« Малыш, давай придумаем сказку сами…»
статья на тему
До семилетнего возраста сказка для каждого нормального ребенка есть самая здоровая пища-не лакомство, а насущий и очень питательный хлеб.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
l.a._statya.docx | 21.74 КБ |
Предварительный просмотр:
« Малыш, давай придумаем сказку сами…»
До семилетнего-восьмилетнего возраста сказка для каждого нормального ребенка есть самая здоровая пища - не лакомство, а насущный и очень питательный хлеб.
К.И. Чуковский
Сказка... У кого из нас, взрослых, при этом волшебном слове не возникают приятные воспоминания о том, как читала нам в детстве мама сказку. Конечно, тогда нам было просто интересно слушать о приключениях различных героев, мы сопереживали хорошим персонажам и не любили плохих. Сейчас, когда у многих из нас есть свои дети, мы понимаем, что именно с помощью сказки можно воспитать ребенка, помочь ему освоиться в этом сложном мире, помочь разобраться с добром и злом. Сказка - это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребёнка, мощный инструмент для развития воображения и речи малыша. Сказка раскрывает перед детьми меткость и выразительность языка. Показывает, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Она несёт информацию о культурных и моральных ценностях, о том, что хорошо и что плохо, но делает это без скучных наставлений.
Сказка обязательно поможет, если:
- ребёнок не хочет одеваться на прогулку, но вдруг штанишки превратятся в туннели, а ноги в поезда;
- вы в дороге, малыш устал и капризничает, а вы ему на ушко начнёте рассказывать сказку про его любимого медвежонка;
- ребёнок боится сверстников, а вы ему расскажете весёлую историю про маленького зайчишку, который нашёл в лесу много-много друзей;
- вам нужно выполнять упражнения, которые дал вам логопед, а ребёнок не хочет;
- вы занимаетесь развитием ребёнка и хотите, чтобы занятия были интересными и весёлыми – одним словом – сказочными!
Где же взять столько полезных сказок, которые будут близки именно вашему ребенку? Нет, не скачанных в Интернете, придуманных непонятно кем и не известно для кого. Попробуйте сочинить сказку сами! Сказки необходимы детям так же, как и игры. При этом любой родитель знает, что малыши очень любят сказки, которые родители придумывают сами. Такие «домашние» истории они часто предпочитают сказкам из книжек. Для 3-4-х летнего ребенка вымышленные истории должны быть веселыми, легкими. Для 5-6–летних детей приключения могут становиться все более серьезными и увлекательными. Предлагаю поговорить о том, как можно импровизировать, чтобы детям было максимально интересно.
Зацепкой для сюжета может быть любой предмет, даже самый обычный, повседневный, например, перышко воробья, залетевшее в комнату через распахнутое окошко. Лучше всего, когда что-то обыденное, повседневное вдруг постепенно, но достаточно быстро, превращается в волшебное.
Малыши очень любят истории, в которых главные герои – они сами. К тому же, взрослый может наделить героя качествами, которые ребенок сам хочет у себя видеть, позволить ему совершать героические поступки. Тогда, слушая сказку, он будет представлять свое будущее серьезным и увлекательным.
Если слушателей сказки двое или больше, то желательно, чтобы каждый из них имел своего, самого близкого героя в сказке. А между собой все они – друзья, и очень любят друг друга. Героями истории могут быть и реально существующие лица (например, друзья по двору), и домашние любимцы (кошки, собаки,хомячок и т.д.).
Любой персонаж, появляющийся в сказке (человек или зверь – все равно), обязательно получает имя. Без имени герой как-то не воспринимается всерьёз. Давать имя персонажу – дело не простое, ведь оно должно отражать его характер. Случается, что придуманное родителем имя кажется ребенку неподходящим – и они предлагают свое. Полюбившиеся герои обычно присутствуют постоянно, без них сказка кажется малышам скучной, неполной. А вот эпизодические персонажи могут то появляться, то исчезать.
Отрицательных героев можно брать из классических сказок, а можно придумать своих. Как правило, дети жалеют животных и запрещают убивать даже тех из них, кто причинил вред. В таком случае отрицательными героями можно сделать роботов – их не жалко. А вообще лучше всего, чтобы злые герои попадали в смешные, комические ситуации. В этом случае их не нужно уничтожать, а можно победить, сделав нестрашными, смешными. Такие сцены замечательно помогают побеждать даже свой личный страх.. Можно даже перевоплощать злого персонажа в доброго. Правда, это оправдано только в случае, когда отрицательный герой вызывает у слушателей хоть какое-то сочувствие.
Героями сказки могут быть не только люди и звери, но и растения, и одушевленные предметы. Малышу важно и то, какие предметы будут сопровождать его в данной истории, и то, с кем рядом он будет находиться. Например, мальчик может захотеть «ездить» по сказке на машине, при этом будут очень важны и ее цвет, и марка.
Важно, что мир сказки не ограничивается одним-двумя вечерами – сказка может быть «многосерийной», т.е. продолжаться очень долго. Родителям проще рассказывать такую сказку. Образы «лепятся» постепенно через поступки и приключения героев.
Если сказка становится любимой, обязательно устанавливается «обратная связь» - дети с удовольствием поддерживают творчество взрослых, дорисовывая характеры главных героев, придумывая им друзей, помогая формировать сюжет. Малыши внимательно следят, чтобы поступки героев соответствовали их характерам, и всегда поправляют, если видят, что происходит несогласованность.
Конечно, все это – только рекомендации. Рассказать детям сказку собственного сочинения – это не просто возможность занять ребенка и дать ему полезную информацию об окружающем мире. Жанр устной авторской сказки дает безграничные возможности для воспитания. Через такую сказку родитель дает малышу понятие о добре и зле, о жизни и смерти, воспитывает поэтическое восприятие окружающего мира, прививает сострадание и чуткость к ближнему.
Можно сказать, что через сказку ребенок получает возможность познавать окружающую жизнь не только умом, но и сердцем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Придумать сказку(ТРИЗ)
Футбольный мячВ одном городе жил мальчик ,по имени Серёжа. У Серёжи в комнате было много игрушек. У него был футбольный мяч, который лежал на полке с того времени ,как папа подарил ему на день р...
Мастер-класс "Придумай сказку".
Цель: научить педагогов составлять сказки по проблемам, связанных с нарушениями поведения детей дошкольного возраста.Задачи: Вовлекать педагогов в активную познавательную деятельность.Показать м...
Давай придумаем сказку
http://nsportal.ru/sites/default/files/014/03/29/davay_pridumaem_skazk.docx...
Всесоюзный творческий конкурс «Придумай сказку!»
Творческий конкурс "Придумай сказку"...
Давай придумаем сказку.
В статье даны методические рекомендации для родителей и воспитателей по сочинению сказок с детьми дошкольного возраста....
А давайте придумаем игру
В.А. Сухомлинский говорил: «Именно в игре ребёнок обучается легко и с интересом. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет, и не может быть...
Образовательный проект «Придумаем сказку сами»
Цель проекта: формирование у дошкольников навыков самостоятельного словесного творчества посредством использования сказочного материала и сочинение собственных сказок...