Формирование готовности к овладению чтением
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
Для правильного зрительного восприятия и узнавания слога или слова при чтении также необходимо, чтобы их звуковой состав был достаточно четок и чтобы ребенок умел правильно произносить их.
Овладение правильным письмом и чтением основано на достаточном уровне сформированности процессов и невербальных психических функций: внимания, памяти, мышления, различных мыслительных операций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_gotovnosti_k_ovladeniyu_chteniem.docx | 17.9 КБ |
Предварительный просмотр:
2012
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
детский сад комбинированного вида
«КОЛОКОЛЬЧИК»
Муниципального образования город Ноябрьск
статья
Подготовила:
учитель-логопед
Борисова А.В.
Вопрос подготовки дошкольников старшей и подготовительной к школе групп к овладению чтением и письмом является частью проблемы формирования готовности к обучению в школе, которая в связи с изменением содержания школьных программ с каждым годом становится все актуальнее. Успешное овладение чтением и письмом возможно только при достаточном уровне развития у детей психофизиологических компонентов, являющихся необходимыми предпосылками готовности к овладению письменной речью.
Основой овладения письменно - речевой деятельностью является хорошее состояние зрительного и двигательного контроля, координации движений, чувства ритма, «ручной умелости», пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительного внимания и других зрительных и моторных функции.
Первостепенное значение для овладения чтением и письмом имеет осознание собственной речи и овладение ею. На ранних этапах развития устной речи формируются практические знания о звуковом и морфологическом составе слов, которые впоследствии, при переходе к обучению грамоте и правописанию, способствуют осознанному их усвоению. Четкость фонематического восприятия, хорошее звукопроизношение, развитый лексико-грамматический строй речи, сформированность фонематического и других видов языкового анализа и синтеза являются основой грамотного письма и чтения.
Чем лучше дети владеют устной речью, тем легче произвести слияние звуков читаемого слова. Для правильного зрительного восприятия и узнавания слога или слова при чтении также необходимо, чтобы их звуковой состав был достаточно четок и чтобы ребенок умел правильно произносить их.
Овладение правильным письмом и чтением основано на достаточном уровне сформированности процессов и невербальных психических функций: внимания, памяти, мышления, различных мыслительных операций.
У детей со снижением объема внимания (неустойчивость, ограниченные возможности его распределения, нарушение функций активного внимания), с нарушениями вербальной памяти (низкая продуктивность запоминания, неустойчивость функций активной памяти); с отставанием в развитии словесно-логического мышления, с трудностями в овладении анализом, синтезом отмечаются трудности запоминания и применения учебной терминологии, правил чтения и письма, что сказывается и на овладении письменно речевыми навыками.
Готовность к овладению чтением и письмом по мнению психологов и педагогов, зависит от личностной, мотивационно – волевой, эмоциональной и коммуникативной готовности ребенка, проявляющейся в особенностях его поведения. Повышенная нервно-психическая истощаемость, пресыщаемость любой деятельностью, эмоциональная неустойчивость, гипервозбудимость или заторможенность, вялость, пассивность и другие нервно- психические и характерологические особенности зачастую приводят к затруднениям в овладении чтением и письмом.
Таким образом, можно считать, что содержание готовности к овладению письменной речью зависит от состояния комплекса различных функций, навыков и процессов, а именно: от слуховых, зрительно-пространственных и двигательных функций, от развития устной речи и языковых навыков; от состояния мыслительной деятельности и эмоционально – личностных особенностей поведения ребенка.
Сбой в их формировании может послужить причиной возникновения трудностей в овладении чтением и письмом.
Игры и упражнения для развития предпосылок к овладению чтением и письмом у дошкольников старшей и подготовительной к школе групп.
Для развития слуховых функций: «Угадай, кто это», «Где позвонили?», «Часовой», «Жмурки с голосом», «Тихо – громко», «Улавливай шепот». У детей необходимо развивать чувство ритма, предлагая им повторять (хлопками, отстукиванием) ритмический рисунок. Таким образом развивается речевое и неречевое слуховое восприятие ребенка.
Для развития фонематического восприятия детей учат сравнивать простые фразы, выделять и запоминать определенные слова в ряду других (сходных или различных по звуковому составу), подбирать картинки, соответствующие словам, которые начинаются на заданный звук, различать отдельные звуки сначала в ряду других звуков, затем в логах и словах. Дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу, но разные по смыслу.
Развитие зрительно – пространственных функций с целью профилактики нарушений чтения и письма должно быть направлено на формирование знания «телесной схемы», умения анализировать предмет и его изображение, составлять и соизмерять картинки, разрезанные на части, конструировать по образцу, различать элементы букв и сами буквы, дописывать элементы букв. Для этого детям предлагают задания типа: «Назвать предметы по их контурам», «Назвать и дорисовать предметы», «Определить, что неправильно нарисовал художник», «Распределить предметы по величине», «Что пропало?», «Что прибавилось?», «Сделай, как было».
Двигательное развитие детей включает формирование крупной и мелкой моторики. Развитие общей двигательной умелости (двигательная память, переключаемость движений и самоконтроль при выполнении двигательных проб) подчиняется закономерностям, характерным для формирования любого двигательного навыка. Положительным фактором при овладении графикой письма является правильно организованная физкультурно-оздоровительная работа.
Подготовка руки к овладению письмом способствуют занятия рисованием, лепкой, аппликацией, а также работа с различными материалами: бумагой, проволокой, тканью. Такие занятия развивают мелкую мускулатуру пальцев. Дети овладевают навыками и умениями работы с карандашом, кистью, ножницами, стекой, развивают содружественные движения обеих рук, руки и глаза. Эффективным приемом формирования тактильной и кинестетической чувствительности пальцев и кистей рук является пальчиковый бассейн – коробка, наполненная сыпучим наполнителем, например манной или гречневой крупой, горохом, рисом, фасолью.
Развитию артикуляционной моторики способствуют игры, направленные на улучшение подвижности губ и языка, координации, точности выполнения, быстроты, плавности движений, способности к длительному удержанию статичной позы («Вкусное варенье», «Почистили зубы», «Эхо», «Слоники», «Кормление птенцов»).
Развитие устной речи с целью профилактики нарушений чтения и письма предполагает комплексную работу, направленную на формирование каждого компонента речи.
Развивая речь ребенка, важно помнить: опора на значение слова является весьма важной в работе с дошкольниками. С целью развития связной речи целесообразно обучать дошкольников составлять рассказы по одной картинке, по серии сюжетных картинок, пересказывать прослушанный текст, составлять рассказ по картинке, учить пересказу методом составления рисуночного плана и рассказывания по рисункам и т.д. Необходимо учить дошкольников определять количество слогов и звуков в слове, слов в предложении, произносить слитно слово, предложение. Важно знакомить детей с ударением.
Развитие мыслительной деятельности и эмоционально-личностных особенностей поведения ребенка включает формирование его познавательной и эмоциональной – волевой сферы. Выполнение заданий помогает активизировать все виды восприятия: зрительное, слуховое, кинестетическое и т.д.
С целью увеличения объема, улучшения концентрации и переключаемости внимания можно предлагать различные задания на срисовывание изображений, зачеркивание изображение и т.д.
Необходимо развивать произвольную логическую и опосредованную память. Для этого целесообразно предлагать упражнения, направленные на формирование способности быстро запоминать и точно воспроизводить набор слов с опорой на рисунки, а также для заучивания коротких стихотворений. С помощью игр «Как было? Как стало?» можно развивать зрительную память, в упражнениях на повторение заданного ритмического образца – слуховую.
Взрослым следует обращать внимание на формирование у дошкольников эмоционально положительного отношения к школе; адекватного отношения к своим способностям, результатам работы, поведению, т.е. самосознания. Желательно с младшего возраста учить ребенка выполнять требования, правила, задаваемые педагогом, работать по образцу; развивать волю ребенка, обучая его подчинять свои действия поставленной цели; формировать умение сознательно контролировать себя; управлять внутренними и внешними действиями, познавательными процессами и поведением в целом. Важным является формирование обобщенного знания социальных норм поведения.
Все перечисленные качества эмоционально-волевой сферы у дошкольников могут развиваться в процессе повседневного общения с взрослыми, в ролевых играх, при выполнении специальных заданий, также в процессе специально организованных бесед, анализа прослушанных литературных произведений и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование графомоторных навыков и операционной готовности к овладению письменной речью в системе развития и коррекции мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей со стертой формой дизартрии.
В работе рассматриваются:-Диагностика уровня развития мелкой моторики-Планирование работы по развитию графомоторных навыков-Взаимосвязь в работе логопеда, воспитателя и других специалистов ДОУ....
Повышение эффективности формирования предпосылок готовности к овладению грамоте.
статья интересна будет логопедам и воспитателям логопедических групп....
Формирование основы для овладения детьми чтением и письмом через кружковую деятельность в ДОУ.
Данная презентация рассказывает о работе кружка в дошкольном учреждении с детьми старшего дошкольного возраста по обучению грамоте. Здесь вы найдете основные направления работы, а также примерны...
Консультация для родителей. Тема:«Формирование готовности к овладению чтением и письмом.»
Консультация для родителей. Тема:«Формирование готовности к овладению чтением и письмом.»...
Готовность к овладению чтением дошкольников с общим недоразвитием речи.
Теоретический материал для педагогов старших групп о готовности детей к овладению грамотой....
«Формирование предпосылок готовности к овладению навыками конструирования .»
Конструирование для дошкольника – легкая дорога к познанию. Играя с любым конструктором, ребенок познает мир с удовольствием. Собирая конструктор, ребенок развивает мелкую моторику, воображение ...
«Характеристика готовности детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи к овладению чтением»
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) представляет собой нарушение процессов развития произносительной системы языка у детей с разнообразными дефектами речи, вследствие расстройства в...