Музейная педагогика
консультация на тему

Правило Ольга Александровна

Музейная педагогика — молодая отрасль педагогической науки, тесно связанная с такими дисциплинами как; музееведение, искусствоведение, история, краеведение и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzeynaya_pedagogika.docx17.54 КБ

Предварительный просмотр:

Музейная педагогика — молодая отрасль педагогической науки, тесно связанная с такими дисциплинами как; музееведение, искусствоведение, история, краеведение и др. Хотя в зарубежных странах и России она зародилась более 100 лет назад, сам термин, «Музейная педагогика» начал употребляться в нашей стране только в 70-е годы. Уже в самом раннем возрасте дети начинают интересоваться предметным миром. Познание осуществляегся путем накопления чувственных впечатлений от окружающих ребенка вещей. Радость познания и удовольствия от рассматривания явления сходные и одновременные. Музей же способен обогатить ребенка впечатлениями от подчас совершенно новых, незнакомых предметов, которые он никогда не встречал, да и не мог встретить в доступной ему действительности. Это необычайно расширяет кругозор. Особая проблема - отбор экспонатов. Музейная среда, как правило, чрезвычайно насыщена: эго вызывает быстрое появление усталости, особенно у детей. Поэтому количество демонстрированных предметов следует щраничивать, действуя по принципу «лучше меньше, да лучше». В условиях ДОУ невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. 11оэтому такие выставки были названы «мини-музеями». Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Важная особенность этих элементов развивающей среды - участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность, участвуя в обсуждении тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать руками ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно. Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок лишь созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его мама, папа, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - это результат общения, совместной работы педагога, воспитанников и их семей.

Создание мини-музеев в дошкольном учреждении - одно из первых источников приобщения детей к сокровищам истории, культуры, искусства.

В своей группе ,при поддержке родителей я организовала «Мини - музей народной игрушки» .Музей для самых маленьких. Идея создания музея возникла у меня еще в прошлом году. Прочитав литературу ,прослушав курс лекций по инновационным технологиям в университете ознакомившись с опытом других педагогов я очень заинтересовалась этой идей. У меня были сомнения нужен ли музей детям раннего возраста, когда первые полгода у нас идет адаптация , мы много плачем. Какой тут может быть музей! Но на практике это оказалось совсем не так . Первое время в музей мы ходили успокаиваться, рассматривая новые игрушки дети переставали плакать. А когда с ними можно было еще и поиграть. Наш музей стал маленьким уголком для релаксации малышей. К сожалению в нашей группе нет лишней площади поэтому для музея была отведена стена в раздевальной комнате.


Музей был виден как детям так и родителям. Родители положительно откликнулись на мою идею создания музея. Принесли и прикрепили полочки, каждый принес экспонат для музея. Наш музей только в начале своего развития . Я разработала тематический план занятий в мини-музее.

Это и лепка,и рисование, и развитие речи, и ознакомление с художественной литературой. Делали мы игрушки вместе с мамой, в марте дети будут сами раскрашивать игрушки для музея, планирую организацию экскурсии в музей для детей 2 младшей группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по музейной педагогике "Мини-музей Архитектуры"

План работы на год по мини-музею Архитектуры...

Использование элементов музейной педагогики в формировании экологической культуры дошкольников через работу мини- музея ДОУ

Прививать  детям любовь к природе  надо с самого раннего возраста. Данная технология раскрывает конкретный пример работы с детьми по формированию экологической культуры у воспитанников ДОУ ч...

Использование музейной педагогики в образовательном процессе ДОУ

Музейная педагогика –одно из направлений работы ДОУ. Приобщать детей к музейной культуре, развивать их эстетическое восприятие и...

Музейная педагогика как основа для создания условий для духовно – ценностного развития ребёнка.

Статья будет интересна для воспитателей, ищущих эффективные формы воспитания детей....

Семинар "Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология ДОУ" плюс мастер - класс " Опись музейного экспоната".

С 13 по 17 февраля 2023 г. в МКДОУ детский сад «Солнышко» проходила в соответствии с годовым планом неделя педагогического мастерства. Целью недели педагогического мастерства стало выявлен...

Семинар "Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология ДОУ" плюс мастер - класс " Опись музейного экспоната" (2023)

С 13 по 17 февраля 2023 г. в МКДОУ детский сад «Солнышко» проходила в соответствии с годовым планом неделя педагогического мастерства. Целью недели педагогического мастерства стало выявлен...