Комплексное оздоровление детей.
консультация (младшая группа) на тему

Власова Анна Сергеевна

В своей статье я описываю предметно-игровую среду, как условие оздоровления детей в группе раннего возраста, а так же о третьем году  жизни ,как переходный период от раннего детства к младшему дошкольному.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompleksnoe_ozdorovlenie_detey_rannego_vozrasta_.doc461.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Организация работы по сохранению и укреплению здоровья детей

 раннего  и дошкольного возраста

Предметно-игровая среда, как условие оздоровления детей в группе раннего возраста

Развитие ребенка возможно только в процессе общения со взрослым, который вводит его в окружающий мир, мир предметов, явлений, чувств. Таким взрослым для малыша, посещающего ясельки, становится воспитатель. И воспитатель ответственен за создание предметно-игровой среды, которая служит пространством развития и оздоровления детей.

Организовывая в группе предметно-игровую среду обязательно учитывать показатели физического развития и особенности психического развития детей раннего возраста, для того чтобы в процессе воспитания совершенствовать умения и навыки соответственно данному возрасту, иначе в ближайшем будущем неизбежно произойдет их задержка.

Исходя из принципов организации предметно-игровой среды в группе раннего возраста как пространства оздоровления детей следует уделить внимание наличию в группе:

1. Физкультурного оборудования и пособий, предназначенных для физического развития маленьких детей. В зоне двигательной активности находятся разноцветные флажки, погремущки; различные мячи (резиновые, теннисные, мячи-массажеры) разных размеров; мешочки с песком, для упражнения в равновесии и т. д.; лесенка, около которой обязательно лежит матрасик, страхующий ребенка при подъеме; кегли, ребристые дорожки, пуговичная дорожка для профилактики плоскостопия и массажа ног; массажные рукавички, резиновые кольца для массажа рук; большой гимнастический мяч для развития гибкости позвоночника и координации движений; обручи, шнуры, диск «Здоровье». Обязательно систематически проверять безопасность использования физкультурного оборудования, его прочность.

В режимные моменты физического развития детей входят утренняя зарядка, и гимнастика после сна. Маленьким детям не интересно делать зарядку как комплексный набор общеразвивающих упражнений, поэтому зарядку желательно провести в игровой форме, чтобы вызвать у детей желание заниматься физкультурой. Дети очень любят делать зарядку под бодрую музыку, или под ритмичную речь, которая является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Заметила, что ритм речи способствует у детей развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. Движения у детей становятся более выразительными, плавными. При помощи речи с движениями у детей вырабатывается правильный ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память. Гимнастика после сна включает в себя несколько общеразвивающих упражнений и массаж рук, ног, живота, спинки. Детям очень нравится самим надевать массажные рукавички, растирать себя и друг друга. Приятно наблюдать за тем, как дети эмоционально откликаются на проведение зарядки и гимнастики, у них поднимается настроение, их активность направлена на желание быть здоровыми.

 Система закаливания строится с учетом рекомендаций педиатра, основанных на показателях состояния здоровьякаждого ребенка. Наиболее распространены такие закаливающие мероприятия, как: обливание ручек попеременно теплой и прохладной водой, пробежка босиком по «пуговичному» коврику после сна и другому инвентарю, воздействующему на рефлексогенные зоны стопы.

Особое внимание следует обратить на формирвоание у детей санитарно-гигиенических навыков, умывание после принятия пищи, причесывание после сна и в течение дня по необходимости, организацию с детьми игры – беседы по сказкам, стихам, например: «Мойдодыр», «Федорино горе» и т. д.

2. Окружающий мир привлекает ребенка новизной неопознанного. Окружающий мир – это, прежде всего, предметный мир, поэтому именно на основе сенсорной чувствительности происходит его изучение. Предметы ближайшего окружения являются для него первой ступенью познания мира. Поэтому уголок сенсорики содержит, пирамидки, башенки, мисочки-вкладыши, втулки разных размеров и цветовых оттенков, а также различные дидактические игры и игрушки, формирующие интеллект и мелкую моторику рук. Желательно пополнять уголок дидактическими играми типа «Лото» и «Парные картинки». Очень нравится детям мозаика, а также пазлы, наборы разрезных картинок на кубиках, развивающие игры с плоскостными формами. В основе действий с плоскостными геометрически формами, которые можно рассматривать как сенсорные «эталоны»,  заложена идея моделирования.

Дети увлеченно играют с «бросовым» материалом – разноцветными пробками от пластиковых бутылок, спичечными коробками, деревянными палочками, тесьмой с нашитыми пуговицами, игрушками из цветных пластиковых крышек – «Змейка»- для изучения цветов и как физкультурное пособие для обучения детей ходить друг за другом, строится в круг.

3. Для малышей третьего года жизни характерен выбор в процессе игры разных ролей. Это может быть игра с куклой в роли мамы или лечение зверушки в роли врача. Роль требует от ребенка относительно развитого воображения, умения решать какие-то «профессиональные задачи»: врач должен сделать укол и дать лекарство – значит, требуется какая-то условность, которая отличает игровое поведение ребенка именно в этой роли. Например, водитель будет вести себя не так как летчик. Как правило, ребятам помогает условное звукоподражание. Машина «бибикает». Самолет взмывает с шумовым оформлением «р-р-р» и т. п. Все эти тонкости придут только к концу третьего года жизни. Чтобы обеспечить полноценное развитие игровой деятельности необходимо, чтобы окружающая среда обогащала игровые сюжеты. Ввиду того, что ролевая, пусть даже элементарная игра входит в деятельность детей, окружающая среда должна быть обогащена специальными аксессуарами, на что я, как воспитатель, обращаю особое внимание. Можно, при необходимости,  пополнять игровые уголки специальными аксессуарами: шапочками, элементами профессиональной одежды, символами (красный крест – медицина, цифровое обозначение 01- пожарные и т. п., предметами, вводящими ребенка в роль. В группе может быть обустроена кукольная «комната», в которой дети разворачивают игровые сюжеты. Она состоит из спальни, кухни, гостиной (имеется гладильная доска с утюжком, кукольная посуда, набор одежды и т. п.). Все игрушки среднего размера, позволяют более разнообразно использовать окружающее малыша пространство, уводя в воображаемую ситуацию. Играя с детьми в кукольной комнате желательно не делать акцент только на взаимодействии с девочками, а также привлекать в игру и мальчиков, так как игры с куклами вызывают в детях положительные чувства заботы, доброты, ласки и прививают им любовь к близким и воспитывают ответственность в поведении.

4. Следует принять во внимание, что малыши 3-го года жизни начинают заниматься конструированием, поэтому в группе имеется крупный и мелкий строительный материал. Конструирование дает возможность для развития творческой стороны интеллекта, поэтому в конструктивных играх с детьми можно использовать спичечные коробки, пуговицы, деревянные палочки и т. д., что способствует совершенствованию координации движений, мелкой моторики рук, воспитанию сосредоточенности, зрительного и слухового внимания,

5.В осеннее-зимний период года этот вид занятий особенно интересен для малышей в условиях помещения. Используя, вышеназванный комплекс в игровой форме можно проводить занятия по ознакомлению с окружающим, вместе с детьми экспериментируем, познаем физические свойства песка, воды и предметов.

6. Малышей отличает любовь к книге, желание неоднократно прослушивать любимые произведения. Воспитывая уважение к книге и бережное отношение к ней, привлекаю детей к оформлению книжного уголка. Полезно научить бережному отношению к книгам в совместной деятельности: вместе расставить книжки, провести «лечение» порванных книжек.

7. Чтобы развить воображение у детей, вызвать эмоциональный отклик на прочитанную или рассказанную сказку, войти в роль, можно использовать уголок ряженья, который постоянно пополняется новыми костюмами в зависимости от того произведения (стихотворения, сказки, потешки и т. д.), которые были прочитаны детям.

Третий год жизни – переходный период от раннего детства к младшему дошкольному, в котором должно сформироваться важное психическое новообразование - становление у ребенка своего «я», как необходимый показатель его психофизического здоровья. В сотворчестве воспитатель – ребенок, в направлении ребенка к познанию окружающей действительности через различные виды деятельности я вижу смысл своей работы.

В современных условиях детский сад должен выступать проводником здорового образа жизни и гарантом укрепления психофизического здоровья детей. Охрана жизни и укрепление здоровья ребенка, поддержание у него бодрого, жизнерадостного настроения, профилактика отрицательных эмоций и нервных срывов, полноценное физическое развитие должны осуществляться за счет организации предметно - игровой среды, ориентированной специально на ранний возраст и позволяющей ребенку проявить себя во всех видах деятельности.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ

ЗДОРОВЬЯ И ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Для осуществления мониторинга физического воспитания и отслеживания влияния его технологий на здоровье детей в  дошкольных учреждениях ежеквартально  собирается информация  о динамике физического развития, развитии физических качеств,  качества освоения движений, заболеваемости, нервно-психическом развитии, сформированности привычек ЗОЖ, приобщении детей к культуре и традициям большого спорта, степени включенности родителей в физкультурно-оздоровительную деятельность ДОУ.

Оценка развития физических качеств. Развитие физических качеств оценивается по динамике показателей  быстроты, выносливости, равновесия, ловкости (координации движений), скоростно-силовых качеств, гибкости. (Приложение 1) Оценка результатов физической подготовленности проводится по стандартным возрастным показателям, предложенным к.п.н. Руновой М.А. (по данным НИЦ ГОЗД и П 1995 г.). (Приложение 2)

В течение года показатели физических качеств могут изменяться. Это происходит за счет естественного роста детей, роста их двигательной активности, целенаправленной работы по физическому воспитанию.

Анализ темпов прироста физических качеств, разработанный В.И. Усаковым, используется для оценки эффективности системы физического воспитания. (Приложение 3)

Оценка физического развития детей.  Физическое развитие детей – важный показатель состояния здоровья, который характеризуется совокупностью морфологических и функциональных параметров, обусловленных наследственными факторами и условиями окружающей среды.

Для оценки  физического развития детей учитывается:

-  длина тела, масса тела, окружность рудной клетки;

-  функциональные показатели: жизненная емкость легких, мышечная сила кистей рук;

-  мышечный тонус, состояние осанки и опорно-двигательного аппарата.

Методика оценки представлена в Приложении 4.

Оценка нервно-психического развития. Наблюдение проводится воспитателями групп. Оценка результатов обрабатывается врачом детского сада.  Критерии оценки приведены в Приложении 5 (справочное пособие для педиатров. Диагностика и профилактика ранних отклонений в состоянии здоровья детей. Составители:  Л.Г. Голубева, К.Л. Печора, В.Г. Саитова, Т.И. Сухарева, Э.Л. Фрухт, О.А. Харченко, Т.Я. Черток / Центральный институт усовершенствования врачей, Оренбургский государственный медицинский институт, 1993).

Оценка заболеваемости детей проводится медперсоналом детского сада ежемесячно, ежеквартально, по результатам учебного и календарного года.  Заболевания дифференцируются на общие и простудные. Составляется картина заболеваемости каждого конкретного ребенка, каждой возрастной группы, всего учреждения в целом.

Оценка качества освоения движений.  Качество двигательных навыков оценивается по тому,  как дети выполняют основные движения. Оценка производится на контрольно - срезовых занятиях   инструктором по физической культуре. Основные движения  и параметры обследования представлены в Приложении 6.

Оценка формирования привычек здорового образа жизни (ЗОЖ).  Работа по формированию у детей здорового образа жизни организуется воспитателями групп. Разрабатывается перспективное планирование тем на год по формированию полезных и вредных привычек, безопасности жизнедеятельности, культурно-гигиеническим навыкам. Организуя режимные моменты, 2 раза в месяц  воспитатель проводит минутки здоровья, заостряя внимание детей на основах здорового образа жизни. Уроки здоровья проводятся 1 раз в месяц. В зависимости от темы урока в группу приглашается интересный человек (родитель, сотрудник или специалист детского сада), который беседует с детьми, а также  предлагает игровые задания для закрепления своей темы.  Опросник по формированию привычек ЗОЖ представлен в Приложении 7,  критерии сформированности привычек ЗОЖ, предложенные региональной программой, оцениваются воспитателями групп и  изложены  в Приложении 8.

Социально-гигиенический скрининг условий и образа жизни семей воспитанников дошкольного учреждения  проводится с целью получения информации  об образе жизни родителей, их отношении к здоровью, гигиене жилища, предрасположенности к вредным привычкам, которые могут перенять дети, состоянии здоровья детей и самих родителей. Опросник разработан Пуртовым И.И. и представлен в Приложении 9, порядок работы с опросным листом и ключи к опроснику  -  в Приложении 9а.

Приобщение детей к культуре и традициям большого спорта оценивается по % посещаемости детей спортивных секций и спортивно-массовых мероприятий города.

Степень включенности родителей в процесс физкультурно-оздоровительной деятельности  оценивается по % родительской активности.

Технология проведения мониторинга (Приложение 10). Мониторинг позволяет оценить, что сделано коллективом дошкольного учреждения для каждого конкретного ребенка в плане  его физического развития, позволяет вскрыть внутренние резервы дошкольного учреждения и полнее раскрыть творческий потенциал каждого сотрудника. В ходе мониторинга  определяются дети, способные к различным видам спортивной деятельности, а также педагоги, чей опыт организации физического воспитания достоин изучения и внедрения в практику работы других специалистов. Педагогические выводы позволяют наметить соответствующую программу коррекции физкультурно-оздоровительной деятельности.

Список литературы

  1. Развивающая педагогика оздоровления  под ред. В.Т.Кудрявцева, Б.Б.Егорова  – М.: Линка-Пресс, 2005.
  2. Оздоровление детей в условиях детского сада/ под ред. Л.В.Кочетковой. – М.:ТЦ Сфера, 2005
  3. Воспитатель ДОУ № 1-2008 г.
  4. Оздоровительная работа в ДОУ по программе «Остров здоровья» - Издательство «Учитель», 2006
  5. Физическая культура – дошкольникам / Л.Д. Глазырина. – М.: Владос, 2004.
  6. Двигательная активность ребенка в детском саду / М.А. Рунова. – М.: Мозаика-синтез, 2000.

                   ПРИЛОЖЕНИЯ

Модель физкультурно-оздоровительной работы детского сада

Дни недели

понедельник

вторник

Среда

четверг

Пятница

Виды деятельности

1

Организованная деятельность с детей:

Утренняя гимнастика на воздухе

Закаливающие процедуры

Артикуляционная гимнастика (пальчиковые игры)

Физкультурное занятие на воздухе

Физкультурное занятие в зале

Физкультурное занятие в бассейне

Совместные занятия с психологом

Физминутки

Игры и упражнения на утренней прогулке

народные

спортивные

подвижные

Игры-эстафеты

Подвижные

Игры и упражнения на вечерней прогулке

По желанию детей

народные

Спортивные

подвижные

По желанию детей

Развитие основных движений на прогулке

прыжки

равновесие

Бег

ходьба

Упражнения с мячом

Гимнастика после сна

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

бассейн

По  расписанию

2

Самостоятельная деятельность детей:

Самостоятельная двигательная деятельность детей

3

Индивидуальная работа с детьми:

Индивидуальная работа с детьми по развитию движений

Индивидуальная работа с детьми по развитию психических процессов

        

Организация физкультурно-оздоровительной работы  в детском саду

Содержание информации

АВГУСТ

СЕНТЯБРЬ

ОКТЯБРЬ

НОЯБРЬ

ДЕКАБРЬ

ЯНВАРЬ

ФЕВРАЛЬ

МАРТ

АПРЕЛЬ

МАЙ

ИЮНЬ

ИЮЛЬ

Ответственный за

проведение

Контроль

Соблюдение санитарно-гигиенического режима

медсестра

Заведующая,врач

Организация рационального питания

Работники пищеблока, медперсонал

Заведующая, диетсестра

Реализация   индивидуальных  программ  оздоровления

Медперсонал,

Воспитатели,

инструктора

Врач, Заведующая, зам.зав. по ВМР

Соблюдение режима дня

 воспитатели

зам.зав. по ВМР, ст. медсестра

Проведение профилактических мероприятий в период  повышенной заболеваемости и гриппа

Медперсонал, воспитатели.

Врач, ст. медсестра

Реабилитация детей, вернувшихся после болезни

По мере необходимости

Медперсонал, инструктора, воспитатели

Врач

Проведение коррекционных занятий по развитию речи

логопед

зам.зав. по ВМР

Проведение индивидуальных занятий с детьми, имеющими проблемы психо-эмоциональной сферы

По мере необходимости

психолог

зам.зав. по ВМР

Создание и пополнение  предметно-развивающей среды

Инструктор по ф.к. и плаванию, воспитатели, родители

зам.зав. по ВМР

Проведение закаливающих процедур

Воспитатели, медперсонал

Врач

Проведение физкультурных занятий в зале и на воздухе

Инструктор по ф.к., воспитатели

зам.зав. по ВМР, врач

Проведение физкультурных занятий в бассейне

Инструктор по плаванию

зам.зав. по ВМР, врач

Проведение уроков здоровья

воспитатели, медперсонал

зам.зав. по ВМР

Проведение физкультминуток

воспитатели

зам.зав. по ВМР

Проведение гимнастики после сна

воспитатели

зам.зав. по ВМР, врач

Организация двигательной активности детей на прогулке

воспитатели

зам.зав. по ВМР,

Медперсонал

Проведение досугов, развлечений

Инструктора,

воспитатели

зам.зав. по ВМР

Проведение спортивных  семейных праздников

Инструктор, воспитатели

зам.зав. по ВМР, врач

Проведение совместных с родителями игровых занятий

Инструктора, воспитатели

зам.зав. по ВМР, врач

Организация самостоятельной деятельности детей

воспитатели

зам.зав. по ВМР

Организация индивидуальной работы с детьми по развитию двигательной сферы

воспитатели

зам.зав. по ВМР

Организация индивидуальной работы с детьми по профилактике здоровья

воспитатели

Медперсонал,

Проведение музыкально-ритмических занятий

Муз.рук

зам.зав. по ВМР

Организация работы дополнительных образовательных услуг:

«Школа пловца»

Инструктор по  плаванию

зам.зав. по ВМР, врач

Секция «Фитбол»

Тренер доп.образования

зам.зав. по ВМР, врач

Секция доп.образования для детей с нарушениями ОДА «Крепыш»

Инструктор по ф.к.

зам.зав. по ВМР, врач

Оценка физического развития

врач

Врач, заведующая

Анализ заболеваемости

Медсестра, воспитатели, врач

Врач, заведующая, зам.зав. по ВМР

Развитие физических качеств

Медсестра, инструктор, воспитатели

Врач, зам.зав. по ВМР

Развитие двигательных навыков и умений

Медсестра, инструктор, воспитатели

Врач, зам.зав. по ВМР

Оценка развития физических качеств

Медсестра, инструктор, воспитатели

Врач, зам.зав. по ВМР

Оценка эффективности физкультурно-оздоровительной работы ДОУ

Завед, зам.зав. по ВМР, врач, воспитатели, инструктор  ф.к.

Оценка нервно-психического развития

Воспитатели, врач

Врач

Диагностика нарушений психоэмоциональной сферы

психолог

 Приложение 1

Методика проведения тестов по оценке развития физических качеств

Быстрота оценивается по скоростному бегу на 30 м. Задание проводится на беговой дорожке 40 м и шириной не менее 2-4 м. В начале дорожки отмечается линия старта и через 30 м – линия финиша. Тестирование проводят двое взрослых. Один находится на линии старта, другой на финише с секундомером. За линией финиша на расстоянии 5-7 метров ставится яркий ориентир - флажок (отдельно для каждого бегуна). Детям предлагается игровое упражнение «Кто быстрее до флажка?» По команде воспитателя «марш!» ребенок с максимальной скоростью бежит к финишу до ориентира – флажка. Фиксируется результат. После окончания бега проводится короткий отдых 3-5 мин в виде спокойной ходьбы и дыхательных  упражнений, затем предлагается вторая попытка. Фиксируется лучший результат.

Ловкость (координационные способности) оценивается по отбиванию мяча от пола одной рукой. Ребенок принимает исходное положение - стойка ноги врозь и одной рукой отбивает от пола мяч максимальное количество раз (руки можно чередовать). При выполнении задания не разрешается сходить с места. Предоставляется две попытки. Фиксируется лучший результат.

Равновесие (статическое) оценивается по стойке на линии, приставляя пяту одной ноги к носку другой, руки вниз, глаза открыты. Тест выполняется без обуви. С момента принятия стойки включается секундомер и засекается время удержания равновесия (до момента схода с линии). Из двух попыток фиксируется лучший результат.

Гибкость (тест определяет гибкость позвоночника) измеряется по степени наклона туловища из основной стойки, не сгибая колен. Упражнение проводится на гимнастической скамейке высотой 20-25 см, к которой прикрепляется специальная измерительная линейка так, чтобы край скамейки соответствовал нулевой отметке, а деления располагались как вверх, так и вниз от скамейки.  Ребенок должен встать на скамейку так, чтобы кончики пальцев были вровень с краем скамейки. По сигналу  он наклонятся вниз, не сгибая колен, стараясь коснуться кончиками пальцев нижней отметки измерительной  линейки. Если ребенок не дотягивается до нулевой отметки, то результат фиксируется со знаком минус.

Выносливость оценивается по непрерывному бегу на дистанции: 5 лет – 90 м, 6 лет -  120 м, 7 лет - 150 м. Тест считается выполненным, если ребенок пробежал дистанцию без остановки.

Скоростно-силовые качества оцениваются по результатам  следующих тестов:

  • Прыжок в длину с места (сила мышц ног). Ребенок принимает исходное положение – узкая стойка ноги врозь. По сигналу взрослого он выполняет прыжок в длину на максимальное расстояние, отталкиваясь ногами и делая  интенсивный взмах руками. Замеряется расстояние от носков ног  вначале прыжка до пяток в конце прыжка. Прыжок выполняется 2 раза, фиксируется лучший результат.
  • Бросок набивного мяча (вес 1 кг) двумя руками из-за головы (сила мышц спины). Ребенок принимает на линии старта исходное положение – стойка ноги врозь или одна нога вперед,  руки с мячом за головой. По сигналу взрослого он выполняет бросок мяча вперед на максимальное расстояние (использовать зрительные ориентиры). Результат определяется расстоянием от линии старта до места падения мяча. Выполняется две попытки, фиксируется лучший результат.
  • Метание теннисного мяча (вес 200 гр) ведущей рукой от плеча (сила мышц рук). Ребенок принимает исходное положение на линии старта: мяч в ведущей руке согнутой в локте около плеча, разноименная нога стоит на линии старта. По сигналу взрослого выполняется бросок мяча в направлении вперед-вверх способом «от плеча» на максимальное расстояние (важен зрительный ориентир). Результат определяется расстоянием от линии старта до места падения мяча. Выполняется две попытки, фиксируется лучший результат.

Приложение 2

Средние показатели развития физических качеств

Двигательные качества и

способности

Контрольные задания

Показатели развития

4 года

5 лет

6 лет

7 лет

мальчики

девочки

мальчики

девочки

мальчики

девочки

мальчики

Девочки

скоростные

Бег 30м

(сек)

8.5-9.8

8.5-10.2

8.1-8.9

8.2-9.0

8.0-6.5

8.1-6.5

7.2-6.0

7.2-6.1

Скоростно-силовые

Прыжок в длину с места (см)

65-90

60-85

80-110

75-105

95-125

90-120

110-130

100-125

Бросок набивного мяча 2-мя руками из-за головы (см)

120-160

110-150

160-230

150-225

175-300

170-280

220-350

190-330

Бросок теннисного мяча (200 гр) вдаль 1 рукой (м)

4-5

3-4

5-6

4-5

6-7

5-6

7-10

6-7

Координационные способности (ловкость)

Отбивание мяча 1 рукой  (кол-во раз)

3-5

3-5

5-10

5-10

10-20

10-20

20-35

20-35

равновесие

Стойка на линии, приставляя пятку одной ноги к носку другой (сек)

4-16

11-20

12-20

15-28

25-35

30-40

35-42

45-60

Гибкость

Наклон вниз, стоя на скамейке (см)

1-3

2-3

3-6

6-9

4-7

7-10

5-8

8-12

Выносливость

Бег 90, 120, 150 м (сек)

-

-

30.6-25.0

30.6-25.0

35.7-29.2

35.7-29.2

41.2-33.6

41.2-33.6

Возрастные группы формируются,  как это принято в медицинской практике. К 4-х летним относятся дети с 3,6 лет  до 4,5 лет и  29 дней; к 5-ти летним –  от 4,6 лет до 5,5 лет и 29 дней, к 6 летним – от 5,6 лет до 6,5 лет и 29 дней; к 7 летним – от 6,6 лет до 7,5 лет и 29 дней. Поэтому среди дошкольников одной группы будут встречаться дети двух, а то и трех различных возрастов, и оценивать их физическое развитие нужно по разным оценочным таблицам.

Приложение 3

Оценка эффективности системы физического воспитания по темпам прироста

Для оценки эффективности системы физического воспитания используют темпы прироста.

Если они составляют не более 8 % в год, то системы физического воспитания в дошкольном учреждении не существует, деятельность педагогов оставляет желать лучшего, естественная двигательная активность детей явно ограничивалась. Результат получен за счет естественного роста детей. Оценка  работы дошкольного учреждения  является неудовлетворительной.

При приросте качеств от 9 до 10 % в дошкольном учреждении целенаправленной работы по физическому воспитанию не проводится, педагоги не ограничивают самостоятельную деятельность детей. Результат получен за счет естественного роста детей и увеличения естественной двигательной активности. Оценка работы дошкольного учреждения  удовлетворительная.

Если показатели темпов прироста физических качеств составляют от 11 до 14 %, то это указывает на наличие в дошкольном учреждении целенаправленной, но еще не совершенной  системы физического воспитания. Оценка – хорошо.

Темпы прироста 15 % и выше говорят о целенаправленной системе физического воспитания в детском саду, об активном использовании естественных сил природы: солнца, воздуха и воды, т.е. закаливающих процедур. Оценка – отлично.

Темпы прироста физических качеств рассчитываются по формуле В.И. Усакова:

       ,

- где W – темпы прироста физических качеств, V1 – исходные показатели, V2 – конечные показатели

Приложение 4

Методика обследования физического развития

  • Длина  тела  измеряется станковым ростомером. Ребенок становится спиной к вертикальной стойке. При этом пятки, ягодицы и лопатки должны прикасаться к стойке. Подвижная планка опускается к голове ребенка.  Длина тела в положении стоя читается по правой стороне ростомера.   Если длина тела  отстает от должного на 20%, необходима консультация эндокринолога. Рост  у дошкольников служит одним из критериев соматической зрелости, а также является основанием для правильной оценки массы тела и окружности грудной клетки.      

     

  • Масса тела измеряется на медицинских весах. Сначала весы уравновешиваются. Ребенок встает на площадку весов и сходит с нее при закрепленном коромысле. Взвешивание следует проводить в утреннее время после мочеиспускания и дефекации. Масса тела отражает степень развития костной и мышечной систем, внутренних органов, подкожной жировой клетчатки и зависит от конституционных особенностей ребенка, от внешне-средовых факторов, от  физической нагрузки. Повышение массы тела на 10% свидетельствует об ожирении и требует коррекции.

Задержка  или отсутствие приростов соматических размеров тела (массы, длины), а также отрицательные сдвиги в массе тела говорят о неблагоприятных изменениях физического развития и требуют принятия мер, в частности рационального режима двигательной активности ребенка (снижение физической нагрузки, увеличение дыхательных упражнений и упражнений в расслаблении).

  • Окружность грудной клетки  измеряют  сантиметровой лентой  в трех положениях: в состоянии покоя, при   вдохе, при выдохе. Сантиметровую ленту накладывают сзади под углом лопаток, а спереди – по нижнему краю около сосковых кружков.

Индивидуальная оценка физического развития проводится путем сопоставления антропометрических показателей ребенка с региональными стандартами  

  • Мышечная сила кистей рук определяется с помощью кистевого динамометра. Ребенок максимально сжимает динамометр правой, затем левой рукой. Рука, сила сжатия которой измеряется, должна быть вытянута в сторону и и поднята до уровня плеч, а шкала и стрелка динамометра обращены к поверхности ладони. Измерение повторяют 2-3 раза и записывают наибольший результат. Возрастно-половые показатели динамометрии у дошкольников приведены в таблице 1.

Таблица 1

Возрастно-половые показатели динамометрии у дошкольников

пол

Д, кг

4 года

5 лет

6 лет

7 лет

Мальчики

Правая

4,0 – 8,0

6,0 - 10,5

8,0 - 12,5

10,0 – 14,5

Левая

3,5 – 7,5

5,0 – 10,0

6,0 – 10,5

7,5 – 12,0

Девочки

правая

3.5 – 7,5

4,5 – 9,0

6,0 – 11,0

8,0 – 11,5

левая

3,5 – 6,5

4,5 – 8,5

5,5 – 9,5

7,0 – 10,5

  • Мускулатура оценивается соматоскопически по трехбалльной системе: учитывается общее развитие мышечной ткани – ее количество и тонус.

-   при  слабом развитии мускулатуры рельеф мышц выражен слабо, особенно на груди и спине, тонус их вялый

    (1 балл);

-   промежуточное состояние  оценивается как среднее развитие мускулатуры (2 балла);

-   при сильном развитии мускулатуры рельеф всех мышц хорошо выражен, они упруги (3 балла).

  • Пропорциональность физического развития  измеряется с помощью индекса Пинье (ИП) по формуле:

ИП = Рост (см) – 

 Полученные данные сверяются с показателями, приведенными в табл. 2.

Приложение 5

Показатели нервно-психического развития

возраст

Мышление и речь

Внимание и память

моторика

социализация

5 лет

Строит и составляет по образцу различные узоры (из кубиков, мозаики, лего). Может составить из нескольких предложений рассказ по картинке с открытым и скрытым смыслом

Запоминает последовательность разложенных на столе картинок (4-5), находит одинаковые детали или предметы в двух положенных рядом картинках. Запоминает 1-2 четверостишья, скороговорки или считалки

Самостоятельно одевается и раздевается, рисует фигуру человека из 3-6 частей. Прыгает на одной ноге, продвигаясь вперед

Умеет играть с детьми разного возраста, не ссорясь и соблюдая правила игры.

6 лет

Понимает значение всех слов из бытовой лексики, называет из чего сделаны отдельные предметы. Составляет рассказ по 2-3 картинкам, связанных содержанием. Решает простые логические задачи (отгадывает загадки, подбирает недостающие предметы в ряду)

Запоминает и рассказывает стихи и сказки. Запоминает 6-8 слов и однозначных цифр, названных взрослым

Рисует человека из 6 частей. Рисует круг, может аккуратно закрасить его карандашом. Прыгает в длину с места не менее чем на 40 см.

Знает, как найти свой дом, что надо делать, если потеряет чужую игрушку и т.д. Оценивает поступки и поведение окружающих. Дает самооценку. Знает имя, отчество родителей.

Оценка качества освоения движений проводится по следующим параметрам:

  • 1 группа: соответствует возрасту ребенка;
  • 2 группа: ребенок отстает в развитии на 1 эпикризный срок;
  • 3 группа: ребенок отстает в развитии на 2 эпикризных срока

Приложение 6

Параметры для оценки качества освоения движений

ОВД

5 - 6 лет

6 - 7 лет

Сентябрь

Январь

Май

Сентябрь

январь

май

Прыжки

Прыжки на 2-х боком через 5-6 предметов (h=10см)

Прыжки через длинную скакалку

Прыжки на 1 ноге через 5-6 гимнастических палок

Прыжки на 1 ноге через 6-7 кирпичиков (h=10см)

Прыжки через короткую скакалку

Прыжки на 1 ноге боком через 6-7 кирпичиков (h=10см)

Упражне-ния в равновесии

Ходьба по наклонной лесенке на четвереньках (h=35-45см)

Ходьба по скамейке с перешагивание 5-6 предметов

Ходьба на носках по кирпичикам на носках

Ходьба на носках по кирпичикам на носках с выполнением заданий

Ходьба по кирпичикам, приставляя пятку одной ноги к носку другой

Ходьба по скамейке с подбрасыванием и ловлей мяча, ловлей от скамейки

Упражнения

с мячом

Перебрасывание мяча в парах от груди

Перебрасывание мяча в парах с ударом о пол

Ведение мяча 1 рукой 5-6 м

Ведение мяча «змейкой»

Бросок баскетбольного мяча в кольцо

Перебрасывание мяча в парах в движении

Ползание, лазанье

Ползание по скамейке  на ладонях и коленях

Ползание по скамейке на животе, подтягиваясь руками

Лазание по гимнастической лесенке с переходом на другой пролет

Лазание по гимнастической лесенке по диагонали

Лазание по гимнастической лесенке разноименным способом, спуск на руках

Лазание по веревочной лесенке

Оценка качества освоения движений проводится по следующим параметрам:

  • Ребенок использует двигательный опыт в самостоятельной деятельности;
  • Опыт используется с помощью взрослого;
  • Ребенок не использует движения самостоятельно

Приложение 7

Вопросы по формированию основ  ЗОЖ

раздел

Содержание

Знание правил

гигиены и ухода

 за своим телом

  1. Что значит быть красивым?
  2. Как нужно ухаживать за своим телом? Зачем человек умывается и моет тело?
  3. Как понять пословицу «Рано в кровать и рано вставать – завтра весь день ты не будешь зевать»?

Знание опасных факторов риска для здоровья и жизни

  1. Как нужно вести себя в лесу?
  2. Как нужно вести себя с незнакомыми людьми, животными?
  3. Как быть, если укусили насекомые или животные?
  4. Что нужно делать, если увидел незнакомые растения, ягоды, грибы?
  5. Какие опасности могут подстерегать нас в доме: в квартире, на лестнице, в подъезде;
  6. Огонь – наш друг и враг. Как  обращаться с огнем? Что делать, чтобы не случился пожар дома, в лесу?
  7. Как  вести себя на дороге? Правила поведения на дороге.

Вода – наш друг и враг. Правила поведения на воде?

Знания о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите

  1. Кто я? Чем отличаются мальчики от девочек, люди от животных?
  2. Какие части  тела есть у человека?
  3. Для чего нужны человеку зубы? Как за ними ухаживать? Что нужно делать, чтобы они не болели?
  4. Зачем  человеку уши? Как заботиться и беречь их?
  5. Для чего человеку нужны глаза? Как беречь  зрение?
  6. Зачем человеку нос? Что произойдет, если за ним не ухаживать? Как сохранить нос здоровым?
  7. Для чего у человека рот? Как его беречь?
  8. Зачем человеку сердце? Что нужно делать, чтобы оно не болело? Как его тренировать?
  9. Зачем человеку мышцы? Как их тренировать?
  10. Зачем человеку кости? Как их укреплять?

Что такое позвоночник? Как нужно заботиться о нем? Что нужно делать, чтобы сохранить правильную осанку?

Знание о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности

  1. Что значит быть здоровым? Что нужно делать, чтобы не болеть?
  2. Что полезно для здоровья? Что вредно для здоровья?
  3. Почему дети играют в подвижные игры?
  4. Для чего нужны тренировки? Какие физические качества развиваются  на тренировках?
  5. Что означает «Здоровье в порядке – спасибо зарядке»?
  6. Почему говорят «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»?
  7. Почему люди спят?

Зачем человек питается? Какая пища полезна, а какая вредна для здоровья? Правила поведения за столом.

Знание о своем эмоциональном развитии

  1. Почему человек улыбается?
  2. Что нужно делать, чтобы не ссориться?
  3. Что такое дружба? Почему люди  дружат?
  4. Что такое добро и зло? «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Что такое настроение? От чего оно зависит?

Уроки вежливости

  1. Как вести себя в общественных местах?

Чтобы радость и счастье людям дарить, нудно добрым и вежливым быть.

Приложение 8

ВНИМАНИЕ!!!  Развернутый вариант таблицы см. на дополнительной  странице в пап

Критерии  сформированности привычек ЗОЖ

Предполагаемый результат образования воспитанников 5-7 года жизни

Фамилия, имя

Деятельностно-коммуникативная

 составляющая образованности

Предметно-информационная составляющая

 образованности

Ценностно-ориентационная составляющая

образованности

Исп-е в самост. деят-ти  подвиж. игр, способствующих развитию психофизич. качеств, координации движений

Владение навыками самообслуж-я, соблюдение сан. - Гигиен.  Требований

Умение объяснять значимость применения витаминов в сохр. и укреп-ии здоровья человека

Умение придумывать варианты подвиж. игр, сам-но  вып-ть движения

Проявление дисциплинированности, выдержки, сам-ти в двиг. деят-ти, умение предвидеть  опасность, находить способы избегать ее

Способность осущ-ять самооценку, анализ-ть рез-ты двиг. деят-ти, сравнивать рез-т с  целью

Предст-я о том, что полезно и вредно для здоровья, что безопасность зависит от , соблюдения гигиен правил, умения предвидеть опасность

Предст-е об уровне своих возможностей, физ. подг-ти и способах их соверш-я

Знание осн. приемов самоконтроля в двиг деят-ти

Общее предст-е о способах безопас. исп-я предметов повседнев. жизнедеят-ти

Предст-я об осн. нормах безопас. проявления физ. акт-ти при взаимодействии с др. людьми,  дома, в природе

Предст-я о физ.культуре, ее знач-ии для развития чел.

Предст-я об осн. способах  укреп-я доступ. ср-ми  здоровья в природных, климатич. условиях , Ср. Урала

Предст-я о некотор. спорт. событиях в своей местности, регионе, стране

Ощущение эмоц. комфорта от совмест. со взрослыми и сверстниками подвиж. игр, спорт. Праздников и др. досугов

Интерес к изуч-ю возможностей собств. тела,  к природ. задаткам,  чувство половой принадлежности

Способность сопереживать сверстникам в случаях победы и поражения в спорт. играх, сор-ях

Актив. участие в совмест. спорт. играх со взрослыми и сверстниками,   учитывать интересы  др. людей

Учет физ. возможностей при вкл-ии в различ. виды деятельности

Положит-ый эмоц. настрой на  зан-я физ. культурой

Способность к образному перевоплощению

Стремление к вып-ю ведущ. ролей в подвиж. играх

Уверенность в своих силах, ценности ЗОЖ

Спос-ть определять и оценивать свои достижения

Способность оценивать спорт. достижения др. чел.-ка

Осознан. Вып-е требований техники безоп-ти в разн. формах и видах двиг. деят-ти

Принятие важности навыка безопас. вып-я физ. упр-ий; интерес к народ. играм России, мира, традиционным для Урала  спортивным играм, видам спорта и современным подвиж играм

примечание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Использует  сам-но

Использует с помощью

Не использует

Предполагаемый результат образования воспитанников 4 года жизни

Фамилия, имя

Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности

Предметно-информационная составляющая образованности

примечание

Самостоятельность в гигиен.процедурах и самообслуживании

Владение ведущими ‘л-тами «азбуки» эмоций в движении

Умение по предложению взрослого переключаться с малоподвижных действий на подвижные и наоборот

Использование освоенных действий  в самост. и коллектив. lеятельности

Свободное ориентирование в пространстве

Использование игровых образов в воображаемых ситуациях

Владение навыками вып-я имитацион. eпр-й с демонстрацией красоты, выразительности, грациозности, пластичност и движ-й

Умение наблюдать и оценивать эмоц. сост-е сверстников, замечать ошибки

Знание осн.правил личн.гигиены; представл-е о своем теле, его отличит.особ-ях

Представление о строении орг-ма, условиях гигиены, функциях сердце, дыхат.сис-мы

Представления о полезности физич.активности

Знание правил техники безоп-та при использовании снарядов, оборуд-я

Представление о своих физ.возможностях

Представление о том, что полезно и вредно для здор-я, соблюдение гигиен.правил, умение предвидеть опасность

Представление об eр-не своих возможностей, физ.подг-ти, способах их соверш-я

Общ.представление о способах безопас.использ-я предметов в повседневной жизнедеятельности

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

Использует  сам-но

Использует с помощью

Не использует

Приложение 9

Социально-гигиенический скрининг условий  и образа жизни семей воспитанников ДОУ

1. Ваш ребенок в семье:   а) первый;  б) второй;  в) третий;  г)……..;

2. Если бы была возможность, то вы завели бы еще ребенка?  А) да;  б) нет;  в) не уверены;

3. О ком мечтает ваш малыш?  А) о сестренке;  б) о братике;  в) не хочет других детей;

4. Вы нуждаетесь в улучшении жилищных условий?   А) да;  б) нет;  в) не помешало бы;

5. Вы проживаете в одной квартире с родственниками?  А) да;  б) нет;

6. Это родственники:  а) мужа;  б) жены;

7. У вас есть загородный дом или садовый участок с домиком?  А) да; б) нет;

8. Вы гуляете вечером с ребенком после того, как заберете его из детского сада?  А) да: б) нет; в) иногда;

9. Кто преимущественно гуляет с вашим ребенком?  А) муж; б) жена; в) старший ребенок; г) другие члены семьи;

10.Вы считаете, что вечером гулять с ребенком необязательно, так как он достаточно бывает на свежем воздухе в детском саду?  А) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить;

11.Вы ежегодно вывозите ребенка на море или загородную зону?   А) не вывозим совсем; б) ежегодно; в)  иногда;

12.В гостеприимны, к вам часто ходят гости?  А) да; б) нет; в) не совсем так;

13.Ваш ребенок находится среди гостей?  А) да; б) не всегда; в) иногда;

14.Кто из вашей семьи курит?  А) муж; б) жена; в) оба; г) другие члены семьи; д) все;

15.Они курят:  а) за пределами квартиры; б) в специально отведенном месте; в) где хотят;

16.Посещаете ли вы тренажерные залы, спортивные комплексы, фитнес - центры, другое?  А) да; б) нет;  в) иногда;

17.вы не посещаете спортклубы, фитнес - центры и т.п. по причине:  а) недостатка времени; б) недостатка средств; в) не видите необходимости;

18.  вы любите плавать? А) да; б) нет; в) не умею;

19.Сколько раз вы с семьей в среднем бываете летом на пляже?  А) один раз в неделю; б) два раза в неделю; в) больше; г) не бываем совсем;

20.вы ходите с семьей в бассейн?   А) да; б) нет; в) редко;

21.Ваш ребенок смотрит телевизионные телепередачи:  а) вместе со всеми; б) только детские;

22.У вашего ребенка отдельная комната?   А) да; б) нет;

23.ваш ребенок находится в одной комнате:  а) с вами; б) с вашими родителями; в) с другим ребенком;

24.вы ужинаете вечером:  а) всей семьей; б) ребенок ест отдельно; в) когда как;

25.вы чистите зубы: а) утром; б) утром и вечером; в) когда как;

26.у вашего ребенка своя зубная паста и полотенце: а) да; б) нет;

27.Какую зубную пасту любит ваш ребенок? 

28.Он ее ест? А) да б) нет в) не знаю

29.У вас есть в семье больные родственники, за которыми приходится ухаживать? А) да б) нет

30.Ваш ребенок принимает участие в уходе за больными?  А) да б) нет; в) иногда;

31.В вашей семье есть родственники, имеющие вредные привычки?  А) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить;

32.Эти привычки:  а) очень сильные;  б) умеренные;

33.Что вы делаете утром?  А) гимнастику, пробежку; б) принимаю холодный душ; в) завтракаю и иду на работу;

34.Ребенок присоединяется к вам?  А) да; б) нет; в) иногда;

35.Ваш материальный достаток:  а) ниже среднего по стране; б) средний; в) выше среднего; г) высокий;

36.Образование жены: а) среднее; б) среднее специальное; в) высшее;

37.Образование мужа:  а) среднее; б) среднее специальное; в) высшее;

38.Вы работаете по специальности?  А) да; б) нет;

39.Вы считаете, что чистить зубы ребенку лучше:  а) дома; б) в детском саду; в) вообще лучше пользоваться жевательной резинкой;

40.Вы даете ребенку сладости:  а) регулярно; б) каждый день; в) изредка;

41.Кто в вашей семье больший лакомка?  А) муж; б) жена; в) все любят сладкое;

42.Как часто члены вашей семьи, исключая детей, болеют гриппом и ОРЗ?  А) не более одного раза в год; б) один - два раза в год; в) часто;

43.Вы ложитесь спать:  а) после одиннадцати; б) до одиннадцати;  в) раньше;

44.В вашей семье все ложатся спать одновременно?  А) чаще всего так; б) не всегда; в) все ложатся в разное время;

45.Вы укладываете ребенка в одно и то же время?  А) да; б) бывает по-разному;

46.Выш ребенок засыпает:  а) под звуки музыки; б) прослушав вечернюю сказку; в) в абсолютной тишине;

47.Ваш ребенок спит:  а) не просыпаясь; б) беспокойно, но не просыпается; в) просыпается;

48.У вас дома есть спортивный инвентарь (лыжи, мячи, коньки и пр.)? а) да; б) нет;

49.Кто-нибудь из членов вашей семьи занимается спортом?  А) да; б) нет;

50.Вы делаете генеральную уборку:  а) по будням; б) в выходные; в) когда как придется;

51.Вы считаете, что в детском саду следует приучать ребенка к хозяйственному труду? А) да, следует; б) нет, пусть это делают родители;

52.Вы довольны физическим развитием своего ребенка? А) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить;

53.Вы знаете возрастные стандарты развития детей? А) да; б) имею приблизительное представление; в) не знаю;

54.Ваш ребенок болеет чаще:  а) простудными заболеваниями; б) соматическими; в) инфекционными;

55.В своем питании вы придерживаетесь преимущественно: а) растительно-молочной пищи; б) белковой пищи (мясо, рыба); в)смешанной;

56.Сколько человек в вашей семье?  А)двое; б) трое; в) больше;

57.Вы используете для профилактики и укрепления здоровья народные средства?  А) в системе; б) в период межсезонья и гриппа; в) когда болеем.

                                                                                                                                                Приложение  9а

                                             Оценка результатов тестирования

  1. Подсчитать общее количество баллов с положительным значением.
  2. Подсчитать общее количество баллов  с отрицательным значением.
  3. Из суммы баллов с положительным значением вычесть сумму баллов с отрицательным значением.
  4. Дать интерпретацию (объяснение) социально-гигиенических условий семьи, пользуясь ключами к опроснику.
  5. Чтобы получить общее представление об условиях  и образе жизни семьи группы, следует суммировать балы всех опросных листов и полученный результат разделить на их количество. Мы получим «групповой портрет» семьи.
  6. Чтобы получить общее представление об условиях и образе жизни семей всех воспитанников дошкольного учреждения, нужно суммировать средние значения по группам и полученный результат разделить на количество групп.

Ключи к опроснику:

101 – 80 баллов – ответы не достоверны,

79 – 40 баллов – семья ведет в целом здоровый образ жизни,

40 – 33 баллов – семья тяготеет к здоровому образу жизни,

Ниже 32 – 19 баллов -  здоровый образ жизни в семье не сложился,

Ниже 19 баллов – вас игнорируют.

Приложение 10

Технология проведения мониторинга

  1. Определить темпы прироста физических качеств каждого ребенка;
  2. Определить средний процент прироста физических качеств по группе детей;
  3. Определить средние показатели прироста физических качеств детей  всех экспериментальных групп детского сада.

Сущность мониторинга физкультурно-оздоровительной работы заключается в периодическом  сборе и обобщении информации о детях, отслеживании  динамики их развития и состояния здоровья с формулированием педагогических выводов и проведения соответствующей коррекции деятельности.

Технология формулирования выводов:

  • Дать общую оценку деятельности дошкольного учреждения по развитию у детей физических качеств в баллах.

До 8 % - неудовлетворительно или 0 баллов;

8-10 % - удовлетворительно  - 1 балл;

11-14% - хорошо – 2 балла;

15 % и выше – 3 балла;

  • Дать оценку деятельности педагогов каждой возрастной группы;
  • Оценить каждого ребенка. Сравнить данные каждого ребенка со средними показателями группы. Разработать подгруппы детей для дифференцированной работы.

Если результат теста не соответствует  стандартам, то его оценивают как пессимальный  и выставляют 1 балл. При соответствии результатов нормам стандарта его оценивают как номинальный и выставляют 2 балла. Оптимальный результат – это превышение норматива, и он оценивается в 3 балла.

Баллами оценивается  деятельность специалистов и всего дошкольного учреждения (но не дети). Балы дают представление о том, на каком уровне идет работа по физическому воспитанию, что следует изменить в ней, что интенсифицировать, чтобы к концу года подойти к отличным результатам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация комплексной системы оздоровления детей с учетом индивидуальных способностей здоровья каждого ребенка

Реализация комплексной системы оздоровления детей с учетом индивидуальных способностей здоровья каждого ребенка...

" Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей дошкольного возраста "

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни детей дошкольного возраста - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обес...

Программа комплексного оздоровления детей с 3 до 7 лет муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида «Сказка» городского округа Котельники Московской области на 2015-2020 гг.

Программа комплексного оздоровления детей с 3 до 7 лет муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида «Сказка» городского округа Котел...

«Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ»

Ведущие цели физкультурно-оздоровительной работы в детском саду - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности,...

Программа комплексных мероприятий по оздоровлению детей младшего дошкольного возраста

Программа направлена на оздоровление детей младшего дошкольного возраста....

"Комплексный план по оздоровлению детей"

В Статье приводится план мероприятий по оздоровлению детей....