по теме: "Благотворное влияние музыки на здоровье детей дошкольного возраста
консультация
В связи с переходом на ФГОС актуальность вопросов об использовании здоровьесберегающих технологий в ДОУ возрастает год от года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
blagotvornoe_vliyanie_muzyki_na_zdorove_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 20.24 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Благотворное влияние музыки на здоровье детей дошкольного возраста»
Как говорил Сократ: «Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто».
Эти слова актуальны и сегодня. Нет ничего более ценного для человека, чем здоровье. И нет ничего более важного для нации, чем здоровье подрастающего поколения.
В связи с переходом на ФГОС актуальность вопросов об использовании здоровьесберегающих технологий в ДОУ возрастает год от года.
Особенно эффективно оздоровительную работу проводить с использованием такого могучего средства в решении воспитательных, образовательных и коррекционных задач, как музыка. Тем более что именно музыка из всех видов искусства является самым сильным средством воздействия на человека.
Актуальность применения здоровьесберегающей технологии в музыкально-образовательной деятельности ДОУ.
• Высокий уровень заболеваемости детей.
• Эффективность музыкального воздействия на физиологию ребенка.
• Отсутствие единого целостного подхода в оздоровительной работе среди
специалистов ДОУ.
• Повышение уровня профессиональной компетенции музыкального руководителя в условиях педагогики оздоровления.
Свою работу начала с анализа занятий с точки зрения здоровьесбережения. Вывела следующие параметры
Параметры
1. Обстановка и гигиенические условия в музыкальном зале: температура и свежесть воздуха, рациональность освещения, наличие/отсутствие звуковых раздражителей и т. д.
2. Продолжительность музыкальных занятий.
3. Количество видов деятельности: слушание, пение, игра на ДМИ, дидактические игры, танцевальная деятельность. Норма – 3-5 видов за занятие, в зависимости от возраста ребенка. Однообразность, как и слишком частые смены одной деятельности другой, способствуют утомлению дошкольников, приводят к утрате внимания, интереса. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов музыкальной деятельности ориентировочно 3-10 минут (в зависимости от возраста детей)
4. Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами).
5. Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на занятии - их место, содержание и продолжительность.
6. Проведение бесед связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.
7. Психологический климат на занятии.
8. Темп и особенности начала и окончания занятия.
Цель - Способствовать эффективному оздоровлению воспитанников в процессе использования на музыкальных занятиях и режимных моментах здоровьесберегающих технологий.
Задачи
• Развивать музыкальные и творческие способности используя здоровьесберегающие технологии, с учетом возрастных и индивидуальных возможностей ребенка;
• Развивать интеллектуальные функции (мышление, память, воображение, внимание, восприятие, ориентировку в пространстве) ;
• Развивать эмоционально – волевую сферу и игровую деятельность;
• Формировать вокальные навыки (дыхание, артикуляцию, звукооброзование, чистоту интонирования, исходя из здоровьесберегающих технологий и охраны детского голоса
• Укреплять различные группы мышц и осанку, развивать музыкальный слух, вкус и чувство ритма, умение правильно и красиво двигаться.
В своей работе я использую программы: Бурениной «Ритмическая мозайка», Лазарева «Здравствуй», Новоскольцева и Каплунова «Ладушки», Радынова, «Музыкальные шедевры», методические пособия Картушина «Логоритмика», Стрельникова «Дыхательная гимнастика»
Формы оздоровительной работы в регламентированной музыкальной деятельности дошкольников
• Музыкально-оздоровительные занятия (тематические)
• Совместные с детьми и родителями оздоровительные праздники
• Индивидуальные занятия (индивидуально-дифференцированный подход)
• Логоритмика
На музыкальных занятиях я, использую следующие здоровьесберегающие технологии
1. Психогимнастика (этюды, игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка, как ее познавательной, так и эмоционально - личностной). К психогимнастике можно отнести мимические упражнения; релаксацию; коммуникативные игра и танцы; этюды на развитие выразительности движений, инсценировки; музыкотерапию
2. Дыхательная и артикуляционная гимнастика. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.
3. Пальчиковая гимнастика (развитие мелкой моторики)
4. Логоритмика (это метод преодоления речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой) ;
5. Ритмопластика подразумевает психологическое раскрепощение ребенка через освоение собственного тела как выразительного («музыкального») инструмента.
Примерная схема проведения музыкального занятия, включающая в себя здоровьесберегающие технологии
1. Приветствие. Психогимнастическое упражнение для настройки на рабочий лад.
2. Вводная ходьба. Музыкально-ритмические движения, речь с движением.
3. Слушание музыки (активное и пассивное). Физкультминутка- пальчиковая или жестовая игра - 1 упр.
4. Пение, песенное творчество: распевки, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, в качестве физкультминутки – пальчиковая или жестовая игра -1 упр.
5. Танцы, танцевальное творчество с элементами ритмопластики.
6. Театральное творчество с элементами ритмопластики, психогимнастики (мимика, пантомимика). Музыкальные игры, хороводы.
7. Игра на ДМИ. Творческое музицирование.
8. Прощание. Психогимнастическое упражнение на релаксацию.
Виды музыкальной деятельности:
Пение - идеальный способ помочь детям с нарушениями речи;
Валеологические песенки-распевки задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос пению.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков
Упражнения на развитие дыхания
Дыхание – это синоним жизни и имеет сверхважное значение.
Слушание - В лечебных целях музыку применяют с давних времён. Музыка несёт в себе мощное коммуникативное начало, в ней заложены широчайшие возможности общения.
Я использую классическую музыку в целях музыкальной терапии на занятиях.
Действенной формой оздоровления является релаксация, которая необходима и эффективна на музыкальных занятиях, она помогает восстановить дыхание, снять напряжение, снизить утомление, подготовить ребенка к дальнейшему восприятию музыкального материала. Слушая музыку природы: звон ручейка, пение птиц, завывание ветра, стрекотание кузнечиков, шум морского прибоя, шелест листвы и ветра, ребёнок расслабляется, получает удовольствие, отвлекается от посторонних мыслей и успокаивается. Активные формы слушания музыки с просмотром музыкальных презентаций.
Музыкотерапия - важная составляющая музыкально-оздоровительной работы в ДОУ.
Музыкальные рецепты
Ритмические движения способствуют активизации различных анализаторных систем.
Ритмопластика - развивает умение чувствовать и передавать характер музыки.
Логоритмика. Особенность применения этих упражнений заключается в том, что, кроме развития голосовых данных и мышечного аппарата ребенка, развиваются детские эмоции, пробуждается его мысль и фантазия.
Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку.
Результаты: улучшается концентрация внимания и его продолжительность,
снижается импульсивность, музыка оказывает успокаивающие воздействие на большинство гипперактивных детей.
Улучшается речевая и сенсомоторная функция организма, повышается ориентировка в пространственно-временных отношениях, развиваются познавательные интересы ребенка
Вывод:
Известно, что еще Пифагор, Аристотель, Платон обращали внимание современников на профилактическое и лечебное воздействие музыки.
Они утверждали, что музыка устанавливает порядок и гармонию во Вселенной, в том числе и нарушенную болезнями гармонию в человеческом теле. В современной медицине есть целое направление – музыкотерапия. Очень важно прививать детям интерес и любовь к музыке, как важной составляющей здорового образа жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка:Технология реализации проекта "Влияние прыжков на здоровье детей дошкольного возраста"
с использование СОТ...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА ЯВЛЯЕТСЯ САМЫМ СИЛЬНЫМ. ПРЕДСТАВЛЕН МАСТЕР-КЛАСС "СЛЕПИ СЕБЕ ДРУГА"...
Влияние музыки на развитие детей дошкольного возраста.
В данной статье раскрыто влияние музыки на развитие детей дошкольного возраста....
Влияние музыки на здоровье детей дошкольного возраста
Воспитание здорового ребенка - главная задача семьи и дошкольного учреждения....
ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация: автор статьи обращается к исследованию ученых Оксфордского, Гарвардского, и Шанхайского университетов о влиянии музыки на успешность обучения точным наукам начиная с дошкольного возраста и ...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...
Статья на тему: «Влияние музыки на здоровье детей дошкольного возраста»
laquo;Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка – целитель здоровья». В. М. Бехтерев В детском саду музыка активно используется в оздоровительной работе ...