Всеобуч для родителей
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему

Андриевская Наталья Михайловна

На занятиях всеобуча я познакомлю вас с понятием речевой готовности ребенка к школе; мы рассмотрим каждый из компонентов речи отдельно. Вы узнаете о том, к каким ошибкам письма и чтения может привести нарушение или несформированность отдельного компонента речи; получите рекомендации, упражнения и задания для развития речи в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskiy_vseobuch.doc329.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Всеобуч для родителей будущих первоклассников

Нам кажется недостаточным оставить тело и душу детей в таком состоянии, в каком они даны природой, - мы заботимся об их воспитании и обучении, чтобы хорошее стало много лучшим, а плохое изменилось и стало хорошим».

Лукиан.

      Развитие фонематических процессов у будущих первоклассников

 На занятиях всеобуча я познакомлю вас с понятием речевой готовности ребенка к школе; мы рассмотрим каждый из компонентов речи отдельно. Вы узнаете о том, к каким ошибкам письма и чтения может привести нарушение или несформированность отдельного компонента речи; получите рекомендации, упражнения и задания для развития речи в домашних условиях.

Сегодня мы поговорим об одном из важнейших компонентов речи – о звуковом составе, или фонетике.

Выделяют два раздела:
1. 
Звукопроизношение – если нарушен только этот компонент, то нарушений письма и чтения не будет. (В теч. начальной школы все звуки будут поставлены).
2. 
Фонематический слух – от «фонема» - звук, т.е. слух на звуки. Не имеет отношение к физическому слуху. ФС – это умение дифференцировать (различать) звуки речи (по звонк. – глух., тверд. – мягк.), умение провести звуковой анализ слова (т.е. выделить все звуки по-порядку, в разбивку – 3-й, 5-й), умение составить слово из заданных звуков.

При нормальном речевом развитии к 6-7 годам – фонематические процессы должны быть полностью сформированы. Т.е., задания по диф-ции на слух, звуковой анализ и синтез ребенок должен выполнять практически без ошибок.
Но довольно часто, в силу различных причин, мы наблюдаем недостаточное развитие ФП у ребенка. Причины м/б различными, начиная от биологических: осложнения во время беременности, тяжелые роды, болезни ребенка в первые годы жизни; а также социальные причины: ребенок не посещал д/с, дома ему уделяли мало внимания, находился в неблагоприятной речевой среде, т.е. речевое развитие ребенка запущено.

ФС (фонематический слух)– процесс специфичный и многие родители не знают о его существовании, а, следовательно, даже при хорошем уровне общего развития ребенка, ФС остается «белым пятном».
В настоящее время ученые отдают большой процент и наследственным нарушениям речи. Так что, если у родителей или ближайших родственников ребенка были проблемы с письмом и чтением, то и у ребенка они могут проявиться. Не редко у нас на логопункте занимаются дети из одной семьи с одинаковыми речевыми нарушениями.

Почему же так важен фонематический слух, и так много мы уделяем ему внимания. Дело в том, что все нарушения ФС переносятся на письмо и чтение. Все ошибки устной речи будут, как в зеркале, отражаться на письме. Количество этих речевых ошибок может расти как снежный ком. Чем больше начинает писать ребенок, тем больше у него появляется ошибок. И, к февралю, когда 1-е классы активно начинают писать диктанты, основной оценкой ребенка может стать «2».

Какие же это ошибки:

• Многочисленные замены (горько – корько, бусы – пусы, ёжик – ожик, Люба – Луба и др.)
• Пропуски, перестановки букв, слогов («трва», «пинёс», «кродил», «звял», «натуспила» и т.д.)
• Вставки букв и слогов («тарава», «бабабушка» и др.)
• Полное искажение слов (наступила – «настух», храбрый – «хабар», дерево – «девяэ» и т.д.)

Примеры диктантов.

Результатом этих ошибок является неуспеваемость ребенка по письму и чтению.

Неподготовленные родители считают, что эти нелепые ошибки вызваны невнимательностью, небрежностью ребенка, его неумением слушать и т.д. Это мнение ошибочно!!! Ребенок не в состоянии самостоятельно справиться с этими специфическими ошибками и ему требуется помощь логопеда.

К сожалению, в последнее время мы наблюдаем % -ный рост всех речевых нарушений у детей, и , в частности, рост нарушений ФС.

Однако, вовремя обратив внимание на развитие ФС у ребенка, вы можете помочь ему избежать появления или хотя бы уменьшить кол-во будущих ошибок письма.

Я предлагаю вам некоторые практические рекомендации по развитию ФП у детей. Многие из этих заданий универсальны, т.к. их можно выполнять в любое время и в любом месте (на прогулке, в дороге, во время домашних дел и т.д.), это задания – игры одновременно интересные и полезные для ребенка.

1. Поймай заданный звук в слове (хлопни в ладоши, если в слове есть заданный звук).

2. Найди картинку или предмет с заданным звуком в названии.

3. Придумай как можно больше слов, начинающихся с заданного звука.

4. Определи первый звук в слове (звук должен находиться в сильной позиции).

5. Определи последний звук в слове (звук должен находиться в сильной позиции).

6. Игра «Цепочка» (или «Города»).

7. Назвать последовательно все звуки в слове, определить их количество (для данного возраста - слова из 3-х звуков, например, «дом», «кот», «ура» и т.п.)
8. Назови указанный звук по счету (3-й, 5-й, 2-й).

9. Отбери картинки с определенным кол-вом звуков в названии.

10. Придумай слова, состоящие из 3-х, 4-х, 5-и звуков.

11. Подбери слова, где заданный звук был бы на 1-м, 2-м или 3-м месте (например, звук «К» на 1-м месте – «КУСТ», на 2-м месте – «ОКНА», на 3-м – «СОК»).

12. Преобразование слов:
• добавляя звук в начале слова:

Рот – крот

игры - тигры

Оля - Коля

Мех – смех

дочка - удочка

 

Осы - косы

точка – уточка

 


• добавляя звук в конце слова:

Бок – бокс

пар - парк

стол - столб

Вол – волк

пол - полк

лис - лист


• изменяя один звук в слове (можно выстраивать целые цепочки слов):

Сом – сок – сук – суп – сух – сох – сор – сыр – сын – сон
Косы – козы – розы – роза – Рома – рама – мама – Маша – Саша – каша

• переставляя звуки:

пила – липа

волос - слово

нос – сон и т.д.

палка-лапка

карп - парк

 

кукла - кулак

кот - кто

 

13. Составь слова из разбросанных букв:
(д, м, о = дом)

14. Составь слово, сложив его из первых звуков заданных слов:
Даша + Оля + Маша = дом
Сок + утка + пар = супи т.д.

15. Составь слово, сложив его из последних звуков заданных слов:
Дом + рука + ток = мак
Нос + ведро + рак =соки т.д.

16. Назови общий звук в словах, запиши букву. Прочитай слово, которое получилось из выделенных букв.

луна – стол

Л

кино – игла

И

мышь – лампа

М

окна – дом

О

нос - Анна

Н


17. Составь как можно больше слов из букв заданного слова:
КРАПИВА – ива, парк, рак, пар, Ира, икра, арка и т.д.

Развитие оптико-пространственных представлений у будущих первоклассников

Сегодня мы продолжим разговор о том, как предупредить появление ряда специфических ошибок у первоклассников на письме и при чтении.

В образцах письменных работ уч-ся 1-х классов вы увидели, что 1-е место по кол-ву появления занимают ошибки, вызванные несформированностью ФП. Об этой группе ошибок мы подробно говорили на нашем прошлом занятии. А сегодня мы будем обсуждать еще одну группу ошибок, по частоте проявления занимающую второе место – это графические ошибки, т.е. ошибки в написании самой буквы.

Выделяют две основные группы этих ошибок:

1. Зеркальное написание.
2. Ошибки в кол-ве и направлении написания элементов буквы.

Это стойкая группа ошибок, которая, естественно, снижает качество письма.
Чем же вызваны эти ошибки? Причиной их возникновения является неумение детей ориентироваться в схеме собственного тела, в пространстве. Т.е., несформированность оптико-пространственных представлений у ребенка.

Существуют специальные задания и упражнения для развития пространственных представлений у детей

1. Ориентация в схеме собственного тела.

• Четко определять правую и левую руку (различные мнемонические приемы).
• Соотнесение частей тела и руки (задания типа: 
покажи правой рукой левое ухо; покажи левой рукой левое колено и т.д.)

2. Ориентация в пространстве.

• Назови, что находится: 
над – под тобой
впереди – за 
слева – справа

• Работа с предлогами:
Положи карандаш - на тетрадь, под…, в….
Посади мишку – на стул, …под стул, за стул и т.д.

• Знакомство со схемой тела человека стоящего напротив (можно с игрушкой, использовать карточки).

3. Ориентация в тетради.

• На листе – 4 угла (уметь показать и назвать: правый верхний, правый нижний, левый верхний, левый нижний угол).

• На листе – квадрат, задание: поставь точку – в квадрате, над квадратом, под…, справа от…, слева от…
Ориентация в тетради

• На строке – 4 точки. Поставь знак +: от первой точки – внизу, от 2-ой - вверху, от 3-й - справа, от 4-й – слева.

Поставь знак

• На строке – 4 точки, от каждой провести стрелку в направлении:
1 – вниз, 2 –вправо, 3 –вверх, 4 – влево

точки, от каждой провести стрелку

• «Дорожки» по клеточкам: поставь точку, отступи 2 клетки вправо – проведи линию, 2 клетки вверх – проведи линию, 1 клетку влево и т.д.

поставь точку

4. Работа с буквами.

• Узнай недописанные буквы:

• Назови буквы, наложенные друг на друга:

• Узнай все совмещенные буквы:

5. Для конкретных пар букв:

• Выкладывание букв из пуговиц, шнурочков, спичек
• Угадывание буквы «написанной» на спине
• «Волшебный мешочек»
• Развесить дома карточки с правильным написанием буквы («перед глазами»)
• Обведи правильное изображение буквы 
(для зеркальных ошибок):

для зеркальных ошибок буквы

Приложение. Памятки для родителей (раздаю после выступления).

Учимся различать похожие в написании буквы
(л – м, и – ш, п – т, и – у, б – д, о – а, З – Е и др.)

Работаем над одной парой букв!

1. Выкладывание букв из зернышек, пуговиц, шнурочков и т.п.
2. «Чтение» спиной или ладонью (угадать букву, «написанную» на спине или ладони).
3. «Волшебный мешочек» (вырезанные из плотной бумаги буквы складываем в непрозрачный мешочек и угадываем на ощупь)
Буквы вырезаем прописные (если путает при написании) или печатные (если путает при чтении)!
4. Развесить дома карточки с правильным написанием буквы («перед глазами»). Лучше вставить изображения буквы в подходящий по форме рисунок (например, б – белка, хвостик вверх; д – дятел, хвостик вниз и т.п.)
5. Для ошибок 
зеркального характера:
Обведи правильное изображение буквы.

зеркального характера буквы

 

Учимся различать похожие в написании буквы
(л – м, и – ш, п – т, и – у, б – д, о – а, З – Е и др.)

Работаем над одной парой букв!

6. Выкладывание букв из зернышек, пуговиц, шнурочков и т.п.
7. «Чтение» спиной или ладонью (угадать букву, «написанную» на спине или ладони).
8. «Волшебный мешочек» (вырезанные из плотной бумаги буквы складываем в непрозрачный мешочек и угадываем на ощупь)
Буквы вырезаем прописные (если путает при написании) или печатные (если путает при чтении)!
9. Развесить дома карточки с правильным написанием буквы («перед глазами»). Лучше вставить изображения буквы в подходящий по форме рисунок (например, б – белка, хвостик вверх; д – дятел, хвостик вниз и т.п.)
10. Для ошибок 
зеркального характера:
Обведи правильное изображение буквы.

Для ошибок зеркального характера

Развитие лексики, грамматики и связной речи будущего первоклассника

Лексика.

Словарный запас ребенка старшего дошкольного возраста должен составлять не менее 3000 слов (разные авторы – от 3 до 7 тыс.). Должны быть представлены все основные части речи – существительные, глаголы, прилагательные, числительные, местоимения, наречия, предлоги, союзы.
Однако у многих детей словарь недостаточно развит и даже беден. Приведу некоторые примеры ответов детей:
• Шофер – «регулист автобуса»
• Карп – «это такое животное, вроде ёжика»
• Экскаватор – «одежда такая»
• Судак – «это, где судят»
• Пломбир – «тот, кто зубы лечит»
• Лодырь – «кто на лодке возит»
• Сталевар – «тот, кто делает столы»

Естественно, что низкое развитие словаря отрицательно скажется на обучении. Поэтому уже сейчас, выяснив состояние словаря ребенка, важно пополнять его количественно и качественно. 
(Далее ссылки на книгу Парамоновой Л.Г. «Стихи для развития речи»).

Итак, ребенок 6-7-летнего возраста должен знать:

1. Слова, обозначающие предметы (Кто? Что?) - существительные, по всем лексическим темам. 

Задания:

• Назови, каких ты знаешь птиц, насекомых, животных и т.д. (с. 24-25)
• Каким одним словом можно назвать, например, стол, стул, диван (обобщающие слова).
• Определи лишний предмет, объясни почему:
а) по картинкам (4-й лишний)
б) устно (с. 11)
• Названия детенышей животных (с. 28)
• «Наоборот» - антонимы-существительные. (Например, 
день – ночь, добро – зло и т.д.)

2. Слова, обозначающие признак предмета – прилагательные (цвет, величина,
форма, вкус, материал и т.д.).

Задания:
• Какого цвета? (с. 49)
• Какого вкуса? (с. 49)
• Какие основные черты характера у животных? (с. 53)
• Назвать как можно больше признаков одного предмета, с учетом величины, веса, формы, вкуса, цвета, запаха, материала и т.д. (например, 
платье – синее, шерстяное, теплое, длинное, мамино)
• «Наоборот» - антонимы-прилагательные (
добрый – злой, веселый – грустный, светлый – темный, длинный – короткий и т.д.)

3. Слова, обозначающие действия предметов – глаголы.

Задания:

• Кто как передвигается? (человек – ходит, птица – летает и т.д.) с. 43
• Кто как подает голос? (с. 42)
• Кто чем занимается? (
повар – варит, врач – лечит и т.д.
• Назвать действия явлений природы (
метель – метет, солнце – греет, печет и т.д.)
• «Наоборот» антонимы-глаголы. (
нашел – потерял, выехал – заехал, забыл – вспомнил и т.д.) Не прибавлять частицу «НЕ»!!!

4. Узкие значения слов.

Многие дети путают значения слов:
Шьет – вяжет – вышивает
Ветка – куст – дерево
Конверт – письмо
Нитки – катушка – клубок
Цветок – букет и т.д.

Грамматический строй.

Словарный запас, даже большой, не решает проблему полноценности устной речи. Важно правильно оформлять речь с точки зрения грамматики. Т.е., уметь согласовывать существительные и прилагательные, глаголы в роде, числе падеже; владеть навыками словоизменения и словообразования.
Большинство детей овладевают этими умениями своевременно, но у части детей могут наблюдаться определенные трудности.
Примеры ответов детей:

• Из три комков снега.
• Листья опадают с 
деревий.
• Мы смотрели на 
снегири.
• Там много 
деревов.

Задания для домашней работы:

1. Словоизменение.
• «Один – много» - образование множественного числа от единственного и наоборот.(с. 73)
Ошибки детей: 
«стулы», «дерева», «роты», «ухи» и т.д.

• Образование множ. числа родительного падежа (нет чего?)
Например: 
дома – домов, стулья – стульев, двери – дверей и т.д.

• Образование множ. числа глаголов в сочетании с существительным. (с.87) Например:машина едет – машины едут, птица летит – птицы летят и т.д.

• Согласование существительных с прилагательными:
а) в роде:

высокий дом
высокая башня
высокое дерево

б) в числе: 
дом высокий – дома высокие

• Согласование существительных с числительными («Сосчитай до 5-ти»). 
Ошибки детей: 
«две кукол», «пять карандашов», «пять ух» и т.д.

• Правильное употребление предлогов (с. 81, игры).

2. Словообразование.
• Образование уменьшительно-ласкательной формы:
а) существительных (с. 106)
стул – стульчик
дом – домик
кукла – куколка и т.д.

б) прилагательных (с. 126)
красный – красненький
теплый – тепленький
сладкая – сладенькая и т.д.

Ошибки детей: 
«стулик», «утюжонок», «стольчик» и т.д.

• Образование слов с помощью приставок (с. 151).
Например: 
Весной птицы прилетают, а осенью …
На дерево залез, а с дерева …

• Образование относительных прилагательных (с. 131)
Например: 
дом из дерева – деревянный
платье из шерсти – шерстяное и т.д.

Ошибки детей: 
шуба из меха – «мехная», «меховная»
каша из гречки – «гречная»
сок из слив – «сливный», «сливочный»

•Образование притяжательных прилагательных (с. 135)
Например: 
у зайца хвост – заячий
у белки уши – беличьи
Ошибки детей: «зайчачий», «лисячий», «лисиный» и т.д.

Связная речь.

Связная речь – это развернутые высказывания, которые позволяют человеку четко и последовательно излагать свои мысли. Без свободного владения связной речью процесс школьного обучения просто немыслим. Поэтому позаботиться о развитии связной речи ребенка необходимо до школы. Ребенка следует научить:
1. Отвечать на вопросы полными предложениями (на материале сказок или текущих событий).

2. Пересказ прочитанной взрослым сказки, мультфильма. В случае затруднений можно помочь ребенку наводящими вопросами.

3. Самостоятельное завершение ребенком недочитанного Вами рассказа. Рассказ при этом как бы домысливается, «дорассказывается».

4. Составление рассказа по серии картинок.

5. Составление рассказа по сюжетной картинке (помогайте вопросами).

6. Составление рассказа-описания. Ребенок должен уметь выделить основные свойства (качества) предмета. Например: «Котенок маленький, пушистый, игривый, веселый. У него длинные усы и острые коготки. И т.д.
В таком рассказе нет развития сюжета!

7. Составление рассказа на заданную тему (о событиях прошедшего дня, поездке, прогулке и т.д.).

8. Постоянно следить за устной речью ребенка: не «глотать» окончания слов, четко произносить звуки, правильно интонировать, следить за темпом речи.

Приложение. Памятки для родителей (раздаю после выступления).

Развитие лексико-грамматического компонента речи.

(Задания для домашней работы).

1.«Один – много» - образование множеств. числа от единственного и наоборот.
2. Образование множ. числа родительного падежа (нет чего?) 
Например: 
дома – домов, стулья – стульев.
3. Образование множ. числа глаголов в сочетании с существительным. 
Например: 
машина едет – машины едут, птица летит – птицы летят и т.д.
4. Согласование существительных с числительными («Сосчитай до 5-ти»). 
5. Образование уменьшительно-ласкательной формы:
а) существительных: 
стул – стульчик, дом – домик, кукла – куколка и т.д.
б) прилагательных: 
красный – красненький, тёплый – тёпленький и т.д.
6. Образование относительных прилагательных: 
дом из дерева – деревянный, 
платье из шерсти – шерстяное и т.д.

7. Образование притяжательных прилагательных: 
у зайца хвост – заячий, у белки уши– беличьи и т.д.
Развитие связной речи. (Задания для домашней работы).

8. Отвечать на вопросы полными предложениями (на материале сказок или текущих событий).
9. Пересказ прочитанной взрослым сказки, мультфильма. В случае затруднений можно помочь ребенку наводящими вопросами.
10. Самостоятельное завершение ребенком недочитанного Вами рассказа. Рассказ при этом как бы домысливается, «дорассказывается».
11. Составление рассказа по серии картинок.
12. Составление рассказа по сюжетной картинке (помогайте вопросами).

Развитие лексико-грамматического компонента речи.

(Задания для домашней работы).
1. «Один – много» - образование множеств. числа от единственного и наоборот.
2. Образование множ. числа родительного падежа (нет чего?) 
Например: 
дома – домов, стулья – стульев.
3. Образование множ. числа глаголов в сочетании с существительным. 
Например: машина едет – машины едут, птица летит – птицы летят и т.д.
4. Согласование существительных с числительными («Сосчитай до 5-ти»). 
5. Образование уменьшительно-ласкательной формы:
а) существительных: 
стул – стульчик, дом – домик, кукла – куколка и т.д.
б) прилагательных: 
красный – красненький, тёплый – тёпленький и т.д.
6. Образование относительных прилагательных: 
дом из дерева – деревянный, 
платье из шерсти – шерстяное и т.д.

7. Образование притяжательных прилагательных: 
у зайца хвост – заячий, у белки уши– беличьи и т.д.

Развитие связной речи.

(Задания для домашней работы).

Отвечать на вопросы полными предложениями (на материале сказок или текущих событий).
1. Пересказ прочитанной взрослым сказки, мультфильма. В случае затруднений можно помочь ребенку наводящими вопросами.
2. Самостоятельное завершение ребенком недочитанного Вами рассказа. Рассказ при этом как бы домысливается, «дорассказывается».
3. Составление рассказа по серии картинок.
4. Составление рассказа по сюжетной картинке (помогайте вопросами).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Всеобуч для родителей. "МЫ за здоровый образ жизни!"

Можно использовать как тематическое родительское собрание, круглый стол для родителей, консультация, обмен опытом....

Всеобуч для родителей "Семья и книга"

В расках проекта "В стране красивой речи" я разработала всеобуч для родителей "Семья и книга", который был проведен после анкетирования родителей по теме "Ребенок и книга", а также после беседы-опроса...

Всеобуч для родителей "Развитие речи через воображение"

Слово как глубокий колодец - источник. А из него можно зачерпнуть воды чуть-чуть, можно - побольше: целое ведро, можно много ведер достать, и все равно не вычерпать.Вот и мы с вами должны понимать сам...

Материал к всеобучу для родителей «С чего начинается Родина?»

Материал для проведения всеобуча и памятка для родителей...

Педагогический всеобуч для родителей.

Личный пример взрослых в культурном воспитании детей. Речевой этикет....

Презентация: Проект в направлении здоровьесберегающих технологий «Всеобуч для родителей «Родитель-ребёнок-детский сад»

Проект в направлении здоровьесберегающих технологий "Всеобуч для родителей "Родитель-ребенок-детский сад" раскрывает эффективные формы взаимодействия детского сада и семьи по формированию потребности ...

Всеобуч для родителей Тема: «Роль родителей в воспитании любви к родному краю».

Всеобуч для родителейТема: «Роль родителей в воспитании любви к родному краю».Целью всеобуча является содействие повышению психологической и педагогической родительской компетент...