«Развиваем музыкально-творческие способности дошкольника» ( семинар-практикум для родителей)
методическая разработка (средняя группа) по теме

Даниленко Ольга Валерьевна

     Сегодня актуальность приобретает развитие творческих способностей ребенка, ведь  в  эти  годы  закладывается основа, на которую позже  будут накладываться   знания   художественных пристрастий человека, его представлений и вкусов.  Особая роль принадлежит музыке. С  этим искусством  дети  соприкасаются   с самых первых дней своей жизни.  Развитие музыкальных способностей  является одним из средств формирования личности ребенка.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_dlya_roditeley.docx35.05 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №9 г. Тары»

Тарского муниципального района Омской области.

 «Развиваем музыкально-творческие способности дошкольника»

Семинар-практикум для родителей

        Подготовила:

Даниленко Ольга Валерьевна

музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории

2015 г.

Цель:

-обратить внимание родителей на творческий аспект воспитания детей;

-ознакомить родителей с играми, позволяющими развить творческие способности ребенка.

Предварительная работа:

1. Подготовка к семинару практикуму: подбор литературы, заданий для практической работы.

Участники семинара: музыкальный руководитель, родители.

Ход семинара-практикума:

Организационный момент: звучит тихая музыка, родители удобно рассаживаются  (Слайд 1.)

  1. Теоретическая часть.  

Вступительная беседа.

- Нередко родители замечают, что, взрослея, их сообразительный ребенок становится более заурядным. Конечно, он становится все умнее, получает все больше знаний, но теряет живость впечатлений, неординарность суждений. Несомненно, задача родителей — «не позволить» ребенку потерять способность фантазировать, творить, оригинально мыслить. Очень важно не упустить время!   И сейчас мы поговорим о том, как развить творческие способности детей с помощью музыки…  Музыка учит ребенка не только видеть, но и воспроизводить увиденное, не только слышать, но и представлять то, что слышишь. Следовательно, она развивает все виды восприятия: зрительное, слуховое, чувственное – и все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную, образную, ассоциативную. Ребенок, слушающий, например «Зима» Антонио Вивальди и представляя себе зиму, будет так же ясно представлять все излагаемое воспитателем или вами, родители, и от этого лучше запоминать. Дети, которые научились понимать музыку, обычно обнаруживают способности и тягу к другим видам искусства, потому что, помимо когнитивных способностей, музыка развивает эмоции, улучшает личностные качества. 

Кроме того, музыка развивает ассоциативную фантазию, без которой невозможно овладение другими видами искусств... История знает массу людей, талант которых многогранен и способности к одному роду занятий как бы дополняют способности к другому. Леонардо да Винчи (Слайд 2) был скульптором, художником, архитектором, инженером; пел, преподавал пение и был первым, кто изучил природу вокального искусства. 

Александр Сергеевич Грибоедов (Слайд 3), русский писатель и дипломат, был еще композитором, пианистом и органистом. Михаил Иванович Глинка (Слайд 4) прекрасно рисовал. Эйнштейн (Слайд 5) играл на скрипке...

И каждый человек по-своему уникален. В каждом заложены некие творческие задатки, творческий потенциал, о которых он, может быть, и не подозревает. 

А сейчас мы попробуем выяснить какой же у вас творческий потенциал. Если вы уже состоялись как художник или музыкант, то, очевидно, прохождение этого теста не должно представлять для вас интереса, но все-таки… 

Тест «Ваш творческий потенциал» (Слайд 6 - 16).

(Приложение 1)

О влиянии музыки на человека можно говорить бесконечно... 

(Слайд 17) Удивителен мир звуков, окружающих нас. Их так много, и они такие разные: вот шумит ветер, тонко позванивают льдинки, скрипит снег под ногами. И каждый звук может стать музыкой. Надо только постараться её услышать.

Даже совсем маленькие дети способны импровизировать свою музыку. Рождённая их фантазией, она проста и чудесна, как сама страна детства. Здесь из обычного металлофона рождается мерцание льдинки, простые рыболовные колокольчики «разговаривают» друг с другом о дружбе, а мешочки с крахмалом расскажут, как зимой скрипит снег. Стоит только прислушаться – и в лёгком постукивании карандашом по столу и в бумажном шелесте можно услышать целую сказку.

Давайте вспомним, как настойчиво тянется малыш к погремушке, (слайд 18) чтобы самому её потрясти, и самозабвенно наслаждается потом простейшим звуком! Как он бесконечно долго может ударять деревянной палочкой по краю своей кроватки, зажмуриваясь от страха, когда очень громко, но, переведя дух, продолжает звуковой эксперимент.

Спонтанные исследования звучащего мира продолжаются ещё несколько лет: посудный оркестр на кухне, деревянные кубики и мебель, пищалки и свистульки, бумага, связки ключей, расчёски и булькающие звуки, извлекаемые просто пальцем из нижней губы, мешочек с орехами, куда можно запустить руку и слушать чудесный шорох.

Звуки, часто лишь раздражающие взрослых, доставляют детям наслаждение, и они готовы упиваться ими бесконечно, особенно если получается ритмично.

  Полная свобода фантазии и способов манипуляции с предметами являются основой для творческих проявлений детей. Ключевая фраза «сыграй, как ТЫ хочешь», запускает механизм этой импровизации.

Побуждать детей к действиям можно такими словами: (Слайд 19)

 –  ПОИГРАЙ на своём инструменте, ИЗУЧИ, какие в нём живут звуки, ПОСТАРАЙСЯ НАЙТИ разные;

 – Сыграй музыку, как ты САМ хочешь;

 – НАУЧИ МЕНЯ, как можно поиграть с этим инструментом.

        В самом начале действия детей осторожны и несовершенны, они лишь приспосабливаются к инструменту. Ребёнок как бы задаёт себе множество вопросов и отвечает на них практически:

        «Что это за штука такая и зачем она мне? Звенит!!! А если изо всех сил? Кто-нибудь заметит, как я УМЕЮ звонить?

В этой серьёзной для себя игре ребёнок приобретает навыки творческого обращения с простейшими элементами музыкального языка.

Может быть, окажется, что вы сами у своего малыша узнаете что-то новое для себя, и,  наверняка вспомните – «Да, это то, чего мне хотелось, когда я был маленьким!» и с сожалением подумаете: «А со мной так никто не играл…»

Уважаемые родители, давайте начнем прямо сейчас играть, а потом научим играть наших детей, пока они способны всё воспринимать с присущей им природной живостью ума.

- Я предлагаю вам, дорогие родители, ненадолго вернуться в чудесный мир детства, чтобы познакомиться с специальными играми и упражнениями, развивающими творческие способности детей.

- Представьте, что мы опять дошколята и вокруг так много удивительного.

-А больше всего на свете мы, конечно же, любим играть. Давайте поиграем!

II. Практическая часть

- Я предлагаю Вам отправиться в путешествие в зоопарк.  Попрошу Вас всех встать, и изображать движениями текст игры-путешествия.
               «В зоопарк мы пойдём»

В зоопарк с ребятами мы пойдём

И животным музыку подберём.

Встретим мы препятствия на пути

Музыка поможет нам их пройти

      Мы вошли с ребятами в тёмный лес

      Много там невиданных расчудес

      Вот сова глазастая тут живёт

      И зайчата прыгают круглый год

На пути встаёт  у нас океан

Нужно парами присесть в лодки нам

Лодочка качается по волнам

Плыть с друзьями весело очень нам.

      Кто это прошёл до нас впереди

      Неизвестные следы, не пройти

      Очень странные тут звери живут

      Те следы к животным нас приведут

Пересели дружно на самолёт

Продолжаем весело мы полёт

Вправо влево крыльями машем мы

Добрались до сказочной мы страны.

Вот мы и попали в зоопарк, где нас ждут интересные задания.

1. Игра «Зоологическая фантазия»   (презентация)

-  На экране вы видите изображения обитателей зоопарка:

  •  по желанию выбираете себе образ, подбираете к нему определённый музыкальный инструмент  и попробуйте  передать его звучание в определённом ритме (инструменты расположены на столе);
  • подберите музыку соответствующую картинкам.

- Для Вас приготовлены краски, кисточки, бумага… - все то, что нам необходимо для следующего упражнения. Рассаживайтесь поудобней за столы…
2. Упражнение «Незаконченный рисунок»

- С  помощью  техники  «Кляксография»   постараемся   придумать разные образы. Нужно дорисовать детали так, чтобы получились животные, живущие в зоопарке.
3. Игра «Моментальное фото». 

-  Под  песню «Танцующий зоопарк» вы должны придумать свой образ животного и изобразить его движениями (импровизация), а я буду делать фото на память.

- Пришло время отправиться в мир сказок.

4. Игра «Сказки-шумелки».

Одной из самых увлекательных форм музыкально – ритмических игр с шумовыми инструментами для ребенка является рассказывание сказок-шумелок. Такой совместный игровой досуг для ребёнка могут организовать родители без специальной методической или музыкальной подготовки. В такой сказке текст составляется так, что после одной - двух фраз ребёнку дается возможность что-либо изобразить шумом. Но все-таки, выбирая текст сказки, необходимо учитывать насколько он подходит детям по сложности и объёму. Важно заранее определить шумовое оформление для выбранного рассказа или сказочки. Благодаря использованию инструментов стихотворение или сказочка становятся более интересной и яркой. А сейчас мы сами попробуем озвучить небольшие две сказочки (2 команды, две коробки с набором озвучивающих инструментов для сказок).

Сказка-шумелка «МЫШИНАЯ ИСТОРИЯ».

Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму.

И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки.

Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом,  и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок.

Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды.

Они грызли орешки,

грызли зёрнышки

И устраивали себе из соломы тёплые гнёздышки.

Особенно они любили лакомиться сладкими корешками.

А снаружи  на землю каждый день падал снег и шумел ветер.

Но мышкам было очень хорошо под снегом в тёплых норках.

Сказка-шумелка «ЗАЯЦ  В  ЛЕСУ».

Вышел однажды заяц из дома. Не успел и трёх шагов сделать, а  ёжик вдруг как зашуршит в кустах!

Испугался заяц и бежать.

Бежал, бежал, присел на пенёк отдохнуть,   а дятел на сосне как застучит!

Бросился  заяц бежать.

Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а  там сова крыльями как захлопает.

Побежал заяц из леса к речке

А на берегу,  лягушки сидели.  Увидели они зайца – и скок в воду.

Тут заяц остановился и говорит:

 - А ведь есть звери, что меня, зайца, боятся!

Сказал так,  и смело поскакал обратно в лес.

- Богатейшим источником развития фантазии ребёнка является сочинение сказок.

5. Игра «Сочиняем сказку» тема: «Музыкальный зоопарк»

- А в их сочинении поможет нам волшебная шкатулка. Каждый поочередно достает из шкатулки кружки и в соответствии с их цветом подбирает персонажей или предметы и продолжает сказку. Например: мне достался зеленый кружок, поэтому в сказке должен появиться предмет или персонаж зеленого цвета. Например: Жил-был зеленый кузнечик. Однажды он отправился в путешествие… Продолжаем, следующий и т.д.

Итак, внимание, начинаем сказку.

Вот какая замечательная сказка у нас получилась.

Сегодня  я хочу поговорить с вами о методике Железновых, которую используют для развития дошкольников не только родители, но и воспитатели детского сада. Такая методика – подарок для каждого ребенка: она учит фокусировать внимание, позволяет лучше контролировать своё поведение.

У этой методики, разработанной Екатериной Железновой и Сергеем Железновым, есть много несомненных положительных моментов – это и музыкальное развитие, и развитие слуха, речи, двигательных навыков, чувства ритма.

6. Логоритмическая игра «У жирафа»

- Итак, пришла пора возвращаться из нашего путешествия в мир детства.

(Звучит волшебная музыка).

- А сейчас хотелось бы услышать Ваши ощущения от сегодняшнего участия в занятии (рефлексия).

- Сегодня Вы пожили удивительной, богатой фантазиями жизнью детей, окунулись в атмосферу игры и творчества. Я надеюсь, что эти игры помогут вам разбудить воображение ребенка и будут способствовать развитию творческих способностей детей.

- Нашу встречу закончим игрой «Подари соседу невербальный подарок», т.е. с помощью жестов изобразим подарок.

- Большое спасибо всем участникам!

III часть. Подведение итогов

Конечно, это не все полезные игры для развития творческих способностей детей, но они могут послужить примером для создания аналогичных упражнений.

Ваша задача — отводить хотя бы полчаса в день на проведение подобных упражнений. Нужно набраться терпения и уделить этим занятиям столько времени, сколько потребуется ребёнку для улучшения его результатов. Главное условие работы с ребёнком – это сохранение дружелюбной эмоциональной атмосферы. Если ребёнок хочет, чтобы родители тоже участвовали в игре – будьте к этому готовы. Взрослым это тоже не помешает.

Хвалите ребёнка. Похвала служит толчком к его дальнейшим занятиям.

Главным достижением ваших занятий будет формирование у ребёнка интереса к развитию самого себя. Если ребёнок будет с удовольствием развивать свои способности без вашей помощи – в таком случае вы добились настоящего успеха, который скажется на всей его дальнейшей судьбе.

 Список литературы:

  1. Улашенко Н. Б. Музыка. Разработки занятий в детском саду. – Волг., 2006
  2. Сугоняева Е. Э. Музыкальные занятия с малышами. – Ростов, 2002.
  3. Девятова Т. Н. Звук-волшебник: Материалы образовательной программы по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. – 161 – 169 с.
  4. Кошелева М. Н. Эмоциональное развитие дошкольника. – М.: Просвещение, 1986.
  5. Школяр Г. Л. Ребёнок в музыке, музыка в ребёнке // Дошкольное воспитание. – 1992. – № 7, 8.
  6. Савенков А. И. Детская одарённость: развитие средствами искусства. – М., 1999.

Приложение 1.

Тест "Ваш творческий потенциал"

Автор: Бруннер Евгений Юрьевич

Если для вас это актуально, то попробуйте выяснить какой же у Вас творческий потенциал. Если Вы уже состоялись как художник или музыкант, то, очевидно, прохождение этого теста не должно представлять для Вас интереса.

Выберите один из вариантов ответов.

1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен:

а) да;

б) нет, он и так достаточно хорош;

в) да, но только кое в чем.

2. Думаете ли вы, что сами можете участвовать в значительных изменениях окружающего мира:

а) да, в большинстве случаев;

б) нет;

в) да, в некоторых случаях.

3. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесли бы значительный прогресс в той сфере деятельности, в которой вы работаете:

а) да;

б) да, при благоприятных обстоятельствах;

в) лишь в некоторой степени.

4. Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить:

а) да, наверняка;

б) это маловероятно;

в) возможно.

5. Когда вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли вы, что осуществите свое начинание:

а) да;

б) часто думаете, что не сумеете;

в) да, часто.

6. Испытываете ли вы желание заняться делом, которое абсолютно не знаете:

а) да, неизвестное вас привлекает;

б) неизвестное вас не интересует;

в) все зависит от характера этого дела.

7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нем совершенства:

а) да;

б) удовлетворяетесь тем, чего успели добиться;

в) да, но только если вам это нравится.

8. Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли вы знать о нем все:

а) да;

б) нет, вы хотите научиться только самому основному;

в) нет, вы хотите только удовлетворить свое любопытство.

9. Когда вы терпите неудачу, то:

а) какое-то время упорствуете, вопреки здравому смыслу;

б) махнете рукой на эту затею, так как понимаете, что она нереальна;

в) продолжаете делать свое дело, даже когда становится очевидно, что препятствия непреодолимы.

10. По-вашему, профессию надо выбирать, исходя из:

а) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя;

б) стабильности, значимости, нужности профессии, потребности в ней;

в) преимуществ, которые она обеспечит.

11. Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли?

а) да;

б) нет, боитесь сбиться с пути;

в) да, но только там, где местность вам понравилась и запомнилась.

12. Сразу же после какой-то беседы сможете ли вы вспомнить все, что говорилось:

а) да, без труда;

б) всего вспомнить не можете;

в) запоминаете только то, что вас интересует.

13. Когда вы слышите слово на незнакомом вам языке, то можете повторить его по слогам, без ошибки, даже не зная его значения:

а) да, без затруднений;

б) да, если это слово легко запомнить;

в) повторите, но не совсем правильно.

14. В свободное время вы предпочитаете:

а) остаться наедине, поразмыслить;

б) находиться в компании;

в) вам безразлично, будете ли вы одни или в компании.

15. Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие только когда:

а) дело закончено и кажется вам отлично выполненным;

б) вы более-менее довольны;

в) вам еще не все удалось сделать.

16. Когда вы одни:

а) любите мечтать о каких-то даже, может быть, абстрактных вещах;

б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие;

в) иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с вашей работой

17. Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станете думать о ней:

а) независимо от того, где и с кем вы находитесь;

б) вы можете делать это только наедине;

в) только там, где будет не слишком шумно.

18. Когда вы отстаиваете какую-то идею:

а) можете отказаться от нее, если выслушаете убедительные аргументы оппонентов;

б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выслушали;

в) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.

Подсчитайте очки, которые вы набрали, таким образом:

за ответ «а» — 3 очка;

за ответ «б» — 1;

за ответ «в» — 2.

Общая сумма набранных очков покажет уровень вашего творческого потенциала.

49 и более очков. В вас заложен значительный творческий потенциал, который представляет вам богатый выбор возможностей. Если вы на деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества.

От 24 до 48 очков. У вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, ваш потенциал позволит вам творчески проявить себя, если вы, конечно, этого пожелаете.

23 и менее очков. Ваш творческий потенциал, увы, невелик. Но, быть может, вы просто недооценили себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы может привести вас к мысли, что вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Практическое применение здоровьесберегающих технологий в режиме дня дошкольника». Семинар-практикум для педагогов

«Практическое применение здоровьесберегающих технологий в режиме дня дошкольника» Семинар-практикум для педагогов...

«Эмоциональное благополучие и здоровье дошкольников»/ Семинар – практикум. Методическая работа с воспитателями.

Оказание помощи  в развитии социальной компетентности дошкольников, проявление творческой активности, умение устанавливать дружеские взаимоотношения....

Развиваем и обогащаем словарь ребёнка. Семинар-практикум для родителей

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.Как проводить домашние...

«Здоровое питание дошкольников» Семинар-практикум для родителей второй младшей

Собрание для родителей второй младшей группы«Здоровое питание дошкольников»Цель: формирование у родителей культуры питания как составляющей здорового образа жизни их детейЗадачи:разви...

«Театральная деятельность как средство развития творческих способностей детей» Семинар – практикум для педагогов «Театральный ринг»

laquo;Театральная деятельность как средство развития творческих способностей детей»Семинар – практикумдля педагогов    «Театральный ринг»...