Семинар-практикум для педагогов Мелкая моторика рук как фактор усиления согласованной деятельности речевых зон
консультация

Сидорова Мария Александровна

Семинар-практикум для педагогов

Мелкая моторика рук как фактор усиления согласованной деятельности речевых зон

 

Цель семинара - практикума:

Теоретическая: повышение знаний педагогов в вопросах развития речевой деятельности в педагогическом процессе;

Практическая: показать, как в различных видах деятельности можно использовать   задания на развитие мелкой моторики, речи и мышления в их взаимосвязи.

Методические приёмы:

1. Доклад: «Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей»

2. Игра с педагогами «Развитие речи как средство общения»

3. Презентация на тему: «Развитие мелкой моторики»

Оборудование и средства: грецкие орехи, карандаши, дидактическая игра с прищепками, компьютер для просмотра презентации: «Развитие мелкой моторики»

1. Организационный момент.

Игра с педагогами.

Прежде чем начать наш семинар. Я хочу попросить взять лист плотной бумаги со стола и обеими руками, как будто лепим снежок, мы с вами сейчас будем мять бумагу, следуя моим инструкциям.

Читается стихотворение:

Раз, два, три, четыре, пять

Мы бумажку будем мять!

Мы бумажку будем мять!

Свои ручки развивать!

Плотную бумагу берём со стола и мнём обеими руками, как будто лепим снежок) .

В ручку правую возьмём

И чуть-чуть её помнём.

Мы чуть-чуть её помнём

Левой ручке отдаём.

(Берём в левую руку и мнём только левой рукой) .

В ручку левую возьмём

И чуть-чуть её помнём.

Мы чуть-чуть её помнём

И на стол быстрей кладём.

(Убираем смятую бумагу на край стола или )

На бумажку посмотри,

На что похоже говори!

(педагоги говорят на что похожа их смятая бумажка)

1, 2, 3, 4, 5!

Мы закончили играть.

Пальчики свои встряхнём,

Заниматься мы начнём!

Вопросы воспитателям:

Для чего мы делали это упражнение?

Какие были ощущения, что вы чувствовали при выполнении упражнения?

Тема нашего сегодняшнего семинара практикума:

«Мелкая моторика рук как фактор усиления согласованной деятельности речевых зон».


 

Одним из важных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

«Рука – это вышедший наружу головной мозг» (Философ, педагог Иммануил Кант)


 

Известный педагог Василий Александрович Сухомлинский писал:

"Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли"

(В. А. Сухомлинский)


 

Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой, в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

1 часть: теоретическая

           У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. Ученые пришли к выводу, что формирование усной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при своевременном речевом развитии, и особенно в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того доказано, что и мысль и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука.    Значит, регулярные упражнения по тренировке движений пальцев рук являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.     

Об этом же говорят нам исследования М.М.Кольцовой, которая доказала, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. А развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов у малыша. Она доказала, что благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

           Так, на основе проведённых опытов и обследования большого количества детей Л.В. Фоминой была выявлена общая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Для каждого возраста характерна своя степень сложности выполнения упражнений. Мелкая моторика очень важна, поскольку через неё развиваются такие высшие свойства сознания, как:

- внимание;

- мышление;

- координация;

- воображение;

- наблюдательность;

- зрительная и двигательная память;

- речь.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

1) Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2) Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

3) Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.

4) Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

5) Развивается память ребенка, т. к. он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.

6) У малыша развивается воображение и фантазия.

7) В результате регулярных упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Недаром педагог В. Сухомлинский писал«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь. И эту работу нужно начинать с раннего возраста.

Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь. И эту работу нужно начинать с раннего возраста.

Слушая чужую речь, ребенок получает возможность звукоподражания, а в процессе звукоподражания он учится артикулировать слоги. Развитие мелкой моторики рук детей важно и для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия. Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки. Недаром из поколения в поколение передаются забавные народные потешки, пальчиковые игры, такие как:

«Идет коза рогатая.»,

«Пальчик-мальчик, где ты был?.»,

«Сорока-сорока.»,

«Ладушки-ладушки.»,

«Этот пальчик дедушка.» и другие.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.


 

           На сегодняшнем семинаре мы поговорим о традиционных и нетрадиционных формах развития мелкой моторики, о массаже кистей рук и о том, какие виды работы над совершенствованием мелкой моторики все мы используем в своей практике.

К традиционным относятся:

  • пальчиковая и кистевая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек и народных сказок;
  • пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения.
  • Игры и действия с игрушками и предметами: пуговицы, палочки, зерна, бусы, колечки, застежки, мозайка и тд.
  • Изобразительная деятельность: лепка, раскрашивание картинок, обведение контуров, штриховка, рисование разными способами, работа с ножницами, поделки из природного материала.

К нетрадиционным относятся:

  • Игры с массажными мячами. Такой мячик благотворно воздействует на нервные окончания, находящиеся на кончиках пальцев. Массировать нужно как кончики пальцев, так и всю ладонь, перекатывая, перекладывая мячик.
  • Су-Джок массажеры.
  • Игры с прищепками. Поочередно кусать пальчики бельевой прищепкой или нанизывать на веревочку.
  • Рисование манкой на подносе.
  • Игры с грецкими орехами.
  • Массаж ладоней еловыми и сосновыми шишками.
  • Игры с решетками для раковин
  • Игры с шестигранными карандашами.

Такой массаж и игры будут стимулировать речевое развитие ребенка, способствовать овладению тонкими движениями пальцев, улучшат трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук.

Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.


 


 

Использование мелкой моторики в различных видах деятельности:

  • Продуктивная деятельность
  • Индивидуальная работа
  • Самостоятельная деятельность
  • Прогулка
  • Утренняя гимнастика
  • Самообслуживание


 


 

Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, всего речевого аппарата, снимают умственную усталость и заторможенность после активной умственной работы. Они способны улучшить произнесение многих звуков, а значит – развивать речь ребёнка.

           Для диагностики состояния мелкой моторики рук в детском саду не обязательно использовать какие-то специальные методики. Достаточно воспитателю обращать внимание на то, как ловко ребёнок держит чашку, ложку, вилку, карандаш, как действуют пальчики при лепке, как пластично двигаются ладони при умывании. Например, если в 4 года ребёнок не умеет в пригоршне доносить воду до лица – значит, у него отстаёт в развитии мелкая мускулатура.

           Обнаружив отставание у ребёнка, стоит заняться с ребёнком развитием мелкой моторики и подсказать родителям о дополнительных занятиях дома. Чем раньше начнётся воздействие, тем лучше будет результат. И ещё, занятия должны вызывать у самого ребёнка благоприятный эмоциональный отклик. В противном случае эмоциональное напряжение от неприятного занятия вызовет обратный эффект – блокировку, т.е. действия не будут иметь результата. Поэтому чем и с чем ребёнку лучше тренировать свои пальцы и руки лучше обсудить с ним самим (одним больше нравятся игры с массажёрами, другим с карандашами и т.д.).

При работе по развитию мелкой моторики, необходимо следовать определенным правилам:

1.Упражнения должны проводиться регулярно, в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка, возрастом, возможностями.

2.Упражнение, которое предлагается ребенку, должно быть заранее подготовлено воспитателем (отрепетированы движения, выучен текст).

3.Начинать нужно с более лёгких упражнений, и по ходу их освоения вводить более сложные.

4.Чередуйте новые и старые игры и упражнения.

5.Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребенком правильно.

6.Задания выполняются в медленном темпе сначала одной, затем другой рукой, а в конце двумя руками вместе.

7.Указания должны быть спокойными, доброжелательными, точными.

8.Выполняйте определенные движения одновременно с прослушиванием (а затем и проговариванием ребенком) стихотворения.

9.Проводите занятия эмоционально, активно, для подкрепления интереса ребенка.

10. Не забывайте хвалить ребенка за успехи!

Итак, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка, отпадут проблемы не только обучения многим видам деятельности в детском саду, но и в дальнейшем в школе.


 

3 часть: практическая

 Выполнение творческих заданий.

Разделить слушателей на две команды.

Задание 1. Предлагается за 2 минуты вспомнить пословицы, поговорки и крылатые выражения о руках. Кто больше назовет та команда и победит.

Отношение к рукам у человечества всегда было особым. Руки добывали огонь, пищу. Они защищали, строили жилище, создавали всё необходимое для жизни. По рукам судили о здоровье, о положении человека в обществе (белоручка или трудяга), его силе, энергичности, профессии (музыкальные руки, рабочие руки), о характере, темпераменте (флегматичные или быстрые, нервные руки). Не случайно в русском языке так много выражений, связанных с руками.

Предлагаем вам вспомнить пословицы, поговорки, высказывания о руках.

«Мастер на все руки»

«Золотые руки»

«Положа руку на сердце»

«Рукой подать»

«Руками развести»

«Руки опускаются»

«Обеими руками «за»

«Своя рука – владыка»

«Чужими руками жар загребать»

«Руки не оттуда растут»

«Как рукой сняло»

Задание №2. Рассказать стихотворение с помощью рук.

1 команда.

Веселый кролик Банни

Резвился на полянке.

А если шорох слышит,

Замрет он – и не дышит.

И на его мокушке

Встают, как стрелки ушки.

А домик его – норка-

Под елкой у пригорка.

Он к норке подбегает.

И прыг – в нее ныряет!

2 команда.

Ах, обжора – черепашка!

Панцырь – вот ее рубашка.

Может лазить по горам,

Может плавать по волнам.

Поплывет и цапнет рыбку,

Съест с довольною улыбкой.

Отдохнет она немножко.

На обед поймает мошку.

Если ужинать пора,

Цап – и схватит комара!

Но еды ей не хватило:

Цап! Меня за нос схватила!

3. Из чудесного мешочка капитаны достают предмет (грецкий орех, карандаш). Необходимо придумать сказку с этим предметом развивающую мелкую моторику.

Итог семинара.

Системная работа в этом направлении позволяет достичь хороших результатов в логопедической коррекции. Кисть детей приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.

Рефлексия- игра «Закончи предложение»

Педагоги берут по одной карточке с началом предложения:

«Удачным сегодня было…..», «Я задумалась….», Мне бы хотелось в следующий раз…», Для своей работы я почерпну…», «Думаю, моим воспитанникам понравится….», «Я в первые услышала о…»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов

Мелкая моторика рук как фактор усиления согласованной деятельности речевых зон

Цель семинара - практикума:

Теоретическая: повышение знаний педагогов в вопросах развития речевой деятельности в педагогическом процессе;

Практическая: показать, как в различных видах деятельности можно использовать   задания на развитие мелкой моторики, речи и мышления в их взаимосвязи.

Методические приёмы:

1. Доклад: «Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей»

2. Игра с педагогами «Развитие речи как средство общения»

3. Презентация на тему: «Развитие мелкой моторики»

Оборудование и средства: грецкие орехи, карандаши, дидактическая игра с прищепками, компьютер для просмотра презентации: «Развитие мелкой моторики»

1. Организационный момент.

Игра с педагогами.

Прежде чем начать наш семинар. Я хочу попросить взять лист плотной бумаги со стола и обеими руками, как будто лепим снежок, мы с вами сейчас будем мять бумагу, следуя моим инструкциям.

Читается стихотворение:

Раз, два, три, четыре, пять

Мы бумажку будем мять!

Мы бумажку будем мять!

Свои ручки развивать!

Плотную бумагу берём со стола и мнём обеими руками, как будто лепим снежок) .

В ручку правую возьмём

И чуть-чуть её помнём.

Мы чуть-чуть её помнём

Левой ручке отдаём.

(Берём в левую руку и мнём только левой рукой) .

В ручку левую возьмём

И чуть-чуть её помнём.

Мы чуть-чуть её помнём

И на стол быстрей кладём.

(Убираем смятую бумагу на край стола или )

На бумажку посмотри,

На что похоже говори!

(педагоги говорят на что похожа их смятая бумажка)

1, 2, 3, 4, 5!

Мы закончили играть.

Пальчики свои встряхнём,

Заниматься мы начнём!

Вопросы воспитателям:

Для чего мы делали это упражнение?

Какие были ощущения, что вы чувствовали при выполнении упражнения?

Тема нашего сегодняшнего семинара практикума:

«Мелкая моторика рук как фактор усиления согласованной деятельности речевых зон».


Одним из важных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

«Рука – это вышедший наружу головной мозг» (Философ, педагог Иммануил Кант)


Известный педагог Василий Александрович Сухомлинский писал:

"Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли"

(В. А. Сухомлинский)


Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой, в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

1 часть: теоретическая

           У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. Ученые пришли к выводу, что формирование усной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при своевременном речевом развитии, и особенно в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того доказано, что и мысль и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука.    Значит, регулярные упражнения по тренировке движений пальцев рук являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.     

Об этом же говорят нам исследования М.М.Кольцовой, которая доказала, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. А развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов у малыша. Она доказала, что благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

           Так, на основе проведённых опытов и обследования большого количества детей Л.В. Фоминой была выявлена общая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Для каждого возраста характерна своя степень сложности выполнения упражнений. Мелкая моторика очень важна, поскольку через неё развиваются такие высшие свойства сознания, как:

- внимание;

- мышление;

- координация;

- воображение;

- наблюдательность;

- зрительная и двигательная память;

- речь.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

1) Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2) Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

3) Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.

4) Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

5) Развивается память ребенка, т. к. он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.

6) У малыша развивается воображение и фантазия.

7) В результате регулярных упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Недаром педагог В. Сухомлинский писал«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь. И эту работу нужно начинать с раннего возраста.

Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь. И эту работу нужно начинать с раннего возраста.

Слушая чужую речь, ребенок получает возможность звукоподражания, а в процессе звукоподражания он учится артикулировать слоги. Развитие мелкой моторики рук детей важно и для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия. Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки. Недаром из поколения в поколение передаются забавные народные потешки, пальчиковые игры, такие как:

«Идет коза рогатая.»,

«Пальчик-мальчик, где ты был?.»,

«Сорока-сорока.»,

«Ладушки-ладушки.»,

«Этот пальчик дедушка.» и другие.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.


           На сегодняшнем семинаре мы поговорим о традиционных и нетрадиционных формах развития мелкой моторики, о массаже кистей рук и о том, какие виды работы над совершенствованием мелкой моторики все мы используем в своей практике.

К традиционным относятся:

  • пальчиковая и кистевая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек и народных сказок;
  • пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения.
  • Игры и действия с игрушками и предметами: пуговицы, палочки, зерна, бусы, колечки, застежки, мозайка и тд.
  • Изобразительная деятельность: лепка, раскрашивание картинок, обведение контуров, штриховка, рисование разными способами, работа с ножницами, поделки из природного материала.

К нетрадиционным относятся:

  • Игры с массажными мячами. Такой мячик благотворно воздействует на нервные окончания, находящиеся на кончиках пальцев. Массировать нужно как кончики пальцев, так и всю ладонь, перекатывая, перекладывая мячик.
  • Су-Джок массажеры.
  • Игры с прищепками. Поочередно кусать пальчики бельевой прищепкой или нанизывать на веревочку.
  • Рисование манкой на подносе.
  • Игры с грецкими орехами.
  • Массаж ладоней еловыми и сосновыми шишками.
  • Игры с решетками для раковин
  • Игры с шестигранными карандашами.

Такой массаж и игры будут стимулировать речевое развитие ребенка, способствовать овладению тонкими движениями пальцев, улучшат трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук.

Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.



Использование мелкой моторики в различных видах деятельности:

  • Продуктивная деятельность
  • Индивидуальная работа
  • Самостоятельная деятельность
  • Прогулка
  • Утренняя гимнастика
  • Самообслуживание



Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, всего речевого аппарата, снимают умственную усталость и заторможенность после активной умственной работы. Они способны улучшить произнесение многих звуков, а значит – развивать речь ребёнка.

           Для диагностики состояния мелкой моторики рук в детском саду не обязательно использовать какие-то специальные методики. Достаточно воспитателю обращать внимание на то, как ловко ребёнок держит чашку, ложку, вилку, карандаш, как действуют пальчики при лепке, как пластично двигаются ладони при умывании. Например, если в 4 года ребёнок не умеет в пригоршне доносить воду до лица – значит, у него отстаёт в развитии мелкая мускулатура.

           Обнаружив отставание у ребёнка, стоит заняться с ребёнком развитием мелкой моторики и подсказать родителям о дополнительных занятиях дома. Чем раньше начнётся воздействие, тем лучше будет результат. И ещё, занятия должны вызывать у самого ребёнка благоприятный эмоциональный отклик. В противном случае эмоциональное напряжение от неприятного занятия вызовет обратный эффект – блокировку, т.е. действия не будут иметь результата. Поэтому чем и с чем ребёнку лучше тренировать свои пальцы и руки лучше обсудить с ним самим (одним больше нравятся игры с массажёрами, другим с карандашами и т.д.).

При работе по развитию мелкой моторики, необходимо следовать определенным правилам:

1.Упражнения должны проводиться регулярно, в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка, возрастом, возможностями.

2.Упражнение, которое предлагается ребенку, должно быть заранее подготовлено воспитателем (отрепетированы движения, выучен текст).

3.Начинать нужно с более лёгких упражнений, и по ходу их освоения вводить более сложные.

4.Чередуйте новые и старые игры и упражнения.

5.Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребенком правильно.

6.Задания выполняются в медленном темпе сначала одной, затем другой рукой, а в конце двумя руками вместе.

7.Указания должны быть спокойными, доброжелательными, точными.

8.Выполняйте определенные движения одновременно с прослушиванием (а затем и проговариванием ребенком) стихотворения.

9.Проводите занятия эмоционально, активно, для подкрепления интереса ребенка.

10. Не забывайте хвалить ребенка за успехи!

Итак, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка, отпадут проблемы не только обучения многим видам деятельности в детском саду, но и в дальнейшем в школе.


3 часть: практическая

 Выполнение творческих заданий.

Разделить слушателей на две команды.

Задание 1. Предлагается за 2 минуты вспомнить пословицы, поговорки и крылатые выражения о руках. Кто больше назовет та команда и победит.

Отношение к рукам у человечества всегда было особым. Руки добывали огонь, пищу. Они защищали, строили жилище, создавали всё необходимое для жизни. По рукам судили о здоровье, о положении человека в обществе (белоручка или трудяга), его силе, энергичности, профессии (музыкальные руки, рабочие руки), о характере, темпераменте (флегматичные или быстрые, нервные руки). Не случайно в русском языке так много выражений, связанных с руками.

Предлагаем вам вспомнить пословицы, поговорки, высказывания о руках.

«Мастер на все руки»

«Золотые руки»

«Положа руку на сердце»

«Рукой подать»

«Руками развести»

«Руки опускаются»

«Обеими руками «за»

«Своя рука – владыка»

«Чужими руками жар загребать»

«Руки не оттуда растут»

«Как рукой сняло»

Задание №2. Рассказать стихотворение с помощью рук.

1 команда.

Веселый кролик Банни

Резвился на полянке.

А если шорох слышит,

Замрет он – и не дышит.

И на его мокушке

Встают, как стрелки ушки.

А домик его – норка-

Под елкой у пригорка.

Он к норке подбегает.

И прыг – в нее ныряет!

2 команда.

Ах, обжора – черепашка!

Панцырь – вот ее рубашка.

Может лазить по горам,

Может плавать по волнам.

Поплывет и цапнет рыбку,

Съест с довольною улыбкой.

Отдохнет она немножко.

На обед поймает мошку.

Если ужинать пора,

Цап – и схватит комара!

Но еды ей не хватило:

Цап! Меня за нос схватила!

3. Из чудесного мешочка капитаны достают предмет (грецкий орех, карандаш). Необходимо придумать сказку с этим предметом развивающую мелкую моторику.

Итог семинара.

Системная работа в этом направлении позволяет достичь хороших результатов в логопедической коррекции. Кисть детей приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.

Рефлексия- игра «Закончи предложение»

Педагоги берут по одной карточке с началом предложения:

«Удачным сегодня было…..», «Я задумалась….», Мне бы хотелось в следующий раз…», Для своей работы я почерпну…», «Думаю, моим воспитанникам понравится….», «Я в первые услышала о…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум «Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей»

Показать, как в различных видах деятельности можно использовать задания на развитие мелкой моторики, речи и мышления в их взаимосвязи....

Материал к семинару - практикуму по развитию мелкой моторики пальцев и кистей рук.

3 декабря  в рамках реализации педагогического проекта "Пальчиками играем - речь развиваем", проходил семинар-практикум для родителей по развитию мелкой моторики у детей с ОНР в домашних условиях...

Семинар - практикум для педагогов на тему: "Игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания"

Семинар - практикум для педагогов на тему "Игры и игровые упражнения  для развития речевого дыхания"Подготовила воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ ДС "Голубые доро...

Семинар практикум для педагогов: "Игровой самомассаж как здоровьесберегающий фактор в работе с детьми дошкольного возраста".

Семинар практикум для педагогов использование самомассажа как здоровьесберегающий фактор в работе с детьми дошкольного возраста....

Семинар-практикум для педагогов «Использование нейропсихологических подходов в работе с детьми с речевыми нарушениями»

Целью данного семинара является  расширение знаний педагогов о нейропсихологических подходах к коррекции речевых нарушений детей, обучение навыкам практического использования нейропсихологич...

СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ «Сплочение педагогического коллектива – один из важнейших факторов в решении профессиональных задач в условиях ДОУ».

Повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....