Формирование представлений у дошкольников о родословной.
статья (подготовительная группа) на тему
Советы родителям о том, как, в какой форме знакомить ребенка с родословной, какие методы и приёмы использовать в работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodoslovnaya_1.docx | 22.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование у дошкольников представлений о семье как о явлении общественной жизни, об отношениях родства, о социальных ролях в семье и семейном укладе.
Дорожите именем своим.
Имена даются не случайно…
В них простая маленькая тайна.
Дорожите именем своим.
Ах, как много ласковых имён
У мальчишек в школе и девчонок!..
Вечером и утречком, спросонок,
Слушайте их звучный перезвон:
Света, Миша, Сашенька, Максим…
Сколько знает каждый, сосчитайте!..
Никого, друзья, не обижайте…
Дорожите именем своим.
В. Агапова «Дорожите именем своим!»
Формирование у дошкольников представлений о семье как о явлении общественной жизни, об отношениях родства, о социальных ролях в семье и семейном укладе необходимо начинать с раннего возраста.
Эта работа должна проводиться ненавязчиво, в разных видах деятельности с ребенком: игровой, познавательной, продуктивной.
В игровых действиях ребенок воспроизводит поведение, чувства, переживания своих родителей так, как они их себе представляют, отображают различные жизненные ситуации.
Большую роль играет знакомство детей с художественной литературой, пословицами и поговорками.
К сожалению, разговоры о родственных отношениях ведутся далеко не во всех семьях. А ведь ребенку необходимо с ранних лет разобраться в родственных связях.
Это связано, прежде всего, с нравственно — патриотическим воспитанием и успешной социализацией малыша в обществе. В дошкольном детстве закладываются основы формирования чувства ответственности перед памятью своих предков. Ознакомление ребенка с родословной имеет существенное педагогическое значение, несет в себе огромный нравственный потенциал для дальнейшего развития ребенка.
Беседы о своей семье должны проводить родные ребенка, объяснять ему кто кем кому доводится, как каждый в семье заботиться друг о друге. Расскажите ему о жизни ваших родителей, рассмотрите вместе с ним фотографии в семейном альбоме. Расскажите детям о тех людях, которые запечатлены рядом с вами: кто они? Как их звали? Чем они занимались? Посчитайте, сколько братьев и сестер.
У вас тоже были родители, которые вас любили и воспитывали так же, как и вы своего ребёнка. Кем они приходятся вашим детям?
Дети с удовольствием слушают рассказы о своих предках. Доставьте ребенку эту радость. Ведь родственники, это близкие люди, которые поддерживают друг друга и делят все радости и горести. Поэтому если кто-то из родственников поступает плохо, то люди осуждают не только этого человека, но и всех его близких. Нужно стремиться совершать хорошие поступки и заботиться о добром имени своей семьи, своего рода.
Во время бесед о своих родных у ребенка воспитывается уважение к старшим поколениям, к близким людям, к самому себе. Такие беседы способствуют развитию логического мышления. Ведь разобраться в родственных отношениях не так просто, особенно освоить термины родства.
Для детей дошкольного возраста эта тема трудная в понимании родства членов семьи, но в то же время очень близкая, так как папа, мама, бабушка, дедушка – это люди, которые живут рядом с ребенком.
Взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитать у детей любовь и уважение к членам семьи, привить детям чувство привязанности к семье и дому.
Мы ежедневно неосознанно знакомим ребенка с его родом, когда говорим при нем:
- ты похож на дедушку...
- тебя назвали в честь бабушки...
- папа родом из Городца...
- мама любит сибирские пельмени, а дедушка – плов, потому что жил в Средней Азии...
- позвони тете Гале, она тебе поможет (объяснить задачу и т.д.).
Рассмотрите дома с детьми фотографии родственников, поищите внешнее сходство с родителями, другими родственниками (цвет волос, глаз…)
Не все дети знают, как зовут их родителей, кем они работают, не могут назвать свой домашний адрес. А про знания имен и отчеств бабушек-дедушек и говорить не приходится!
Фамилия – это наследственное имя семьи.
С помощью «Словаря фамилий» попробуйте узнать историю своей фамилии, объясните ребенку происхождение вашей фамилии.
Свои фамилии, которые потом передавались детям, люди чаще всего получали от:
1) профессии отца ( Кузнецов, Токарев);
2) места рождения (Москвин, Ростовцев, Пензин, Калинин и т.д);
3) национальности (Татаринцев, Мордовин);
4) имени отца (Иванов, Сидоров, Александров);
5) названий зверей, птиц, насекомых.
В фамилиях различных лиц,
Порою нам знакомых,
Звучат названья рыб и птиц,
Зверей и насекомых:
Лисичкин, Раков, Индюков,
Селёдкин, Мышкин, Тёлкин,
Мокрицын, Волков, Мотыльков,
Бобров и Перепёлкин.
С. Михалков
Объясняйте ребенку, как бы странно не звучала сейчас ваша фамилия, стыдиться её не нужно. Попробуйте прославить её своим трудом и заслугами!
Особое значение для каждой семьи имеют ее обычаи и традиции.
Издавна в русских семьях укоренялись замечательные традиции:
- Собираться всей семьей в родительском доме в праздники, а также отмечать семейные праздники;
- Всем вместе петь и играть на музыкальных инструментах;
- Приглашать гостей и собирать застолье;
- Собирать и хранить семейные фотографии;
- Хранить вещи, принадлежавшие родственникам, как предметы старины и как память о родных и близких.
- На Новый год украшать елку - На Пасху печь куличи, красить яйца -на Крещение набирать святую воду, купаться в проруби;
- Вместе вечерами читать книги журналы газеты;
- Зимой кататься на лыжах по выходным; и т.д.
Поддерживайте семейные традиции, устанавливайте новые традиции не забывая о старых.
У каждого из нас есть вещи, предметы, которые дороги. Порой бывает так, что человека уже нет, а его любимая вещь остаѐтся и бережно хранится в семье, а некоторые становятся реликвиями, передаются из поколения в поколение. Рассматривайте с ребенком дорогие для семьи вещи, реликвии.
В семейном кругу мы с вами растем
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом.
Семья – это счастье, любовь и удача.
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы!
Семья – это важно! Семья – это сложно.
Но счастливо жить без семьи невозможно!
Воспитательная ценность данных форм работы заключается в том, чтобы подвести ребенка к пониманию связи между членами семьи: действенность проявления любви, заботы, внимания, взаимопомощи
Все этапы работы помогут решить такие задачи как:
- Помочь детям разобраться в представлениях о понятии: род, родители, семья, родные, близкие, родословная, предки.
- Дать понятие о русских семейных традициях, семейных реликвиях, о распределении семейных обязанностей.
- Совершенствовать умения составлять короткий рассказ о своей семье, называя имена и отчества родителей, бабушек и дедушек.
- Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.
- Воспитывать чувства долга и внимания к близким людям.
- Воспитывать интерес к своей родословной - как к истории семьи, народов и народной традиции.
Пробудить и упрочить у детей чувства благодарности, уважения к родителям – одна из задач семьи и детского сада.
Семья это слово родное!
Сколько в нем света добра и тепла!
Как мы гордимся своими родными,
За все их заслуги, за все их дела!
Вопросы к детям
(могут задавать педагоги и родители)
- Где и когда ты родился?
- Под каким знаком Зодиака ты родился?
- В какой год по китайскому календарю ты родился?
- Назови место проживания (адрес)
- Твоя любимая игрушка, игра?
- Твоя любимая книга, мультфильм, сказочный герой?
- Твой любимый праздник. Почему?
- Чем ты любишь заниматься?
- Твоя мечта?
- На кого ты хочешь быть похож?
- Как тебя называют дома? (мама, папа, бабушка, дедушка)
- Как ты помогаешь родителям, бабушкам и дедушкам?
- Что ты ещё хочешь рассказать о себе?
- Попробуйте объяснить происхождение своей фамилии.
Эти вопросы помогут выяснить знания ребенка о себе. Задайте эти вопросы ребенку и постарайтесь записать ответы, по прошествии 2-3 лет задайте эти вопросы ребенку еще раз, проанализируйте ответы.
Подготовила воспитатель группы№1 «Золотой ключик» – Сидорова А.И
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Особенности формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни"
Статья предназначена для прочтения воспитателям детских садов...
Формирование представлений старших дошкольников о труде взрослых в процессе взаимодействия с семьей и социальными партнерами
Данная методическая разработка раскрывает опыт работы педагога по формированию представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста....
Конспект развлечения в старшей группе по теме «Формирование представлений у дошкольников о самобытности русского народа в прошлом и настоящем»
закрепление знаний детей о русских народных сказках, быте русского народа...
Проект "В мире животных" Цель проекта: формирование представления у дошкольников о животном мире, взаимосвязях в природе, которые помогают детям обрести начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и сво
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №93 г. Карталы» ПроектТема: "В мире животных"для детей средней группы...
Дидактические игры в системе работы по формированию представлений старших дошкольников о малой Родине
Дидактические игры играют большую роль в нравственно - патриотическом воспитании дошкольников....
Дидактические игры в системе работы по формированию представлений старших дошкольников о малой Родине
В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитания ос...
Формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни
Формирование здорового образа жизни начинается уже в детском саду.Вся жизнедеятельность ребенка в ДОУ направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой является еженедельные познавательные, физк...