Происхождение музыки и её благотворное влияние на душу человека»
статья на тему

Михальчук Людмила Васильевна

Наверное,  для каждого  человека музыка   возникает  из звуков   его раннего

детства.  Голос матери, щебетанье птиц за окном, шум дождя – всё это образует свой звуковой мир, такой  же  неповторимый и единственный,  как уголок родной земли.

 Музыка,  как искусство звука зарождается  там, где живут звуки; её приносят и шелест тополей, и плеск  речной воды, а порой она таится   даже  в тишине и безмолвии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oo.docx27.08 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Доклад   для родителей

 « Происхождение музыки  и её благотворное влияние на душу  человека»

                          музыкального руководителя Михальчук Л. В.

Наверное,  для каждого  человека музыка   возникает  из звуков   его раннего

детства.  Голос матери, щебетанье птиц за окном, шум дождя – всё это образует свой звуковой мир, такой  же  неповторимый и единственный,  как уголок родной земли.

 Музыка,  как искусство звука зарождается  там, где живут звуки; её приносят и шелест тополей, и плеск  речной воды, а порой она таится   даже  в тишине и безмолвии.

  Умение  слушать,  вслушиваться в звуки  и тишину – это умение  постигать музыкальность  мира,  развивать  в себе  чуткий слух ко всему,  что является истинно прекрасным.  

  Мы чувствуем,   окружающие нас звучания  не похожи друг на  друга,

 Что все они очень разные – высокие  и низкие,  тихие и громкие,  звонкие и  глухие. Каждый звук  имеет свой источник,  свой образ:  море гудит не так, как река,  а берёзовая роща шумит иначе, чем еловый лес. Почему  так происходит?

  Не потому ли,  что  прозрачность берёзового  леса и звуки рождает  прозрачные, светлые,  а ели  сомкнутые сумрачной цепью,  могут петь  только  глухо и низко?

 Зрительный образ соответствует  звуку:  в природе редко нарушается это правило.

 Разные предметы   и явления  имеют  своё  собственное  звучание,  что  звуки неодинаковы  - они бывают  низкими и высокими,  глухими и звонкими , тихими и громкими.  

 Не означает ли это,  что музыка,  выражающая звуковое богатство мира,

 создала множество  совершенно различных  инструментов – певучую скрипку  и нежную свирель,  пронзительную  трубу и хрипловатый фагот, звонкую гармошку и величественный орган? Каждый  из этих музыкальных инструментов,  обладающих своим тембром,  возник не сам по себе, а как отклик на многообразие мира:

ведь  если даже деревья  поют каждый по – своему, то тем более не похожи  звуки дня и ночи, радости и горя, юности и старости.

 Таким образом, музыка  тысячами незримых нитей  связана с окружающей жизнью,  её буднями и праздниками,   временами года, характерами и обликами людей, запахами, цветами.

 Музыка переплавляет  всё это   в звучании своих мелодий, ритмов, гармоний,  которые  потрясают нас  именно потому, что несут в себе огромный заряд энергии  и страсти – заряд,  состоящий  из  мельчайших  частичек  человеческих  чувств,

страданий  и надежд.

 Никакая наука  не способна  вызвать  в человеке   такой эмоциональный отклик,

   ничто не   выражает  так ярко  и полно его душу,  как искусство.

 Искусство присутствует в мире, как мудрый  наставник; оно рассказывает  человеку  о нём самом,  о его слабостях и величии,  оно учит  ценить себя  и других людей;  оно хранит память об ушедших временах.

 Именно с музыкой   связывает человек   свои представления о прекрасном, когда   желая выразить  высшую  прелесть мира, он говорит: « музыка природы», «музыка души»…

 Есть внутренняя музыка души…

  Она  как память о полузабытом,

Она как дальний шум.

                 Не заглуши

  Её с годами буднями и бытом!

 Она таится в глубине, светя

Порой в случайном слове,  в слабом жесте.

 Её имеют многие.

                         Дитя

Лишь обладает ею в совершенстве.

 В этом  стихотворении Е. Винокурова « музыка души»

 предстаёт  как особый  внутренний свет,  как драгоценный талант,  который надлежит  беречь   от разрушающей  монотонности  повседневности.

 Может быть,  секрет нашей отзывчивости и заключается    в том,  что мы носим прежде всего  в себе   эту музыку, которая тем  сильнее, чем больше  мы бережём этот дар  изначальной искренности и чистоты? Всё,  что нам приходится делать,  мы окрашиваем  нашим эмоциональным  отношением к окружающему миру.

   Есть  в мире явления,  которые не выразишь словами, их стихия – музыка с её текучестью,  переменчивостью,  игрой  красок, состояний.

 Не случайно,  говорить о музыке  порой  так же трудно, как рассказывать о своих переживаниях.

 В человеческой жизни есть как бы два плана,  два течения. Один – видимый – составляет внешние события, например,   мы знаем, в каком доме живёт человек, как он одевается, какие у него привычки и т. д.  Другой  составляет  сокровенные мысли, глубинные переживания, духовные искания человека.  Нередко  именно  в   нём  сосредоточено   главное содержание  человеческой жизни: ведь сказал же  Экзюпери: « Зорко одно лишь сердце» Самого главного глазами не увидишь».

  Конечно,  просто глядя на человека, трудно  узнать его сущность, однако  внутреннее содержание  нередко   проявляет себя внешне: во взгляде,  улыбке, интонации голоса. Мы говорим: « Этот человек духовно богат», когда  его поступки,  слова убеждают нас в существовании особого внутреннего мира,  окрашивающего

 внешние  проявления   искренностью и глубиной. Точно так же,  мы можем отметить чью – то  пустоту и духовное оскудение, когда видим, что человек живёт исключительно материальными интересами.

 Музыкальные произведения  в какой – то мере  похожи на  людей.  В них тоже могут быть  своя глубина  и характер: порой сложный,  порой легкомысленный.  Поэтому разные люди  любят разную музыку: одни слушают Моцарта и Брамса, другие довольствуются  нехитрыми песенками.  Ведь музыка бывает разной.

  Разумеется,  людям нужна  всякая  музыка:   для отдыха, танцев, занятий спортом. И часто  такая музыка бывает хорошей настолько, насколько она отвечает своим задачам.

 Следовательно, в искусстве,  как и в жизни, есть два плана:  внешний и внутренний, поверхностный и  глубинный.

 Наверху находится та её часть, которая  не составляет никакой тайны, потому что «обслуживает» события внешней жизни.  В глубине таится тот пласт, к которому подобраться не так – то просто -  ведь  его понимание    требует  известной зрелости души, опыта, мудрости.

 Означает ли это, что понять  подлинное искусство  под силу д лишь   много пожившему  и много испытавшему человеку?

   Здесь  всё обстоит несколько сложнее. Ведь жизнь  одного человека  не так – то уж велика и богата  событиями, и опыт её недостаточен, чтобы разобраться  в глубинах мудрости и философии, заключённых  в произведениях   искусства.

 Недаром ещё древние говорили: Жизнь коротка, искусство   вечно». И,  действительно, какая часть жизни уходит на выполнение  пусть необходимых,  но незначительных дел и как мало остаётся для приобретения душевного опыта.

 Не только жизнь учит понимать  искусство, но и само искусство  учит понимать жизнь – ведь в нём,  таком  большом,  заключён опыт  всего человечества , всех времён, стран, сословий. Поэтому оно раздвигает обычные границы пространства и времени,  умеет открыть человеку то,  на что порой  самому ему не хватает целой жизни.

 И каждое такое  открытие  даёт возможность  и в самом искусстве находить   всё больше, обогащать  свой опыт  и знания, воспитывать  чувства – словом,  создавать  

   свой  собственный  духовный мир, без которого жизнь никогда не бывает по - настоящему полной.

 Искусство будит фантазию, навевает образы дальних стран, в которых,  может быть, человеку    никогда  не суждено побывать, рассказывает о событиях и героях, с которыми ему никогда не встретиться, оно даёт опыт, который сам он никогда бы не приобрёл.   Искусство рождает мечту, а мечта всегда богаче реальности.  Это знали поэты всех времён, наделявшие фантазию волшебными крыльями, уносящими человека  в царство  невиданных чудес.

  Реальность и фантазия – эти два мира  сосуществуют  постоянно, рождая  не только поэтов и музыкантов, но и всевозможных романтиков – лётчиков, геологов, путешественников.

  В один ненастный день,  в тоске нечеловечьей,

 Не вынося тягот, под скрежет якорей,

Мы всходим на корабль – и происходит встреча

 Безмерности  мечты с предельностью морей.

 
Эти строки из стихотворения  французского  поэта Ш. Ф Бодлера « Плаванье» .

    ,.. « встреча  безмерности мечты  с пределностью  морей» обозначает такие горизонты  человеческой мечты, в сравнении с которыми даже моря  - эти известные  символы необозримого  пространства – кажутся предельными,  узкими  и тесными.

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Благотворное влияние пальчиковой гимнастики на развитие ребенка

Польза от пальчиковой гимнастики огромна. Развитие тонких движений пальцев очень хорошо влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Иначе говоря, делая зарядку для пальчиков, ребенок ...

Опыт работы "Благотворное влияние музыки на здоровье ребенка".

Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, слабая память, низкая работоспособность. От здоровья, жизнерадостности детей за...

«Благотворное влияние музыкально- ритмических движений на психофизическое здоровье детей дошкольного возраста».

«Благотворное влияние музыкально- ритмических движений на психофизическое здоровье детей дошкольного возраста».Статья муз.руководителя ГБДОУ детский сад №136 компенсирующего вида Выборгского района Са...

по теме: "Благотворное влияние музыки на здоровье детей дошкольного возраста

В  связи с переходом на ФГОС актуальность вопросов об использовании здоровьесберегающих  технологий в ДОУ возрастает год от года....

Консультация для родителей «ПРОИСХОЖДЕНИЕ МУЗЫКИ И ЕЁ БЛАГОТВОРНОЕ ВЛИЯНИЕ НА ДУШУ ЧЕЛОВЕКА»

Наверное, для каждого человека музыка возникает из звуков его раннего детства. Голос матери, щебетанье птиц за окном, шум дождя – всё это образует свой звуковой мир, такой же неповтори...

Благотворное влияние музыки и пения на здоровье дошкольников.

Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны, так как мы учитываем индивидуальные и возрастные особенностей каждого ребенка.Успех занятий невозможен без совместной дея...

Консультация для родителей "Благотворное влияние музыки на детей"

Благотворное влияние музыки на здоровье детей Консультация для родителей Не все заканчивали музыкальную школу, не все мы поем и играем на музыкальных инструментах. Но все мы хотим, чтобы наш малыш б...