Мастер-класс "Придумай сказку".
методическая разработка по теме
Цель: научить педагогов составлять сказки по проблемам, связанных с нарушениями поведения детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Вовлекать педагогов в активную познавательную деятельность.
- Показать методы и приемы работы со сказкой.
- 3.Совершенствовать умение рефлексировать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер-класс "Придумай сказку". | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Придумай сказку»
Цель: научить педагогов составлять сказки по проблемам, связанных с нарушениями поведения детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Вовлекать педагогов в активную познавательную деятельность.
- Показать методы и приемы работы со сказкой.
- Совершенствовать умение рефлексировать.
Результат: коллективная авторская сказка
Оборудование:
- заготовки с алгоритмом составления сказок
- музыка «Битлз» обработка для малышей
- бумага для записей
- ручки
- 2 стола
- 6 стульев
- макет дерева
- текст сказки «О букашке Сашке»
- магнитная доска.
- магниты: 6 красных, 6 зеленых, 1 зеленый маленький, 6 желтых, 2 коричневых (маленьких)
План мастер-класса:
- Вступительная часть. Актуальность сказки для решения проблем поведения детей.
- Выбор участников.
- Представление технологии, алгоритма построения сказки.
- Рассказывание сказки психологом.
- Составление сказки участниками по выбранной проблеме, ее зачитывание.
- Рефлексия.
- Актуалность.
Многие ли взрослые задумывались над тем: зачем нужны сказки? Обычно детям читают сказки потому, что это традиция, потому, что это нравится детям. Но что же дают сказки ребенку? Сказка – это передача детям народной мудрости, не всегда очевидной для взрослых, но понятной ребенку.
Сказка помогает решить многие психологические проблемы. Когда взрослый придумывает сказку для своего ребенка, у него появляется шанс внушить своему малышу что-то важное.
В практике часто приходится сталкиваться с тем, что не всегда можно подобрать сказку для конкретного ребенка по его проблеме, поэтому приходиться сочинять сказки самим.
Если вы сами начнете сочинять сказки, то заметите, что это занятие благотворно сказывается на психическом здоровье, развивает способность видеть даже в самой сложной ситуации позитивную сторону.
2. Выбор участников.
Сейчас я предлагаю вам научиться самим придумывать и составлять сказки, направленные на решение детских проблем. Я приглашаю 6 человек.
Чтобы получать удовольствие от работы в мастерской, у всех должно быть хорошее настроение, мы должны помогать друг другу во время работы и тогда наше творчество будет излучать тепло и доброту. Для того, чтобы настроение улучшилось, улыбнитесь друг другу. Молодцы!
Вы знаете много сказок. Когда мы сами сочиняем сказку, какой это будет вид сказок?
Авторский коллективный
- Технология сказки, алгоритм построения. (По Р. М. Ткач)
Мы все знаем, что сказка состоит из зачина или присказки, основных событий и концовки. ДЕРЕВО
Цель присказки и зачина какая?
Показать мастерство сказочника, подготовить аудиторию к слушанию сказки, заинтересовать ею, оторвать слушателя от обыденной обстановки, приобщить его к особой ирреальной атмосфере волшебной сказки, подчинить воле рассказчика.
Цель концовки: какая?
Отграничить сказку от реальной жизни и возвратить слушателя к действительности.
Для того, чтобы сказка или история обрела силу и оказала помощь, необходимо придерживаться определенных правил ее создания:
1). Сказка должна быть в чем-то идентична проблеме ребенка.
2). Сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который ребенок может сделать новый выбор при решении своей проблемы.
3). Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности:
1. | Жили-были | Начало сказки, встреча с героями. Для детей 3 -4 лет рекомендуют делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков, животных. Начиная с 5 лет – фей, волшебников, принцесс, принцев, солдат и пр. Примерно с 5 – 6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки, бытовые сказки. |
2. | И вдруг однажды… | Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемой ребенка |
3. | Из-за этого… | Сказка меняет направление, чтобы показать, в чем состоит решение проблемы и как это делают герои сказки. |
4. | Кульминация | Герои сказки справляются с трудностями. |
5. | Развязка… | Результат действий героев сказки: «-» - герой, совершивший плохой поступок, наказан. «+» - герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, вознагражден. Развязка сказки должна быть позитивной. |
6. | Мораль сей сказки… | Герои сказки извлекают уроки из своих действий, их жизнь радикально изменяется. |
Читать сказку или рассказывать?
Для наибольшего эффекта сказку лучше рассказывать,
соблюдая следующие условия:
- при чтении или рассказывании должны передаваться подлинные эмоции и чувства;
- во время чтения или рассказывания следует расположиться перед ребенком так, чтобы он смог видеть лицо педагога и наблюдать за жестами, мимикой, выражением его глаз, обмениваться с ним взглядами;
- нельзя допускать затянувшихся пауз. Сказка плавно льется
4. Рассказывание сказки психологом.
А сейчас я вам расскажу сказку, которую использую в работе с детьми. Вы слушайте внимательно, и используя предложенный алгоритм, выделите части.
5. Составление сказки участниками.
А теперь вы готовы сами придумать сказку? Выберите проблему, пол, возраст ребенка, и используя предложенный алгоритм составьте сказку.
Составление сказки участниками
Как вы думаете, эта сказка поможет решить данную проблему?
6. Рефлексия.
Вы сегодня хорошо поработали. Приглашаю вас к «Дереву Творчества». Выразите свое впечатление от мастер – класса на этом дереве:
По окончании мастер – класса участники прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды:
Плоды – мастер- класс прошел плодотворно и с пользой;
Зеленый лист – не совсем удовлетворен мастер-классом;
Желтый лист – «пропащий мастер-класс», неудовлетворенность.
Всем большое спасибо за работу. Я хочу закончить наш мастер-класс словами Жана Жака Руссо:
Вы – талантливы все!
Сказка о букашке Сашке
Жил на свете букашка Сашка. Он очень любил свою маму и хотел, чтобы мама тоже всегда его любила. Но ему казалось, что иногда мам его не любит. Например, когда он в детском саду дрался, воспитательница маме жаловалась, она его дома в угол ставила и говорила, что откажется от него такого не хорошего.
Букашка Сашка очень хотел, чтоб мама его любила и часто спрашивал: «Мама, а ты меня любишь?» Мама отвечала: «Люблю, когда ведешь себя хорошо».
И вот случилось в детском саду с Сашкой сразу три «плохо»: букашке Наташке синяк поставил, в лужу упал и измазался, а в группе коляску кукольную сломал. «Теперь уж мама меня точно не будет любить, - решил Сашка. Лучше убегу я в Америку». Тихонечко выскочил он из детского сада на улицу и остановился. Где находится Америка, он не знал. Стал по улице бродить, у взрослых спрашивать, а те только смеются. А тем временем…
А тем временем пришла за Сашкой мама, а его нет. Бросились все его искать: воспитательница ищет, заведующая ищет. А мама сидит на маленьком стульчике и плачет: «Где мой Сашка?» - «Он наверное боялся, что вы его разлюбите, у меня тоже такое бывает» - прошептала ей из-за угла букашка Наташка. А мама тогда еще громче заплакала: «Как же я могу разлюбить своего сына! Мама любит своего ребенка всякого: беленького и черненького, чистенького и грязненького, послушного и озорника. Где мой Сашка?»
А Сашка тем временем устал искать Америку, ноги промокли и есть захотелось. И хорошо, что не успел он уйти далеко от детского сада. Вернулся Сашка в сад. А там мама. Нашлепала она Сашку за то, что потерялся. Поцеловала за то, что нашелся. И повела домой кормить. А Сашка крепко держал маму за руку и думал: «Как хорошо, что мамы всегда любят своих детей».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание сказкой. Русская народная сказка "сказка об Иване-царевиче, жар-птице и сером волке" старшая группа
Нравственное воспитание. "Как проживёшь, так и прослывёшь"...
Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С .Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».Ко дню памяти А. С. Пушкина, мы решили оформить выставку детских работ, посвященных творчеству поэта. Для этого з...
Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"
Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...
Развлечение по сказкам Абдуллы Алиша "Сказка за Сказкой"
Материал подготовлен к юбилею татарского поэта и писателя А.Алиша для ознокомления детей дошкольного возраста с его творчеством...
Памятка для родителей: "Сказка....Сказка? Сказка!"
Значение сказки в жезни ребенка...
"Сказка ложь, да в ней намёк" Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста по сказке А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтене"
Сценарий музыкально - театрализованного развлечения по сказке А. С. Пушкина предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Дети рассматривают репродукции иллюстраций к сказке знаменитых русских...
Русские народные сказки. Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки.
Русские народные сказки.Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные ...