Статья на тему: «Сюжетно-ролевая игра как средство обогащения социального опыта детей»
статья на тему
Статья на тему:
«Сюжетно-ролевая игра как средство обогащения
социального опыта детей»
Подготовила:
Михеева Ольга Владимировна,
воспитатель
МАДОУ детский сад №2
г.Балаково Саратовская область
Чтобы решить вопрос о роли сюжетно-ролевой игры в знакомстве детей с окружающей жизнью, необходимо рассмотреть игру во взаимодействии со всей воспитательной работой, с содержанием занятий, показать, как возникает и развивается игра.
Ребенок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира. У него рано появляется интерес к жизни и деятельности взрослых, стремление подражать ей.
Игра наиболее доступный для него вид деятельности, в процессе которой ребенок входит в окружающий мир, знакомится с ним. Потребность выражать в игре свои впечатления и переживания составляет характерную особенность дошкольного возраста.
Сюжетно-ролевая игра, как показывают ведущие психологи и педагоги, влияет на развитие образного мышления и воображения дошкольников, вводит их в мир социальных отношений, формирует способность взаимодействовать со сверстниками. При этом исследователи отмечают: специальное развивающее влияние игра оказывает в большей мере, если она становится самостоятельной формой деятельности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
syuzh.-rol.igra_statya.docx | 23.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему:
«Сюжетно-ролевая игра как средство обогащения
социального опыта детей»
Подготовила:
Михеева Ольга Владимировна,
воспитатель
МАДОУ детский сад №2
г.Балаково Саратовская область
Чтобы решить вопрос о роли сюжетно-ролевой игры в знакомстве детей с окружающей жизнью, необходимо рассмотреть игру во взаимодействии со всей воспитательной работой, с содержанием занятий, показать, как возникает и развивается игра.
Ребенок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира. У него рано появляется интерес к жизни и деятельности взрослых, стремление подражать ей.
Игра наиболее доступный для него вид деятельности, в процессе которой ребенок входит в окружающий мир, знакомится с ним. Потребность выражать в игре свои впечатления и переживания составляет характерную особенность дошкольного возраста.
Сюжетно-ролевая игра, как показывают ведущие психологи и педагоги, влияет на развитие образного мышления и воображения дошкольников, вводит их в мир социальных отношений, формирует способность взаимодействовать со сверстниками. При этом исследователи отмечают: специальное развивающее влияние игра оказывает в большей мере, если она становится самостоятельной формой деятельности детей.
Дети учатся решать игровые задачи коллективно, сообща согласовывать свои замыслы, при этом их ставят перед необходимостью произвольно выполнять правила. В сюжетно-ролевых играх дети практически овладевают основами культуры отношений между людьми. Ролевые отношения могут быть содержанием как коллективной, так и индивидуальной (режиссерской) игры.
Успех формирования игры во многом зависит от преемственности в содержании и педагогических приемах всех компонентов комплексного руководства игрой с учетом ролевого содержания. Воспитатель совершенствует игровой опыт, приобретенный детьми ранее, поддерживает их стремление играть не только с игрушками, но и с предметами- заместителями, побуждает к обозначению действий словом. Поощряет желание принимать роли людей тех профессий, с которыми они знакомились ранее. Воспитатель подсказывает некоторые ролевые способы поведения – более выразительные жесты, мимику, движения. Поощряет ролевые высказывания, первые содержательные диалоги. В игре помогает договориться со сверстниками, учит вступать во взаимодействие друг с другом.
В дошкольном возрасте наибольшее развитие достигают игры, в которых изображаются различные события жизни, разыгрываются роли. Игры детей под влиянием взрослых, под воздействием воспитания становятся все более сложными и многообразными. Путь развития игры в основном заключается в следующем: жизнь отражается в игре все полнее и реальнее, содержание игр расширяется и углубляется, мысли и чувства, выраженные в игре, становятся более осознанными, глубокими, фантазия делается богаче, средства изображения – разнообразнее, развивается согласованность действий, обдуманность.
Изучение развития игры в дошкольном возрасте ярко обнаруживает ее основную особенность: игра затрагивает все стороны личности ребенка, в ней живо работает мысль, она богата эмоциями, требует активности деятельности, волевых усилий. В увлекательной игре, захватывающей ребенка, воспитатель имеет возможность развивать активную работу мысли и воображения. Когда же детей принуждают играть «для закрепления впечатлений», потому что этого требует план воспитателя, игра не получается, она сводится к бледному копированию жизни. Односторонний подход к игре лишь как к познавательной деятельности в узком смысле этого слова снижает, искажает значение игры.
В детских играх отражаются впечатления от жизни – как постоянно повторяющиеся, так и необычные, отличающиеся большой силой. Игра возникает только в том случае, когда у ребенка есть яркие, конкретные представления. Но этого недостаточно. Чтобы возникла игра, необходима заинтересованность, тема игры должна затрагивать эмоции ребенка. Во всех детских садах наблюдаются игры в «семью», «детский сад», и всегда в этих играх изображаются не только события жизни, но и отношение ребенка к ним, его чувства, переживания. Чем старше и развитее дети, тем полнее и конкретнее их представления и тем глубже, осознаннее их чувства. Дети обычно выбирают роли, привлекательные для них, они хотят изображать людей, к которым чувствуют любовь и уважение. У ребенка в каждый период есть любимая игра, любимая роль. На время он может отойти от этой игры, потом снова к ней возвращается. Воспитатель, руководя игрой, заботиться о том, чтобы каждый ребенок находил себе активную, интересную роль, умел исполнять и главные, и второстепенные роли.
Под влиянием воспитания содержание игры в дошкольном возрасте делается более богатым и разнообразным, меняется также характер игрового подражания, он становится все более сознательным, творческим. В младшем дошкольном возрасте дети подражают отдельным действиям окружающих людей, передают некоторые наиболее понятные им проявления чувства (мама любит дочку и заботиться о ней).
В старшем дошкольном возрасте дети стремятся передать характерные черты изображаемого человека, его переживания. Сюжет игры становится более связным, стройным, развивается способность обдумывать свои действия, договариваться о них.
Дети много узнают не только в детском саду, но и за его пределами: в семье, на улице. Богатым источником информации может служить общение и совместные дела со взрослыми членами семьи, с братьями, сестрами, а также детские телепередачи, книги и другое. В этом возрасте дети довольно любознательны, наблюдательны, их интересуют многие события, и, естественно, все, о чем узнают, они стремятся перенести в игру.
Но особое влияние на игру все-таки оказывают знания, получаемые на занятиях. И очень важно, чтобы они естественным образом влияли на игры детей. При ознакомлении с трудом взрослых наибольшее предпочтение отдается экскурсиям, то есть непосредственному наблюдению. Детям показывают не только действия, которые люди выполняют, но и раскрывают значимость их труда для других. Обращают внимание на личные качества человека-труженика. Например, объясняют, что продавец вежливый, внимательный, он выслушивает покупателей, предлагает им нужную вещь и другое. Когда знакомят с трудом почтальона, подчеркивают: он заботливый, и в дождь, и в холод приносит людям свежие газеты, письма, открытки.
Воспитатель выражает симпатию к человеку, с трудом которого знакомит детей, старается вызвать желание помочь ему. Так, во время экскурсии в прачечную спрашивает: «Как вы думаете, чем мы можем помочь прачке? Как облегчить ей труд?» Подводит детей к выводу: если чисто мыть руки, полотенца не очень загрязнятся, их легче стирать. Дети начинают осознавать, что могут помочь взрослым и принять посильное участие в труде.
Мотивом сюжетно-ролевой игры является взаимодействие людей. При ознакомлении с окружающим надо показать, что взрослые не только совершают разные полезные дела, но еще постоянно вступают в контакты друг с другом. Разнообразные действия с предметами, которые осуществляют они в процессе своего труда, как бы отодвигаются на второй план, главное – это взаимосвязь людей: продавец не может быть без покупателей, больной – без врача, командир – без солдата и так далее.
Не только на занятиях, но и в повседневной жизни педагог обращает внимание детей на то, как взрослые вступают во взаимодействие друг с другом. Предлагает вспомнить, как разговаривают с продавцом их родители в магазине, обращаются к пассажирам в транспорте. Может даже показать, как следует обращаться к людям с просьбой, предложением.
Для активизации детей в процессе наблюдений за окружающим необходимо предусмотреть разные ситуации, предполагающие или совместный труд детей со взрослыми, или эпизодическое включение их в деятельность. Так, после чтения стихотворения Ю.Тувима «Овощи» можно провести экскурсию в овощной магазин и предложить детям купить те овощи, о которых они узнали из стихотворений (морковь, свеклу, картофель и др.). А потом попросить повара сварить эти овощи и приготовить винегрет.
После экскурсии в прачечную детей тоже можно включить в активную деятельность, к примеру, в вечернее время организовать стирку кукольного белья, посоветовать родителям, чтобы дома они разрешили ребенку выстирать мелкие вещи – носовой платок, носки, ленту. Дети понимают: чтобы выстирать белье, надо очень постараться. Положительный результат вызывает у них желание повторить стирку, но в реальной жизни это не всегда можно осуществить. Поэтому ребята с удовольствием постирают белье куклам понарошку.
Надо так организовать повседневную жизнь дошкольников, чтобы у них возникла необходимость обращаться за чем-либо к другим людям. Они на собственном опыте будут убеждаться, как важно умело налаживать контакты с окружающими. Воспитатель создает специальные ситуации, например может попросить ребенка сходить в медкабинет и выяснить что-то у медсестры или с поручением пойти в соседнюю группу и прочее. Такие ситуации помогают решить многие воспитательные задачи: дети учатся налаживать общение с людьми, понятно излагать просьбу, у них формируются навыки культурного поведения, совершенствуется ориентировка в помещении детского сада. Но самое главное – дети приобретают новый социальный опыт взаимодействия с другими людьми, который поможет им и в налаживании контактов со сверстниками, и в игровой деятельности.
Обогащению игры способствуют различные художественные произведения, предметы изобразительного искусства. Они знакомят детей с богатством человеческих чувств, помогают глубже познать эмоциональный мир человека.
Такие произведения, как «Усатый полосатый» С.Маршака, «Про зайчат» Е,Чарушина, «Бишка» К.Ушинского и другие, расширяют знания о животных, их повадках, воспитывают доброе отношение к ним. А если дети к тому же будут выполнять посильные индивидуальные и совместные поручения по уходу за животными, то игра еще более обогащается.
Произведения «Красный командир» Б.Житкова, «Пограничники» С.Маршака, «Дозор» З.Александровой дают богатый материал для игр на военную тематику, направляют их в нужное русло.
Хорошим дополнением к наблюдениям, беседам, чтению художественной литературы являются картины. Они помогают оживить имеющиеся впечатления, дают представления о новых событиях, делают сильнее образы, создаваемые дошкольниками в игре.
Систематически занимаясь с детьми, воспитатель формирует у них интерес к различным событиям окружающей жизни, желание расширить свои знания, побуждает к самостоятельным наблюдениям, поиску новой информации в процессе содержательного общения со старшими и сверстниками. Новые знания комбинируются с имеющимися, при этом ярко проявляются элементы творческого воображения.
Последнее время многие психологи бьют тревогу: игровая деятельность в детском саду вытесняется учебными занятиями. Однако для развития ребенка важно не только свободное для игры время. Необходимо, чтобы педагог обеспечил развивающую игровую деятельность, сформировал у детей способность включаться в сюжет игры, строить его, обращал внимание не только на факт включения в игру, не только на принятие роли (мам, водитель, продавец), но и на способность осознавать сюжет, придумывать новые сюжетные линии.
Таким образом, сюжетно-ролевая игра может стать основой формирования положительных навыков общения ребенка со сверстниками.
Список литературы:
- Л.Опаснова. Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие детского замысла в рисунках // Дошкольное воспитание №1, 1989г.
- Т.Неменова. Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игр //Дошкольное воспитание №1, 1989г.
- Л.П.Бочкарева. Воздействие книг и картин на игровые образы //Воспитание детей в игре, 1983г.
- Н.Я.Михайленко. Как играть с ребенком 3-5 лет // Дошкольное воспитание №7, 1985г.
- Н,Михайленко. Формирование сюжетной игры у детей 6-го года жизни // Дошкольное воспитание №8,1989г.
- Н.Туркулец. Разновозрастная группа: формирование сюжетно-ролевой игры //Дошкольное воспитание №8, 1989г.
- Д.Менджерицкая. Роль творческой игры в знакомстве детей с окружающей жизнью //Дошкольное воспитание №6, 2008г.
- А.Либерман, О.Репина. Сюжетная игра в процессе подготовки к школе // Дошкольное воспитание №6, 2008г.
- Л.Лидак. Сюжетно-ролевые игры в развитии навыков общения ребенка со сверстниками // Дошкольное воспитание №7, 1990г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сюжетно – ролевая игра как средство формирования социального опыта старших дошкольников
Презентация сюжетно-ролевых игр в старшей группе....
Статья на тему: Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста.
сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста....
Статья по теме: сюжетно-ролевая игра как средство интеллектуального развития детей
Сюжетно-ролевая игра как средство интеллектуального развития детей.В творческой сюжетно-ролевой игре ребенок активно воссоздает, моделирует явления реальной жизни, переживает их, и это наполняет его ж...
Обогащение социального опыта детей через сюжетно-ролевую игру.
В данной методической разработке представлен опыт работы по обогащению социальгого опыта детей через сюжетно-ролевую игру....
«Обогащение социального опыта детей, через организацию сюжетно-ролевых игр»
Обогащение социального опыта детей,через организцию сюжетно -ролевых игр....
Сюжетно - ролевая игра как средство обогащения социального опыта дошкольников
Маммаева З.И.Сюжетно - ролевая игра как средство обогащения социального опыта дошкольниковГБДОУ детский сад № 105Адмиралтейского района,Санкт-Петербург Аннотация: В статье раскрывают...
Сюжетно-ролевые, дидактические игры, как средство обогащения связной речи детей (из опыта работы) Учитель-логопед Григорьева О.Н.
Использование сюжетно-ролевых игр в педагогическом процессе значительно упрощает решение задач по речевому развитию ребенка....