«Можно ли обойтись без наказаний?» с родителями второй младшей группы №8
методическая разработка (младшая группа) по теме

Нина Яковлевна Белова

Дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по-новому на использование наказаний, переосмыслить их.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tok.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида с общеразвивающими группами

и группами для детей с нарушениями речи №365

Куйбышевского района г. Самары

Родительское собрание на тему:

«Можно ли обойтись без наказаний?»

с родителями второй младшей группы №8

Подготовила:

воспитатель

Белова Н.Я.

Самара 2008 г.

Цель:

Дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по-новому на использование наказаний, переосмыслить их.

Предлагается обсудить разные точки зрения. В ток-шоу  могут принимать участие разные специалисты: психологи, врачи.

 

Воспитатель:

Сегодня мы с Вами поговорим о важной проблеме, с которой сталкиваются все - и взрослые, и дети, - о проблеме целесообразности применения наказаний.

Отношение к наказаниям меняется на протяжении веков.Так, в пословицах и поговорках русского народа отражена необходимость физического наказания. Например, «Розгой в могилу ребенка не вгонишь, а калачом не выманишь», «Люби сына жезлом» и т.д.

  • Вопросы к слушателям:
  • Как вы считаете, что дает наказание ребенку?
  • Как часто можно использовать этот метод?
  • Можно ли без него обойтись?
  • Есть ли приемлемые наказания?
  • Как вы расцениваете слова А.С.Макаренко о том, что в хорошей семье наказаний никогда не бывает и это самый правильный путь семейного воспитания?

Предлагается высказать разные мнения

Первая позиция - «за» наказание. Их надо использовать, так как ребенок делает назло, не понимает слов, а как только его шлепнут, сразу понимает. И родителям становится легче. «Нас били родители и ничего…»- говорят они. Не зря наказания использовали раньше.

Воспитатель:

Вероятно, вы замечали, что дети используют опыт воспитания своих родителей в играх и собственных суждениях?

  • Пример.

Девочка, увидев в руках у воспитателя пояс от платья, спрашивает: «А вы кого парите?» (то есть порете).

Комментарий юриста (зачитывается «Конвенция о правах ребенка, принятая в ООН в 1989 году).

Аргументы против наказаний:

Эту точку зрения представляет кто-либо из присутствующих. Л.Н.Толстой писал: «Наказание вредно потому, что оно озлобляет того, кого наказывают…Желание наказать есть желание мести».

Недопустимы физические наказания. Прибегая к физической силе, родители лишь доказывают полную неспособность и неумение найти разумный способ воздействия на ребенка. Имелись случаи, когда последствиями физических наказаний были ослабление слуха и нервные заболевания. Но самый большой вред заключается в том, что физические наказания унижают личность ребенка, убеждают его в собственном бессилии, порождают озлобление. Ребенок теряет веру в свои силы и уважение к себе, то есть те ценные качества, которые родители должны особенно тщательно и любовно в нем воспитывать. Физические наказания учат детей неправильному, нецивилизованному способу решения проблем. Рукоприкладство родителей освобождает ребенка от чувства вины, и он считает, что волен поступать так, как ему вздумается, развивает у него упрямство. Дети с сильной нервной системой в результате физических наказаний вырастают грубыми, жестокими, лживыми, дети со слабой нервной системой- боязливыми, вялыми, нерешительными. У тех и у других вследствие физических наказаний возникает отчужденность в отношениях с родителями. Дети перестают уважать старших, считаться с ними, испытывают чувство мести, страх.

Можно предложить кому-либо из присутствующих привести примеры из опыта, приобретенного в собственном детстве: как на них повлияло несправедливое наказание со стороны близких людей, что они испытывали.

  • Вопрос:

Каково ваше мнение по поводу высказывания П.Ф.Лесгафта о том, что роль любящего слова велика и с ним не может сравниваться никакое наказание.

Мнение врача психоневролога: (выступление врача)

  • Вопрос к слушателям:

В чем, по-вашему, заключается вред запугивания ребенка?

Часто взрослые грозятся отдать ребенка дядьке, посадить в мешок, уйти, сделать укол. Можно провести по этому вопросу дискуссию. Обратить внимание на последствия этих методов воспитания. Часто взрослые не выполняют обещанное, и ребенок привыкает к угрозам. В то же время использование угроз и различных видов запугивания ребенка приводит к появлению детских страхов, тревожности. Ребенок начинает бояться темноты, одиночества.

Комментарий психолога: (выступление психолога).

  • Вопрос:

Есть ли педагогически оправданные наказания? Если да, то какие?

Смысл наказания - воздействие на эмоциональную сферу ребенка, вызвать у него чувство вины, раскаяния, огорчения, стыда.

Мнение педагога:

Наказание нельзя рассматривать как обязательный метод воздействия. В воспитании детей дошкольного возраста можно обойтись без него, если взрослый учитывает возрастные особенности, вдумчиво относится к индивидуальным особенностям ребенка.

Если без наказаний нельзя обойтись, то надо помнить о некоторых правилах, которые рекомендует применять В.Л.Леви.

  • Наказание всегда должно исходить из мотива поступка.

Нередко бывает, что результат поступка оказался тяжелым, хотя мотив, которым руководствовался ребенок, был положительным. Например, ребенок заступился за младшего и ударил обидчика.

  • Основанием для наказания могут быть только безнравственные поступки: сознательные нарушение интересов семьи, отказ подчиниться разумному требованию, неряшливое отношение к вещам, причинение обиды или вреда кому-нибудь из окружающих, грубость.
  • Чтобы наказание осознавалось ребенком, оно должно быть справедливым, адекватным его вины.
  • Наказания не должны быть слишком частыми, так как дети привыкают к ним и становятся равнодушными к воздействию родителей.
  • Следует учитывать срок давности поступка. Запоздалые наказания напоминают ребенку прошлое, но не дают стать другим. Наказан – прощен, инцидент исчерпан, о старых проступках – ни слова.
  •  Нельзя наказывать и ругать ребенка, когда он болен, ест, после сна, перед сном, во время занятий, во время игры, сразу после физической травмы.
  • Нельзя наказывать ребенка, когда у него что- либо не получается, но он старается.
  • Следует отказаться от наказания, когда вы огорчены, расстроены, больны.
  • Наказание не должно вредить здоровью.
  • За один проступок - одно наказание.

Как показывают исследования психологов, для родителей порой характерно так называемое эгоцентрическое поведение, то есть им трудно понять особенности поведения ребенка, несхожие с их представлением о должном.

Комментарии  психолога  (выступления психолога)

Ситуация для анализа:

Четырехлетний Алеша баловался за столом во время обеда, несмотря на замечания взрослых. В конце концов, он подавился и начал кашлять. Его наказали- -поставили в угол. После того как мальчик «отбыл наказание», отец спросил его:

-Будешь еще так делать?

-Нет, - ответил малыш.

- А ты понял, за что тебя наказали? – догадался спросить отец.

-Да, за то, что кашлял, - ответил ребенок.

(Можно предложить родителям поделиться опытом воспитания, применения эффективных, по их мнению, наказаний, имеющих педагогическую целесообразность. Воспитатель предлагает родителям самостоятельно назвать педагогически оправданные наказания).

К педагогически оправданным наказаниям относятся перечисленные ниже:

  • Замечание, но сделанное так, чтобы оно дошло до сознания ребенка;
  • Выговор - серьезно и строго поговорить о недопустимости недостойного поведения;
  • Лишение ребенка чего-то приятного, без чего можно обойтись: просмотр любимых телепередач, лакомств, но важно, чтобы он знал, за что наказан.

Метод игнорирования спорный, он заключается в том, что с ребенком не общаются близкие люди, но и в этом случае он должен знать, за что он наказан. Игнорировать ребенка можно не больше нескольких минут.

Целесообразно также предложить дискуссию о целесообразности использования этого метода

  • Недопустимо наказание детей трудом, поскольку труд должен быть радостью.
  • Иногда можно использовать наказания как метод «естественных последствий»: насорил – убери за собой, Кроме того, очень полезно дать понять ребенку, что он сам страдает из-за своего непослушания.
  • Осторожно используйте насмешки, поскольку они могут вызвать потерю родительского доверия.
  • Недопустимо злоупотреблять запретами, так как бесконечные запреты вызывают у ребенка стремление противодействовать им. Взрослые должны четко определить, что ребенку можно, а что нельзя, мотивировать это.

Рекомендуется отвлечь малыша. Так, маленькому ребенку можно напомнить, что он хотел рассказать о чем- то, предложить вместе чем-нибудь заняться. Но если этот метод не помогает и ребенок продолжает настаивать на своем, надо набраться терпения и не реагировать на его капризы. Здесь, безусловно, важно единство требований со стороны всех взрослых: стоит одному из них проявить слабость, пожалеть ребенка, разрешить сделать то, за что поругали, как весь эффект наказания будет нивилирован.

Ситуация для анализа:

-Папа, а меня Нина Петровна похвалила! Я запомнила стихотворение быстрее всех! Хочешь, расскажу? – Девочка радостно скачет, ей не терпится поделиться с отцом удачей.

-Лучше расскажи мне о своем поведении, что ты натворила вчера!- строго говорит отец.

Лицо дочери меркнет. Напрасно весь день вынашивала она в  себе заряд радости…Дома девочка делает еще один заход:

-Мама, хочешь, расскажу стихотворение про елочку?

- Мне не до елочки сейчас. В следующий раз расскажешь.

Вопросы:

  • Что испытывает ребенок в подобном случае, когда родители не стремятся его понять, разделить его радость?
  • Чем в дальнейшем чревато невнимание родителей к проблемам девочки?
  • Как вы относитесь к делам ребенка?
  • Стараетесь ли поддержать его стремление поделиться с вами своими радостями и огорчениями?

Комментарии психолога: (выступление психолога).

Ситуация для анализа:

Мама говорит четырехлетнему сыну:

- Пора спать.

А сын заявляет:

-Не хочу!

Мама делает вид, что не слышит ответа сына, и продолжает:

-Кого же ты сегодня возьмешь с собой смотреть сны - мишку или зайца?

И вот уже мальчик тянется к зайцу, послушно ложится спать.

Вопросы:

  • Почему сначала сын отказался ложиться спать, а потом согласился?
  • Какой прием использовала мама? Вы используете подобные приемы?
  • В чем их эффективность, на ваш взгляд?

Родителям предлагается высказать свою точку зрения, обосновать ее.

Подведение итогов воспитателем:

Наказание – сильно действующий метод воспитания, но его надо применять осторожно, с учетом многих обстоятельств: это мотивы поступков детей, и возрастные особенности. Не спешите с выводами, не унижайте ребенка, не кричите на него, не оттачивайте на детях свое остроумие. Наказание должно быть педагогически оправданным. Физические наказания недопустимы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы с родителями второй младшей группы

Консультации для родителей, родительские собрания, беседы,памятки, индивидуальные консультации...

Анкета для Родителей второй младшей группы "Взаимодействие родителей с ДОО"

Предлагаю Вашему вниманию анкеты по выявлению трудностей в организации образовательно-воспитательного процесса во взаимоотношении с родителями учащихся ДОО....

Консультация для родителей второй младшей группы "Игры - экспериментирования в воспитании младшего дошкольника"

В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира — метод экспериме...

Консультация для родителей второй младшей группы «Развитие речи младших дошкольников в условиях семьи и детского сада»

Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум направлениям: во-первых, совершенствуется её практическое употребление в процессе общения ребёнка с взрослыми ...

Консультация для родителей второй младшей группы на тему "Игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста"

Четвертый год жизни является переходным  из раннего детства к дошкольному. Этот период характеризуется стремлением ребенка к самостоятельности, развитием наглядно- действенного мышления, активным...

Собрание – практикум для родителей второй младшей группы "Развитие речи младших дошкольников"

laquo;Никакое воздействие взрослого на процессы психического воздействия не может быть осуществлено без реальной деятельности самого объекта. И от того, как эта деятельность будет осуществлена, завис...