Природа – источник эстетических переживаний
консультация

Квашенникова Алина Радиковна

Природа — самый доступный и богатый источник эстетических переживаний. Ее красота обладает могущественной способностью волновать людей, вызывать новые чувства, разнообразные эмоции. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИРОДА – ИСТОЧНИК ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПЕРЕЖИВАНИЙ

Природа — самый доступный и богатый источник эстетических переживаний. Ее красота обладает могущественной способностью волновать людей, вызывать новые чувства, разнообразные эмоции. Красота в природе может быть первозданной и рукотворной.

Следует отметить, что, воспринимая явления природы, человек оценивает в ней такие состояния, формы, краски, которые больше всего соотносятся  с его душевными качествами. Поэтому не случайно одни больше любят весну, другие — осень;  для одних любимая пора суток — утро, другим нравится вечер... Все это говорит о том, что эстетическое восприятие природы дает человеку возможность глубже проникать в свой собственный мир. Уже в первые годы жизни ребенка нужно так организовать его общение с природой, чтобы оно постепенно становилось органической потребностью духовной жизни.

Одним из средств общения с природой детей являются экскурсии в лес, сад, парк, поле и др. Именно во время экскурсий, прогулок, походов надо учить детей присматриваться к окружающей природе. На экскурсию или прогулку в лес, например, можно поехать или пойти в любое время года. Но, пожалуй, особенно интересна весенняя экскурсия, когда дети видят пробуждение природы. Надо обратить их внимание на нежную зелень первой листвы тополя и березы, на цветущий орешник, сравнить темную зелень хвои с только что появившейся зеленью лиственных.

Очень полезны и интересны осенние экскурсии, когда лес одевается в пурпур и золото. Обратите внимание ребят на разную окраску листьев у разных пород и видов деревьев, сравните их по форме.

Зимой вы пойдете в лес, конечно, на лыжах. Очень хорошо, если вы поможете ребятам найти и «прочесть» следы животных и звуки птиц. Полезно, если такие экскурсии будут сопровождаться беседами «В чем красота лесной природы», «Как собрать красивый букет» и др.

Родители вместе с детьми, общаясь с природой, учат их видеть и различать форму и узор цветов, листьев, трав, звуки птичьих разговоров, краски времен года. Прогулки в лес и в поле обогащают детей радостными переживаниями. Они приучаются восхищаться различными видами пейзажа, голубыми подснежниками, осенним лесом, пропитанным запахом грибов.

Для лучшего понимания детьми природы целесообразно использовать искусство. Например, в живописи отображена природа всех времен года: весна — «Грачи прилетели» А. К. Саврасова, «Весна» А. И. Куинджи, «Весна» Т. Н. Яблонской, «Голубая весна» В. Н. Бакшеева и др.; лето — «Утро в сосновом бору», «Рожь» И. И. Шишкина, «Березовая роща» А. И. Куинджи, «На мирных полях» А. А. Мыльникова, «Хлеба созрели» Л. А. Файтахова; осень — «Золотая осень», «Осенний день» И. И. Левитана, «Осенний  вечер» А. М. Орлова; зима — «Первый  снег» А. А. Пластова, «Белая зима», «Зимой солнечный день» И. Э. Грабаря, «Зима», «На  севере диком»  И. И. Шишкина.

Времена года воспеты и в музыке: «Времена года» П. Чайковского, «Зима» Р. Шумана, «Метель» Ф. Листа, «Жаворонок» М. Глинки, «Весенние воды» С. Рахманинова и др. Многие песни посвящены временам года: «Призыв весны» В. Моцарта, «Летний отдых» А. Лепина, «Летний лес» И. Шамсутдинова, «Осень» П. Чайковского, «Зима»  Е. Тиличеевой, «Проводы зимы» Римского-Корсакова и др.

Научив детей видеть красоту природы, чувствовать ее, мы подготовим их к пониманию искусства.

Природа развивает наблюдательность, побуждает потребность к размышлениям. В природе можно найти десятки и сотни различных оттенков цвета: сивый и сизый цвет воронова крыла и цвет сажи, пурпурный и красный и т. д. Родители должны обращать внимание ребенка на краски в окружающем мире, давать элементарные знания о цвете.

Духовное богатство, постигнутое благодаря созерцанию красоты природы, необходимо развивать и обогащать в труде. Поэтому надо поощрять участие детей в благоустройстве дворов, создании цветников, в разведении комнатных растений. Каждый ребенок должен пережить личное стремление к утверждению красоты, приложить силы к ее созданию.

Памятуя о главной цели воспитания широких эстетических интересов и потребностей ребенка, родители не должны ограничивать его эстетический кругозор одним видом искусства.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Семейно-бытовая культура: Пособие для слушателей нар. ун-тов/ Д.И. Водзинский, А.И. Кочетов и др.; Под ред. Д.И. Водзинского.- Мн.: Нар. асвета, 1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание 2 мл.группа "Природа - источник познания. Сбережём родную природу"

Много чудес на Земле. Наша задача их познать, рассказать и показать своим детям....

Театр-источник эмоциональных переживаний.

Статья: "Театр-как источник эмоциональных переживаний" (материал из опыта работы)....

Знакомим ребенка с природой. Природа – источник познания. Сбережем родную природу!

Знакомим ребенка с природой.Природа – источник  познания. Сбережем родную природу!          Мир окружающий ребенка, - это прежде всего...