Подготовка к школе..
статья (подготовительная группа) на тему

Подготовка к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Подготовка к школе.20.11 КБ

Предварительный просмотр:

Одна из необходимых задач подготовки детей к школе - развитие необходимой для письма "ручной умелости" ребенка. Конечно, оно предполагает и усвоение определенных знаний, навыков, умений, которые обслуживают и содержательную, и моторную, двигательную сторону письма.

Что касается содержательной стороны, дети должны отчетливо представлять звуковой состав слов, которые они пишут. Этому служит формирование звукового анализа слова, о чем вы уже знаете из предыдущих страниц сайта.

А как обстоит дело с двигательной основой письма? Когда мы говорим, что "ребенок умеет писать", это значит, что у него есть отчетливое представление о графемах (изображении форм букв), он умеет правильно их передавать в письме. Но это в свою очередь требует от ребенка владения целым рядом навыков и умений (сохранение и изменение направления движения руки в соответствии с рисунком графемы, плавное неотрывное движение, позволяющее передать характер русского письма).

Необходимо также уметь регулировать размах движения руки при письме - важно ведь сохранять одинаковый размер букв, а при необходимости произвольно его изменять (прописные буквы). Кроме того, ребенка надо научить правильно размещать буквы на линейке тетради, правильно их соединять. Письмо требует координации движений руки, зрительного контроля за движением. Нужно, далее, научить детей владеть орудием письма - правильно держать ручку и правильно ею действовать.

Овладение всеми перечисленными навыками и умениями создает ручную умелость, позволяющую свободно осуществлять письмо. (Кроме того, важно, чтобы ребенок научился правильно сидеть, не наклоняясь низко, сохранять при письме правильную позу и положение рук, головы.)

Обучение письму - задача школы. Но многие из необходимых навыков и умений ребенок может усвоить до того, как перед ним непосредственно встанет задача учиться писать. И тогда обучение письму в школе будет облегчено. Ранее усвоенные навыки и умения ребенок применит к новой для него деятельности.


 

Развитие ручной умелости ребенка

Развитию ручной умелости до поступления ребенка в школу способствуют занятия рисованием, лепкой, аппликацией, а также изготовление различных поделок из таких материалов, как бумага, ткани, проволока.

В изобразительной деятельности дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании - карандаш и кисть, в аппликации - ножницы и кисть, в лепке - стека). Здесь вырабатываются умения управлять инструментом (конечно, если ребенка учат правильно держать инструменты и работать ими); развиваются разнообразные действия рук, координация движений обеих рук, координация действий руки и глаза, зрительный контроль. Не случайно педагоги отмечают, что дети, много рисующие в дошкольные годы, хорошо владеющие техникой рисунка, легче выучиваются писать (именно поэтому педагоги-методисты, разрабатывающие методику обучения письму в школе, включают в упражнения, готовящие руку к письму, ристование и аппликацию).

Многие занятия по изобразительной деятельности, направленные на эстетическое воспитание детей, способствуют вместе с тем развитию важных для письма качеств. Вместе с тем среди них есть такие, которые наиболее полно отвечают этой задаче.

Более всего подготовке руки ребенка способствуют занятия, где дети создают изображение не по частям, как в возрасте 4 - 5 лет, а из целого куска (в лепке), одной линией контура (в рисовании, аппликации).

В лепке примерами таких занятий могут быть "Птицы" - по мотивам дымковских игрушек (из целого куска глины, пластилина), лепка фигуры человека, животных в движении (из целого куска).

В аппликации это все занятия, на которых дети вырезают симметричные предметы из бумаги, сложенные вдвое, или вырезают "рыбок в аквариуме", "уточек, плавающих в пруду", или совмещают два способа: одни части изображения вырезают из бумаги, сложенной вдвое (например, вазы, цветы), а другие - на глаз (грибы, овощи, животные).

Что касается рисования, ребенку можно посоветовать такие занятия, как декоративное рисование по мотивам русских народных и украинских вышивок и росписей, рисование комнатных растений с натуры простым карандашом (передача формы, строения, свето-тоновых отношений - для этого придется по-разному нажимать на карандаш) и многие другие. Проводя с ребенком такие занятия, не забывайте, что они имеют прежде всего эстетическое значение, направлены на решение основных изобразительных задач.

В сентябре можно провести занятие по аппликации "Осенний ковер". (Дайте ребенку возможность составить декоративную композицию на основе впечатлений, помогите подобрать цвета для композиции; пусть ребенок поупражняется в вырезывании симметричных изображений из бумаги, сложенной вдвое - цветы, листья.)

Это задание носит явно выраженный эстетический, творческий характер - дети придумывают композицию сами. Но выполнение задания окажется невозможным или будет значительно затруднено, если у ребенка не будут отработаны технические навыки вырезывания. Действия руки с бумагой и ножницами помогут развитию мелкой мускулатуры пальцев ребенка. Дети держат листок бумаги по линии сгиба, вырезают контур половины, а затем, развернув листок, получают изображение целого предмета. Задача вырезать лишь половину требует особо пристального контроля. за действиями руки, и выполнение такой работы способствует хорошему развитию зрительно-двигательной координации у ребенка.

Важно быть внимательным к тому, чтобы работа выполнялась тщательно, чтобы, решая творческие, эстетические задачи, дети использовали правильный прием вырезывания (кстати, это обеспечивает и хороший эстетический уровень).

Умелость руки ребенка, зрительно-двигательная координация будут вырабатываться и в другом занятии по аппликации - "Вазы с фруктами, ветками и цветами". Здесь дети используют разные способы создания изображения: симметричные предметы вырезают из бумаги, сложенной вдвое (вазы, некоторые цветы), другие вырезают на глаз (ветки, фрукты, цветы).

По мере того как ребенок овладевает рисованием, лепкой, аппликацией, рука его становится более умелой, движения - более уверенными, свободными, легкими.

Ребенок приобретает умение быстро и легко останавливать движение рисующей, режущей бумагу или ткань руки, свободно поворачивать руку в нужном направлении (что также нужно и при письме).

Роль рисования при обучении ребенка письму

Ручная умелость детей, зрительно-двигательная координация развиваются, как мы сказали, в различных видах изобразительной деятельности на занятиях по рисованию, лепке, аппликации. Однако рисование в этом смысле играет особую роль. Дети рисуют инструментами, близкими по форме, способу держания и действия к ручке, которой пишут в школе. Особенно справедливо это по отношению к карандашу. Поза ребенка и положение рук также близки к тем, которые необходимы при письме.

Вот вы обращаете внимание ребенка на то, чтобы при рисовании он правильно держал карандаш, кисть (между большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным, спокойно, не сгибая, положив его вдоль карандаша), не сдавливал карандаш или кисть в пальцах слишком сильно, держал инструмент на 3 - 4 см выше отточенного конца или ворса (все это необходимо для рисования), сидел прямо, не наклоняясь сильно над листом бумаги, то тогда и при письме ребенок быстро привыкнет выполнять эти требования, освоит правильную позу, быстро научится правильно держать ручку при письме. Овладение техникой письма не составит для ребенка труда.

В тех же случаях, когда взрослые не обращают внимания на то, как дети держат карандаш (кисть) при рисовании, дети привыкают держать карандаш низко, иногда не тремя пальцами, а щепотью, напряженно. При этом пальцы закрывают ту часть бумаги, на которой ребенок рисует, - такое положение руки характерно при рисовании мелких деталей.

Впоследствии, когда ребенок приходит в школу, усвоенное им неправильное положение кисти при рисовании, напряженность, связанная с этим, переносится и на ручку, которую он также берет неправильно.

Пальцы, низко держащие ручку, закрывают строку, ребенок почти не видит, что пишет, и вынужден низко наклоняться, чтобы увидеть строку. Все это затрудняет овладение письмом и сказывается на его качестве.

Для письма важно, чтобы ребенок умел производить рукой равномерные, ритмичные, плавные движения. Движения такого характера будут отрабатываться в рисовании, когда ребенок равномерно наносит элементы узора на бумагу, когда он закрашивает изображения - спокойно, не торопясь, двигая карандашом туда и обратно, в каком-то одном направлении, сверху вниз, слева направо или по косой. (Учитывая, что при закрашивании рисунков краской водить кисть туда и обратно нельзя: при этом портится кисть и смазывается еще не высохшая краска. Поэтому надо показать ребенку, как проводить линии кистью при закрашивании краской: в одном направлении, начиная их каждый раз с одной стороны.)

Иногда взрослые, желая подготовить детей к письму, предлагают им упражняться в рисовании мелких предметов (шарики, флажки, листочки) между линейками, в клетках (и дают им для этого тетради в клетку, линейку).

Скажем прямо: такие упражнения бесполезны для последующего овладения навыками письма. Почему? Дело в том, что они противоречат особенностям письма: оно ведь характеризуется неотрывностью, плавностью линий, а названные рисунки выполняются совсем иначе - каждый предмет и его части изображаются отдельно. Кроме того, многие из предметов, которые обычно предлагают "рисовать" в тетради, имеют прямолинейные формы (например, флажки, звездочки).

Некоторые занятия рисованием можно полностью и частично рассматривать как упражнения, подготавливающие ребенка к письму. Но это с точки зрения взрослого. Их эстетическая ценность сохраняется, и для ребенка это обычные занятия, где главная задача - красиво нарисовать. Мы имеем в виду, в частности, рисование разнообразных завитков, которые часто встречаются в народном декоративном творчестве.

Взрослый должен рассмотреть с ребенком различные предметы, в украшении которых встречаются завитки: деревянные изделия с хохломской росписью, ткани, украинские росписи. За несколько дней до рисования можно их рассмотреть вместе с детьми.

Непосредственно перед рисованием важно еще раз подчеркнуть характер завитков: разную величину, разную направленность, слитность. Надо показать ребенку, как рисовать завитки, обратив внимание на слитность движения (не отрывая карандаша, кисти от бумаги), на разное направление: завитки расположены в разные стороны от главной веточки, стебля; возможность рисования завитков разного размера.

А результаты будут, в частности, зависеть и от того, насколько красиво дети смогут нарисовать завитки: плавно, свободно, в разном направлении и разной величины. Поэтому предварительное (2 - 3 минуты в начале занятия) упражнение с ребенком в рисовании завитков не будет противоречить эстетической направленности занятия (оно поможет лучше решить изобразительную задачу).

Для последующей отработки свободных плавных движений руки ребенка можно предложить расписать полосу по мотивам хохломской росписи, где плавные волнистые линии, разнонаправленные завитки, легкие тонкие травинки дают возможность упражнять руку в рисовании мелких тонких линий, завитков в разных поворотах. И здесь на первое место выступает изобразительная задача занятия (создание узора по мотивам народного декоративного искусства), и возможные упражнения направлены на то, чтобы лучше решить эту задачу.

Иногда, для того чтобы подготовить руку ребенка к письму, предлагают шестилетним детям готовые (нарисованные взрослыми по трафарету) контуры рыб, птиц и требуют заполнения их штрихами определенного начертания. Эта работа носит характер скучных, формальных упражнений, не приносящих детям удовлетворения. Задача для них слишком легка, и многие выполняют ее без интереса и не всегда на высоком уровне. Ведь ребенок этого возраста может сам передать в рисунке форму простых предметов, а заполнение ее штрихами для него - способ передать характерные детали образа: чешуйки, перышки.

Помогает отработке нужных для письма качеств движений руки ребенка (таких, как ритмичность, размеренность, неторопливость, сохранение направления штрихов, равномерность нажима, аккуратность) раскрашивание картинок (книжки-раскраски). Для раскрашивания карандашами следует отбирать картинки с менее крупными изображениями, в то время как для краски картинки могут быть покрупнее.

Важно приучать ребенка за одно занятие раскрашивать не более одной картинки, а если картинка большая, с несколькими персонажами или предметами, то можно посоветовать разделить раскрашивание на два раза - спланируйте работу вместе с ребенком.

Нельзя разрешать "перескакивать" с одной картинки на другую, не закончив раскрашивание, а такое у детей бывает: что-то не понравилось, ребенок перелистывает страницу и начинает другую картинку. Оставить это без внимания - поощрять неорганизованность, разбросанность...

Правильные технические навыки и умения нужно формировать у ребенка систематически и последовательно.

Конечно, овладевая рисованием, лепкой, аппликацией, ребенок не научится писать. Письмо - особая графическая деятельность, и овладеть письмом можно только тогда, когда пишешь. Но рисование и другие виды изобразительной деятельности развивают руку ребенка, делают ее умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль за движением руки, помогают образованию связи рука-глаз. Поэтому в школе такой ребенок овладеет письмом без особого труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование в "Школе раннего развития" ( подготовка к школе)

Календарно-тематическое планирование занятий по подготовке к школе....

Логопедическая школа для родителей (ЛШР). Подготовка к школе.

Материалы нашей школы ЛШР могут быть интересны другим родителям. В данной презентации о том, на что необходимо обратить внимание при подготовке к школе....

Статья для родителей подготовительной к школе группы на тему "Подготовка к школе"

Консультация для родителей детей дошкольного возраста  на тему: "Подготовка к школе". Эту информацию можно использовать на родительском собрании или в качестве консультации в родительский уголок ...

Проект "Мы идем в школу" подготовка к школе родителей будущих первоклассников

Традиционно очень много усилий затрачивается на то, чтобы подготовить к школе детей. Проводятся занятия в детском саду, организуются подкурсы при школах. Но готовить к школе нужно не только детей, но ...

Скоро в школу! Подготовка к школе.

quot;... психологическая готовность к школе - это как снежный ком.  Все о ней слышали,а что это такое, толком никто  не представляет. Вот с арифметикой или чтением всекуда проще- ...