Можно ли обойтись без наказаний
презентация по теме
Предварительный просмотр:
Педагогический семинар
На тему: « Можно ли обойтись без наказаний»
Можно ли обойтись без наказаний
Цель: Дать родителям возможность задуматься над проблемой воспитания детей, посмотреть по- новому на использование наказаний, переосмыслить их.
- Ув. Родители, сегодня мы с вами поговорим о важной проблеме, с которой сталкиваются все – и взрослые, и дети, - о проблеме целесообразности применения наказаний.
Хочу предложить вам немного поговорить на эту тему. И задать вам ряд вопросов.
- как вы считаете, что дает наказание ребенку?
- как часто можно ли использовать этот метод?
- можно ли без него обойтись?
- есть ли приемлемые наказания?
- как вы расцениваете слова А.С. Макаренко о том, что в хорошей семье наказаний никогда не бывает и это самый правильный путь семейного воспитания.
Я предлагаю вам высказать разные позиции и рассмотреть их повнимательнее.
1 позиция. «За» наказания. Для чего родители используют его? (ребенок делает назло, не понимает слов), а как только шлепнуть, сразу понимает и родителям становиться легче. – Нас били родители и ничего…» - говорят они.
- Вероятно, вы замечали, что дети используют опыт воспитания своих родителей в играх и собственных суждениях? А вы не задумывались о том, что ребенок такой же человек как и мы, он личность, только ниже ростом, и пока еще малоразвитым интеллектом, но у него также как и у вас есть права.
Нормативным документом о защите прав ребенка являются « Конвенция о правах ребенка», которую в 1989 году приняла ООН. В ней сказано, что дети имеют право на защиту и помощь; ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья. Любви и понимания. Нарушение прав детей часто возникают в результате некомпетентных воспитательных воздействий на ребенка.
Также в эти документы входят:
Федеральный закон « Об основных гарантиях прав ребенка в ДОУ», закон РФ « Об образовании», семейный и уголовный кодексы.
Согласно требованиям этих документов, ребенок имеет право на защиту от физического, психологического насилия, оскорбления или злоупотребления. Например, ударить ребенка – нарушить права. Унижение достоинства ребенка может привести к серьезному психологическому ущербу. Важно соблюдать неприкосновенность личности. Определять только поступки, действия, говорить не «Ты плохой» , а «ты поступил плохо». Давать только положительные авансы. Нельзя лишать ребенка заслуженной похвалы, не отнимать подаренного.
Позиция № 2 « Против наказания».
Л.Н. Толстой писал: « Наказание вредно потому, что оно озлобляет того, кого наказывают…Желание наказать есть желание мести.
Прибегая к физической силе, родители лишь доказывают полную неспособность и неумение найти разумный способ воздействия на ребенка. В последствии физических наказаний страдает здоровье ребенка. Но самый большой вред в том, что наказания унижают личность детей, убеждают в собственном бессилии, порождают озлобление. Физические наказания учат детей неправильному способу решения проблем. Рукоприкладство родителей освобождает ребенка от чувства вины и он считает, что волен поступать так, как ему вздумается, развивает упрямство. Дети с сильной нервной системой вырастают грубыми, жестокими, лживыми. Дети со слабой нервной системой боязливыми, вялыми, нерешительными. И у тех и у других возникает отчужденность в отношениях с родителями, они перестают уважать старших, считаться с ними, испытывают чувство мести, страх.
- Может, есть желающие привести примеры из опыта, приобретенного в собственном детстве?
- Мой пример « Почему я стала воспитателем?»
Вопрос: Каково ваше мнение по поводу такого высказывания « Роль любящего слова велика и с ним не может сравниться никакое наказание!»
Далее хочу познакомить вас с мнением врача психоневролога.
Одна из характерных черт последних столетий – отказ от использования резких болевых воздействий в воспитании. Обучении, дрессировке. Болевые методы, не оправдавшие себя даже в уголовном наказании, не помогают, затягивают дрессировку животного.
Суть воспитателя сегодня – создание у ребенка сложной системы тонких дифференцированных навыков труда, учебной работы. Поведения. Полагаться здесь на низкие методы воздействия не только негуманно и несовременно, но и попросту бессмысленно с точки зрения психоневрологии.
Сегодня оружие воспитателя – доброе слово, терпеливое разумное воздействие, помощь, поддержка. Итак, принцип физических наказаний недопустим не только с точки зрения педагогики, но и психоневрологии. Такое воспитание противоречит самой человеческой природе.
- В чем, по- вашему мнению, заключается вред запугивания ребенка?
Использование угроз и различных видов запугивания приводит к появлению детских страхов, тревожности. Ребенок начинает бояться темноты, одиночества, врачей.
А сейчас немного о психологии. Каждый ребенок ждет подтверждения, что он хороший, что его любят, что он может справиться с любыми делами. Основа самооценки закладывается очень рано, в первые года жизни ребенка. По мнению ученых, эмоциональный комфорт ребенка в семье является важным условием его нормального развития и благополучного вхождения в мир культуры и социальных отношений. Исследования психологов свидетельствуют, что чувства, сформированные в раннем детстве, впоследствии переносятся на другие объекты и других людей, формируя у каждого человека особый стиль отношений с окружающими. Формирующиеся отношения ребенка к другим определяется, прежде всего, отношением к нему самому родных и близких в семье.
Мнения педагогов у вас в памятках: « Если без наказаний нельзя обойтись, то надо помнить о некоторых правилах».
Существует мнение психологов, что наказание является самым слабым средством подавления у детей нежелательных поступков. У ребенка в возрасте от 3 до 5 лет затормозить реакцию с помощью наказания удается только в 47% случаев. Поощрение, например, когда ребенка хвалят за то, что он удержался от плохого поступка, является более сильным средством.
Брать слово с ребенка тоже ненадежное средство. Если у него нет навыков самостоятельных занятий, то сколько обещаний он не дает, выполнить их все равно не сумеет. Этот метод лишь подрывает веру ребенка в свои силы.
Возникает вопрос: А как же можно наказывать?
К педагогически оправданным наказаниям относятся:
- Замечание, но сделанное так, чтобы оно дошло до сознания ребенка;
- Выговор – серьезно и строго поговорить с ребенком о недоступности недостойного поведения.
- Лишение ребенка чего- то приятного, без чего можно обойтись: просмотр мультфильмов, лакомств, но важно, чтобы он знал, за что наказан.
- Недопустимо наказание ребенка трудом, поскольку труд должен быть радостью.
- Иногда можно использовать наказания как метод « естественных последствий» - насорил – убери за собой. Кроме того. Очень полезно дать понять ребенку, что он сам страдает из- за своего непослушания.
- Осторожно используйте насмешки, поскольку они могут вызвать потерю родительского доверия.
- Недопустимо злоупотреблять запретами, так как бесконечные запреты вызывают у ребенка стремление противодействовать им.
Взрослые должны четко определить, что ребенку можно, а что нельзя, мотивировать это.
Ситуация для анализа.
- Мама воспитатель меня похвалила за лучший рисунок и дала задание на дом – сделать рисунок для выставки!
Девочка радостно скачет вокруг мамы, предлагая вечером заняться рисованием.
- Лучше расскажи, что ты натворила вчера и вообще пока придем домой будет уже поздно.
Дома девочка делает второй заход с папой.
- Мне не до рисунков, в следующий раз.
Утром в саду девочка говорит воспитателю, что папа хотел вас обмануть, сказать, что рисунок забыли…
Вопросы: Что испытывает ребенок в подобном случае?
Чем в дальнейшем чревато невнимание родителей к проблемам детей?
Как вы относитесь к делам ребенка, стараетесь ли поддержать его стремление поделиться с вами своими радостями и огорчениями?
У ребенка имеется потребность в общении с близкими людьми. Если родители не реализуют ее, то ребенок найдет другого человека, с которым будет общаться, делиться своими проблемами. Иногда родители удивляются, почему они последними узнают о событиях в жизни ребенка.
Подведем итог нашего собрания.
Наказание – сильно действующий метод воспитания, но его надо применять осторожно, с учетом многих обстоятельств. Не спешите с выводами, не унижайте ребенка, не кричите на него, не оттачивайте на детях свое остроумие.
Наказание должно быть педагогически оправданным. Физические наказания недопустимы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Можно ли обойтись без наказаний" - материал к родительскому собранию
Наказание – сильно действующий метод воспитания, но его надо применять осторожно, с учетом многих обстоятельств. Можно ли обойтись без наказаний? - вот вопрос, который предлагается родител...
Можно ли обойтись без наказаний?
Конспект родительского собрания в старшей группе «Можно ли обойтись без наказаний?»...
Беседа "Можно ли обойтись без наказаний?"
Цель: дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по-новому на использование наказаний, переосмыслить их. Сегодня мы с вами поговорим о важной проблеме, с ко...
«Можно ли обойтись без наказаний?» с родителями второй младшей группы №8
Дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по-новому на использование наказаний, переосмыслить их....
Ток-шоу "Можно ли обойтись без наказаний?"
дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по-новому на использование наказаний, переосмыслить их....
Можно ли обойтись без наказаний?
Консультация для родителей...
Ток шоу «Можно ли обойтись без наказаний?»
Дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по – новому на использования наказаний, переосмыслить их.Предлагается обсудить разные точки зрения. Заранее можно подг...