Театр-источник эмоциональных переживаний.
статья на тему

Мокеева Наталия Николаевна

Статья: "Театр-как источник эмоциональных переживаний" (материал из опыта работы).

Скачать:


Предварительный просмотр:

           

 Театр - как источник эмоциональных переживаний  (из опыта работы).

Мокеева Наталия Николаевна

           Музыкальный руководитель

           Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад присмотра и оздоровления для детей с аллергическими заболеваниями № 77», г. Нижнекамск.

Среди множества факторов, влияющих на развитие дошкольника, наиболее мощным является культура. В процессе продуктивной, творческой деятельности, у детей развиваются воображение, мышление, коммуникативные навыки, способность принимать позицию другого. В процессе ребенок и взрослый совместными усилиями превращают исторический опыт в систему открытых проблем.

Театрализованная деятельность – источник особой детской радости в дошкольном детстве. Ребенок открывает для себя волшебную силу искусства и стремится выразить их в «творческом продукте». Цель - создание условий для развития неравнодушного, активно преобразующего отношения к миру театра.

На основе этого возникают задачи:

  • способствовать формированию у дошкольников эстетического отношения к миру;
  • развивать эмоционально – чувственную сферу ребенка и его образное мышление, как основу развития творческой личности;
  • способствовать развитию у детей способности к восприятию произведений искусства;
  • способствовать активной творческой деятельности детей в различных видах искусства.

Искусство – особая форма познания и видения жизни.

Эстетическое находит яркое воплощение в классических видах искусства, и здесь не обойтись без наследия прошлого. В детском саду они слушают произведения Чайковского, Прокофьева …

 Творчество композиторов стараемся преподнести детям в такой форме, чтобы прослушанное осталось в памяти. Сложна в слуховом восприятии симфоническая сказка С. Прокофьева «Петя и волк», где дети знакомятся со звучанием незнакомых инструментов (фагот, домбра). Чтобы сказка была понята полностью нашли более рациональный способ:

соединили зрительность (театр) с ярким слуховым восприятием сказки (фонограмма) и движениями (обыгрывание образов). В результате симфоническая сказка получилась богатой на восприятие. Исполняя главные роли, дети смогли по-своему обыграть образ, окрасить его интонационно, добавить характерные движения, мимику.

 При знакомстве с детским альбомом П.И. Чайковского использовали комплекс картинок, что дало возможность обыграть образ, создавая при этом мини – спектакли.

В течение года с детьми разучивали номера под музыку П.И. Чайковского. Решили поставить театральную сказку. Объединив все рассказом взрослого, и игрой главных героев получилась сказка – балет «Лебединое озеро». Такие детские постановки дают возможность проявить способности, наклонности, а взрослому – лучше узнать воспитанников.   Хороший умный спектакль – яркое событие в жизни детей. Когда сказка – балет был готов к показу, решили к постановке приобщить больше детей. И вот все готово – афиша, пригласительные, декорации, реквизит, костюмы. Каким же незабываемым стал день показа. Сказка – балет «Лебединое озеро» П.И. Чайковского прошел на «ура», и как  в настоящем театре после спектакля участники получили цветы.

 При постановке театра с дошкольниками используется не только разная структура, но и меняется стиль поведения взрослых и детей. Подготавливая ребенка к представлениям, педагог предоставляет им большую самостоятельность, включает в неожиданные поисковые ситуации. То, что форма организации не повторяется, придает особую неожиданность  театрализованной деятельности.  При подготовке постановки необходимо учитывать многое, какие у детей любимые литературные произведения. После беседы выяснила, что детям интересно произведение К. Чуковского «Федорино горе». Было принято решение – подготовить театр.  Не смотря на то, что главная героиня рассматривается с отрицательной стороны, сыграть Федору вызвалось несколько девочек. В сценарий были введены слова автора. Разучили песни, подготовили инсценировки,  танцы. Подобрали декорации, атрибуты, костюмы и организовали веселый  праздничный утренник для мам. По отзывам можно судить – театральное представление удалось. Герои справились с поставленной задачей – с одной стороны позабавили, а с другой стороны удивили родителей своими талантами.  

 Театр пользуется у детей неизменной любовью.

Дошкольники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, вместе готовы прийти на помощь. Театрализованная деятельность представляет собой синтез литературы, музыки, танца, живописи, актерского мастерства  и сосредотачивает в себе средства выразительности, способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, познавательных процессов, знаний об окружающем мире и готовности к взаимодействию с ними.

Рассматривая театрализованные игры в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности, посредством которых разыгрывают тему, сюжет, можно разделить их на две основные группы: режиссерские игры и игры - драматизации.

После того, как приобрели верховые куклы, появилась возможность разнообразить театрализованную деятельность. По тому, какие тростевые куклы у нас появились, составила сказку «Заяц – огородник». Для игры в спектакле были привлечены как сотрудники, так и дети. Прослушав сказку, по желанию выбрали героев. Главные роли  оставили взрослым. Для изготовления атрибутов, декорации были привлечены остальные.

Театрализованная деятельность позволяет дошкольнику справиться со многими проблемами в соответствии с его эмоционально – личностными особенностями. Робкому ребенку  игра помогает стать более решительным, застенчивому – преодолеть неуверенность. Содержание игр, необычность сюжета, возможность  «спрятаться» за маску, костюм, театрализованную куклу – все это позволяет решить многие проблемные ситуации, активность детей возрастает, они быстрее начинают запоминать тексты, более свободно перевоплощаются.

Наиболее удачно прошел музыкально – драматический спектакль «Кошкин дом», на новый лад. Работу начали с беседы, по ответам составили сценарий. Представили детям главных героев – маму Кошку, маму Собачку.  Предложили – кто хочет быть котятками, собачками и т.д. Дети с удовольствием соглашались участвовать в спектакле. Шаг за шагом мы подходили к главному – показу. Участвуя в процессе театральной деятельности, ребенок учится коллективно работать над замыслом будущего спектакля, создавать художественный образ, планировать. Дети учатся быть в роли драматурга, музыканта, костюмера, актера и даже режиссера.

 Наш детский сад тесно сотрудничает со школой, где учатся наши выпускники. Дети, посещающие детский сад, выступают перед старшеклассниками, демонстрируя свои способности. Школьники ставят для малышей спектакли, музыкальные сказки. Особо радует то, что учителя отмечают именно тех детей, которых воспитывали, учили, приложили немало усилий именно мы. Чтобы в дальнейшем, во взрослой жизни, в полном объеме проявился талант, способность, раскрылась неординарность каждой личности,  педагоги помогли этим детям полюбить театр, принять его душой, сердцем.

 Театрализованные игры являются средством сохранения эмоционального здоровья ребенка, средством предупреждения эмоциональных расстройств. Больших спектаклей (музыкальных сказок, детских опер, постановок) за год проводим не больше двух. Но в течение года используется большое количество театрализованных игр. Их вводим в жизнь детей, как зрелищные развлечения, как фрагмент концерта, утренника, на занятиях.

 Театр – это волшебный мир, в котором ребенок радуется, играя, а играя, познает окружающее. Театрализованные игры, игры – представления позволяют воспитывать художественный вкус, развивать творческий потенциал, формировать устойчивый интерес к театрализованному искусству, что в дальнейшей жизни определит потребность каждого ребенка обратиться к театру как к источнику эмоционального сопереживания, творческого соучастия. Театр в детском саду учит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, а главное зародить стремление самому нести в жизнь светлое и доброе.

          Литература.

  1. Штанько И.В. Воспитание искусством в детском саду: интегрированный подход. Москва, 2007 год.
  2. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. Москва, 2001 год.
  3. Бесова М.А. Шутки, игры, песни соберут нас вместе. Ярославль, 2000 год                                                                  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДОШКОЛЬНИКОВ В ХОДЕ ВОСПРИЯТИЯ ПЕРЕЖИВАНИЯ И СОЧИНЕНИЯ СКАЗКИ

Рекомендации по использованию сказки  педагогами дошкольного учреждения....

14 февраля,Переживание грусти как умение ребенка с развитым эмоциональным интеллектом

14 февраля,Переживание грусти как умение ребенка с развитым эмоциональным  интеллектом...

Эмоциональные переживания маленького ребенка.

У детей в раннем возрасте два основных эмоциональных переживания – разлука с мамой и встреча с новым, неизвестным. ...

«Осенняя сказка» Сценарий утренника во 2 младшей группе Цель: Способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей, воспитывать культуру поведения на массовых мероприятиях. Действующие лица: Взрослые - Осень Мишка

laquo;Осенняя сказка»Сценарий утренника во 2 младшей группе Цель: Способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей, воспитывать культуру поведения на массовых мероприя...