Формирование представлений старших дошкольников о труде взрослых в процессе взаимодействия с семьей и социальными партнерами
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
Данная методическая разработка раскрывает опыт работы педагога по формированию представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Формирование представлений старших дошкольников о труде взрослых в процессе взаимодействия с семьей и социальными партнерами»
Из опыта работы воспитателя МБДОУ д\с №153 г.о. Самара
Давыдовой Оксаны Юрьевны.
Основные задачи нравственно – трудового воспитания:
- Привитие детям уважения к людям труда, к природному и рукотворному миру, в котором ребенку предстоит жить.
- Воспитание трудолюбия, сознательного отношения к учению.
- Формирование стремления к созидательной деятельности, что впоследствии становится жизненной позицией человека, главным средством самоуважения, мерой его социальной значимости.
Люди, любящие и умеющие трудиться, с тем же уважением и бережностью относятся к чужому труду, к личности других людей. Сегодня необходимо профориентировать дошкольников к будущей трудовой деятельности в условиях рыночных отношений.
Дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. В дошкольные годы дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся им подражать и желают сами что-то сделать.
Одним из путей формирования у ребенка стремления к трудовой деятельности является
ознакомление с трудом взрослых.
Формирование представлений дошкольников о труде взрослых – это формирование представлений о деятельности взрослых, приносящей конкретный результат, который можно увидеть, потрогать, услышать, почувствовать.
«Знания о труде взрослых должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада…», - пишет исследователь В.И.Логинова.
От уровня знаний о труде зависит и интерес к труду, и развитие познавательной деятельности, и умение практически выполнять доступные трудовые процессы.
При грамотной организации работы по формированию знаний о труде взрослых дошкольники могут показать достаточно высокий уровень знаний по данному вопросу.
Жизнь ребенка протекает в определенной социальной среде, в которой он ежедневно имеет возможность наблюдать труд взрослых, накапливать впечатления, а затем в играх и в быту стремится подражать взрослым. Огромную роль в формировании правильных представлений о труде играет семья.
В семье создается наиболее благоприятная обстановка для выполнения задач трудового воспитания детей. Ребенок видит, как родители и другие члены семьи проявляют интерес к трудовым успехам друг друга, помогают друг другу полезными советами, восхищаются передовыми людьми нашей страны. Дети повседневно видят трудовой пример старших у себя дома.
В результате исследований знаний дошкольников установлено, что представления о труде родителей гораздо беднее, чем о труде людей, профессию которых дети считают самой интересней. Также обнаружена зависимость уровня представлений о труде родителей от источника информации. Самый высокий уровень имеют дети, у которых была возможность непосредственно наблюдать за работой отца и матери и слышать от них самих рассказы о своей работе.
Практика показала, что невозможно условно разделить знакомство с профессиями родителей воспитанников и других взрослых.
Исходя из полученных данных, были сделаны определенные выводы о необходимости планомерной и систематической работы по данному вопросу в направлении – дети, их родители и социальные партнеры: музеи, школа, библиотека.
При планировании работы по данному направлению мы следовали словам великого педагога-психолога Л.С.Выготского: «Не забудьте поразить чувства, когда вы хотите укоренить что-либо в уме ребенка.»
В течении учебного года с целью знакомства с профессиями родителей были проведены:
- Занятия из цикла «Все профессии нужны, все профессии важны!»
- Встречи с интересными людьми
- Экскурсии
- Оформление уголков сюжетно-ролевых игр
- Создана картотека стихов и загадок о профессиях взрослых
- Тематические развлечения
С целью знакомства дошкольников с профессией учителя дети посетили День Знаний в школе, организатором и проводником была мама нашего воспитанника.
С трудом библиотекаря, бабушки воспитанницы, дети познакомились в стенах школьной библиотеки. Ребят познакомили с главным предметом труда людей этой профессии – книгой, особенностями расположения литературы, её классификацией: художественная, научно-популярная, учебная.
С целью знакомства с профессией овощевода на территории ДОУ организован огород.
Родители приняли активное участие в его устройстве: вскопали, завезли чернозем, посадили рассаду, отремонтировали систему полива. А воспитатели под чутким наблюдением детей и их посильной помощи ухаживали, поливали и собирали урожай, который оказался даже очень неплохим!
С целью знакомства дошкольников с профессией космонавта и ракетостроителя при помощи бабушки воспитанницы была организованна экскурсия в Музей космонавтики. Ко Дню космонавтики был организован конкурс рисунков детей и родителей «Сквозь далекие планеты полетим мы на ракетах»
Одной из нетрадиционных форм работы было создание семейного альбома «Все профессии нужны, все профессии важны!»
Родителям раздали памятки о важности для дошкольников знаний о профессии родителей, предложили выбрать фотографии, сочинить стихотворение, провести беседу с ребенком о своей профессии.
В результате получился интересный и необычный альбом как для детей, так и для взрослых. Каждую страницу о профессиях своих родителей из этого альбома ребенок презентовал самостоятельно: рассказывал стихотворение, называл основные действия и предметы труда, а главное – говорил о значимости труда мамы и папы.
Вот некоторые стихотворения из этого альбома.
Екатерина Вячеславовна - риэлтор
Много домов в больших городах,
Люди живут в этих домах.
Чтоб уютную квартиру найти,
Нужно в агентство недвижимости придти.
Там вам риэлтор с радостью встретит
И на вопросы ваши ответит,
Дом и квартиру поможет найти.
Риэлтор ваш друг на этом пути.
Оксана Александровна -
директор агентства праздников
Моя мама создает праздник счастья и веселья, Детский праздник проведет и даже день рождения. Веселятся и смеются взрослые и дети,
Моя мама самая лучшая на свете.
Андрей Юрьевич - врач-кардиохирург
Если вас мотор подводит,
Ноет нудно и болит,
Если слева грудь вам сводит
И болезненный ваш вид,
Если резкие движенья
Вызывают «ох» и «ах»,
Если с сердцем осложненья,
И за жизнь проснулся страх,
Если приступы системны,
В сердце будто сто иголок,
С собою будьте откровенны –
Ждет давно вас кардиолог!
Большую роль в формировании представлений дошкольников о профессиональной деятельности взрослых играют сюжетно-ролевые игры. В играх дети учатся комбинировать непосредственные жизненные впечатления со знаниями, приобретенными из наблюдений, рассказов, фильмов, книг.
В конце учебного года каждому ребенку было предложено оставить запись в «Портфолио группы» на странице «Кем бы ты хотел стать, когда станешь взрослым?»
В результате целенаправленной работы по данному направлению :
- у детей расширились представления о профессиях родителей и других взрослых
- появился интерес к познанию специфики труда своих родителей
- дети чаще стали беседовать на тему будущей профессии
В работе с родителями удалось:
- повысить заинтересованность родителей проблемой формирования знаний детей о профессиях
- включить родителей в общую групповую деятельность
- повысить уровень педагогической компетенции родителей в вопросах ознакомления детей с трудом взрослых.
Список использованных источников:
- Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим/ Н.В.Алешина.-М.: Педагогическое Общество России, 2000
- Буре Р. С, Година Г. Н., "Учите детей трудиться", М.,1994
- Куцакова, Л.В.. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника, - М: Владос, - 2004
- Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П. Кондрашов.-Балашов: Изд-во "Николаев", 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексный подход в процессе формирования у старших дошкольников гендерной принадлежности и уважительного отношения к своей семье. Сценарий развлечения для детей подготовительной к школе группы с ОНР «Мамочку любимую поздравляем мы», посвященному праздни
Комплексный подход в процессе формирования у старших дошкольников гендерной принадлежности и уважительного отношения к своей семье.Сценарий развлечения для детей подготовительной к школе группы с ОНР ...
Рекомендации по организации процесса формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни
Рекомендации по организации процесса формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни...
Образовательная область «Социально-коммуникактивное развитие» Тема: «Ознакомление старших дошкольников с трудом взрослых»
Конечно же, трудовая деятельность и раньше являлась важной составляющей дошкольного образования, но в последнее время она не была выделена в отдельную образовательную область. Наличие трудовой деятель...
Рекомендации педагогам по ознакомлению старших дошкольников с трудом взрослых
Дети дошкольного возраста очень мало знают о труде взрослых, потому что в новых социальных условиях, связанных с процессами демократизации общественного устройства, произошли изменения в отношении к т...
Рекомендации родителям по ознакомлению старших дошкольников с трудом взрослых
Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их моральные представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотива...
Консультация для воспитателей на тему: «Формирование представлений у старших дошкольников о труде взрослых через знакомство с профессией хлебороба»
Консультация для воспитателейна тему:«Формирование представлений у старших дошкольников о труде взрослых через знакомство с профессией хлебороба»...
Из опыта работы «РППС ДОУ как средство формирования представлений у дошкольников о профессиях взрослых»
Развивающая среда по профориентации в детском саду...