Формирование представлений у дошкольников о родословной.
статья (подготовительная группа) на тему

Сидорова Алла Игоревна

Советы родителям о том, как, в какой форме знакомить ребенка с родословной, какие методы и приёмы использовать в работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodoslovnaya_1.docx22.73 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование у дошкольников представлений о семье как о явлении общественной жизни, об отношениях родства, о социальных ролях в семье и семейном укладе.

 

Дорожите именем своим.

Имена даются не случайно…

 В них простая маленькая тайна.

Дорожите именем своим.

Ах, как много ласковых имён

У мальчишек в школе и девчонок!..

Вечером и утречком, спросонок,

Слушайте их звучный перезвон:

Света, Миша, Сашенька, Максим…

Сколько знает каждый, сосчитайте!..

Никого, друзья, не обижайте…

Дорожите именем своим.

                       В. Агапова «Дорожите именем своим!»

Формирование у дошкольников представлений о семье как о явлении общественной жизни, об отношениях родства, о социальных ролях в семье и семейном укладе необходимо начинать с раннего возраста.

Эта работа должна проводиться ненавязчиво, в разных видах деятельности с ребенком: игровой, познавательной, продуктивной.

В игровых действиях ребенок воспроизводит поведение, чувства, переживания своих родителей так, как они их себе представляют, отображают различные жизненные ситуации.

Большую роль играет знакомство детей с художественной литературой, пословицами и поговорками.

 К сожалению, разговоры о родственных отношениях ведутся далеко не во всех семьях. А ведь ребенку необходимо с ранних лет разобраться в родственных связях.

Это связано, прежде всего, с нравственно — патриотическим воспитанием и успешной социализацией малыша в обществе. В дошкольном детстве закладываются основы формирования чувства ответственности перед памятью своих предков. Ознакомление ребенка с родословной имеет существенное педагогическое значение, несет в себе огромный нравственный потенциал для дальнейшего развития ребенка.

Беседы о своей семье должны проводить родные ребенка, объяснять ему кто кем кому доводится, как каждый в семье заботиться друг о друге. Расскажите ему о жизни ваших родителей, рассмотрите вместе с ним фотографии в семейном альбоме. Расскажите детям о тех людях, которые запечатлены рядом с вами: кто они? Как их звали? Чем они занимались?  Посчитайте, сколько братьев и сестер.

У вас тоже были родители, которые вас любили и воспитывали так же, как и вы своего ребёнка. Кем они приходятся вашим детям?

Дети с удовольствием слушают рассказы о своих предках. Доставьте ребенку эту радость.  Ведь родственники, это близкие люди, которые поддерживают друг друга и делят все радости и горести. Поэтому если кто-то из родственников поступает плохо, то люди осуждают не только этого человека, но и всех его близких. Нужно стремиться совершать хорошие поступки и заботиться о добром имени своей семьи, своего рода.

Во время бесед о своих родных у ребенка воспитывается  уважение к старшим поколениям, к близким  людям, к самому себе. Такие беседы способствуют развитию логического мышления.  Ведь разобраться в родственных отношениях не так просто, особенно освоить термины родства.

Для детей дошкольного возраста эта тема трудная в понимании родства членов семьи, но в то же время очень близкая, так как папа, мама, бабушка, дедушка – это люди, которые живут рядом с ребенком.

Взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитать у детей любовь и уважение к членам семьи, привить детям чувство привязанности к семье и дому.

Мы ежедневно неосознанно знакомим ребенка с его родом, когда говорим при нем:

  • ты похож на дедушку...
  • тебя назвали в честь бабушки...
  • папа родом из Городца...
  • мама любит сибирские пельмени, а дедушка – плов, потому что жил в Средней Азии...
  •  позвони тете Гале, она тебе поможет (объяснить задачу и т.д.).

Рассмотрите дома с детьми фотографии родственников, поищите внешнее сходство с родителями, другими родственниками (цвет волос, глаз…)

Не  все дети знают, как зовут их родителей, кем они работают, не могут назвать свой домашний адрес. А про знания имен и отчеств бабушек-дедушек и говорить не приходится!

Фамилия – это наследственное имя семьи.

С помощью «Словаря фамилий» попробуйте узнать историю своей фамилии, объясните ребенку происхождение вашей фамилии.

Свои фамилии, которые потом передавались детям, люди чаще всего получали от:

1) профессии отца ( Кузнецов, Токарев);

2) места рождения (Москвин, Ростовцев, Пензин, Калинин и т.д);

3) национальности (Татаринцев, Мордовин);

4) имени отца (Иванов, Сидоров, Александров);

5) названий зверей, птиц, насекомых.

                     

                    В фамилиях различных лиц,

                   Порою нам знакомых,

                  Звучат названья рыб и птиц,

                  Зверей и насекомых:

                  Лисичкин, Раков, Индюков,

                   Селёдкин, Мышкин, Тёлкин,

                   Мокрицын, Волков, Мотыльков,

                   Бобров и Перепёлкин.

                                                       С. Михалков

Объясняйте ребенку, как бы странно не звучала сейчас ваша фамилия, стыдиться её не нужно. Попробуйте прославить её своим трудом и заслугами!

Особое значение для каждой семьи имеют ее обычаи и традиции.

 Издавна в русских семьях укоренялись замечательные традиции:

  • Собираться всей семьей в родительском доме в праздники, а также отмечать семейные праздники;
  •  Всем вместе петь и играть на музыкальных инструментах;
  •  Приглашать гостей и собирать застолье;
  • Собирать и хранить семейные фотографии;
  •  Хранить вещи, принадлежавшие родственникам, как предметы старины и как память о родных и близких.  
  • На  Новый год украшать елку - На Пасху печь куличи, красить яйца -на Крещение набирать святую воду, купаться в проруби;
  •   Вместе  вечерами читать книги журналы газеты;
  •   Зимой  кататься на лыжах по выходным; и т.д.

Поддерживайте семейные традиции, устанавливайте новые традиции не забывая о старых.

У каждого из нас есть вещи, предметы, которые дороги. Порой бывает так, что человека уже нет, а его любимая вещь остаѐтся и бережно хранится в семье, а некоторые становятся реликвиями, передаются из поколения в поколение. Рассматривайте с ребенком дорогие для семьи вещи, реликвии.

В семейном кругу мы с вами растем

 Основа основ – родительский дом.

 В семейном кругу все корни твои,

 И в жизнь ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

 Основа основ – родительский дом.

 Семья – это счастье, любовь и удача.

 Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

 Семья – это много домашней работы!

 Семья – это важно! Семья – это сложно.

 Но счастливо жить без семьи невозможно!

Воспитательная ценность данных форм работы заключается в том, чтобы подвести ребенка к пониманию связи между членами семьи: действенность проявления любви, заботы, внимания, взаимопомощи

Все этапы работы помогут решить такие задачи как:

  • Помочь детям разобраться в представлениях о понятии: род, родители, семья, родные, близкие, родословная,  предки.
  • Дать понятие о русских семейных традициях, семейных реликвиях, о распределении семейных обязанностей.
  • Совершенствовать умения составлять короткий рассказ о своей семье, называя имена и отчества родителей, бабушек и дедушек.
  • Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.
  • Воспитывать чувства долга и внимания к близким людям.
  • Воспитывать интерес к своей родословной - как к истории семьи, народов и народной традиции.

 Пробудить  и упрочить у детей чувства благодарности, уважения к родителям – одна из задач семьи и детского сада.

                                           Семья это слово родное!

                              Сколько в нем света добра и тепла!

                              Как мы гордимся своими родными,

                              За  все их заслуги, за все их дела!

Вопросы к детям

(могут задавать педагоги и родители)

  • Где и когда ты  родился?
  • Под каким знаком Зодиака ты родился?
  • В какой год по китайскому календарю ты  родился?
  • Назови  место проживания (адрес)
  • Твоя любимая игрушка, игра?
  • Твоя любимая книга, мультфильм, сказочный герой?
  • Твой любимый праздник. Почему?
  • Чем ты любишь заниматься?
  • Твоя мечта?
  • На кого ты хочешь  быть похож?
  • Как тебя называют дома?  (мама, папа, бабушка, дедушка)
  • Как  ты помогаешь родителям, бабушкам и дедушкам?
  • Что ты  ещё хочешь рассказать о себе?
  • Попробуйте объяснить происхождение своей фамилии.

Эти вопросы помогут выяснить знания ребенка о себе.  Задайте эти вопросы ребенку  и постарайтесь записать ответы, по прошествии 2-3 лет задайте эти вопросы ребенку еще раз, проанализируйте ответы.

Подготовила воспитатель группы№1 «Золотой ключик» – Сидорова А.И


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Особенности формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни"

Статья предназначена для прочтения воспитателям детских садов...

Формирование представлений старших дошкольников о труде взрослых в процессе взаимодействия с семьей и социальными партнерами

Данная методическая разработка раскрывает опыт работы педагога по формированию представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста....

Дидактические игры в системе работы по формированию представлений старших дошкольников о малой Родине

Дидактические игры играют большую роль в нравственно - патриотическом воспитании дошкольников....

Дидактические игры в системе работы по формированию представлений старших дошкольников о малой Родине

В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитания ос...

Формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни

Формирование здорового образа жизни начинается уже в детском саду.Вся жизнедеятельность ребенка в ДОУ направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой является еженедельные познавательные, физк...