«Развиваем ребенка с помощью технологии ТРИЗ»
консультация (подготовительная группа) на тему

Мингалимова Гулия Саубановна

Познакомить родителей с играми по развитию творческих способностей детей. Помочь родителям понять значимость игр в развитии ребёнка. Учить использовать в общении с детьми игры, способствующие развитию детского творчества, повышать педагогическую культуру родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx26.06 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

"Развитие ребенка с помощью технологии ТРИЗ"

Цель: Познакомить родителей с играми по развитию творческих способностей детей. Помочь родителям понять значимость игр в развитии ребёнка. Учить использовать в общении с детьми игры, способствующие развитию детского творчества, повышать педагогическую культуру родителей.

   Развитие познавательной деятельности ребёнка эффективнее всего осуществляется в процессе игры. Опора на игру является основным путём включения детей в учебно-познавательную деятельность и в то же время способом раскрытия личности, развития её способностей. Игры способствуют умственному и социальному развитию ребенка.    Содержание их направлено на развитие внимания, восприятия, мышления, воображения.

Терпение и доброжелательность, фиксация внимания ребёнка на успехе, использование словесных поощрений и разных форм несловесной поддержки (улыбка, пожатие руки и т.д.) позволят взрослым не только удовлетворить детей в познании, но и создать психологический комфорт в семье.

   Играть с ребёнком можно перед сном, во время болезни, в плохую погоду, на кухне, во время прогулок.

   Одно из главных направлений технологии ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) - знакомить детей с противоречиями. Это один из способов показывать жизнь ребенку такой, какая она есть - противоречивой. Каждый день и каждый час мы сталкиваемся с массой противоречивых явлений и понятий (если я рано встану, то успею на работу, но не высплюсь; если полечу на самолёте, то доберусь быстрее, но билет стоит дороже).

   Первый шаг к тому, чтобы ребёнка научить решать задачу, противоречие - это видеть в предмете хорошее и плохое. С этой цель с детьми можно играть в игру «Хорошо - плохо».    На первый взгляд она кажется простой (если преподносить истины по старинке, в чёрно-белом варианте: драться это плохо, а дружить - это хорошо). А если давать эту игру и открывать перед детьми настоящий окружающий мир, значит, нужно действовать по правилам: все явления, предметы, поступки сказки рассматривать в начале с хорошей позиции, затем с плохой, но обязательно вернуться к положительному,  хорошему, помня о том, что мы формируем совсем маленького ребёнка. Для более глубокого понимания этой философской игры приведу несколько примеров: Сказка — это хорошо или плохо?

-​ А что хорошего в сказке?

- ​ В сказке есть хорошие герои? Назовите?

-​ А в сказке есть плохие герои? Кто плохие? (Баба-Яга, Кощей Бессмертный ...)

- А почему они плохие?

-​ Что хорошего может происходить со сказочными героями?

 - А что плохого может произойти с ними7

 Тогда получится, что в сказке есть и хорошее и плохое. Но в сказке всегда происходит что-нибудь необычное, интересное, волшебное

   А сейчас используем игру «Хорошо плохо» для анализа героев в любой ситуации известной сказки «Рукавичка»

Хорошо:

Для деда (потерял рукавичку): баба сошьёт новую;

Для зверей (нашли): будет где жить, спрятаться от холода, будет вместе весело.

 Для рукавички: она не пропадёт даром, пригодится зверям.

 Дед (нашёл): радость, не будут мёрзнуть руки, не надо шить новые.

 Для рукавички (нашёл): она сшита по руке деда, ей удобно только на руке деда, дед после работы высушит её на печке.

Плохо:

Для деда (потерял): будут мерзнуть руки, неудобно работать, бабка недовольна:

Для зверей (нашли): всем в рукавичке тесно, рукавичка на дороге, могут на неё наехать:

Для рукавички: будет лежать, может занести снегом, звери могут от тесноты порвать её:

Для зверей (дед нашёл): не будет тепло;

Для рукавички (нашёл): дед во время работы может порвать, потерять её снова и т д.

   Хорошо - плохо в природных явлениях

Зима это хорошо: можно кататься на санках, лыжах, играть в снежки, зимой самый чудесный праздник Новый год, но зима - это плохо: можно замёрзнуть, поскользнуться, много ненастных дней, рано темнеет, меньше встреч с друзьями, нужно много одежды надевать. И тем не менее, зима - это замечательно!

Дождь - это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев, для земли и будущего урожая, но плохо - намочит нас, бывает холодным...

   Во всех вариантах игр «Хорошо - плохо» нужно, повторяю, обязательно после рассматривания плохой стороны в итоге вернуться к хорошему.  Игра эта не надоест, будет проходить живо, если вы с ребёнком будете проигрывать её в ролях: мама будет говорить, что хорошо, ребёнок - что плохо (и наоборот) Кто первый закончил, тот проиграл.

   Весьма результативно будет, если ваш малыш сам начнёт игру. Ежедневно встречаясь с массой проблем, явлений, предметов - он уже будет маленьким  философом, анализируя окружающий мир и его противоречия с различных позиций.

   Игра «Наоборот» (Противоположные значения)

Игра «Противоположные значения» (этап 1 и 2) подготавливает детей к совладению таким инструментом ТРИЗ, как приём «наоборот».

   На первом этапе ведущий называет одно из слов - антонимов, а ребенок должен назвать слово, имеющее относительно названному противоположное значение. Например:  Много - мало. Узкий широкий. Больной - здоровый. День -ночь

   На втором этапе можно предложить детям вставлять недостающие слова противоположного значения в стихотворные строки.

Например:

Скажу я слово - высоко. А ты ответишь – низко. Скажу я слово - далеко. А ты ответишь - близко. Скажу тебе я слово - трус. Ответишь ты - храбрец. Теперь начало я скажу, Ну, отвечай... (конец).

С удовольствием ищут дети ответы на загадки:

Я антоним к слову лето,

В шубу снежную одета

Хоть люблю мороз сама

Потому что я ... (зима).

    К слову антоним дети привыкают быстро. Дети любят также выполнять и такое задание, как закончить самим народные пословицы, например:

Ученье - свет, а не ученье (тьма). Знай больше, а говори... (меньше) и т.д.

   На третьем этапе игру можно усложнять, подбирая слова противоположные по значению (функция):

Волк (злой) - бабушка (добрая) Карандаш и пишет - резинка (стирает)

   Только необходимо предложить ребёнку объяснить в каждом конкретном случае, почему он сделал такой выбор.

   Этот этап игры позволяет сравнивать не только сказочные персонажи типа «Золушка (ласковая) - мачеха (грубая)», но и все, что детей окружает в комнате. Можно предложить для сравнения игрушки, природные явления, а также семейные отношения («Я - моя семья»).

   Постепенно от объяснений ребёнком его выбора можно отказаться, так как прежде чем сказать слово, он его продумывает.

   Когда Выявление противоречий свойств перестанет вызывать трудности у детей, начиная с 4-5 лет можно переходить к следующему, четвертому этапу - где после нахождения противоположного слова нужно найти третье, которое несло бы в себе смысл первых двух слов.

 Например:

Горячий – холодный - утюг, солнце, ребенок (горячий, когда болеет). Тёмный – светлый - тельняшка (чёрно-белый телевизор) и т.д. Таким образом, здесь ребёнок непроизвольно начинает знакомиться со способами разрешения противоречивых требований к объекту или явлению, вплотную подходит к понятию «противоречие».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление педагогического опыта "Формирование монологической речи с помощью технологии ТРИЗ"

Методы ТРИЗ-технологии  позволили  создать  популярные  в  дошкольной практике  методики  по  формированию  речевых  навыков  дошкольников, котор...

"Развитие ребенка с помощью технологии ТРИЗ"

Цель: Познакомить родителей с играми по развитию творческих способностей детей. Помочь родителям понять значимость игр в развитии ребёнка. Учить использовать в общении с детьми игры, способствующие ра...

Консультация для родителей "Развитие ребёнка с помощью технологии ТРИЗ"

В консультации представлена информация о технологии ТРИЗ в играх, используемых для совместной деятельности с детьми....

Перспективный план развития словесного творчества детей старшего дошкольного возраста с помощью технологии ТРИЗ

В плане отражена система работы по обучению дошкольников составлению загадок. с помощью технологии ТРИЗ....

Проект "РАЗВИТИЕ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И СОЗДАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПРОДУКТА В РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПОМОЩЬЮ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ РАБОТЫ НАД СЮЖЕТНОЙ КАРТИНОЙ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Тема  самообразованияРАЗВИТИЕ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И  СОЗДАНИЕ     ТВОРЧЕСКОГО ПРОДУКТА В РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПОМОЩЬЮ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ  В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ РАБО...