Программа комплексных мероприятий по оздоровлению детей младшего дошкольного возраста
рабочая программа (средняя группа) на тему

Программа направлена на оздоровление детей младшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_zdorovesberezheniyu.docx34.99 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад «Звёздочка

Программа комплексных мероприятий по оздоровлению детей младшего дошкольного возраста

Г. Рославль

2015г.

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Цели и задачи Программы
  3. Средства оздоровления, Оптимальный режим жизнедеятельности.
  4. Факультатив «Букварь здоровья»
  5. Психологическое благополучие ребенка в ДОУ.
  6. Режим питания.
  7. Специальные оздоровительные мероприятия
  8. Использовании здоровьесберегающих технологий
  9. Технологии обучения здоровому образу жизни
  10. Основные выводы по результатам работы:
  11. Литература
  1. Пояснительная записка

За время моей работы в детском саду, я не могла остаться в стороне от такой проблемы как высокий уровень заболеваемости детей дошкольного возраста.

Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Словосочетания «здоровьесберегающие технологии» и формирование здорового образа жизни заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы педагогов всех элементов образовательной структуры, начиная от дошкольных учреждений. Но проблема по-прежнему остается актуальной. Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Объем познавательной информации для дошкольников достаточно высок, растет доля умственной нагрузки и в режиме дня. Вследствие этого нередко наблюдается переутомление детей, снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на состояние здоровья  дошкольников, но и на перспективы их дальнейшего развития.

Поэтому, начиная с младшего возраста необходимо приобщать детей к здоровому образу жизни, формировать культуру здоровья, воспитывать осознанное отношение к ценности своего здоровья.  

2. Цель и задачи программы

Цель программы: остановить рост заболеваемости через систему использования оздоровительных средств.

Задачи:

  1. Разработать систему физкультурно-оздоровительной работы.
  2. Воспитывать осознанное отношение к своему здоровью, потребность в здоровом образе жизни.
  3. Обеспечить психическое и физическое благополучие ребенка в группе, безопасное условие проведения образовательного процесса.
  4. Повысить сопротивляемость детского организма к воздействие неблагоприятных факторов окружающей среды через систему оздоровительных мероприятий.
  5. Систематически проводить оценку физического и психического здоровья, развитие физической подготовленности.

 

  1. Средства оздоровления, Оптимальный режим жизнедеятельности.

  • Сбалансированное питание.
  • Физическое развитие.
  • Санитарно-гигиеническая культура.
  • Психологическая безопасность.
  • Лечебно-профилактическая работа.

Мною была разработана система физкультурно-оздоровительной работы, которая эффективно применяется при работе с детьми  моей группы.  

В  рамках нашей программы «Здоровый ребенок» в детском саду разработаны три режима (на холодный, теплый период и межсезонье), что позволяем нам – воспитателям оптимально распределять во времени разные виды детской деятельности. Дополнением к режиму дня является сетка занятий совместной деятельности воспитателей с детьми, которая помогает мне чередовать фронтальные занятия с индивидуальными, чередовать подвижные мероприятия с более спокойными. Составляя сетку на каждый день я предусматривала интересные мероприятия, что бы разнообразить деятельность детей. Например в моей группе: понедельник – день радостных встреч; вторник – факультатив «Букварь здоровья»; среда – пальчиковая гимнастика; четверг – целевые прогулки и экскурсии; пятница – конструктивная совместная деятельность воспитателей с детьми. Важно насыщать детскую деятельность содержанием, вызывающим у ребенка радость и удовлетворение.  Оздоровительный режим носит в целом динамичный характер, стереотипно повторяющиеся режимные моменты: четырехразовый прием пищи, укладывание на дневной сон, достаточная общая длительность пребывания на свежем воздухе. В режим включаем организацию двигательной активности, которая предусмотрена специальным двигательным режимом.

Организованная двигательная деятельность всего

Утренняя гимнастика

Физкультурное занятие в зале

Физкультурное занятие на улице

Физкультурные паузы  на занятиях и между ними

Динамический час

Упражнения после дневного сна

Подвижные игры

Физкультурные упражнения на прогулке

Спортивные развлечения

Спортивные праздники

Неделя здоровья

Самостоятельная двигательная деятельность

6 часов в неделю

Ежедневно 6-8 мин.

20 мин

20 мин

Ежедневно 2 -3 раза

2 раза в неделю

5-10мин

Не менее 2-4 раза день 6-10 мин

Ежедневно с подгруппами и индивидуально

1 раз в месяц 20 мин

20 мин ежеквартально

1 раз в квартал

В зависимости от индивидуальных особенностей  и потребностей ребенка

 

Стараюсь чтобы в двигательном режиме ребенка преобладали циклические, прежде всего беговые упражнения, особенно их комбинации (бег, прыжки, метание мяча, велосипед) как способ тренировки и совершенствования общей выносливости – наиболее ценного оздоровительного качества. Эти упражнения включены в мои занятия, зарядки, физминутки. Проводим и подвижные игры с наличием циклических движений («У медведя во бору», «Солнышко и дождик», «Догони мяч», «Курочка и цыплята» и т.д.). Все физкультурные занятия и зарядки проходят в музыкальном сопровождении, что очень нравится детям и способствует возникновению положительных эмоций. В группе проводится специальные формы двигательной активности:  фиpкультминутки, подвижные игры,

Формированию ЗОШ;  в нашем детском саду уделяется большое внимание начиная с ясельной группы. С этой целью разработана программа факультатив Здоровья

За время моей работы в детском саду «Букварь здоровья» проводила во всех возрастных группах детского сада. Работа проводилась по 3 основным направлениям:

Мой организм

Здоровье – это здорово

Моя безопасность

 С возрастом усложняется содержание, увеличивается объем материала, меняются методы.

  1. Факультатив «Букварь здоровья»

2-я младшая

средняя

1

Назови части своего тела

Что такое здоровье?

2

Что можно делать руками и ногами?

Для чего нужно умываться?

3

Как нужно ухаживать за собой?

 

Как нужно ухаживать  за зубами?

4

Для чего нужны носик, уши и глазки?

Что нужно делать, чтобы глазки были здоровыми?

5

Какое у тебя сейчас настроение?

Как мы слышим?

6

Что нужно кушать, чтобы быть здоровым?

Для чего нужен нос?

        Для большей эффективности использую разнообразные формы работы ,как специально организованные занятия, игры и развлечения, так и  в процессе отдельные режимные моменты, гигиенические и оздоровительные процедуры. В зависимости от целей, особенностей своей группы работу организую со всеми детьми, с подгруппой детей, индивидуально и совместно с детьми и родителями. Стараюсь привлекать родителей, используя с этой целью в форме консультаций открытых занятий, продолжения бесед дома с ребенком на конкретные предложенные темы воспитателем о формировании потребности в здоровом образе жизни.

 Стараюсь разнообразить формы и методы обучения: методы диалога, д/игры:  «Отгадай, что в мешочке? (в нем находятся предметы личной гигиены)», «Разложи по порядку (последовательность выполнения режимных моментов)», «Что мы едим? (знания о полезных и вредных продуктах)», «Угадай настроение (используются иллюстрации сказочных героев – грустный зайчик, злой Бармалей и т.д.)». Игры с дид. Куклой «Напоим куклу Таню чаем (культура еды)», «Поможем кукле одеться и раздеться» и т.д.  игровые задания, подвижные игры. Создаю проблемную ситуацию следующей тематики:  «Ты упал и …», «У куклы Маши болит …», «У тебя насморк …». А так же использую динамические паузы, релаксационные упражнения с использованием спокойного музыкального сопровождения. Развлечения: «День здоровья», «День радостных встреч», «Путешествие в страну здоровья», «Как кот Мурзик познакомился с ПДД»

  1. Психологическое благополучие ребенка в ДОУ.

 Это направление в моей группе реализуется через создание  положительного микроклимата. для его обеспечения я использую: личностно-ориентированные технологии; психолого-педагогическую поддержку детей группы риска, выявления и устранения факторов вызывающих стрессы, применения специальных приемов направленных на коррекцию поведения (индивидуальные беседы, игры и упражнения),  продуктивных видов деятельности (игры с водой, музыкотерапия, приобщение к искусству, художественная литература, эстетотерапия – рассматривание иллюстрация, картин, использование всех видов театра, прогулки по красивым местам).   Хотелось бы отметить личностные особенности персонала, группы в которой я работаю:  доброта, внимание, чуткость и конечно  отношение детей друг к другу

6. Режим питания.

 В нашем детском саду питание организовано на основе примерного 10-ти дневного меню, которое утверждено заведующей и согласовано с Роспотребнадзором. Данное меню отвечает основным требованиям таким как регулярность, разнообразность, рациональность, калорийность, сбалансированность. Согласно новому СанПиНу организуется второй завтрак, в процессе которого дети получают фрукты, соки, которые содержат витамины и минеральные вещества – важнейшие элементы питания. Для детей аллергиков и заболевания ЖКТ проводим замену продуктов.

7. Специальные оздоровительные мероприятия.

Мною разработан специальный комплекс оздоровительный мероприятий для моей группы, в который входит:

  • Точечный массаж  (практический материал по проведению оздоровительной работы с детьми младшего дошкольного возраста).
  • Дыхательная гимнастика: (практический материал по проведению оздоровительной работы с детьми младшего дошкольного возраста). Упражнения включены в утреннюю гимнастику  
  • Полоскание полости рта после каждого приёма пищи, в период вспышки ОРВ фитоотварами.(эта работа проводится по плану разработанному старшей медсестрой)
  • Доступные меры закаливания:
  •  Сон при открытой форточки, упражнения после сна, ходьба босиком, обширные умывания.

В период повышенной заболеваемости гриппом и ОРЗ мы проводим следующие мероприятия:

  • Сквозные проветривания в отсутствие детей
  • Влажная уборка не реже 2-х раз в день с использованием дез. средств.
  • Чесночные «Киндеры».
  • Лук, чеснок (расставляем тарелочки по группе).
  • Своевременно изолируем детей при появлении первых признаков заболевания.

Очень важно отметить, что вся оздоровительная работа даст максимальный эффект, в том случае если будет проводиться в тесном взаимодействии с родителями, которые должны быть хорошо информированы, и в случае непосещения ребенком ДОУ проводить начатую работу дома. Для родителей своей группы готовлю наглядную информацию о здоровом образе жизни – это консультации, папки-передвижки («Как укрепить иммунитет», «Почему дети болеют весной», «Родителям о ЗОЖ», «Приемы закаливания» и т.д.). Провожу родительские собрания, привлекаю родителей к спортивной оздоровительной работе детского сада («День семью», «Мама, папа, я – спортивная семья»). 

мониторинг  здоровьесберегающей деятельности  проводится постоянно , в течении всего года и включает в себя: углубленный анализ заболеваемости,  оценку физического и психического здоровья согласно основных критериев, диагностику физического развития и физической подготовленности,  уровень освоения основных движений детьми.

8. Использовании  здоровьесберегающих технологий

        Цель данных технологий – овладение набором простейших норм и способов поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья всеми субъектами образовательного процесса.

        Важным показателем моей работы является здоровье детей. «я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя» В.А. Сухомлинский. Богатство нации – это, прежде всего, здоровье подрастающего поколения. Очень важно не упустить возможности, которые дает дошкольный возраст в формировании ребенка оберегающего и ответственного отношения к самому себе и окружающему.

        В своей работе я использую технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, подвижные спортивные игры, игры на релаксацию, пальчиковая гимнастика, зарядка после сна, динамические часы на прогулке. Все эти средства – неотъемлемая часть любого занятия. Я их применяю как в сочетании, так и в отдельности каждое. Большое значение придаю построению развивающей предметно – двигательной среды. В группе имеется физкультурный уголок, в котором есть все необходимое для удовлетворения потребности ребенка в движении и закрепить привычку здорового образа жизни.

9. Технологии обучения здоровому образу жизни.

Существенной проблемой для россиян является пренебрежительное отношение к ЗОЖ, поэтому формированию основ валеологической культуры в нашем саду уделяется большое внимание. Разработана программа факультатива «Букварь здоровья», которую я реализую через познавательно – игровые занятия и игровые тренинги. В ходе таких занятий детям даются представления о строении собственного тела, назначение органов, о том, что полезно и вредно для человеческого организма, а так же вместе прививаются навыки по уходу за собой и оказанию первой помощи. Эти занятия имеют огромное значение в воспитании у ребенка потребности в здоровом образе жизни. Разработала перспективный план работы для старшей и подготовительной группы, планы каждого занятия. Материалы имеются в методическом кабинете детского сада. Регулярно провожу спортивные развлечения, физкультурные праздники, которые очень нравятся детям, особенно когда проводятся вместе с родителями.

Широкое место в моей работе занимают коррекционные технологии: арттерапия, - мезыкальные паузы, еженедельные дискотеки, музыкальное сопровождение отдельных видов детской деятельности, организация вернисажей и выставок известных художников (моим детям нравится пейзажная живопись); баблиотерапия, - ежедневный час художественного чтения перед сном; кинезотерапия, реализую вместе с музыкальным руководителем  в процессе музыкальных занятий по технологии Е.В. Горшковой «От жеста к танцу». Также стараюсь использовать средства, способствующие снятию психоэмоционального напряжения. С этой целью провожу беседы, придумываю сказки, использую игровую терапию, - подвижные, сюжетно – ролевые игры, игры драматизации, режиссерские игры.

Взаимодействия с родителями воспитанников происходит под девизом: «К здоровой семье через детский сад», что способствует сохранению и укреплению здоровья детей, формированию здорового образа жизни в условиях семьи. Для этого я использую различные формы и методы:

  • родительские собрания «Чтобы ребенок рос здоровым»
  • анкетирование «Как мы укрепляем здоровье в своей семье»
  • совместные акции: спортивные праздники, дни здоровья
  • консультации, рекомендации
  • папки – передвижки.

Главным критерием результативности использования оздоровительных технологий является здоровье наших воспитанников, и учитывая, применение в своей работе с детьми здоровьесберегающих технологий я достигла следующих результатов:

  • положительная динамика состояния здоровья, снижение уровня заболеваемости;
  • повышение уровня физического развития детей, физической работоспособности, общей выносливости.
  • Привожу сравнительный анализ заболеваемости детей двух групп: группы «Солнышко» и параллельная с нами группа «Улыбка». Снижение заболеваемости –
  • это результат сплочённой работы специалистов, воспитателей, и, конечно, же родителей.

 Чтение художественной литературы.

«Вот они - сапожки... Этот с левой ножки...» «Водичка, водичка...», «Наша Маша маленька, На ней шубка аленька...», «Маша варежку надела...», «Чешу, чешу волосыньки...» (И.С. Погудкина «Что и чем заниматься от года до трех»). А. Барто «Девочка чумазая», В. Маяковский «Что такое хорошо, и что такое плохо?», К.И. Чуковский «Мойдодыр» и т.д.

10. Основные выводы по результатам работы:

Применение в работе МБДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий повышает результативность  воспитательно-образовательного процесса:

  • способствует формированию потребности в двигательной активности,
  • способствует укреплению и сохранению психофизического здоровья,
  • позволяет качественно решать задачи обеспечения комфорта детей,
  •  формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей

11.  Литература

1.        Программа Ю.Ф.Змановского “Здоровый ребёнок»

2.        Волкова К.С. Как воспитать здорового ребенка. – Киев, 1981.

3.        Спирина В.П. Закаливание детей. – М.: Просвещение, 1967.

4.        Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. — М.; Мозаика-Синтез, 2009-2010.

5.        Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.

6.        Кузнецова, М.Н. Система мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ: практическое пособие / М.Н.Кузнецова. – М.: Айрис – пресс, 2007. – 112 с. – (Дошкольное воспитание и развитие). Л.В. 7. Гаврючина «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ», М. Сфера 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Использование нетрадиционного оздоровления детей младшего дошкольного возраста»

Познакомить педагогов с системой работы по использованию  нетрадиционного оздоровления детей младшего дошкольного  возраста....

Конспект открытого комплексного мероприятия образовательной деятельности детей младшего дошкольного возраста на тему « Профессии».

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...

Конспект открытого комплексного мероприятия образовательной деятельности детей младшего дошкольного возраста на тему « Профессии». Воспитатель ГБДОУ детский сад № 81 Фендик Ольги Кирилловны.

Конспект открытого комплексного мероприятия образовательной деятельности детей младшего дошкольного возрастана тему « Профессии».Воспитатель ГБДОУ детский сад № 81Фендик Ольги Кирилловны...

Программа комплексных мероприятий по оздоровлению детей младшего дошкольного возраста

Программа направлена на оздоровление детей младшего дошкольного возраста....

«Программа комплексных мероприятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным городом»

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, месту, где родился человек.  Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённ...

Программа комплексных мероприятий по оздоровлению детей младшего дошкольного возраста "Неболейка"

В современных условиях развития общества проблема сохранения здоровья детей является самой актуальной. Особенно остро этот вопрос стоит в дошкольных учреждениях, где вся практическая работа,...

Программа комплексных мероприятий по оздоровлению детей младшего дошкольного возраста

За время моей работы в детском саду, я не могла остаться в стороне от такой проблемы как высокий уровень заболеваемости детей дошкольного возраста.Проблема здоровья ...