Консультации учителя-логопеда
консультация на тему
Познавательный материал по логопедии для родителей и не только...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Гимнастика для глаз | 88.85 КБ |
Занятия дома | 14.44 КБ |
О нормальном речевом развитии | 359.7 КБ |
ОНР | 362.58 КБ |
Развитие фонематических процессов | 26.48 КБ |
Современной маме | 16.27 КБ |
Факторы, способствующие возникновению речевых нарушений у детей | 386.29 КБ |
Этапы развития речи в норме | 414.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Гимнастика для глаз
Для профилактики глазных заболеваний, улучшения зрения, уменьшения утомления глаз хорошо выполнять зрительную гимнастику.
Возьмите мячики - «ёжики». Выполним следующее упражнение.
***
Мячик выше поднимите
И на мячик посмотрите.
Теперь руки опустили, отдохнули три, четыре.
Снова мячик поднимите.
И, прищурясь, посмотрите.
Мы за мячиком следим,
Влево - вправо поглядим.
Влево - вправо, влево - вправо
Веселей ребята! Браво
Наши глазки не устали
И по кругу побежали.
Раз, два, три, четыре-
Делаем кружок пошире!
Глазки с мячиком играют,
Глазки мячик догоняют.
Мячик к носу поднесите
И на мячик посмотрите
Руки дальше отведите
И на мячик посмотрите.
Близко к носу поднесем,
Дальше руки отведем.
Глазки занимаются,
Здоровья набираются.
Гимнастика для глаз
Бабочка летает повсюду:
Налево летит, направо летит.
Бабочка порхает по кругу,
Вверх, вниз… и назад спешит.
(держать на палочке бабочку, выполнять движения в соответствии с стихотворением и следить за бабочкой глазами)
Массаж глаз «Раздеваем лук» (по китайской методике)
Сняли тоненький сюртук, Потирают средние пальцы рук друг о друга,
Сняли рыжую рубашку, чтобы их разогреть
Сняли желтую рубашку, Неплотно прикрывают глаза и мягко проводят
А стянув еще рубашку, пальцами от внутреннего края глаза к внешнему
Все заплакали вокруг. Расфокусируют зрение и совершают круговые
Раздевали сладкий лук. движения зрачками глаз сначала в одну сторону,
Вот как мы вчера на кухне потом в другую
Предварительный просмотр:
КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ДОМА
Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей – игровая.
Все занятия должны строиться по правилам игры!
Можно «отправиться в путешествие» в Сказочное Королевство или в гости к Незнайке. Плюшевый мишка или кукла тоже могут «побеседовать» с малышом.
Редкий ребенок будет сидеть на одном месте и впитывать знания.
Не переживайте! Ваши старания не пройдут даром, и результат занятий обязательно проявится.
СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА
Для достижения результата необходимо заниматься каждый день. Ежедневно проводятся:
- игры на развитие мелкой моторики,
- артикуляционная гимнастика (лучше 2 раза в день),
- игры на развитие слухового внимания или фонематического слуха,
- игры на формирование лексико-грамматических категорий.
Количество игр – 2-3 в день, помимо игр на развитие мелкой моторики и артикуляционной гимнастики.
Не переутомляйте малыша! Не перегружайте информацией! Это может стать причиной заикания.
Начинайте занятия с 3-5 минут в день, постепенно увеличивая время. Некоторые занятия (например, на формирование лексико-грамматических категорий) можно проводить по дороге домой.
Длительность занятия без перерыва не должна превышать 15 – 20 минут
Позже внимание ребенка рассеется, и он не будет способен воспринимать никакую информацию. Некоторые дети не могут сконцентрироваться и на это время, ведь каждый ребенок индивидуален. Если вы увидите, что взгляд вашего ребенка блуждает, что он уже совершенно никак не реагирует на вашу речь, как бы вы ни старались и не привлекали все знакомые вам игровые моменты, значит, занятие необходимо прекратить или прервать на некоторое время.
Знакомьте ребенка с детской литературой! Старайтесь прочитывать малышу хоть несколько страниц, рассмотрите картинки к прочитанному тексту, опишите их, задайте ребенку вопросы по тексту.
«Когда же можно все успеть?» - спросите вы. Чтение книг можно отложить на вечер перед сном. Возможно, другие педагоги посчитают это неправильным, ведь именно в такое вечернее время ребенок устал и его внимание рассеяно. Проверено! Чтение перед сном становится любимым занятием малыша – ведь еще 15-20 минут можно пободрствовать, пообщаться с родителями, поделиться своими секретами.
Пользуйтесь наглядным материалом! Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения. Например, если вы решили выучить с ребенком названия фруктов, покажите их в натуральном виде или пользуйтесь муляжами, картинками.
Говорите четко, повернувшись лицом к ребенку. Пусть он видит движения ваших губ, запоминает их.
Не употребляйте слово «неправильно»! Поддерживайте все начинания малыша, хвалите даже за незначительные успехи. Не требуйте от него правильного произношения слова сразу. Лучше еще раз просто сами повторите образец произношения этого слова.
Не бойтесь экспериментировать! Игры можно придумывать самим. Все зависит от вашей фантазии. Можно адаптировать (упрощать) сложные игры, если ребенок не воспринимает их в том виде, в каком они будут предложены вам.
Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня!
Терпения вам и успехов! (По материалам сайта «ЛОГОБУРГ»)
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Развитие фонематических процессов
Значительная часть детей не осваивает вовремя звуковые нормы русского языка. Причины этого разные, но решающее значение имеют недостатки фонематических процессов.
Термин «фонематический слух» включает в себя 3 речевые операции:
• способность слышать есть данный звук в слове или нет;
• способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;
• способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.
Термин «фонематическое восприятие» включает в себя 3 операции:
• умение определять линейную последовательность звуков в слове;
• умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу;
• осознание или подсчет количества звуков в слове.
Термин "фонемный анализ" включает в себя:
• выяснение порядка следования фонем в слове;
• установление различительной функции фонем;
• выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных данному языку.
Именно поэтому, имея нормальный слух и интеллект, ребенок в школьные годы не в состоянии овладеть в полной мере всей учебной программой.
Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. Ребёнок постепенно начинает отставать от возрастной нормы. По той же причине не формируется в нужной степени и грамматический строй. Понятно, что при недостаточности фонематического восприятия многие предлоги или безударные окончания слов для ребёнка остаются «неуловимыми».
Только при планомерной работе по развитию фонематических процессов дети воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т.д., что так важно при формировании навыков чтения и письма.
Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.
Вывод: нарушение фонематического восприятия мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, тормозит развитие связной речи (подчеркнём, что все названные процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены).
Предлагаю Вашему вниманию этапы развития фонематического восприятия
- Развитие неречевого слуха.
На этом этапе проводятся упражнения на различение неречевых звуков. Такие упражнения способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания, без чего невозможно научить ребёнка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы. В это время работает физический слух. Упражнения включают задания на распознание:
• звучащих инструментов (губная гармошка, свисток, дудочка);
• звучащих предметов (крупа в коробках, погремушки, шелест листьев, шуршание бумаги);
• действий предметов (хлопанье, скрип, свист, стуки, звуки транспорта). Проводятся игры на узнавание товарищей, голосов других людей, мелодий.
Примерные игры с детьми для развития неречевого слуха:
- «Что звучало?» Цель: развитие слухового внимания. Демонстририровать звучание бубна, губной гармошки, дудки и т. д. Ребенок слушает и запоминает, как звучит каждый музыкальный инструмент, потом закрывает глаза и на слух определяет, что звучало. Если нет инструментов, то можно использовать чашку, игрушки и т. д.
- «Угадай чей голос?» Цель: развитие слухового внимания. Родитель подходит к любому сидящему взрослому или ребенку в комнате и произносит что – либо, а ведущий с закрытыми глазами угадывает чей это голос.
- Игра «Скажи, что ты слышишь?» Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков. Оборудование: стаканы (с водой и пустой), баночки с крупами, фольга, деревянные и металлические ложки, ширма. Взрослый показывает и называет предметы, демонстрирует их звучание. Взрослый за ширмой выполняет различные действия с предметами (переливает воду, пересыпает крупу...). Ребёнок должен определить, что он слышит (шуршание бумаги, звук льющейся воды и т.д.)
- Игра «В мире звуков» Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков. Взрослый предлагает закрыть глаза и послушать, что происходит дома, на улице.
- Игра «Угадай, кто кричит» Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков. Оборудование: игрушки или картинки, изображающие знакомых ребёнку домашних животных, магнитофон, запись голосов животных. Описание игры: взрослый показывает приготовленные картинки или игрушки, включив запись с голосами соответствующих животных. Затем просит послушать и угадать, кто придёт к ним в гости. Логопед включает запись с голосами животных, меняя их порядок предъявления. Ребёнок угадывает, кто это.
- Игра «Тихо - громко!» Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация звуков по силе звучания. Оборудование: музыкальные инструменты. Логопед играет на выбранном музыкальном инструменте то тихо, то громко. Услышав громкое звучание инструмента, дети бегут. Услышав тихое звучание, идут шагом. Логопед может выбирать разные инструменты и предлагать разные варианты движений.
- Игра «Дятел», «Прохлопай, как я» Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков. Оборудование: музыкальный треугольник, картинка с изображением весны. Описание игры: логопед просит детей определить, какое время года изображено на картинке, назвать признаки весны. Логопед предлагает детям повторить песенки весны. Логопед отстукивает ритмы на музыкальном треугольнике, а названный ребенок отхлопывает: /- /, / -//, //- //...
2. Развитие речевого слуха.
• Различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса
• Различение слов, близких по звуковому составу
• Дифференциация слогов
• Дифференциация фонем
Примерные игры с детьми для развития речевого слуха:
Дифференциация голосов по тембру:
- Игра «Угадай, чей голос?» Цель: развитие речевого слуха, дифференциация голосов по тембру. Описание игры: ребёнок поворачивается спиной к остальным детям. Один из них (до кого дотронется логопед) называет имя ведущего. Тот должен определить, кто его позвал.
- Игра «Большой, средний, маленький» Описание игры: Взрослый рассказывает сказку Л. Толстого «Три медведя» в сокращённом варианте, произнося реплики и звукоподражания, то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом. Ребёнок угадывает, кто из медведей «говорит».
Развитие речевого внимания:
- Игра «Будь внимателен» Цель: развитие речевого внимания. Взрослый выполняет действия с предметами, сопровождая их речью. Иногда действия логопеда и утверждения о том, что он делает, не совпадают. Ребёнок должен обратить внимание на ошибки и исправить их.
- Игра «Слушай и выполняй» Цель: развитие речевого внимания,памяти. Взрослый называет действия, которые должен выполнить ребёнок. (от 2 до 4-5 инструкций).
Различение слов, близких по звуковому составу.
- Игра «Внимательные ушки» Взрослый просит детей поднять руку, если он произнесет слово неправильно, если правильно – хлопнуть в ладоши. Логопед произносит: вагон, флакон, загон, вагон, фагон...
- Игра «Какое слово лишнее?» Из четырёх слов, отчётливо произнесённых взрослым, дети должны назвать то, которое отличается от остальных:
КОМ – КОМ – КОТ – КОМ БУДКА – БУКВА – БУДКА – БУДКА
ВИНТ – ВИНТ – БИНТ – ВИНТ КАНАВА – КАНАВА – КАКАО – КАНАВА
- Игра «Самое короткое\длинное слово» Взрослый произносит три слова, а дети говорят, какое слово самое короткое.
СТРОИТЕЛЬ – ПЛОТНИК – ДОМ ; ДОЧЬ – ДОЧЕНЬКА – ДОЧУРКА
ЛУК – ПОМИДОР – ТЫКВА ; МЕДВЕДЬ – ЁЖ – ЛИСА
Дифференциация звуков, дифференциация слогов
- Игра «Назови по порядку слоги» Взрослый произносит слово, дети говорят: какой слог 1-й, какой – 2-й. Например: САДЫ – 1-й слог СА, 2-й слог ДЫ. Вначале берутся слова из 2-х слогов (ВОДА, ПОЛЕ, ЛУНА, УТРО, НЕБО, КОСМОС…).
- Игра «Какой слог лишний?» Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слогов с оппозиционными согласными. Описание игры: Взрослый произносит ряд повторяющихся слогов, например, на – на – па – на, и спрашивает ребят, какой слог «лишний». Затем слоговой ряд усложняется (ва – фа – ва – ва, ...)
- Игра « А ну-ка, догадайся!» Какой одинаковый звук есть во всех словах? Шуба, кошка, мышь (звук ш). Жук, жаба, лыжи – ж; чайник, ключ, очки – ч; щетка, ящик, щавель – щ; коса, усы, нос- с; селедка, Сима, лось – сь; коза, замок, зуб – з; зима, зеркало, вазелин – зь; цветок, яйцо, курица – ц; лодка, стул, лампа – л; липа, лес, соль – ль; рыба, ковер, крыло – р; рис, крепость, букварь – рь.
3. Развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза.
Этот этап имеет определённую последовательность:
• Определение количества слогов в словах разной сложности
• Выделение в звуковом потоке гласного, затем согласного звука
• Выделение из слога гласного, затем согласного звука
• Выделение первого и последнего звука в слове
• Выделение слова с предложенным звуком из группы слов или из предложения
• Определение места, количества, последовательности звуков в слове
• Творческие задания (например, придумать слова с заданными звуками)
Примерные игры с детьми для развития звукового анализа и синтеза:
Определение количества слогов в слове, составление слов из разного количества слогов
- Упражнения - «Прошагаем слово» , «Отхлопаем слова» Ребёнок , отхлопывая, делит слово на части.
Игры на выделение первого и последнего звука в слове
- Игра «Цепочка слов» Игроки садятся в круг и по очереди говорят по одному слову, который связываются в цепочку. Каждое следующее слово начинается с последнего звука предыдущего. Например: зима – аист – танк – крот – тапки – игра и т.д.
- Игра «Узнай слово» Назовите слово, опуская последний звук, например: «тан..», «пау..», «вени..» и т.д. Ребёнок должен добавить последний звук, чтобы получилось слово.
Игры на выделение места звука в слове
- Игра «Звукоедик»: Игровой материал: кукла. Правила игры: У звуков есть страшный враг – Звукоедик. Он питается начальными звуками (последними звуками) во всех словах. Воспитиатель ходит с куклой в руках по группе и говорит: …иван, …тул, …льбом, ..кно (сто…, сту…, альбо…, окн…) и т.д. Что хотела сказать кукла?
- Игра «Подарки друзьям»: Правила игры: Крокодил Гена провел отпуск в Африке. И оттуда привез много разных подарков. Каждому подарил предмет, название которого начинается с того же звука, как и имя друга: Айболиту – абрикос, альбом, астру; Зайчику – зонт, замок, звонок.
Игры на определение количества и последовательности звуков в слове
- Игра "Сколько звуков?". Определить количество гласных или согласных звуков при слитном произнесении («Коза»-два гласных звука: о, а; два согласных: к, з).
- Игра «Шифровка» Положить столько красных кружков, сколько гласных звуков в слове. Можно выложить любой другой предмет вместо фишек.
Творческие задания
- Игра «Придумай слово?» Предложите детям назвать слова:
С «песенкой комарика» - зонт, зебра, зарядка, ваза, корзина.
С «песенкой жука» - жираф, желуди, жаба, лыжи, ножницы ,кружок, ножик.
С «песенкой мотора» -рак ,рыба, грибы, сыр, рама, торт.
С «песенкой насоса» - собака, лиса, ослик, сумка, стол, стул, самолет.
- «Слово это изменяй, изменяя — удлиняй» Цель: расширение словарного запаса, развитие внимания, быстроты мышления Ход занятия: Взрослый произносит односложное слово: сад, куст, нос, нож, стол. Ребенок изменяет, слово так, чтобы оно стало двусложным (нос - носы) или трехсложным (дом - домики). Определяется количество СЛОГОВ.
Для достижения положительного результата необходимо создание единого коррекционно–образовательного пространства, когда над речью работает коллектив единомышленников (логопед – родитель – учитель), каждый из которых заинтересован в успехе работы и постоянно находится во взаимодействии с остальными.
Предварительный просмотр:
Современной маме. Развивающие игры на кухне.
Если ребенка не увлекают развивающие игры и пособия – предложите ему настоящие дела, в которых ребенок может тренировать мелкую и общую моторику, внимание, память, речевое развитие, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым.
Игры на развитие речи:
Очень важно называть все своими именами — кухонные приборы и технику, виды продуктов из которых готовите, их предназначение и полезность. Используйте в речи глаголы: наливаю воду, мою овощи, чищу яблоки, нарезаю, солю – это поможет развить ассоциативное мышление.
Вкусные слова. Ребенок называет "вкусное" слово и "кладет" его вам на ладошку, а затем вы ему. И так до тех пор, пока не "съедите" все. Можно поиграть и в "кислые ", "соленые", "горькие" слова.
Отгадай. Ребенок отворачивается, а вы помешайте ложкой в стакане, закройте крышкой кастрюлю и т.д. Ребенок должен отгадать, какие предметы могут издавать такие звуки.
Необычный ужин. Вместе с ребенком попробуйте приготовить ужин, в названии блюд должен быть звук «С» (например: сыр, салат, суп).
Порядок на кухне. Предложите ребенку убрать, или помыть посуду, в названии которой есть звук [Ч] (чайник), [Л] (ложки, вилки).
Ищем слова на кухне. Какие продукты можно положить в борщ, компот.
Формирование лексико-грамматической стороны речи (образование слов):
Назови прибор. Как одним словом назвать прибор, который режет овощи? (Овощерезка).Выжимает сок? (Соковыжималка).
Назови сок. Какой сок получается из яблок? (яблочный),из моркови (морковный), лимонов, апельсинов и т. д.? И, наоборот - из чего получается апельсиновый сок?
Игры по формированию сложных скоординированных движений руки:
Художники. Раскрошить скорлупу от яиц на кусочки. Предложить ребенку выкладывать рисунок или узор на картон, тарелку и т.д. Из макаронных изделий разных форм, размеров и цветов выкладывать на столе, листе бумаги узоры, попутно изучая формы и цвета.
Картины солью и другими продуктами. Пока на плите варится обед, нарисуйте вместе с малышом на листе картона зимний пейзаж. Нанесите кисточкой на крыши домов и ветки деревьев толстым слоем клей (лучше ПВА) и сверху посыпьте солью. Когда клей высохнет, остатки соли можно стряхнуть. С помощью такой техники можно сделать пляж, платье куклы и так далее.
Дайте ребенку разные сухие продукты — горох, фасоль, рис, макароны, воздушную кукурузу, спагетти. На бумаге, намазанной клеем, пусть он расположит их так, как ему подскажет фантазия.
Игры, способствующие развитию усидчивости:
Золушка. Насыпьте в миску макароны разного сорта (ракушки, спиральки, трубочки) и предложите малышу их рассортировать. Посчитайте вместе с ребенком, сколько макарон каждого сорта было в миске. Кроме того, макароны-трубочки можно нанизывать на шнурок.
Найди предмет. Все дети любят перебирать пальчиками крупы. Дайте ребенку несколько разных емкостей, пусть пересыпает крупу. Можно ребенку предложить опустить руки в крупу, найти цифру или другой знакомый предмет и, не доставая его, определить, что ему попалось в руки.
Настольный хоккей. Поставьте на стол поднос или картонную коробку от конфет (это будет хоккейное поле, углы – ворота). Дайте ребенку горошину (мяч) и трубочку-соломинку от пакета с соком (клюшка). Пусть малыш поиграет в хоккей, пока вы занимаетесь делами. Эта «простая» игра тренирует ловкость и координацию движений.
Игры на развитие общей моторики:
Боулинг. Если позволяют размеры кухни, расставьте на полу одну или несколько пустых пластмассовых бутылок. Пусть малыш сбивает эти «кегли» маленьким мячиком.
Ты слышал? Положите три камешка или стеклянных шарика в пустую жестяную кружку, и попросите ребенка осторожно пройти по кухне, так чтобы шарики не гремели. Всякий раз, когда вы услышите шум, спрашивайте: «Ты слышал?». Попробуйте сами бесшумно пройти по кухне.
Игры на развитие памяти:
Что пропало? Положите на кухонный стол три предмета (например, кружку, ложку, салфетку). Пусть ребенок посмотрит и назовет каждый предмет. Затем он должен закрыть глаза, а вы в это время уберите со стола один из предметов. Теперь пусть малыш откроет глаза и попробует определить, чего не хватает. Постепенно увеличивайте количество предметов и убирайте не один, а два предмета.
Игры на развитие воображения:
Юный кулинар. Предложите ребенку проявить фантазию, украшая ваши блюда. Подготовьте зелень, маслины, ломтики овощей, орехи, варенье и другие «материалы». Из них можно сделать смешные рожицы, цветы, выложить мозаику на приготовленном блюде, и так далее.
Игры на логическое мышление:
Четвертый лишний. Взрослый выкладывает овощи (помидор, огурец, картошка) и один фрукт (лимон). Ребенок должен исключить лишнее. Аналогично игра проводится с посудой (тарелка, кружка, салатник и ложка).
Все эти игры стимулируют общение, активизируют высказывания детей, развивают активный словарь, а самое главное - дети мыслят, творят, думают, ищут нужные пути решения. Также помогают родителям совместить домашние дела и занять ребенка.
Желаю успехов!
http://logopedy.ru/portal/logoped-literature/logoped-article/190-mame.html
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Этапы развития речи в норме
Программа воспитания в детском саду предусматривает развитие всех сторон устной речи: словаря, грамматического строя, звукопроизношения. Словарный состав языка - это все слова, имеющиеся в нем. Грамматический строй определяет правила соединения слов в предложения. Любое слово, фраза находят свое выражение лишь с помощью тех или иных звуков. Все эти структурные части языка теснейшим образом связаны друг с другом. Словарь и грамматический строй развиваются и совершенствуются постоянно не только в дошкольном возрасте, но и в процессе обучения в школе. Правильное звукопроизношение формируется у ребенка в основном к пяти годам. Поэтому воспитание правильного произношения всех звуков родного языка должно быть закончено в дошкольном возрасте. А так как звук является смысловой единицей лишь в слове, то вся работа по воспитанию правильного звукопроизношения неразрывно связана с работой по развитию речи детей.
Речевая деятельность ребенка формируется постепенно и проходит несколько этапов своего становления.
Формирование связной речи у ребенка невозможно без усвоения звуковой стороны русского языка, куда входят два взаимосвязанных процесса: процесс развития восприятия звуков (развитие фонематического слуха) и процесс произношения звуков речи.
Развитие звуковой стороны речи в норме.
Возраст ребенка | Звуки, появившиеся в речи |
1 год - 1,5 года | б, т, к, ч |
1,5 года -2 года | ф, в, ть, дь, нь, ль, чь, х |
2 года - 2 года 6 месяцев | сь, зь, нь, бь, мь, т, д, н |
2 года 7 мес.- 3 года 5 мес. | фь, вь, с, з, хь, л |
3,5 года - 3 года 8 мес. | ч, щ |
4 года - 4 года 6 мес. | ш, ж, |
4года 6 мес. - 5 лет | рь, р |
Этапы развития детской речи от 0 до 1 года
(довербальный и ранний вербальный период).
Возраст | Основные показатели | Понимание речи |
1 месяц | Рефлекторный крик и рефлекторные звуки, сопровождающие потребности ребенка (в еде, смене пеленок, боли и т.п.). В крике преобладают гласные звуки, имеющие носовой оттенок. Реакция сосредоточения на речевом общении с ребенком | |
2 месяца | Улыбка при общении с малышом |
|
3 месяца | Комплекс оживления при общении с взрослым, гуление (это первая стадия лепета – произнесение гласных звуков, близких к а, ы, у, возможно сочетание с согласным г). Например, "у-у-у-у" или "гу-у-у-у"; | Прислушивается к голосу, адекватно реа-гирует на интонацию, узнает знакомые голоса. |
4 месяца | Дифференцированность комплекса оживления (раз-ная реакция на разных знакомых людей. Например, ребенок отличает папу от мамы. На незнакомых людей реакция пока отсутствует), смех. Однов-ременно осуществляется процесс развития пони-мания речи, малыш учится управлять интонацией. | |
5 месяцев | Дифференциация направления звука (ищет источник звука и сосредотачивает на нём вни-мание, например, на лице говорящего. В этом возрасте дети начинают распознавать неречевые звуки: шум машины, шелест деревьев, лай собаки), певучее гуления | |
6 месяцев | Лепет (многократное повторение слогов: "ба-ба-ба", "ма-ма-ма") | Понимает отдельные инструкции в конкрет-ной ситуации и подчиня-ется некоторым словес-ным командам (поцелуй маму, Дай ручку, нельзя и т.п.) |
7 месяцев | Готовность к совместной игровой деятельности, ориентация на звучащую игрушку | |
8 месяцев | Реакция на незнакомое лицо. Лепет сводится к «лепетным словам», состоящим уже не из мно-гократного повторения, а двух открытых слогов: "ба-ба", "па-па". Но ребенок пока не соотносит произносимые слова с людьми или предметами | |
9 месяцев | Общение с помощью жестов, игра в «Ладушки» | |
10 месяцев | Ситуационное понимание обращенной речи, использование 1-2 «лепетных слов», понятных при соотнесении с ситуацией | Понимает название отдельных предметов |
11 месяцев | Использование 3 «лепетных слов» с соотнесением с ситуацией | |
1 год | Использование 3-4 «лепетных слов», понимание простой инструкции (типа дай мяч, иди к маме), дополняемой жестом. Малыш подражает звукам речи взрослых. Появление двусложных слов, сос-тоящих из одинаковых слогов: «мама, дядя». Знает, как его зовут. Любит подражать голосам животных и звукам разных предметов. С удовольствием смеется. | После года малыш может показать пред-меты на сюжетных картинках. (Картинка: Мальчик кушает. Вопрос: «Где ложка?») Понимает слово «НЕТ» Хорошо слышит и раз-личает много звуков. |
Развитие детской речи от 1 года до 2 лет.
Возраст | Активная речь | Понимание речи |
1 год 3 месяца | Словарный запас увеличивается до 6-10 слов | Понимает простую инструкцию без жес-тов (дай куклу, ешь кашу и т.п.). Показы-вает предметы на сю-жетных картинках |
1год 6 месяцев | Показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов | Узнает предметы на картинках, пытается называть (в пределах своего словарного запа-са) |
1 год 9 месяцев | Показывает три части тела, начало фразы из 2 слов. Словарный запас около 27 слов. Появляются названия действий: ди, бух (около 5 слов). В слове воспроизводится один слог (ударный или два одинаковых: га-га, ту-ту). Воспроизводит двусложные слова, в трехс-ложных один слог пропускает. Ближе к 2 годам использует глаголы типа: писи, ниси, ди, дай. | Понимает обозначае-мые на картинках действия, выполняет инструкции типа. Покажи, кто сидит, кто спит; Выполняет двухступенчатую инструкцию пойди в кухню и принеси чаш-ку; Понимает значе-ние предлогов в при-вычной конкретной ситуации - На чем ты сидишь? Прислушивается к словам и понимает их значение. Любит когда ему читают. |
2 года | Показывает 5 частей тела, словарный запас минимум 50 слов; начинает использовать предложения из 2 -3слов. Появляются прилагательные. Стечение согласных замещаются одним звуком. Пользуется словами: Да, нет, еще Согласует предметы и действия (Машина едет, я хочу) |
Развитие детской речи от 2 до 6 лет.
Возраст | Активная речь | Понимание речи |
2года 6 месяцев | Происходит быстрое увеличение словарного запаса. Адекватно использует местоимения я, ты, мне; Использует предложения из 2-3 – 4 слов. Сложные бессоюзные предложения. Повторяет две цифры "один", "два" в правильной последовательности, имеет представление о числе "один"; Употребляет уменьшительно-ласкательные формы слов. Появляются суффиксы. | Понимает прочитан-ные короткие рассказы и сказки (с опорой на картинку, а потом и без нее) |
3 года | Словарный запас 500 слов и выше, общается предложениями из 3 и более слов, использует множественное число существительных и глаголов. Называет свое имя, пол, возраст, понимает значение простых предлогов, выполняет задания типа: Положи кубик под чашку, положи кубик в коробку. Часто задает Вам вопросы. Говоря, рассказывает, свои впечатления, мысли Договаривает звуки, слоги, слова при чтении. Называет цвета, форму предметов | Понимает сложно-подчиненные предло-жения типа: "Когда мы придем домой, я буду...". Понимает воп-росы типа: "Что у те-бя в руках?". Слушает объяснения "как" и "почему". Выполняет двухступенчатую инструкцию типа: "Сначала вымоем руки, затем будем обедать". Понимает значение простых предлогов и множест-венного числа. |
3-4 года | Владеет словарем примерно 1500 слов. Начинает употреблять сложные предложения. Говорит предложениями из 4-5 слов. Задает много вопросов, использует слова «Кто?» и «Почему?» Использует выражения типа: «я думаю, что....», «я надеюсь, что....» Правильно употребляет глаголы в прошедшем времени. | Понимает сложно-подчиненные предло-жения, значения пред-логов вне конкретной привычной ситуации. Слушает длинные сказки и рассказы. Выполняет просьбы и команды, даже если нужный предмет не находится в поле зрения. |
4-5 лет | Обладает словарным запасом около 3000 слов Знает свой адрес, Пользуется предложениями из 5-6 слов. Пользуется всеми типами предложений, в том числе и сложными. Умеет пересказать. Правильно произносит практически все звуки. Определяет право - лево у себя, но не у других. Знает простые антонимы (большой, маленький, твердый - мягкий) Пользуется прошедшим, настоящим и будущим временем. Считает до 10. Знает назначение предметов и может сказать, из чего они сделаны. | Выполняет словесные задания с предлогами сзади, между, рядом, к и т.п. Понимает условное предложение со словом если. Понимает граммати-ческую форму предло-жений типа: Картина была нарисована Машей. |
6 лет | Обладает словарем около 4000 слов Все звуки произносит правильно. Умеет рассказывать и пересказывать, пытается выразить свое отношение к рассказываемому. Пользуется сложными предложениями. Употребляет все части речи Использует абстрактные и отвлеченные понятия Различает и дифференцирует звуки речи на слух и в произношении | Может пересказать события прошедшего дня, рассказа, мульт-фильма. |
К логопеду следует обратиться, если:
К концу 1-го месяца ребенок никогда не кричит перед кормлением.
К концу 4-го месяца малыш не улыбается, когда с ним заговаривают, не гулит
К концу 5-го месяца не пытается, находясь на руках у мамы, отыскивать те предметы и тех людей, которых она называет, не прислушивается к музыке.
К 7 месяцам не узнает голоса близких, не может правильно реагировать на интонации, не оттает предпочтение мелодичным погремушкам. Не пытается привлечь к себе внимание каким-либо определенным звуком
К концу 9-го месяца у малыша нет лепета, и он не может повторять за взрослым различные звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего.
К концу 10-го месяца малыш не машет головой в знак отрицания, либо ручкой в знак прощения.
К году малыш не может произнести ни слова, не может выполнить простейшие просьбы (покажи, принеси), не способен адекватно реагировать на похвалу и на замечания по поводу неправильного поведения.
К 1 году 4 месяцам он не может адекватно ситуации употреблять слова «мама» и «папа».
К 1году 9 месяцам не может произнести 6 осмысленных слов.
К 2 годам малыш не может показать части тела, которые ему называет взрослый, не выполняет сложные просьбы типа: «Сходи на кухню и принеси чашку». Не узнает близких на фотографии.
К 2, 5 годам не понимаем разницу между словами «Большой» и «Маленький».
К 3 годам не понимает короткие стихи, рассказы, сказки, не пытается их пересказать, не может показать, какая линия самая длинная, не может ответить на вопрос, как его имя и фамилия.
В 4 года не знает названия цветов, не считает в пределах пяти, не слушает длинные сказки, не может рассказать ни одного стихотворения.
В 5 лет речь не разборчива и не понятна для окружающих.
В 6 лет малыш не может пересказать события прошедшего дня, просмотренного мультфильма или прочитанного рассказа. Не правильно произносит звуки родного языка и (или) не различает их на слух.
Так же следует обратиться к логопеду, если Ваш малыш:
- не реагирует на обращенную к нему речь, даже если его называют по имени, но замечает другие, даже очень тихие звуки;
- не прислушивается (как это делают слабослышащие дети), не пытается понять сказанное по губам, не прибегает к мимике и жестам для выражения свои мыслей;
- употребляет перед отдельными словами лишние звуки (а, и);
- повторяет первые слоги или целые слова в начале фразы;
- делает вынужденные остановки в середине слова, фразы;
- затрудняется перед началом речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна
Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....
Консультация учителя-логопеда для воспитателей ДОО на тему: "Координация взаимосвязей учителя-логопеда и воспитателя ДОО в работе по развитию речи дошкольников"
Материал отмечает специфику работы учителя-логопеда и воспитателя ДОО по роазвитию речи, а также содержит рекомендации для воспитателей....
Консультация учителя-логопеда для родителей «Сотрудничество в работе с детьми логопеда и родителей»
Взаимодействие логопеда и семьи, является одной из приоритетных задач, и осуществляется с использованием структурно-функциональной модели, которая состоит из трех блоков: информационно-аналитичес...
Консультация учителя-логопеда для родителей ".Вы узнали от логопеда, что у вашего ребенка – алалия".
Вы узнали от логопеда, что у вашего ребенка-аллалия.Что это значит? как помочь своему ребенку? Вопросов у вас возникает множество. Постараемся ответить на некоторые из них. Уважаемые родители!Вы ...
Консультация учителя-логопеда для родителей: "Когда нужно обращаться к логопеду?"
Основные этапы речевого развития ребенка....
Консультация учителя-логопеда для родителей «7 игр, которые помогут выучить буквы» Консультация по логопедии (подготовительная группа)
Как быстрее всего выучить буквы с ребёнком? Актуальный вопрос всех родителей детей – будущих первоклассников. Существует множество весёлых игр на изучение букв. Предлагаю 7 игр, которые об...
Консультация учителя-логопеда в старшей группе с выступлением учителя-логопеда на тему: «Особенности развития речи детей в старшей группе отделения дошкольного образования»
Особенности развития речи детей в старшей группе отделения дошкольного образования...