Нравственное воспитание ребенка дошкольного возраста посредством сказок в соответствии с ФГОС.
консультация на тему

Воспитание интереса к книге, стремления общения с ней, умения слушать и понимать художественные произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.78 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственное воспитание ребенка дошкольного возраста посредством сказок в соответствии с ФГОС.

     

                             

Цель: Воспитание интереса к книге, стремления общения с ней, умения слушать и понимать художественные произведения.

Задачи:

Воспитывать нравственные качества у дошкольников через художественную литературу.

Воспитывать у детей любовь и уважение к книге.

Приобщать детей и родителей к книжной культуре.

Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.

Развивать семейные традиции в детском чтении.

Формировать нравственные представления о нормах социальных отношений и моделях поведения с помощью художественной литературы.

Данная проблема является очень актуальной для воспитанников нашей группы, так как в группе проживают дети дошкольного возраста. Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.

Анализируя опыт работы и возрастные особенности детей дошкольного возраста, мы сделали вывод, что наиболее эффективной формой нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста является сказка.

Работа со сказкой различные формы и методы: организация «комнаты сказок» со «сказочным» оформлением, чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое. Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей. Недаром они составляют часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. В. А. Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению, сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине.

В споре народного героя с отрицательным персонажем решается вопрос о торжестве добра и наказании зла. Сказка вызывает протест против существующей действительности, учит мечтать, заставляет творчески мыслить и любить будущее человечества. Сложная картина жизни представляется детям в сказке в виде простой, наглядной схемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самой действительности.

Во многих сказках воспеваются находчивость, взаимопомощь и дружба. Многие сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение этого средства.

Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к нему внимание детей. Поэтому правомерно утверждение, что в сказках учитываются психические особенности детей, прежде всего неустойчивость и подвижность их внимания.

Образность - важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т. п.

Ребенок, слушая сказку, повторяет на реальном (бытовом) материале тот фантастический путь, который проходит сказочный персонаж в течение сказочного сюжета. Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника – все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.

Изучив специальную литературу, мы пришли к выводу, что специальных методических рекомендаций по использованию сказки с целью формирования нравственных качеств дошкольника в педагогической и психологической литературе недостаточно. Таким образом, была создана Программа «Развитие нравственности у детей дошкольного возраста через сказку».

Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем,  которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы (взрослые) заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее. Все начинается с воспитания в детстве. Дошкольное детство - очень важный этап в становлении личности ребенка. Очень важно, чтобы ребенок с детства усвоил свод нравственных понятий и человеческих ценностей.

Важную роль в процессе нравственного развития личности на ранних этапах являются семья, детский сад и средства массовой информации. Родители - первые главные учителя. Но сейчас время «трудное». Многие люди находятся под сильным влиянием идей материализма, у них искажаются представления о мире, личная выгода становится выше морали, честности, а это сказывается  пагубным образом на их духовном развитии.

Велика роль телевидения и средства массовой информации. В наше время телевидение и детский сад выступают соперниками в борьбе за ребенка.

На плечи воспитателей ложится большая задача. Она заключается в том, чтобы воспитать в душе ребенка духовное начало, развить чувства, чтобы он вырос не бездумным и равнодушным человеком.

Я считаю, что благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей – это художественная литература.

Проблема сохранения интересов к книге, к чтению в наше время требует повышенного внимания. Техника (аудио – видео - компьютерная) ослабила интерес к книге. Плоды этого мы уже начинаем пожинать сегодня: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков и, самое главное, искажение представлений о добре и зле. И поэтому проблема нравственного воспитания через художественную литературу никогда не представлялась такой острой, актуальной и значимой, как сегодня. А для младших дошкольников именно сказка является первым художественным произведением в их жизни.

      С давних времен утвердилось положение о решающей роли нравственного воспитания в развитии личности. « Нравственное воспитание – это особая форма многогранного процесса развития человека: сознательное и систематическое культивирование в нем общечеловеческих нравственных качеств: формирование способности жить согласно нормам и принципам морали с целью воплощения их в практической деятельности» (Социологический словарь). Нравственное воспитание детей – это привитие детям определенных нравственных качеств, принятых в нашем обществе. Если ребенку не давать правильные устои, азы моральных качеств, то он никогда не станет полноправным человеком в обществе. Я работаю с детьми младшего дошкольного возраста.

Технология опыта.

Из всего многообразия художественной литературы для нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста я выбрала детский фольклор:  малые фольклорные жанры и сказки.

Цель: Нравственное воспитание дошкольников  посредством  художественной литературы.

Я поставила перед собой следующие задачи:

Воспитательные

Воспитывать в детях любовь и уважение к книге, к художественному слову, фольклору.

Приобщить детей к истокам народной культуры.

Воспитывать эстетический и художественный вкус.

Способствовать формированию нравственных качеств: отзывчивость, дружелюбие, умение уступать, помогать друг другу и др.

Развивающие.

Содействовать развитию речи детей.

Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.

Создавать условия для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую деятельность, связанную с детским фольклором.

Обучающие.

Формировать  нравственные представления о нормах социальных отношений и моделях поведения.

Знакомить детей с художественной литературой.

Расширять представления об окружающем мире.

Учить видеть поступки героев и правильно оценивать их.

Эти задачи я решаю следующим образом:

Во второй младшей группе я знакомлю детей с жанром малого фольклора, в средней группе со сказками. Для реализации поставленных задач использую различные формы работы: чтение, обсуждение, пересказ,  театрализация, конкурсы, викторины. Предлагая детям песенку, потешку, использую музыкальное сопровождение, наглядный материал. Это различные виды театров, книжки раскладки, кубики.  Использую фольклор в организованно - образовательной деятельности и в режимных моментах.  Я организовываю предметно – развивающую среду в группе в соответствии  с изученным сказками. Так же у нас имеется детская библиотека, уголок чтения, мини - театральная студия.

Результативность.

Показатели знаний и умений детей.

Умение внимательно слушать чтение литературных произведений.

Умение выделять поступки героев, давать элементарную оценку.

Умение различать границы фантастического (сказочного) и реалистического в литературе.

Умение откликаться на комическое содержание, чувствовать юмор ситуации, слов, выражений.

Умение сопереживать героям.

Умение воспроизводить текст сказок при рассматривании иллюстраций.

Наличие потребности  в чтении, самостоятельное добровольное обращение к книгам.

Применение нравственного  урока из сказки на себя.

Умение аккуратно пользоваться книгой, бережно относиться, убирать на место.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщенный педагогический опыт по теме: «Нравственное воспитание ребенка дошкольного возраста посредством сказок в соответствии с ФГОС»

Обобщенный педагогический опыт «Нравственное воспитание ребенка дошкольного возраста  посредством сказок в соответствии с ФГОС»...

Обобщенный педагогический опыт по теме:«Нравственное воспитание ребенка дошкольного возраста посредством сказок »

Приобщение детей дошкольного возраста к общечеловеческим ценностям посредством сказок....

Влияние сказки на формирование личности. (Нравственное воспитание ребенка дошкольного возраста посредством сказок)

Приобщение детей дошкольного возраста к общечеловеческим ценностям посредством сказок....

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок.

Современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть формирования личности дошкольника происходит в семье и дет...

Обобщение опыта работы по теме «Нравственное воспитание ребенка дошкольного возраста посредством сказок в соответствии с ФГОС»

использование сказок в работе с детьми дошкольного возраста спосбствует формированию нравственно-этических представлений...

Мастер-класс для воспитателей «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством сказок»

Мастер – класс для воспитателей«Духовно-нравственноевоспитание детейдошкольного возраста посредством сказок»...