Мастер-класс для воспитателей «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством сказок»
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Мастер – класс для воспитателей

«Духовно-нравственное

воспитание детей

дошкольного возраста посредством сказок»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Таргонская Татьяна Сергеевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель: передача опыта использования технологии «Сказка-терапия» в воспитании духовно - нравственных качеств у детей дошкольного возраста.

Задачи: дать элементарные представления педагогам о  назначении сказкотерапии, как нетрадиционной форме  работы с дошкольниками в воспитании духовно - нравственных качеств.  Вызвать интерес к сказка-терапии, повысить профессиональную компетентность педагогов в её применении. Создать условия для включения всех участников в активную деятельность. Создать позитивный эмоциональный настрой.

Шаг 1 - Презентация опыта

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу представить вашему вниманию мастер– класс

 

Работая с детьми дошкольного возраста и наблюдая за ними, я определила для себя одну из важнейших задач в воспитании – это нравственное воспитание,  и  взяла за основу в нравственном воспитании художественную литературу. Проблема сохранения интереса к книге, к чтению в наше время требует повышенного внимания. Техника (аудио – видео - компьютерная) ослабила интерес к книге. Плоды этого мы уже начинаем пожинать сегодня: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков и, самое главное, искажение представлений о добре и зле. И поэтому проблема нравственного воспитания через художественную литературу никогда не представлялась такой острой, актуальной и значимой, как сегодня. А для младших дошкольников именно сказка является первым художественным произведением в их жизни. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного возраста и может оставаться с ним на всю жизнь.  Например: чем с утра до вечера твердить маленькой девочке, как плохо быть неряхой, лучше прочитать « Федорино горе» К. Чуковского и сказать, что ее игрушки тоже, наверное, убегут, обидевшись на беспорядок. С помощью сказки мы развиваем у ребёнка: умение слушать; умение познавать; умение сравнивать, сопоставлять; умение мыслить словами; связную речь; интерес к учебе; мышление; внимание; память; воображение; мимику лица и жесты; эстетические чувства; чувство юмора.

 С помощью сказки мы воспитываем у детей: Волю — сложное и многогранное качество личности; Веру в себя — умение противостоять неудачам; Смелость — самообладание, бесстрашие, умение вести себя достойно в критических ситуациях; Трудолюбие — нежелание сидеть без дела, стремление к полезному труду; Настойчивость — терпение и выдержку при достижении цели; Обязательность — умение держать слово; Оптимизм — веру в успех, увлечённость, душевный подъем; Целеустремлённость — умение определять цель и настойчиво добиваться её достижения; Доброту и честность.

 

 

Задачи: Активизация форм повышения квалификации педагогических работников дошкольного образовательного учреждения; В непринужденной и игровой форме способствовать закреплению знаний педагогов и провести анализ профессиональной компетентности педагогов в области устного народного творчества; Установление эмоциональной, благоприятной обстановки.

Проводится в форме игры – соревнования не выбирается жюри, не оценивается победитель – такой цели не ставится изначально. Для проведения игры приготовлен большой кубик с шестью цветными сторонами. У каждого цвета свое задание.

- Красный конкурс «Блиц - опрос»- для всех. Кто ответил правильно выходите и занимайте свои места, таким образом  разделились на две команды:

- Зеленый конкурс «Литературные анаграммы»

- Синий конкурс «Узнай и назови сказку »

- Желтый конкурс «Узнай героя по предметам»

- Оранжевый конкурс – Нарисуй героев сказки «Теремок»

- Сиреневый конкурс «Музыкальный»

 

- Красный конкурс «Блиц - опрос»

1 команда: Девочка кроваткой, которой была ореховая скорлупа.

2 команда: Имя бабушки, от которой ушла вся посуда.

1 команда: Сказочный герой, следящий за чистотой и гигиеной.

2 команда: Потеряла хрустальную туфельку.

1 команда: Злой разбойник, который живет в Африке.

2 команда: Сказочный герой с большими ушами, который искал друзей.

1 команда: Девочка из снега.

2 команда: Сказочный герой, который ни хотел учиться и ни чего не знал.

 

- Зеленый конкурс «Литературные анаграммы»

Анаграммы – это переставив местами буквы образовать новые слова.

и

л

а

с

 

и

 

р

ж

в

у

а

ь

л

 

 

о

к

а

з

-

д

а

р

е

з

е

 

 

с

о

м

е

р

е

 

о

к

л

я

з

т

 

 

и

т

р

 

д

е

д

м

я

в

е

 

 

р

а

ч

к

о

у

к

 

б

а

р

я

 

 

с

и

л

а

 

и

 

а

я

з

ц

 

 

 

- Синий конкурс «Узнай и назови сказку »

На листе бумаги нарисованы разноцветные геометрические фигуры. За каждой фигурой спрятался определённый сказочный персонаж. Внимательно посмотрите на эти фигуры и постарайтесь понять, какие названия сказок здесь зашифрованы.

Для первой команды:

– большой серый круг и семь маленьких треугольников («Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов»)

– три одинаковых розовых кружка («Три поросёнка»)

Для второй команды:

– три коричневых прямоугольника разных размеров: большой, средний, маленький («Три медведя»)

– оранжевый треугольник и серый прямоугольник («Лиса и журавль»)

 

- Желтый конкурс « Узнай героя по предметам» В коробочке лежат  предметы из сказок, сейчас мы с вами быстро определим в какой сказке есть эти предметы)

- Золотой ключик (Буратино)

- Горошина (королеве)

- Бумажный кораблик (стойкому оловянному солдатику)

- Скорлупа грецкого ореха (Дюймовочке)

- Термометр (доктору Айболиту)

- зеркальце (королеве)

- яйцо (курочке Рябе)

- мыло ( Мойдодыру)

- Воздушный шарик (Вини – пуху)

- тарелка, чашка (Федоре)

- скалка (Лисе)

- Монетка (Муха-цокотуха)

- Яблоко (Гуси-лебеди)

- Перо жар-птицы  (Конек-горбунок)

- Аленький цветочек (Настенька)

 

 

 

 

 

 

- Оранжевый конкурс – Нарисуй героев сказки «Теремок» (мышка, лягушка, заяц, лиса, кабан, волк, медведь). Вам надо преобразовывать кружки дорисовывая их.

 

 

              
 image image image image image image image
 
 

 

 

 

 

 

- Сиреневый конкурс «Музыкальный»

Участникам загадываются загадки:

1. Как называется русский трехструнный щипковый инструмент? (Балалайка)

2. Каким музыкальным инструментом владел Садко? (Гусли)

3. Как называется самый популярный жанр русской народной песни(Частушка)

4. Как называли человека, исполнявшего музыку на церковных колоколах? (Звонарь)

5. Назовите самый распространенный русский народный инструмент, имеющийся и сейчас во многих домах. (Деревянные ложки)

6. В лесу выросло,

Из лесу вынесли,

На руках плачет,

А на полу скачет. (Балалайка)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_vospit.docx31.89 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для воспитателей

«Духовно-нравственное

воспитание детей

дошкольного возраста посредством сказок»

Выполнила:

Таргонская Татьяна Сергеевна


Цель: передача опыта использования технологии «Сказка-терапия» в воспитании духовно - нравственных качеств у детей дошкольного возраста.

Задачи: дать элементарные представления педагогам о назначении сказкотерапии, как нетрадиционной форме работы с дошкольниками в воспитании духовно - нравственных качеств. Вызвать интерес к сказка-терапии, повысить профессиональную компетентность педагогов в её применении. Создать условия для включения всех участников в активную деятельность. Создать позитивный эмоциональный настрой.

Шаг 1 - Презентация опыта

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу представить вашему вниманию мастер– класс

Работая с детьми дошкольного возраста и наблюдая за ними, я определила для себя одну из важнейших задач в воспитании – это нравственное воспитание, и взяла за основу в нравственном воспитании художественную литературу. Проблема сохранения интереса к книге, к чтению в наше время требует повышенного внимания. Техника (аудио – видео - компьютерная) ослабила интерес к книге. Плоды этого мы уже начинаем пожинать сегодня: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков и, самое главное, искажение представлений о добре и зле. И поэтому проблема нравственного воспитания через художественную литературу никогда не представлялась такой острой, актуальной и значимой, как сегодня. А для младших дошкольников именно сказка является первым художественным произведением в их жизни. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного возраста и может оставаться с ним на всю жизнь. Например: чем с утра до вечера твердить маленькой девочке, как плохо быть неряхой, лучше прочитать « Федорино горе» К. Чуковского и сказать, что ее игрушки тоже, наверное, убегут, обидевшись на беспорядок. С помощью сказки мы развиваем у ребёнка: умение слушать; умение познавать; умение сравнивать, сопоставлять; умение мыслить словами; связную речь; интерес к учебе; мышление; внимание; память; воображение; мимику лица и жесты; эстетические чувства; чувство юмора.

С помощью сказки мы воспитываем у детей: Волю — сложное и многогранное качество личности; Веру в себя — умение противостоять неудачам; Смелость — самообладание, бесстрашие, умение вести себя достойно в критических ситуациях; Трудолюбие — нежелание сидеть без дела, стремление к полезному труду; Настойчивость — терпение и выдержку при достижении цели; Обязательность — умение держать слово; Оптимизм — веру в успех, увлечённость, душевный подъем; Целеустремлённость — умение определять цель и настойчиво добиваться её достижения; Доброту и честность.

Задачи: Активизация форм повышения квалификации педагогических работников дошкольного образовательного учреждения; В непринужденной и игровой форме способствовать закреплению знаний педагогов и провести анализ профессиональной компетентности педагогов в области устного народного творчества; Установление эмоциональной, благоприятной обстановки.

Проводится в форме игры – соревнования не выбирается жюри, не оценивается победитель – такой цели не ставится изначально. Для проведения игры приготовлен большой кубик с шестью цветными сторонами. У каждого цвета свое задание.

- Красный конкурс «Блиц - опрос»- для всех. Кто ответил правильно выходите и занимайте свои места, таким образом разделились на две команды:

- Зеленый конкурс «Литературные анаграммы»

- Синий конкурс «Узнай и назови сказку »

- Желтый конкурс «Узнай героя по предметам»

- Оранжевый конкурс – Нарисуй героев сказки «Теремок»

- Сиреневый конкурс «Музыкальный»

- Красный конкурс «Блиц - опрос»

1 команда: Девочка кроваткой, которой была ореховая скорлупа.

2 команда: Имя бабушки, от которой ушла вся посуда.

1 команда: Сказочный герой, следящий за чистотой и гигиеной.

2 команда: Потеряла хрустальную туфельку.

1 команда: Злой разбойник, который живет в Африке.

2 команда: Сказочный герой с большими ушами, который искал друзей.

1 команда: Девочка из снега.

2 команда: Сказочный герой, который ни хотел учиться и ни чего не знал.

- Зеленый конкурс «Литературные анаграммы»

Анаграммы – это переставив местами буквы образовать новые слова.

и

л

а

с

и

р

ж

в

у

а

ь

л

о

к

а

з

-

д

а

р

е

з

е

с

о

м

е

р

е

о

к

л

я

з

т

и

т

р

д

е

д

м

я

в

е

р

а

ч

к

о

у

к

б

а

р

я

с

и

л

а

и

а

я

з

ц

- Синий конкурс «Узнай и назови сказку »

На листе бумаги нарисованы разноцветные геометрические фигуры. За каждой фигурой спрятался определённый сказочный персонаж. Внимательно посмотрите на эти фигуры и постарайтесь понять, какие названия сказок здесь зашифрованы.

Для первой команды:

– большой серый круг и семь маленьких треугольников («Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов»)

– три одинаковых розовых кружка («Три поросёнка»)

Для второй команды:

– три коричневых прямоугольника разных размеров: большой, средний, маленький («Три медведя»)

– оранжевый треугольник и серый прямоугольник («Лиса и журавль»)

- Желтый конкурс « Узнай героя по предметам» В коробочке лежат предметы из сказок, сейчас мы с вами быстро определим в какой сказке есть эти предметы)

- Золотой ключик (Буратино)

- Горошина (королеве)

- Бумажный кораблик (стойкому оловянному солдатику)

- Скорлупа грецкого ореха (Дюймовочке)

- Термометр (доктору Айболиту)

- зеркальце (королеве)

- яйцо (курочке Рябе)

- мыло ( Мойдодыру)

- Воздушный шарик (Вини – пуху)

- тарелка, чашка (Федоре)

- скалка (Лисе)

- Монетка (Муха-цокотуха)

- Яблоко (Гуси-лебеди)

- Перо жар-птицы (Конек-горбунок)

- Аленький цветочек (Настенька)

- Оранжевый конкурс – Нарисуй героев сказки «Теремок» (мышка, лягушка, заяц, лиса, кабан, волк, медведь). Вам надо преобразовывать кружки дорисовывая их.

- Сиреневый конкурс «Музыкальный»

Участникам загадываются загадки:

1. Как называется русский трехструнный щипковый инструмент? (Балалайка)

2. Каким музыкальным инструментом владел Садко? (Гусли)

3. Как называется самый популярный жанр русской народной песни? (Частушка)

4. Как называли человека, исполнявшего музыку на церковных колоколах? (Звонарь)

5. Назовите самый распространенный русский народный инструмент, имеющийся и сейчас во многих домах. (Деревянные ложки)

6. В лесу выросло,

Из лесу вынесли,

На руках плачет,

А на полу скачет. (Балалайка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

Чтобы Ребёнок познал и присвоил многообразие внешнего мира, взрослые – педагоги, родители, должны помочь ему освоить адекватные способы познания. Важным аспектом в этом является приобщение дошкольнико...

Развитие духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством взаимодействия ДОУ и семьи

Детский сад – маленький мир в жизни малыша, ступень, новый этап, к которому важно подготовиться как ребенку, так и родителям. Придя в детский сад, первыми знакомятся с воспитателями именно родит...

Мастер – класс «Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии»

Сегодня особенно остро назрели проблемы, связанные с нравственной культурой личности, которая проявляется во взаимоотношениях людей, в проявлении таких нравственных качеств, как доброта, милосердие, с...

МАСТЕР – КЛАСС НА ТЕМУ: ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРУ

Все начинается с детства: первые шаги, первые знания о мире. И оттого, как этот мир встретит маленького человека, возможно, зависит вся его дальнейшая судьба....

Мастер – класс «Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством сказки»

Дать элементарные представления педагогам о назначении сказкотерапии, как нетрадиционной форме работы с дошкольниками в воспитании духовно - нравственных качеств.  Вызвать интерес к сказкотерапии...

Мастер – класс для воспитателей «Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством сказка-терапии»

Цель: передача опыта использования технологии «Сказка-терапия» в воспитании духовно - нравственных качеств у детей дошкольного возраста.Задачи: дать элементарные представления педагогам о...

Мастер – класс «Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии»

Данный мастер- класс для педагогов по воспитанию духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии...