Третий год жизни
консультация на тему

Подзорова Галина Арсеньевна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley_tretiy_god_zhizni.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультации для родителей

«Мамина школа»

(ранний возраст)
Третий год жизни

Именно в это время ребенок продолжает довольно интенсивно развиваться физически, хотя и медленнее по сравнению с предыдущим годом.

В этот период у детей совершенствуется деятельность нервной системы, благодаря чему увеличивается длительность их активного бодрствования (6 – 6,5 часа). У малыша уже можно легко сформировать навыки правильного поведения. На короткое время он может сдержать свои действия, желания. Однако в 3 года малыш еще легко возбуждается, быстро утомляется от разнообразных действий.

Происходит интенсивное нервно-психическое развитие. Самые заметные изменения в психике ребенка происходят за счет дальнейшего формирования речи. Словарь малыша в этом возрасте увеличивается в 3-4 раза по сравнением с предыдущим периодом, изменяясь не только количественно, но и качественно. Дети начинают употреблять все части речи, почти исчезают облегченные формы слов, а также неправильно произносимые слова. Малыш уже употребляет распространенные и сложные слова. «Лиса больше зайчика. Она может его съесть»; «Когда будет тепло, я буду ходить в шортиках», -- сообщает малыш в 2, 5 года. В этом возрасте ребенок задает взрослому массу вопросов: почему? Где? Когда? Зачем? Это говорит о развивающейся познавательной потребности малыша, а использование различных частей речи, появление вопросов и придаточных предложений в активной речи – о дальнейшем этапе развития мыслительной деятельности. Дети воспринимают предметы, явления окружающей действительности не изолированно, а пытаются установить между ними прочную взаимосвязь, улавливают их свойства, сравнивают, сопоставляют; развивается речь и мышление.

Существенно меняется понимание речи окружающих. С ребенком можно уже говорить не только о данном моменте, но и о прошлом и в какой-то мере о будущем. Например, о том, куда он пой дет с мамой, что будет делать на прогулке, что там произошло вчера; вспомнить, какими игрушками украшали елку, что собирали летом в лесу. Появляются более сложные обобщения: например, словами игрушки, одежда малыш объединяет разнородные, но сходные по выполняемой функции предметы.

Существенно изменяется воспитательное значение речи. Несмотря на то, что при обучении ведущую роль продолжает занимать показ, использование речи как средства обучения и воспитания в этом возрасте значительно возрастает. Словом уже можно прекратить то или иное действие, предупредить отрицательное поведение, вызвать новое действие. Сформировать представление, понятие. Однако, в этом возрасте дети не овладели достаточно хорошо грамматическим строем языка, их речь остается еще несколько своеобразной. Правильное произношение звуков еще не закреплено. Многие звуки произносятся еще смягченно: «зяйка» (зайка), «пизяма» (пижама). Одни и те же звуки в одном сочетании произносятся правильно, в другом – неправильно. Не все дети в этом возрасте выговаривают звуки р, л, ш, ж, ч, щ. Встречаются замены и пропуск трудных звуков, их перестановка. Однако дети замечают недостатки произношения звуков у других детей и могут их исправлять. Очень важно, чтобы взрослые, общаясь с детьми, не допускали в своей речи искажения звуков.

На протяжении третьего года ребенок овладевает разнообразными представлениями и понятиями об окружающем его мире. Он знает уже свойства и назначение многих предметов, находящихся в его повседневном обиходе. Он не только различает, но и называет цвет, форму, размер предметов, ориентируется в основных и пространственных соотношениях («Самолет летит высоко»; «Когда надо темно, мы спим»). У него формируются начальные представления о количестве (много, мало, больше, меньше, один).

Происходит дальнейшее сенсорное развитие, претерпевает значительные изменения ориентировочно-познавательная деятельность ребенка. 

Важным средством сенсорного и общего развития малыша являются наблюдения. Наблюдая, ребенок в естественных условиях может познакомиться со свойствами предметов, их формой, величиной, цветом. Однако определить их самостоятельно малыш еще не может. Он научился пока только смотреть, но не видеть, слушать, но не слышать. Поэтому его надо учить выделять свойства предметов. Если малыш за чем-либо наблюдает, его надо обязательно поддержать, а самое главное -- помочь увидеть в наблюдаемом главное, существенное, ответить на многочисленные вопросы. Если же малыш не задает вопросов, надо его побуждать к этому, создавать соответствующие ситуации.

Деятельность ребенка на третьем году жизни становится сложной и разнообразной: предметная деятельность (занятия с различными пирамидками, матрешками, мозаикой), сюжетные игры (игра с куклой), наблюдение, рассматривание картинок (тематические картинки овощи-фрукты, домашние и дикие животные, одежда транспорт и др.), элементы трудовой деятельности (самостоятельная еда, одевание, уборка игрушек), игры со строительными материалами, лепка и рисование. Все эти виды деятельности имеют значение для развития умственной деятельности. Новым в развитии деятельности ребенка третьего года жизни является то, что он, прежде чем начать действовать, заранее определяет цель: «Я буду строить дом», «Я буду покупать конфеты», т.е. в деятельности детей этого возраста появляются элементы планирования.

В этом возрасте ребенок любит заниматься со строительным материалом. Он самостоятельно может выполнять уже довольно сложные постройки, например, гараж, дорогу к нему, забор, и играть с ними. Очень важно иметь несколько разных строительных наборов: строительный набор из различных форм, тематические строительные наборы, такие как «Веселая ферма», «Веселый городок», «Транспорт», крупные конструкторы лего.

Ребенок начинает овладевать совершенно новым видом деятельности – рисованием, лепкой. Малыш понимает, что при помощи карандаша, пластилина можно что-то изобразить, и к концу третьего года рисует дорожки, дождик, шарики; лепит палочки, колечки, лепешки.

В процессе деятельности у ребенка начинает складываться определенное отношение к окружающим его людям и явлениям, а в соответствии с этим – и различное поведение. Если мама или папа чем-то расстроены или у них что-то болит, ребенок подходит к ним, гладит с выражением сочувствия, заглядывает в глаза, проявляет стремление оказать помощь. Возможны и противоположные отношения: малыш замахивается руками на родителей, не хочет делать то, о чем его просят. Надо помнить, что все положительные формы поведения уже доступны детям этого возраста, и их надо формировать.

Характерно для детей этого возраста и проявление эстетических чувств, на развитие которых надо обращать особое внимание. Малыши с явным удовольствием слушают музыку, пение. Особенно полезна классическая музыка в специальной обработке (серия Волшебные голоса природы). Для малышей специально подобраны и аранжированы признанные шедевры классической музыки. Нежные и ласковые мелодии успокоят малыша перед сном, развлекут в течении дня, разовьют музыкальный слух и чувство ритма.

Ребенок с удовольствием рассматривает хорошую картину, замечает красивое в природе, обстановке, одежде. Изменяются поводы для эмоциональных переживаний: ребенок радуется сделанной постройке, очень доволен, что помог взрослому, сердится, когда ему мешают играть. Самое главное – помочь малышу в его развитии, быть рядом с ним в моменты его открытий, научить его познавать мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Педагогические условия развития игровой деятельности у детей третьего года жизни»

Предлагаю материал по развитию игровой деятельности у детей раннего возраста который был опробован на приктике в детском саду....

Консультация для педагогов "Обучение изобразительной деятельности на третьем году жизни"

На третьем году жизни детей начинают обучать элементам изобразительной деятельности. Это помогает подготовить основу для развития в дальнейшем творческих способностей в разных видах художественной...

Консультация для родителей "Капризы и их предупреждение". (О детях третьего года жизни).

Консультация для родителей «Капризы и их предупреждение».(О детях третьего года жизни.)     В отдельных семьях маленькие дети с ранних лет живут в условиях эмоционального и ф...

Консультация для родителей "Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей третьего года жизни"

Данный материал содержит описание некоторых игр с песком и водой, пальчиковой гимнастики, массажа рук с помощью подручных предметов, которые можно применять в работе с младшими дошкольниками для разви...

Консультация для родителей на тему: «Игры в жизни детей третьего года жизни»

Игра- ведущая деятельность младшего дошкольника, в которой формируется его личность. В игре ребёнка отражаются различные события, полученные им в детском саду и семье, при обращении с разными людьми....

Обучение детей второго года жизни сюжетной игре и детей третьего года жизни сюжетно-ролевой игре. (рекомендации родителям)

Среди всех игр и забав малышей особое место занимают игры с игрушками, в которых ребенок пытается воспроизводить действия взрослых, которые он наблюдает в своей повседневной жизни. с самого раннего во...