«Направления и формы работы с родителями, имеющими детей с ОВЗ»
консультация (старшая группа) на тему
Содержание работы педагога с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное – донести до родителей знания. Иногда воспитатели не умеют грамотно выстроить беседу, найти для неё необходимое содержание и формы, выбрать методы активизации родителей. Педагоги с небольшим опытом работы иногда боятся, что родители могут задать вопрос, на который они не знают ответа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_2.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Направления и формы работы с родителями, имеющими
детей с ОВЗ»
«От того, как прошло детство, кто вёл
ребенка за руку в детские годы, что вошло
в его разум и сердце из окружающего мира -
от этого в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш».
В.А.Сухомлинский
Семья – это особый мир. Рождение в семье ребенка с ОВЗ («дети с ограниченными возможностями здоровья» -к ним относятся дети, имеющие физические и (или) психические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных стандартов без создания специальных условий для получения образования) – это всегда глубокие переживания для всех членов его семьи. Осознание и принятие себя как родителей ребенка с ОВЗ– это главная и самая тяжелая проблема таких семей. Особенно в этот период родителям необходима поддержка специалистов, верящих в возможности помочь ребенку с любыми нарушениями, знакомых с практикой социально-психологической поддержки семьи и методами воспитания. Именно поэтому особая деятельность по психолого-педагогическому сопровождению таких семей является востребованной и актуальной.
Психолого-педагогическое сопровождение семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, – это деятельность, направленная на актуализацию коррекционных ресурсов семьи, обеспечивающих эффективность ее функционирования, особенно в периоды кризисов, связанных с воспитанием и развитием ребенка с ограниченными возможностями здоровья, что позволяет создавать соответствующее возрасту ребенка коррекционно-развивающего пространство, формировать и реализовывать адекватные потребностям ребенка стратегии воспитания, базирующиеся на конструктивных родительских установках и позициях по отношению к нему.
Содержание работы педагога с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное – донести до родителей знания. Иногда воспитатели не умеют грамотно выстроить беседу, найти для неё необходимое содержание и формы, выбрать методы активизации родителей. Педагоги с небольшим опытом работы иногда боятся, что родители могут задать вопрос, на который они не знают ответа.
Бывает, что причины трудностей в общении кроются в позиции самих родителей. Некоторые из них допускают ошибки в воспитании, но не хотят их видеть, исправлять; другие считают, что заниматься воспитанием ребенка должны педагоги, поскольку «это их обязанность». Иногда общение ограничивается взаимными претензиями.
В настоящее время общение педагога с родителями строится на принципах доверия, диалога, партнерства, учета интересов родителей и их опыта в воспитании детей. Педагоги прошлого – К.Д. Ушинский, Е. Н. Водовозова, Л. Н. Толстой и другие – говорили о необходимости приобретения родителями педагогических знаний, о важности и целенаправленности семейного воспитания, о необходимости сочетания знания и опыта. В этом, современным родителям оказываем помощь мы, педагоги дошкольных учреждений, несмотря на то, что информацию по вопросам воспитания ребенка можно получить сейчас разными путями. Это и периодические издания, и Интернет, и многочисленная популярная литература для родителей. Воспитатель ежедневно общается с детьми и родителями, видит проблемы, трудности, а также положительный опыт каждой семьи. Он оказывает помощь родителям в разных формах.
Ребенок с ОВЗ нуждается в согласованных действиях родителей и специалистов. Наиболее высокие результаты развития и адаптации особого ребенка достигаются при сочетании семейного воспитания и помощи специалистов. Отсутствие одного из этих факторов значительно сужает перспективы развития ребенка.
· Залог успешной помощи ребенку - понимание его проблем и уважение его человеческого достоинства. Даже весьма квалифицированный специалист без должного отношения к ребенку может нанести вред его личностному росту.
Ребенок должен жить в семье. Только воспитание в семье дает ребенку возможность максимально развить свои способности. Воспитание вне семьи - в интернатном учреждении - ограничивает развитие ребенка и ухудшает его состояние, зачастую - катастрофически. Необходимо делать все возможное, чтобы ребенок воспитывался в семье либо в среде, максимально приближенной к ней.
Семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями здоровья (дети – инвалиды), нуждаются в психолого-педагогической помощи с первых месяцев жизни ребенка. Это обстоятельство не так очевидно, как кажется. Хотя во многих случаях признаки неблагополучия можно заметить уже в первые недели жизни, зачастую проходят месяцы и годы, прежде чем с ребенком начинается коррекционно-педагогическая работа. Между тем опыт подтвердил, что чем раньше начато оказание помощи, тем больших результатов удается достичь.
Для более эффективного взаимодействия образовательной организации с родителями должна быть создана система педагогического сопровождения семьи от первых дней пребывания ребенка в ОО, учитывающая возрастные периоды развития детей и педагогическую компетенцию каждой семьи.
Содержание сотрудничества педагогических работников с родителями включает три основных направления:
- психолого-педагогическое просвещение родителей;
- вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс;
- участие родителей в управлении воспитательно-образовательным процессом.
Психолого-педагогическое просвещение родителей предполагает организацию следующих форм работы с семьёй:
родительские лектории;
конференции;
индивидуальные или тематические консультации;
родительские собрания.
Вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности:
дни творчества детей и их родителей;
открытые занятия и праздники, развлечения;
помощь в организации и проведении мероприятий внутри группы (класса), в укреплении материально-технической базы ОО и группы (класса).
Участие родителей в управлении воспитательно-образовательным процессом можно организовать с помощью следующих форм деятельности:
участие родителей группы в работе Совета родителей, управляющего Совета;
участие родителей в работе родительского комитета и др.
Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность образовательной организации необходимо вести по четырем направлениям.
Направления и формы работы с семьей:
Информационно – аналитическое
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка начать работу целесообразно с анкетирования «Сотрудничество образовательной организации и семьи». На основе собранных данных проводится анализ особенностей структуры родственных связей каждого ребенка, специфики семьи и семейного воспитания ребенка с ОВЗ, выработка тактики своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
Важным критерием является «включенность» родителей в образовательный процесс. Сначала этот критерий отражает количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках, вернисажах; выпуск журналов и книг; посещение «Дня открытых дверей»; помощь родителей в оснащении педагогического процесса.
Позднее можно выделить качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых. Такой анализ позволяет выделить три группы родителей.
Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.
Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.
Родители – критические наблюдатели.
Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса приводит к изменению понимания типов семей:
активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей;
заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов;
равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».
Познавательное направление
Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей с ОВЗ разного возраста. Совместная работа специалистов (учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатель изодеятельности, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра, учитель, классный руководитель -в зависимости от образовательной организации (ОО или ДОО)) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах развития ребенка, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.
Исходя из цели всего учреждения, необходимо сформулировать свои цели в работе с родителями в условиях группы (класса).
Примерные цели:
Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
Установление доверительных и партнерских отношений с родителями.
Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, первое родительское собрание «Будем знакомы» можно провести в нетрадиционной форме.
Самой распространенной формой групповой работы с родителями является родительское собрание.
Родительское собрание проводится один раз в квартал, в зависимости от особенностей группы (клсса), возраста детей, контингента родителей. Если подбор родителей группы таков, что это люди, уже имеющие старших детей, то в таком случае они знают и практически, и теоретически, что значит иметь ребёнка-дошкольника.
Очень важно, чтобы уже в ходе первой встречи с педагогом родители чётко знали сроки проведения родительских собраний, заранее получили расписание всех видов сотрудничества на учебный год. Это очень дисциплинирует родителей и даёт понять, что образовательная организация целенаправленно занимается проблемами семьи и уделяет такому сотрудничеству большое внимание.
По содержанию родительские собрания могут быть текущими, тематическими, итоговыми.
Текущие родительские собрания – это собрания с традиционной повесткой дня: результаты воспитательно-образовательного процесса в группе (классе), результаты проводимых мероприятий и праздников и др.
Тематические родительские собрания – это собрания, посвященные актуальной теме, в обсуждении которой заинтересовано абсолютное большинство родителей группы (класса). Тематические родительские собрания, как правило, носят просвещенческий характер и направлены на расширение знаний родителей в области воспитания детей.
Итоговые родительские собрания – это собрания, в задачу которых входит подведение результатов развития детского коллектива за определенное время. В ходе такого собрания родители имеют возможность оценить достижения воспитанников группы (класса), собственного ребенка, сравнить прошлые результаты с теми, которые уже есть. Итоговые родительские собрания можно проводить в различной форме, в зависимости от темы и цели самого собрания. Это могут быть праздники, походы, торжественные собрания.
Каким бы по содержанию родительское собрание ни было, оно требует тщательной подготовки.
Тщательно подготовленное, содержательное, нестандартное по форме и актуальное по значимости родительское собрание может совершить переворот в сознании мам и пап, разбудить в них огромный воспитательный потенциал и желание помочь своему ребенку стать счастливым. Педагог должен помнить, что родительское собрание будет эффективным тогда, когда в нем есть потребность со стороны взрослых, а педагог, который его готовит, авторитетен в глазах родителей.
Рекомендации по проведению родительских собраний:
1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей.
2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.
3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.
4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей воспитанников.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ
I. Анкетирование родителей по теме собрания.
Анкеты заполняются дома, до собрания и их результаты используются в ходе его проведения.
II. Изготовление приглашений каждой семье в виде аппликаций, конструкций с учетом темы собрания.
Важно, чтобы в изготовлении приглашений-секретов для родителей принимали участие дети.
Приглашения раздаются за неделю до собрания.
III. Изготовление оригинальных памяток с советами на тему собрания.
Содержание памяток должно быть кратким, текст напечатан крупным шрифтом.
IV. Подготовка конкурсов, выставок по теме собрания.
В конкурсах участвуют дети и родители.
Педагог знакомит родителей с образцами работ.
Все работы выставляются до начала собрания.
Лучшую работу выбирают родители. Победителю вручается приз.
V. Запись ответов детей по теме собрания ни магнитофон.
VI. Приглашение сказочного героя на собрание (для родителей детей дошкольного возраста).
VII. Написание плакатов по теме собрания.
VIII. Проведение заседания родительского комитета за месяц до собрания.
Распределение обязанностей по подготовке собрания: ответственный за музыкальное оформление, ответственный за организацию конкурса, ответственный за проведение рейдов проверки, ответственный за оформление группы и столов.
Хорошо, если до начала собрания звучит музыка.
На столах, расставленных по кругу, необходимо выставить карточки с именами, отчествами родителей, конверты с цветограммами, памятки, фишки красного, желтого, синего цветов, а также - карандаши, работы детей по лепке, рисованию, аппликации.
На столе педагога: магнитофон, настольная лампа или подсвечник со свечами, материалы для проведения собрания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Активные формы работы с родителями направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников».
Проблема здоровья дошкольников в настоящее время очень актуальна, как для дошкольного учреждения, так и для родителей. Здоровье и физическое развитие детей в ДОУ требует постоянного пристального внима...
Формы работы с родителями по направлению «Общение как ведущее средство развития речи детей дошкольного возраста»
Формы работы с родителями по направлению «Общение как ведущее средство развития речи детей дошкольного возраста»...
Основные направления и формы работы с родителями по обучению ПДД.
Консультация для педагогов...
Основные направления и формы работы с родителями по обучению ПДД.
Основные направления и формы работы с родителями по обучению ПДД....
Выступление на педсовете. «Интерактивные формы работы с родителями, направленные на сотрудничество педагога с семьёй». Опыт работы.
Организация взаимодействия педагогов с родителями и воспитанниками является одним из сложных направлений деятельности дошкольного образовательного учреждения....