Всеобуч «Диалог в семейном общении»
материал по теме

Материал для проведения всеобуча для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dialog.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 20»

Всеобуч для родителей

 «Диалог в семейном общении»

Подготовила: воспитатель Шаврина Н.А.

Оренбург, 2014г.

Цель: содействие возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания.

Задачи:  формировать активную педагогическую позицию родителей, предостеречь родителей от наиболее распространенных ошибок в воспитании детей.

Ход мероприятия:

       Здравствуйте, мы рады приветствовать вас. Давайте, познакомимся – проводится игра «Знакомство»  (предлагается встать тем, кто соответствует заявленным качествам, например, «Встаньте все Татьяны, …все мамы, …все, у кого темные волосы, … все, кто читает детям перед сном и т.д.»).

       Тема нашей встречи сегодня «Диалог в семейном общении». В начале давайте, определим, что же такое диалог.

Диалог -  это разговор по очереди

             - это основная форма разговорной речи

             - это процесс  двустороннего обмена информацией

       Диалог предполагает наличие  следующих умений (по мере называния каждого умения, на магнитной доске «рисуется» схема):

  • умение слушать собеседника и понимать его (общая тема для разговора, заинтересованность),
  • умение формулировать и задавать вопросы,  
  • умение отвечать на вопросы,
  • умение использовать интонации голоса,
  • умение пользоваться разнообразными внеречевыми средствами (жесты, мимика),
  • умение строить свое поведение с учетом ситуации общения  

           

       Примечание: при общении с маленькими детьми очень важны интонация и внеречевые средства, что связано с возрастными особенностями детей (также, как при чтении книги необходимо наличии иллюстраций)

Если же мы говорим о диалоге в семейном общении, то  здесь диалог будет рассматриваться как:

                                    - взаимодействие ребенка и взрослого,

                                    - взаимопонимание и эмоциональный контакт между детьми

                                      и взрослыми

                                    - совместное стремление к общим целям

Здесь взрослые должны помнить, что:

  • необходимо установление равенства позиций ребенка и взрослого - ребенок не объект, на который направлено воспитательное воздействие, а равноправный участник (речь не идет об обязательном совпадении взглядов, чаще всего точка зрения взрослых и детей различна)
  • ребенок имеет право на индивидуальность, т.е. имеет право быть непохожим на других, в том числе на родителей

      Стоит отметить, что в современной семье в повседневном общении с ребенком обычно возникает доминирующая позиция взрослого, т.е. позиция «над» ребенком: когда взрослый обладает силой, опытом, независимостью, в то время как ребенок слаб, неопытен, полностью зависим.  Т.о., можно сказать о доминировании мира взрослых над миром детства.

       Дети стали находиться рядом, но не внутри взрослого мира. Проявляя повышенную заботу об одежде, питании, культурных развлечениях детей, мы, взрослые, зачастую не реализуем возможности общения с ними.

       Доминирующая позиция взрослых приводит к тому, что у ребенка может быть нарушена система свойств, отвечающая за  оптимальное развитие личности.  В эту систему входят следующие свойства:

1) здоровая личностная самооценка;

2) принятие себя;

3) адекватное представление о себе;

4) высокий уровень самоуважения;

5) уверенность в себе;

6) отсутствие чувства вины

        Для достижения позиции равенства в общении между детьми и взрослыми необходимо, чтобы взрослые учились видеть мир глазами своих детей.

       Сейчас мы рассмотрим несколько примеров общения детей и взрослых, которые помогут задуматься о том, когда, как и что мы говорим ребенку и как наши слова могут повлиять на его  личностное развитие. Слово может быть суровым и ласковым, холодным и подбадривающим, насмешливым. Слово обладает огромной силой, которую мы часто недооцениваем. Слова живут не только в тот момент, когда они звучат, но и много лет спустя: важны и манера общения с детьми, и тон отношений между членами семьи. Еще в старину говорили: «Слово – лечит и слово - калечит». Слова влияют на развитие личности человека, психологи называют  данный феномен - «подсознательное программирование» или «директивы».

       Такие программирующие указания можно разделить на «позитивные» и «негативные».

Вот пример нескольких таких опасных разрушающих посланий:

1. «НЕ ЖИВИ»

      Это наиболее важная и категоричная директива. Звучит она не только страшно, но и странно, ведь ни один нормальный родитель никогда такого  не пожелает своему ребенку.

Естественно, напрямую этот «приказ» не отдают, но при этом его можно прочесть в контексте следующих выражений: «Видеть тебя не хочу!», «Мне не нужен такой ребенок!», «Горе ты мое!», «Сколько из-за тебя проблем», «Я тебе все силы отдавала…» Порой мы используем эти фразы неосознанно, сгоряча,  в то время как они вырабатывают в ребенке устойчивое чувство вины за сам факт его существования в нашей жизни.

2. «НЕ БУДЬ РЕБЕНКОМ»

     Эта директива прочитывается во фразах: «Что ты ведешь себя как маленький?», «В твоем возрасте пора бы и поумнеть», «Хватит капризничать, ты уже не маленький». Эти слова настраивают ребенка на то, что состояние «детскости» - нечто постыдное, от чего надо срочно избавиться. Чаще всего такому воздействию подвергаются единственные или старшие дети в семье. Частое использование этих слов  может привести к тому, что в дальнейшем ребенок будет испытывать трудности в общении с другими детьми, будет подавлять свои желания, к отсутствию творческих способностей.

3. «НЕ ДУМАЙ»

        Формируется запретами на размышление и обсуждение чего-либо: «Не умничай!», «Хватит болтать, делай, что сказали». Или, например, если ребенок попадает в неприятную ситуацию, мамы часто советуют - «Забудь, не думай об этом», полагая, что тем самым отвлекает ребенка, помогает пережить ему неприятную ситуацию. Ребенок же так учится не думать о существующих проблемах, повзрослев, такой ребенок теряется в сложных ситуациях, когда требуется принять решение, ощущает собственную беспомощность.

4. «НЕ ЧУВСТВУЙ»

      Вырабатывается под влиянием регулярных обвинений в излишней эмоциональности: «Как тебе не стыдно бояться темноты, ты уже большой!», «Стыдно обижаться на брата, он ведь младше тебя», «Хватит плакать, нытик»-  такие высказывания приводят к тому, что ребенок начинает подавлять проявление эмоций, которые, впрочем, все равно рано или поздно дадут о себе знать, например, обида может вылиться на животных (жестокое обращение) или игрушки.

      Конечно, каждая мама и каждый папа найдет для своего ребенка ласковое «живое» слово, которое поможет ребенку обрести уверенность, почувствовать себя любимым, нужным. Давайте сейчас вспомним такие слова, которые мы говорим нашим детям – проводится игра «Доброе слово» (родителям вручается кукла, которую они передают друг другу, называя при этом добрые, ласковые, нежные слова, которые они используют при общении со своим ребенком).

      Таким образом, все детство ребенок зависит от слов и высказываний взрослых. До 6-7 лет закладывается основа человеческой личности, формируется характер и отношение к жизни. Любой ребенок – прирожденный оптимист, энергично исследующий новый для себя мир. Наша задача – помочь сохранить ребенку умение во всем видеть светлую сторону и не опускать руки при появлении проблем и трудностей.

       Митрополит Антоний Сурожский пишет: «…умение правильно обсудить возникшую проблему с ребенком возможно, если с раннего детства устанавливать диалог, а не монолог. Если ребенок должен быть только ушами, а родители только голосом, то ничего не получается…  Беда взрослых в том, что они почти всегда ставят себя в такое положение: я-де понимаю, а ты не понимаешь… вот если бы взрослые говорили: «Я не понимаю, ты мне объясни», очень многое могло бы быть объяснено. Потому что дети с готовностью объясняют, что они думают, если не ожидают, что их осадят и докажут, что они неправы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семейного общения в развитии эмоциональной сферы дошкольника. (статья)

Роль семейного общения в развитии эмоциональной сферы дошкольника.(статья)...

КЛУБ СЕМЕЙНОГО ОБЩЕНИЯ «Клуб заботливых родителей» (организация семейного досуга ЗОЖ)

Среди направлений гуманизации отечественного дошкольного образования особое место занимает проблема организации взаимодействия дошкольного учреждения и семьи для обеспечения полноценного развития ребё...

Заседание семейного клуба «Вместе с мамой, вместе с папой» Тема: «Азбука семейного общения»

Заседание семейного клуба «Вместе с мамой, вместе с папой» Тема: «Азбука семейного общения»...

Всеобуч для родителей "Семейное гнездышко"

Совместная творческая деятельность с родителями воспитанников, направленная на раскрытие значимости семьи и семейных традиций в жизни ребёнка....

Деловая игра для родителей «Диалог как форма общения»

Привлечение внимания родителей к вопросу и проблеме формирования у детей конструктивных навыков общения....

Родительский всеобуч " Основные правила семейного воспитания"

Родительский всеобуч " Основные правила семейного воспитания"...

Психолого-педагогический лекторий для родителей на тему «Синдром дефицита семейного общения. Признаки. Способы решения проблемы недостатка общения»

Актуальность.Человек – социальное существо. Любому человеку требуется общение. Потребность в общении является базовой психической потребностью ребенка и взрослого. К сожалению, современная реаль...