Семинар - практикум для родителей "Роль мелкой моторики в развитии ребенка"
консультация (средняя группа)
В последнее время выявляется такая закономерность: у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание и отставание в развитии тонких движений пальцев. Выявляется, что зачастую мышцы пальцев рук у детей слабые, дети не могут точно воспроизвести заданную позу, не могут ее удержать, не говоря уже о том, что большинство детей затрудняются овладеть такими навыками, как застегивание и расстегивание пуговиц, молний и т. п.
В чем же причина? Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками, например: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать и т. п. Сейчас же на каждое занятие есть автоматизированное бытовое оборудование. Даже теперь обувь, вы, родители, в основном покупаете детям на липучках, чтобы не брать на себя обязанность учить ребенка застегивать обувь, завязывать шнурки.
В последнее время часто слышно о мелкой моторике. Многие мамы знают, что её нужно развивать у детей. Но не все знают, как правильно это делать, да и вообще, что является мелкой моторикой и какие особенности она имеет. Какие занятия, игры и упражнения стоит проводить с детьми для развития моторики? Рассмотрим подробно все эти вопросы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-_praktikum_rol_melkoy_motoriki.docx | 28.94 КБ |
vospityvaem_dobrotoy.pdf | 271.89 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад «Колосок» общеразвивающего вида с. Вятское
Семинар-практикум
для родителей на тему
«Роль мелкой моторики
в развитии ребенка»
Выполнила:
Созонова Н.Н.
Проверила:
ст. воспитатель Нагаева В.И.
с. Вятское
2015г.
Цель:
- пробудить интерес родителей к педагогическому процессу ДОУ;
- дать родителям теоретические знания о значении развития мелкой моторики рук в общем развитии ребенка
- предоставить практические рекомендации по использованию игр и упражнении по развитию мелкой моторики и вызывать желание заниматься с ребенком дома.
Предварительная работа.
- Подбор пособий, игр, литературы по теме.
- Оформление наглядных материалов, практических рекомендаций и брошюры «Поиграем, малыши!» для родителей.
- Подготовка презентации для родителей по теме семинара.
Оборудование и материалы.
На столах вниманию родителей представлены игры и пособия, используемые для развития мелкой моторики рук у детей: игры-шнуровки, пазлы, вкладыши, игры на застегивание и расстегивание, конструкторы мелкие, мозаики, дидактические кубы, кубики разные, матрёшки, пирамидки, мелкие предметы для выкладывания узоров на плоскости стола (,цветные палочки, геометрические фигуры, цветные шнурки), бусы (для нанизывания), материал для массажа (массажные мячи, прищепки, шестигранные карандаши), ёмкость с крупой и т.д.
Раздаточный материал для родителей:
- Наглядный материал с содержанием пальчиковых игр для родителей (для практической части семинара)
- «Практические рекомендации по использованию массажера су-джок в развитии мелкой моторики рук детей»
- «Практические рекомендации по развитию мелкой моторики рук у малышей с использованием подручного материала»
- Брошюра для родителей с практическими рекомендациями по развитию мелкой моторики рук «Поиграем, малыши!»
Уважаемые родители!
Сегодня мы с вами поговорим о значении развития мелкой моторики рук и на практике познакомимся с играми и упражнениями, при помощи которых можно развивать мелкую моторику рук малыша.
В последнее время выявляется такая закономерность: у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание и отставание в развитии тонких движений пальцев. Выявляется, что зачастую мышцы пальцев рук у детей слабые, дети не могут точно воспроизвести заданную позу, не могут ее удержать, не говоря уже о том, что большинство детей затрудняются овладеть такими навыками, как застегивание и расстегивание пуговиц, молний и т. п.
В чем же причина? Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками, например: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать и т. п. Сейчас же на каждое занятие есть автоматизированное бытовое оборудование. Даже теперь обувь, вы, родители, в основном покупаете детям на липучках, чтобы не брать на себя обязанность учить ребенка застегивать обувь, завязывать шнурки.
В последнее время часто слышно о мелкой моторике. Многие мамы знают, что её нужно развивать у детей. Но не все знают, как правильно это делать, да и вообще, что является мелкой моторикой и какие особенности она имеет. Какие занятия, игры и упражнения стоит проводить с детьми для развития моторики? Рассмотрим подробно все эти вопросы.
Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия.
Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки), до очень сложных движений (например, писать и рисовать). Следствие слабого развития общей моторики, и в частности руки - это большинство проблем с речевым развитием, а иногда и неготовность современных детей к письму. С большей долей вероятности можно заключить - если с речью не все в порядке, это, в большинстве случаев, проблема с моторикой.
Однако даже если речь ребенка в норме, это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляет своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднение, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы - невыполнимая и опасная задача, значит, ваш ребенок не исключение.
Развитие мелкой моторики играет важную роль в общем развитии ребенка. Мелкая моторика развивается уже с рождения. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. Сначала он берет предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками. Потом ребенка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть.
У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на подчерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.
Процессу совершенствования мелкой моторики необходимо уделять немалое внимание. Ведь от того, насколько ловкими и проворными к 5-6 годам станут его пальчики, зависят его успехи в обучении. Именно поэтому актуальность развития мелкой моторики должна быть, бесспорно, не только в младшем дошкольном возрасте, в начальной школе, но и в старших классах.
Следствие слабого развития общей моторики - это неготовность большинства современных детей к письму, а также появление проблем с речевым развитием.
Мелкая моторика развивается постепенно. Это индивидуальный процесс, у каждого ребенка он проходит своими темпами. Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные. Чтобы помочь малышу совершенствовать мелкую моторику, нужно играть с ним в развивающие игры.
Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, лепка и рисование, массаж пальчиков.
Полезную детским ручкам активность дают пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Для получения максимального эффекта пальчиковые упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев. В ходе "пальчиковых игр" ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму.
Играть с пальчиками рук можно дома, в гостях, на улице, в транспорте, в песочнице и т.д. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Дети с удовольствием принимают участие в таких играх.
Детишками старшего дошкольного возраста можно предложить пальчиковые кукольные театры – не только развитие рук, но и настоящие театрализованные представления, поставленные и сыгранные самим малышом.
Массажный мячик – эффективное средство расслабления мышц и снятия последствий стресса, которое можно использовать ежедневно. Пупырчатая поверхность мяча воздействует на нервные окончания, улучшает приток крови и активизирует кровообращение. Благодаря этому кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности – мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Закругленные массажные шипы на поверхности мячика воздействуют на биологически-активные зоны кожи головы, туловища и конечностей.
Конструктор «Велькрошка» способствует повышению тактильно-чувствительных ощущении, в игровой форме познакомит с цветом и оттенками, развивает воображение.
Игр с прищепками существует множество. С их помощью можно развивать не только мелкую моторику, но и научиться считать, развивать фантазию.
Отлично развивает пальчики рук разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, макаронные изделия, и т.п. Развивает концентрацию и объема внимания, мелкую моторику пальцев.
Нанизывание колец на стержень пирамидки (развитие соотносящих движений рук). Сначала малыш учится разбирать игрушку-пирамидку (это легче), а уже потом собирать ее. Обратите внимание – даже самые маленькие дети легко запоминают последовательность цвета в пирамидке и собирают ее просто по памяти, а не по сопоставлению величин. Поэтому если Вы хотите научить их сравнивать величину колец и располагать их от самого большого к самому маленькому последовательно, то Вам нужна пирамидка с кольцами одного цвета!
Сейчас в продаже встречается множество разнообразных игр со шнурками. Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками. Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, развивают творческие способности, способствуют развитию точности глазомера, последовательности действий.
Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков, молний; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке – это хорошая тренировка для пальчиков, развивается мелкая моторика рук, совершенствуется ловкость и развиваются элементарные навыки самообслуживания.
Настольно-развивающие игры развивают зрительное восприятие, пространственную ориентировку, зрительно-моторную координацию, т.е. соотнесенность ручных движений и глазомера. Дети с увлечённостью, достойной подражания, осваивают логику, риторику, счёт, развивают пространственное воображение, коммуникативные и сенсорные навыки, тренируют память, попутно развивают как мелкую, так и крупную моторику.
Игры с крупами не только развивают мелкую моторику, но и помогают совершенствовать сенсорное познание предметов и веществ, развивает чувственное восприятие, эффективно стимулируют работу мозга и умственное развитие ребенка. И, наконец, это просто весело. Детям можно предложить поиграть в игру «Золушка» - перебирать крупы. Для этого в кастрюлю (миску) помещаем горох и фасоль. Попросите ребенка помочь Вам перебрать и разложить по разным баночкам или бутылочкам фасоль и горох. Можно даже устроить соревнование “Кто быстрее наберет бутылочку”. Или попробовать на ощупь определить и достать только горох или только фасоль. Затем можно выложить узор, чередуя по цвету и форме.
Прекрасно стимулируют развитие мелкой моторики занятия лепкой, рисованием, аппликацией. Об этом подробнее расскажет воспитатель по изодеятельности ...
Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Стоит заметить, что ни одна игрушка, ни одно упражнение не станут развивающими, если не будут интересны ребенку. И тут задача взрослых, наша с вами задача, поддержать ребенка, при необходимости оказать помощь, и конечно быть терпеливыми и спокойными. Ведь умелыми пальцы станут не сразу. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.
Надеюсь, мы смогли Вас убедить в значимости развития мелкой моторики и в том, что совместными усилиями мы поможем нашим детям тренировать пальчики рук. Ведь систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей способствует формированию речи, интеллектуальных способностей, положительно влияет на развитие речи, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум «Роль малых форм фольклора в развитии ребенка».
Конспект мероприятия для родителей...
Выступление на семинаре для воспитателей: «Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста»
Повышение уровня компетентности воспитателей в вопросах развития речи детей через развитие мелкой моторики рук....
Семинар практикум для педагогов Художественно – эстетическое направление развития ребенка как одно из направлений реализации ФГОС ДО и условие создания психологического здоровья
Семинар практикум для педагогов Художественно – эстетическое направление развития ребенка как одно из направлений реализации ФГОС ДО и условие создания психологического здоровья...
Семинар-практикум «Дидактические игры для художественно-эстетического развития ребенка»17.05.2017г.
laquo;Дидактические игры для художественно-эстетического развития ребенка»...
Семинар – практикум: Малые фольклорные формы как условие развития ребенка младшего дошкольного возраста.
Семинар-практикум для педагогов дошкольного образования...
Семинар-практикум для педагогов Мелкая моторика рук как фактор усиления согласованной деятельности речевых зон
Семинар-практикум для педагогов Мелкая моторика рук как фактор усиления согласованной деятельности речевых зон Цель семинара - практикума:Теоретическая: повышение знаний педагогов в вопросах...
Семинар – практикум «Использование здоровье сберегающих технологий в развитии ребенка».
Цель: освоение и последующее применение технологий в практической деятельности родителей, повышение знаний родителей воспитанников о значении здоровьесберегающих технологий в жизни дете...