит правая рука –

Появилась буква «К». 

Вот стоит одна ладошка

На неё поставим плошку.

Что здесь вырос за грибок?

Это буква «Т», дружок!

- И с этой задачей справились  будущие школьники. Но нужно следить, чтобы пальчики не начали болеть. Если пальцы устали, то нужно растереть ладошки друг о друга, каждому пальчику, сделать массаж.

Чтоб здоров был пальчик наш,

Сделаем ему массаж.

Посильнее разотрём.

И к другому перейдём.

Ещё нужно дать ручкам отдохнуть. (Игры в тазу с тёплой водой).

Логопед: - Теперь нам нужно пройти по Речке – Верёвочке. Но сначала нужно справиться с её младшими братишками  - Шнурками, выложив ими букву, которую надо писать в начале слов: Ананас, Икра, Плов, Салат, Укроп.

(Дети выполняют задание).

- Речка пропускает нас. Давайте пройдём по ней. Идём по верёвке.

С-В: - Спасибо вам. Вы сумели пройти всю мою страну. У вас ловкие и умелые пальчики не только на руках, но и на ногах. Теперь наступило время показать вам окончание моей игры.

Знай наперёд:

Здесь водичка холоденька (поглаживать ребёнка у запястья).

Здесь тёпленька (поглаживать у локтя).

Здесь горяченька (поглаживать у плеча).

А здесь кипяток – кипяток (щекотать подмышкой).

- Понравилось? (Ответы детей). Вот, оказывается, какая это весёлая игра. Спасибо тебе, Сорока – Ворона. Нам очень понравилось в твоей стране. Счастливо тебе. До встречи. (Сорока – Ворона улетает под фонограмму хлопающих крыльев).

Логопед: -  Но прежде чем нам расстаться, давайте оставим пальчикам пожелания. Например:

«Я  желаю пальчикам, чтобы они никогда не уставали». Теперь вы говорите свои пожелания ( не болели, были ловкими, были сильными, были умелыми, были подвижными).

- Теперь возьмём наши пожелания, смешаем их со счастьем, здоровьем, улыбками, хорошим настроением и пошлём по всему свету, чтобы это чудо попало ко многим людям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике, тема: "Страна математики"

Конспект занятия по математике, тема: "Страна математики" Цели:Познакомить детей с независимостью числа от цвета, величины и расположения в пространстве. Продолжать учить детей считать в пределах...

Конспект занятия обобщенного типа на тему: «Страна цветов» в старшей группе

Задачи: 1. Обобщить знания детей о цветах, как виде растений. Продолжать знакомить детей с тем, что цветы являются частью природы.2. Совершенствовать навыки работы с использованием моделей. Расш...

Конспект открытого занятия на тему «Страна профессий»

Цель: Закрепить с детьми названия профессий, их значение для людей; развивать память, внимательность, любознательность и кругозор. Обогащать словарь. Формировать уважение к людям труда....

Конспект занятия на тему " Страна детской безопасности".

Конспект НОД в подготовительной группе детского сада. Безопасность детей....

Родительское собрание во второй младшей - средней группе на тему "Страна пальчиковых игр".

Представленный материал поможет провести родительское собрание, заинтересовав родителей в изготовлении игр совместно с детьми....

Методическая разработка занятия по теме "Страна - Роботляндия"

Методическая разработка занятия по художественно - эстетическому развитию (конструирование). Тема: "Страна - Роботляндия"....

Конструкт занятия на тему: «Страна, в которой мы живем» в младшей группе

Тема: Страна, в которой мы живемГруппа: младшаяЦель: совершенствовать представление детей о России как стране, в которой они живут;Задачи: Образовательная: Закреплять и обобщать знания детей о символа...