«Характеристика готовности детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи к овладению чтением»
статья по логопедии
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) представляет собой нарушение процессов развития произносительной системы языка у детей с разнообразными дефектами речи, вследствие расстройства восприятия и произношения звуков.
Основными условиями успешного овладения навыком чтения, являются сформированность устной речи, фонетико-фенематической (произношение, дифференциации фонем, фонематического анализа и синтеза) и лексико-грамматической стороны речи, достаточный уровень развития зрительного гнозиса, мнезиса, анализа, синтеза и пространственных представлений. Нарушение чтения у старших дошкольников с ФФНР, чаще всего, возникает вследствие недоразвития всех компонентов языка: фонетико-фонематического и лексико-грамматического. При глубоких степенях недоразвития речи дети оказываются не в состоянии овладеть чтением в условиях дошкольной образовательной организации.
Логопедическая работа по формированию навыков о чтения у старших дошкольников с ФФНР должна носить коррекционно-пропедевтический характер и опираться на общедидактические, психологические принципы, принципы специальной (коррекционной) педагогики, а также на основные положения психолингвистической теории понимания письменного текста. Как и в любой деятельности, в чтении выделяются субъект (читатель) и объект (читаемый текст).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_savochkina_d.a.docx | 50.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр «Гармония»
Г. Барнаул, ул. А.Петрова 184-а. тел/факс. 49-03-40
лицензия №255 от , лицензия ФС-22-01-001429 от
Статья по теме «Характеристика готовности детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи к овладению чтением»
Статью подготовила:
учитель-логопед Савочкина
Дарья Андреевна
Барнаул 2024
Характеристика готовности детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи к овладению чтением
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) представляет собой нарушение процессов развития произносительной системы языка у детей с разнообразными дефектами речи, вследствие расстройства восприятия и произношения звуков. Сюда входят дети с нормальным слухом и интеллектуальным развитием. Особенности в звукопроизношении, указывает Р. Е. Левина, могут быть следующими: отсутствие в речи некоторых звуков и замены звуков, замены группы звуков диффузной артикуляцией, нестабильное использование звуков в речи, искаженное произношение одного или нескольких звуков [1, с. 97].
В том случае, если произношение звука нарушено, могут отмечаться изменения и в процессе его восприятия. Уровень сформированности фонематического слуха детей оказывает влияние на процесс развития звуковых анализаторов. Качество недоразвития восприятия речевых звуков, согласно мнению Е. В. Лавровой, может быть разным. Выделяют несколько этапов недоразвития восприятия [6, с. 56]:
1. Первая ступень – восприятие речевых звуков является первично нарушенным, отмечается недостаточное развитие предпосылок к усвоению звукового анализа и действия фонематического анализа.
2. Вторая ступень – восприятие речевых звуков является вторично нарушенным, отмечаются дефекты речевой кинестезии вследствие нарушения функционирования речевых органов, отклонения при слухопроизносительном взаимодействии, которое является одной из основных стадий формирования произношения звуков.
Р. Е. Левина одна из первых предложила классификацию ФФНР [1, с. 74]:
- недифференцированное воспроизведение пар либо групп звуков, когда одна и та же фонема может быть для ребенка знаменателем одного или двух звуков;
- замена сложных звуков на более простые в артикуляционном плане;
- смешение фонем, когда происходит нестабильное использование нескольких звуков в разных словах. Так, в одних словах звуки могут применяться правильно, а в других словах могут заменяться на похожий в артикуляционном плане.
Г. А. Каше указывает, что для детей с ФФНР характерными особенностями являются процессы высших психических функций [4, с. 25]:
- внимание отличается неустойчивостью, нестабильностью и высокой иссякаемостью, кроме того, отмечается недоразвитие произвольного внимания, когда ребенок не способен сконцентрировать внимание на одном предмете, и по заданию переключиться на другой;
- объем памяти может быть меньше, по сравнению с памятью детей с нормальным речевым развитием, ребенку требуется приложить больше усилий и времени для запоминания информации. Если у детей с данной речевой патологией смысловая, логическая память является сравнительно развитой, то вербальная память и результативность запоминания сформированы не достаточно. Дети могут забывать сложные инструкции, компоненты и очередность заданий;
- наблюдаются некоторые отличительные черты в мыслительных процессах: у дошкольников доминирует наглядно-образное мышление, однако отмечаются трудности при восприятии абстрактных образов. При этом процесс формирования мыслительных операций может быть замедлен, вследствие чего отмечается замедленное понимание новой информации;
- практически во всех случаях отмечается дефект пальцевой и артикуляционной моторики;
- словесно-логическое мышление является недостаточно развитым.
По мнению Р. Е. Левиной, у дошкольников с ФФНР могут отмечаться специфические характерные черты [1, с. 99]:
- выраженный негативизм или сопротивление просьбам и инструкциям всех находящихся вокруг или определенных людей;
- проявления агрессивности, драчливости, конфликтности;
- высокая эмоциональная восприимчивость, которая часто может сопровождаться навязчивыми страхами;
- чувство угнетенности, состояние дискомфорта;
- высокая обидчивость, ранимость;
- склонность к болезненному фантазированию.
Помимо этого, отмечает А. Н. Корнеев, дошкольникам с ФФНР свойственны отличительные особенности и с педагогической точки зрения [5, с. 61]:
- поведение характеризуется неустойчивостью, частой сменой настроения;
- затруднения при освоении учебными видами деятельности, поскольку в процессе проведения занятий у них возникает быстрая утомляемость, они не способны выполнять одного задания на протяжение длительного времени;
- трудности в процессе запоминания инструкций педагога, в особенности двух-, трех-, четырехступенчатых, которые требуют поэтапного и очередного выполнения;
- иногда могут отмечаться характерные черты дисциплинарного характера.
Можно сделать вывод, что дети с ФФНР имеют не только характерные маркеры речи, но и обладают недостаточной сформированностью внимания, памяти, мышления. Кроме того, у детей наблюдаются и личностные нарушения, такие как фиксация на дефекте, затруднения вербального общения, речевой и поведенческий негативизм.
Основными условиями успешного овладения навыком чтения, являются сформированность устной речи, фонетико-фенематической (произношение, дифференциации фонем, фонематического анализа и синтеза) и лексико-грамматической стороны речи, достаточный уровень развития зрительного гнозиса, мнезиса, анализа, синтеза и пространственных представлений. Нарушение чтения у старших дошкольников с ФФНР, чаще всего, возникает вследствие недоразвития всех компонентов языка: фонетико-фонематического и лексико-грамматического. При глубоких степенях недоразвития речи дети оказываются не в состоянии овладеть чтением в условиях дошкольной образовательной организации.
Особое внимание в исследованиях И. Н. Карачевцевой уделяется психолингвистическому аспекту изучения нарушений чтения. С позиций данного подхода нарушения чтения можно рассматривать как результат несформированности структурных операций чтения, обусловленный спецификой языкового и когнитивного развития субъекта читательской деятельности, что, в свою очередь, сказывается на качественной характеристике основных компонентов технической и смысловой сторон чтения [3, с. 39].
Т. А. Алтухова выделяет следующие особенности читательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР [2, с. 32]:
1. Недостаточно автоматизированная связь между зрительным образом (буквой) и его звуковой реализацией, что приводит при чтении к специфическим заменам нефонематического характера. Т. А. Алтухова подчеркивает, что чтение становится возможным лишь тогда, когда ребенок умеет различать отдельные звуки речи. Только при этом условии буквенные обозначения наполняются для ребенка соответствующим звуковым содержанием [2, с. 33]. До тех пор, пока каждый отдельный звук из речи не выделен с надлежащей четкостью, буква остается пустым графическим начертанием, не связанным с фонемой.
2. Многие старшие дошкольники с ФФНР не усваивают слогообразующей функции гласных и основного принципа словообразования в русском языке, сущность которого заключается в том, что согласные обязательно вступают в связи с гласными, образуя при этом слог. Это является причиной длительного сохранения неэффективного побуквенного способа чтения, а также побуквенного чтения в слогах со стечением согласных, либо в словах с конечным согласным (кот, брат, ток).
3. Для значительной части старших дошкольников с ФФНР предложение выступает в качестве грамматически оформленной целостной смысловой единицы, большая буква и конечные знаки препинания не являются для них критерием вычленения предложения в печатном тексте, что, в свою очередь, может оказывать влияние на понимание читаемого.
4. Наблюдаются отсутствие, в ряде случаев, «препинания при чтении»: трудности переноса необходимой интонации из устной речи в письменную, что у многих учащихся становится причиной невыразительного чтения, несмотря на достаточный уровень развития смысловой и технической стороны чтения.
5. У большинства старших дошкольников с ФФНР не формируется отношения к тексту, как к единому смысловому целому. Элементы, которого определяют друг друга, что, проявляется в механическом восприятии читаемого, трудностях выделения основной информации текста, его смысловых частей, в недостаточной сформированности навыков лексического и грамматического предвидения.
Логопедическая работа по формированию навыков о чтения у старших дошкольников с ФФНР должна носить коррекционно-пропедевтический характер и опираться на общедидактические, психологические принципы, принципы специальной (коррекционной) педагогики, а также на основные положения психолингвистической теории понимания письменного текста. Как и в любой деятельности, в чтении выделяются субъект (читатель) и объект (читаемый текст). Кроме того, читательская деятельность представляет собой некий процесс, который, по определению Т. А. Алтуховой, является «смысловым восприятием», т.е. зрительное восприятие, декодирование и осмысление читаемого текста [2, с. 43].
Таким образом, проанализировав ряд исследований направленных на изучение особенностей готовности детей старшего дошкольного возраста с ФФНР к обучению чтению, мы пришли к следующим выводам:
- дети с ФФНР представляют собой довольно разнородную группу по уровню овладения смысловым компонентом чтения;
- хорошо сформированные операции, обеспечивающие предметно-денотативный уровень понимания, позволяют детям с ФФНР достаточно высокие показатели предметно-денотативного уровня понимания;
- смысловой уровень понимания остается недостаточно сформированным даже у детей без речевых проблем, несмотря на высокие показатели сформированности операций, его обеспечивающих.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Левина, Р. Е. Воспитание правильной речи у детей [Текст] / Р. Е. Левина. – Санкт-Петербург : Речь, 2015. – 241 с.
- Алтухова, Т. А. Организация обследования смыслового компонента чтения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Т. А. Алтухова // Практическая психология и логопедия. – 2016. – № 1. – С. 32 - 43.
- Карачевцева, И. Н. Особенности смыслового компонента читательской деятельности старших дошкольников с ФФН [Текст] / И. Н. Карачевцева // Дефектология. – 2019. – № 3. – С. 38-47.
- Каше, Г. А. Исправление недостатков речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Г. А. Каше. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 412 с.
- Корнев, А. Н. Основы логопатологии детского возраста : клинические и психологические аспекты [Текст] / А. Н. Корнеев. – Санкт-Петербург : Речь, 2018. – 380 с.
- 13. Лаврова, Е. В. Логопедия. Основы фонопедии [Текст] / Е. В. Лаврова. – Москва : Академия, 2017. – 463 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
I. Теоретические основы развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возрастаСовременные подходы к изучению и коррекции нарушений фонематического слуха у детей с ФФНОсобенности развития...
Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
В данной работе содержится анализ данных научной литературы по теме, результаты исследования особенностей психических процессов детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи....
Система индивидуальной логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Предлагается система индивидуальной работы по развитию фонематического восприятия, раскрываются приемы работы на каждом этапе....
Опыт работы учителя-логопеда на тему: «Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с использованием игровых упражнений»
Опыт педагогической работы учителя-логопеда,который может быть использован коллегами...
методические рекомендации по применени. дидактических игр по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи
Предлагемые игры и игровые упражнения построены с постепенным усложнением игровых и учебных заданий в соответствии с этапами развития фонематического слуха.Данным материалом могут воспольз...
«Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи»
В данной статье рассматриваются направления коррекционной работы, а также описана система игр и игровых приёмов по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР....
Профилактика нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Материал по обобщению опыта учителя-логопеда, включающий авторское планирование разных видов работ с воспитанниками, педагогами и родителями....