Если без наказаний обойтись нельзя...
консультация (младшая группа) на тему

Фаррахова Гузель Нургисовна

Надо помнить о некоторых правилах, которые рекомендует применять В.И.Леви

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bez_nakazaniy_razdatka_shmr.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

   Если без наказаний обойтись нельзя, то надо помнить о некоторых правилах, которые рекомендует применять В.И.Леви:

  • Наказание всегда должно исходить из мотива поступка. Не редко бывает, что результат поступка оказался тяжёлым, хотя мотив, которым руководствовался ребёнок, был положительным. Например, ребёнок заступился за младшего (девочку) и ударил обидчика.
  • Основания для наказания могут быть только безнравственные поступки: сознательное нарушение интересов семьи, отказ подчиняться разумному требованию, неряшливое отношение к вещам, причинение обиды или вреда кому-нибудь из окружающих, грубость и др.
  • Чтобы наказание осознавалось ребёнком, оно должно быть справедливым, адекватным его вины.
  • Наказания не должны быть слишком частыми, так как дети привыкают к ним и становятся равнодушными к действию родителей.
  • Следует учитывать срок давности поступка. Запоздалые наказания напоминают ребёнку прошлое, не дают стать другим. Наказан – прощён, инцидент исчерпан, о старых поступках ни слова.
  • Нельзя наказывать и ругать ребёнка, когда он болеет, ест, перед сном, во время игры, во время занятий, сразу после физической и душевной травмы.
  • Нельзя наказывать ребёнка, когда у него что-либо не получается.
  • Следует отказаться от наказания, когда вы огорчены, расстроены, больны.
  • Наказание не должно вредить здоровью.
  • За один проступок – одно наказание.

   Наказание является самым слабым средством подавления у детей нежелательных поступков. У ребёнка затормозить реакцию  с помощью наказания удаётся только в 47 процентов случаев. Поощрение, например, когда ребёнка хвалят за то, что он удержался от плохого поступка, является более сильным средством. Эффект наказания от раза к разу слабеет, и в этом заключается недостаток. Например, ребёнок стремиться взять в руки какую-нибудь вещь, которую ему не разрешают брать. За непослушание его ставят в угол, однако через некоторое время он опять пытается взять эту вещь. И его снова наказывают.

   Установлено, что запрет действует лишь в том случае, если он используется до того, как ребёнок хотя бы однократно осуществил запрещённое действие. Если он проделал это действие уже один или несколько раз, например, взял предмет, который брать запрещено, то в дальнейшем даже полный запрет и наказание подавляют эту реакцию только частично и не во всех случаях. Однократное наказание не может угасить действие системы условных рефлексов.

   Педагогам и родителям приходится постепенно усиливать свои меры наказания, и оно в таком случае травмирует нервную систему ребёнка. Результаты при этом бывают хуже.

         Брать слово с ребёнка также ненадёжное воспитательное средство. Если у него нет навыков самостоятельных занятий, то сколько обещаний он ни даст, выполнить их он всё равно не сумеет. Этот метод лишь подрывает веру в свои силы и ухудшает эмоциональный фон  выработки новой системы рефлексов.

К педагогически оправданным наказаниям относятся:

  • замечание, сделанное так, чтобы оно дошло до сознания ребёнка;
  • выговор – серьёзно и строго поговорить о недопустимости недостойного поведения;
  • лишение ребёнка чего-то приятного, без чего можно обойтись: просмотр любимых телепередач, лакомств и др., но важно, чтобы он знал, за что наказан.

   Метод игнорирования спорный, он заключается в том, что с ребёнком не общаются близкие, но и в этом случае он должен знать, за что наказан. Игнорировать ребёнка можно не больше нескольких минут.

  • Недопустимо наказание детей трудом, поскольку труд должен быть радостью. Можно использовать наказания как метод «естественных последствий»: насорил – убери за собой. Кроме того, очень полезно дать ребёнку, что он страдает из-за своего непослушания. Например, опоздали на автобус, и теперь его придётся долго ждать; или же вовремя не захотел убрать игрушки – меньше времени останется на занятие любимым делом.
  • Осторожно используйте насмешки, поскольку они могут вызывать потерю родительского доверия.
  • Недопустимо злоупотреблять  запретами, так как бесконечные запреты вызывают у ребёнка стремление противодействовать им. Взрослые должны чётко определить, что ребёнку можно, а что нельзя, мотивировать это.
  • Научитесь и научите прощать. Прощение – огромный труд, мало сказать: «Прости»,  нежно обняв за плечи, важно, действительно, простить и отпустить обиду (необходимо всячески бороться с мыслью: «Я тебе припомню»). Неся обиду в сердце вы лишаете себя радости ощущения.
  •      Научитесь и научите общаться. Обращайтесь всегда, по любому поводу, обсуждайте всё, даже непонятные вопросы (многие взрослые говорят ещё «глупые вопросы» - поверьте, нет глупых вопросов). Станьте авторитетным другом для своего малыша!
  •    Научитесь и научите быть Ласковым. Прощение невозможно без ласки. Даже строгие папы и мамы должны уметь быть ласковыми. Никогда не скупитесь на ласку и обнимания (детей невозможно перелюбить и заласкать и тем избаловать нежностью).

   Чтобы наказаний было меньше, запомните – малыши – это исследователи и разрушители, поэтому подготовьте своё жилище и себя к великим раскопкам и наводнениям. Малыши обязательно будут: ломать, крушить, исследовать (спрячьте серьёзные и важные документы и кладите их повыше, подальше), рвать и стричь (покажите, что происходит с предметами при горении, позвольте обжечься и окажите первую помощь). После такой подготовки конфликтов и наказаний не будет или будет, но осень мало.

  •    Прошу, не спешите наказывать ваших маленьких ангелов! Остановитесь и подумайте. Всё ли вы сделали для того, чтобы ваш малыш  «не трепал вам нервы», доступно ли объяснили правила поведения и ограничения. Может, стоит обсудить проблемную ситуацию вместе с малышом – пусть встанет он на место родителя и сам себя накажет (да и таким нестандартным способом надо пользоваться), можно составить договор «Проступок – Наказание».
  • ВАЖНО – Родители должны быть едины во взглядах на воспитание, пока нет единства мнений между родителями – наказывать нельзя!

Желаю Вам побольше смеха, счастья и взаимопонимания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Можно ли обойтись без наказаний" - материал к родительскому собранию

Наказание – сильно действующий метод воспитания, но его надо применять осторожно, с учетом многих   обстоятельств. Можно ли обойтись без наказаний? - вот вопрос, который предлагается родител...

Можно ли обойтись без наказаний?

Конспект родительского собрания в старшей группе «Можно ли обойтись без наказаний?»...

Можно ли обойтись без наказаний

Педагогический семинар для родителей...

Беседа "Можно ли обойтись без наказаний?"

Цель: дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по-новому на использование наказаний, переосмыслить их. Сегодня мы с вами поговорим о важной проблеме, с ко...

«Можно ли обойтись без наказаний?» с родителями второй младшей группы №8

Дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по-новому на использование наказаний, переосмыслить их....

Ток-шоу "Можно ли обойтись без наказаний?"

дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по-новому на использование наказаний, переосмыслить их....

"Если без наказания нельзя обойтись"

консультация для родителей...