«Эмоциональное благополучие и здоровье дошкольников»/ Семинар – практикум. Методическая работа с воспитателями.
методическая разработка на тему
Оказание помощи в развитии социальной компетентности дошкольников, проявление творческой активности, умение устанавливать дружеские взаимоотношения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Практический семинар с воспитателями | 831.1 КБ |
Предварительный просмотр:
«Эмоциональное благополучие и здоровье дошкольников»
Семинар – практикум. Методическая работа с воспитателями.
Цель. Оказание помощи в развитии социальной компетентности дошкольников, проявление творческой активности, умение устанавливать дружеские взаимоотношения.
Ведущий (старший воспитатель): Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня наша встреча посвящена проблеме, которая есть в каждой группе детского сада, где есть дети, которые самостоятельно не могут установить контакт со сверстниками, стесняются отстаивать свою точку зрения или, наоборот, отстаивают её с помощью физического контакта. У таких детей имеются проблемы в эмоциональной сфере и поведении. И сегодня мы постараемся найти выход из данной ситуации.
Все знают, что кроме физического здоровья, каждый человек имеет и нравственное здоровье, включающее в себя здоровое мышление, здоровые поступки, здоровые взаимоотношения человека. Положительный эффект нравственного здоровья будет лишь в том случае, когда везде и во всём будет присутствовать гармонизация отношений детей и взрослых, а воспитание будет гуманистическим, свободным от директивных, авторитарных, схоластических методов. Следует помнить, если мы хотим видеть подрастающее поколение дружным, радостным и здоровым, для этого необходима единая нравственно-здоровая среда. И поможет нам в этом тезис: «Чтобы помогать детям становиться лучше, необходимо самим становиться такими, какими мы хотим видеть их».
Основная задача, которая падает на наши плечи – сформировать чувство общности с другими, желание видеть и понимать сверстников. В работе по оказанию помощи ребёнку выразить свои чувства, переживания, мы должны действовать наиболее приемлемым для него образом – через игру. Необходимо соблюдать правила:
- развивать тёплые, дружеские отношения с ребёнком, принимая его таким, какой он есть;
- осознавать чувства, которые выражает ребёнок;
- сохранять глубокое уважение к выбору ребёнка;
- не пытаться направлять действия ребёнка или его речь, ребёнок – ведущий, педагог следует за ним.
Итак, сейчас мы с вами станем детьми, и будет выполнять все предложенные мною задания.
В практической части семинара мы рассмотрим несколько приёмов, которые помогут усвоению моральных норм и правил поведения.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. Установлению доброжелательности и отзывчивости поможет определённый алгоритм действий. Этот алгоритм можно выполнять с детьми ежедневно. (Воспитатели действуют в соответствии с заданиями):
- Встать в круг (взгляд открытый).
- Посмотреть друг другу в глаза (в этот момент глаза излучают тепло и ласку).
- Встретиться глазами с каждым и мысленно поприветствовать.
- Упражнение «Дружеская нить имён». Каждый участник представляет своего соседа слева так, чтобы все прониклись к нему симпатией (например: «Это Светланка», «Это наша умница Танечка» и т.д.).
- Упражнение «Здравствуйте». Это общение без слов. Основная цель – отказ от привычных для детей вербальных и предметных способов взаимодействия. Общее правило – общение без слов исключает споры, ссоры, договоры и т.д. Задание: поздороваться в кругу с тем, с кем тебе хочется. Встретиться глазами, помахать друг другу рукой, улыбнуться.
Этот приём помогает быстрому установлению контакта.
2. Цель второго этапа – сформировать у ребёнка способность видеть сверстника, обращать на него внимание. Здесь решается и воспитательная задача – отвлечь внимание ребёнка от фиксированности на собственном «Я». Вам нужно разделиться на пары для выполнения следующих заданий.
(Так как воспитатели, работающие в паре на группе, всегда выбирают друг друга, предлагаю найти пару по разрезанной надвое открытке, картинке. Либо найти пару по цвету изображённого предмета, либо по второй части пословицы и др.)
Чтобы дети умели общаться со сверстником, делали что-то сообща, в этом помогут определённые упражнения. Итак, превращаемся в детей и выполняем:
- «Праздничная проходка».
(Пары встают друг за другом. Под музыку первая пара показывает какое либо движение, проходят до конца зала и расходятся. Остальные пары повторят это движение. Затем пары снова встречаются, и уже вторая пара на второй круг придумывает другое движение, которое повторяется всеми. И так можно проходить, пока все пары не предложат свои движения для повторения. Необходимое условие, чтобы пары не разрывали рук, и движения не повторялись).
Ведущий. Мы знаем, что ведущий вид деятельности ребёнка – игра, поэтому для выполнения следующего упражнения каждой паре нужно превратиться в Осьминога и отправиться на
- «День рождения Дельфинёнка».
Чтоб с рождением поздравить,
Первым Осьминог предстал.
Всеми восемью руками
Чувства другу выражал.
Восемь всё же руко-ног!
Ими всё он сделать смог:
Поднял, радостно всплеснул,
Дар заветный протянул…
Вам нужно в паре изобразить своего Осьминога.
(Каждая пара придумывает своё движение, характерное осьминогу, не разъединяя рук).
Ведущий. Следующая форма социально-эмоционального (нравственного) воспитания – организация совместной деятельности дошкольников, игровой или продуктивной. Когда дети рисуют картинки или разыгрывают сюжеты, их можно учить согласовывать свои действия, учить навыкам сотрудничества, общения. Я сейчас вам предложу стихотворение, вы объединитесь по две пары и каждая подгруппа покажет инсценировку отрывка стихотворения. На подготовку вам предлагается 5 минут.
- Инсценировка отрывка стихотворения:
Нежный лучик солнца тронул облака –
Всполохи тумана розовыми стали;
С белых гор спустилась волшебница Весна,
Нежная Весна с ясными глазами.
Пой, капель, звонкий гимн Весне!
Веточек коснулась ласковой рукой,
Разбудила пташек тёплым дуновеньем,
Проплыла над спящею синею рекой,
Расчертила лёд, привела в движенье.
К нам, друзья, вновь Весна пришла!
Обогрела рыбку радостным лучом
И в водовороте речку закружила,
Распушила шёрстку шубок у зайчат
И свою улыбку полю подарила.
Вам, цветы, время расцвести.
Песнь Весны услышав, белые снега
На Весну взглянули – и ручьями стали;
Где лугов коснулся нежный, тёплый взгляд,
Под его теплом бутоны распускались.
И Земля вскоре расцвела!
Ведущий. Следующее задание направлено на воспитание добрых чувств, умение договариваться, распределять, находить общее решение. Вам предлагается раскраска «Морская сказка». И вы, одновременно работая вчетвером над своей картинкой, через 7 минут превратите её в разноцветную. Необходимое условие: раскрашивать, не дожидаясь окончания работы другим, т.е. все вместе превращаем картинку в волшебное царство.
- Совместное творчество.
(После выполнения задания всеми подгруппами, оформляется выставка совместного творчества и подводится итог).
Ведущий. Таким образом, через специально организованную игровую деятельность, дети с проблемами в развитии удовлетворяют различные потребности: в общении, активных действиях, возможности узнавать что-то новое, выражать своё отношение к тому, что является содержанием игры, игровых упражнений.
Желаю вам, дорогие коллеги, успехов в вашей нелёгкой работе!
Используемая литература:
- Рылеева Е.В. Вместе веселее! Дидактические игры для развития навыков сотрудничества у детей 4 – 6 лет. М., Айрис пресс, 2004.
- Явление Весны. Книжка – раскраска. Новосибирск, 2005
ПРИЛОЖЕНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка на тему: Эмоциональное благополучие и здоровье дошкольников с помощью игр-тренингов.
Командные игры-тренинги как способ создания положительног общения между сверстниками....
Vетодическая разработка на тему: Эмоциональное благополучие и здоровье дошкольников с помощью игр-тренингов.
Командные игры-тренинги как способ создания положительного общения между сверстниками....
Семинар-практикум для родителей и воспитателей "Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников"
Данная методическая разработка может быть использована в работе педагогами-психологами для организации работы с родителями,воспитателями....
методическое пособие на тему: Эмоциональное благополучие и здоровье дошкольников с помощью игр-тренингов.
Командные игры-тренинги как способ создания положительног общения между сверстниками....
методическая разработка на тему: Эмоциональное благополучие и здоровье дошкольников с помощью игр-тренингов.
Командные игры-тренинги как способ создания положительного общения между сверстниками....
Методическая разработка семинара – практикума педагога - психолога для воспитателей на тему: «Агрессия в жизни ребенка»
Методическая разработка занятия семинара - практикума для воспитателей по знакомству с проявлениями, причинами и способами реагировния взрослого на детскую агрессию....
Семинар-практикум «Методические рекомендации для воспитателей по подготовке воспитанников к конкурсу чтецов»
Беседа о том, что такое конкурс чтецов, важна и нужна ли такая форма работы в ДОУ, помогают ли конкурсы чтецов в развитии речи и вообще в развитии дошкольника....