Познавательное развитие: экспериментирование и исследование в детском саду
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Что такое познавательное развитие, что именно  дает ребенку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познавательное развитие ребенка: экспериментирование, исследование.

В познавательное развитие входят:

- Формирование элементарных математических представлений. 

- Ознакомление с миром природы. 

- Ознакомление с предметным окружением. 

- Ознакомление с социальным миром. 

- Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

 Сегодня, мы, хотели бы остановится на  последнем виде деятельности.

 Мы, конечно же знаем, что  ребенок по сути своей - исследователь. Он настолько неутомим, любопытен, любознателен, ведь  он все хочет знать и ему все интересно, и как убеждаются родители – ребенку обязательно необходимо везде сунуть свой нос.

 А от того, сколько разного и интересного  увидел ребенок, зависит то, какими знаниями он будет обладать. И если малыш  ничего, кроме квартиры, не видит и не знает, то и  мышление у него будет совсем узкое. Обязательно нужно развивать и поощрять познавательную активность ребенка. Об этом систематически мы говорим с родителями, готовим для них папки-передвижки, консультации, рекомендации, обсуждаем эту тему на родительских собраниях, круглых столах.  

  Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает вовлечение малыша в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности. В детском саду мы стараемся  все создать  для того, чтобы маленький исследователь смог удовлетворить свое любопытство. Актуальный метод, который дает свои результаты – это метод экспериментирования, это практическая деятельность поискового характера. Метод этот направлен на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений.  В этом виде деятельности дошкольник (с большим для негоудовольствием) выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него.

Ведь на современном этапе развития общества, последнему нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления. Люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. И помочь родителям вырастить такого «востребованного обществом» человека и старается детский сад.

 Именно детское экспериментирование и исследование будет являться ведущим на протяжении всего дошкольного детства, и формировать гражданина современного общества. Ребенок постоянно настроен на познание окружающего, ведь это вполне естественное для него состояние. Ведь только вспомните своего совсем маленького ребенка – малыш мнет, рвет бумагу – он смотрит, а что же получится; а первые опыты с шаром – он катится, а кубик, ведет себя совсем не как шар. Ребенок пробует все, он все хочет знать. Чем старше становится ребенок, тем более сложные вопросы его тревожат. И как мы советуем родителям – помогайте, подсказывайте, показывайте методы исследования, поощряйте поисковую активность ребенка. Ведь именно так ребенок получает знания и представления о окружающем мире.

 Наша задача, помочь ребенку сделать его исследования полезными, помочь ему. Кому то помочь при выборе объекта исследования, кому то при поиске метода изучения, кому то при сборе или обобщении материала. А самое главное ребенок должен довести свое дело до логического завершения, он должен увидеть свой результат. Так как именно на своем опыте ребенок сделает  умозаключения.

  Чтобы получить такой результат, конечно же, именно педагогу предстоит большая и очень важная работа. Он должен продумать тему, которая увлечет ребенка (и которая будет выполнима, а решение ее  принесет реальную пользу участникам исследования, а значит она должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности), педагог должен точно сформулировать вопросы, задачи и последовательность.

  И  конечно же тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Так как дети не всегда способны концентрировать собственное внимание на одном объекте долговременно, поэтому следует стремиться к тому, чтобы  исследовательские опыты не требовали длительного времени. Конечно же, нужно смотреть в какой возрастной группе проходит экспериментирование или исследование.

 Чем же так плодотворен эксперимент? Все очень и очень просто – именно таким образом наши детки получают самые прочные, и несомненно очень ценные знания. А почему они именно такие? А потому, что эти знания получены в ходе именно своих собственных изысканий.

 Детям очень нравится работать в лаборатории, экспериментировать, проверять свои предположения. А потом обсуждать полученные данные, делиться своими эмоциями, спорить, доказывать, рассуждать.

 Уже очень много опытов, экспериментов и исследований пройдено, все было детям интересно, но очень хотелось бы отметить:

- проростки картофеля в темной коробке;

- сколько воды уходит во время чистки зубов;

- образование цветов спектра;

- почему корабль не тонет;

- почему  рыбки летят;

- как появляется цветок;

- что выдержит бумага и почему:

- невидимое письмо.

 Мы, стараемся что бы наши дети стали успешными в будущем, развитыми и социально активными людьми, в этом нам помогает экспериментирование и исследование, и мы с удовольствием и дальше будем развивать и использовать эти методы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию детей в подготовительной группе детского сада

Мини-музей ,,Путешествие в прошлое. Чем пользовались люди до изобретения электроприборов.”...

Конспект занятия по по познавательному развитию для детей старшей группы детского сада на тему: «В мире доброты»

Главная цель занятия: воспитывать любовь, уважение друг к другу, окружающим людям. Углублять представление о добре как ценном, неотъемлемом качестве человека. Совершенствовать коммуникативные навыки (...

Мастер- класс для воспитателей «Познавательное развитие с палочками Кюизенера» в детском саду

Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по познавательному развитию. Повышение уровня профессионализма воспитателей...

Конспект занятия по познавательному развитию во второй младшей группе детского сада «Путешествие солнышка»

Конспект занятия по познавательному развитию. Ознакомление детей с временными понятиями: утро, день, вечер, ночь....